ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ

Нургалиева Ю.Ф. 1, Викторова Ю.В. 1
1Стерлитамакский филиал «Башкирского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время современное общество нуждается в личности, подготовленной к самостоятельному приобретению и переносу знаний, сотрудничеству и коммуникации, способной к решению проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций, умеющей использовать ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования выше перечисленных ключевых навыков. Эти требования прописаны в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Основная школа» и ориентированы в первую очередь, на формирование у обучающихся ИКТ – компетентности [1, с. 15].

Вместе с тем, проблема формирования ИКТ – компетентности отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) [2, с. 7], где представлена в метапредметном формате в блоке познавательных универсальных учебных действий (УУД). Именно эти действия способствуют формированию способности выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью, создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств, конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью. Перечисленные особенности являются признаками сформированности ИКТ – компетентности у обучающихся.

В связи с этим возникает потребность в смене способов обучения информатике, передачи информации, изменении формы подачи материала. С целью формирования ИКТ – компетентности обучающихся авторы (А. В. Козырева, Л. Н. Паламарчук, М. М. Пьянников и др.) рассматривают различные средства ее формирования: компьютерные методы обработки информации, проблемно-познавательные задания, комплекс электронно-образовательных ресурсов, а также информационно-образовательные средства (информационно-образовательное пространство, цифровое портфолио, Интернет-сервис и портал) и т.д. Для каждого исследования, характерен вопрос, связанный с формированием ИКТ – компетентности в целом, но не акцентируется внимание именно на процесс обучения информатики в 6 классе.

Особую роль в формировании ИКТ – компетентности обучающихся играет применение интерактивной доски (ИД) и программы Smart Notebook, как в процессе обучения информатике, так и на других предметах. Грамотное использование ИД Smart и прилагаемой к ней программы Smart Notebook позволяет сделать курс информатики насыщенным, динамичным и наглядным, что повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета и формирует ИКТ – компетентность у обучающихся.

Программа Smart Notebook имеет следующие преимущества: 1) удобный интерфейс для предварительной подготовки материалов при организации уроков по информатике, который учитель будет показывать на интерактивной доске; 2) предоставляет богатые технические возможности; 3) материалы, разработанные в программе Smart Notebook, можно применять на любых видах и моделей ИД; 4) содержит обширную коллекцию готовых объектов (интерактивных элементов, картинок, фонов и т.д.), которая постоянно обновляется; 5) данную программу можно установить на любой ПК; 6) ознакомительную версию и элементы ее сопровождения можно бесплатно скачать с сайта производителя.

В Свободной энциклопедии [3] указано, что интерактивная доска (Interactive whiteboard), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации.

Целью использования ИД является формирование ИКТ – компетентности обучающихся в процессе обучения информатике. При использовании ИД каждая страница программы Smart Notebook является интерактивной. Для полноценной работы с документом есть возможность копировать страницы, вносить в них изменения, переходить со страницы на страницу, перемещать, распечатывать или удалять страницы. Все эти действия можно проделать с помощью области задач при выборе вкладки Сортировщик страниц, где отображаются эскизы страниц. Каждая страница это отдельная сцена, на которой мы на уроке информатике заранее располагаем необходимые объекты, которые можно перемещать, изменять, удалять создавать новые в режиме импровизации.

Формирование ИКТ – компетентности, должно осуществляться на каждом предмете, в том числе и информатике. При этом умение создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, графические объекты проведением рукой произвольных линий достигается преимущественно в процессе обучения информатике.

Приведем пример организации урока «Технология работы с графической информацией. Графический редактор Paint».

В ходе работы с программой создается множество страниц.

Страница 1. Эта страница, как и все остальные, оформлена с помощью готовых страниц, находящихся в коллекции Файлы и страницы Notebook.

 

Рис. 1. Страница 1

Страница 2. Работа с определениями с помощью интерактивного средства (ИС) Timeline reveal (временная линия). Проводится опрос по определениям темы (виды компьютерной графики).

 

Рис. 2. Страница 2

Страница 3. Тестовая фронтальная проверка знаний (компьютерная графика, пиксель, графический редактор и т.д.) осуществляется с помощью ИС Multiplechoice (множественный выбор).

 

Рис. 3. Страница 3

Страница 4. Обучающиеся путем перетаскивания объектов составляют схему специальных программ, относящихся к растровым и векторным редакторам.

 

Рис. 4. Страница 4

Страница 5. Используя инструмент Линия и Заливка, обучающиеся строят Кораблик.

 

Рис. 5. Страница 5

Страница 6. Используя инструмент Линия, Заливка, а также вставку геометрических фигур мы на примере показываем, что векторные изображения формируются из базовых графических объектов (линия, прямоугольник, окружность и др.), для каждого из которых задаются координаты опорных точек, цвет, толщина и стиль линии его контура.

 

Рис. 6. Страница 6

Использование ИД в процессе обучения информатике позволит сделать урок насыщенным, динамическим и наглядным, а также сформирует ИКТ – компетентность обучающихся.

Библиографический список

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования / от 17.12.2010. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.

  3. Интерактивная доска // Википедия. [2014—2014]. Дата обновления: 25.11.2014. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=66983027 (дата обращения: 25.11.2014).

Просмотров работы: 1178