ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Панкратова Н.А. 1, Градусова Л.В. 1
1ФГ БОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет" им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику региональных условий. Региональный компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции и др.) помогает детям сознать свою принадлежность к «Малой Родине».

Дошкольный возраст является благоприятным для формирования природоведческих представлений, для пробуждения потребности в познании окружающих условий, для интегрированного усвоения местных климатических особенностей, конкретных традиций, физико-географических особенностей.

В исследованиях, посвященных формированию у детей природоведческих знаний ( Л.С. Игнаткиной, Е. Золотовой, С.Н. Николаевой, И.А. Хайдуровой и др.) выявлены способности дошкольников к освоению зависимости жизнедеятельности растений от условий их произрастания, о приспособлении животных к среде обитания. Природоведческие представления у детей старшего дошкольного возраста составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет.

В процессе ознакомления детей с природой особое значение имеют методы и приемы, способствующие непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками взаимодействия с природой: наблюдение, экскурсия, игры, беседы, эксперименты, и т.д.

Формирование природоведческих представлений у дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических и патриотических чувств. В имеющихся образовательных программах разработано доступное для дошкольников содержание знаний, которые отражают качественное своеобразие объектов живой и неживой природы, обеспечивают ориентировку детей в природе родного края. Содержание представлений включает ознакомление дошкольников с природно-географическими зонами края, с наиболее значимыми природными объектами (озера, реки, горы и др.), типичными для края представителями растительного и животного мира[1].

На основе анализа научно - методической литературы нами разработана программа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой родного края «Урал – батюшка».

Программа "Урал - батюшка" основана на следующих принципах:

  • принцип краеведения, выражающийся в ознакомлении детей с природными особенностями, промышленностью, сельским хозяйством, историей и культурой местного края, города, района;

  • принцип системности предусматривает иерархическое развертывание сведений о растениях и животных, в основу которых положена ведущая зависимость их роста и развития от среды обитания;

  • принцип адаптивности предполагает гибкое, вариативное использование содержания программы в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей детей дошкольного возраста.

  • принцип опоры на народные традиции во взаимодействии с природой.

Цель программы: формирование у дошкольников представлений о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.

Задачи:

- обогатить и уточнить имеющиеся у ребенка знания о природе родного края;

- систематизировать данные практического опыта детей в работе с материалами неживой природы и взаимодействия с объектами живой природы;

- приобщать детей к народным традициям, связанным с народным календарем природы;

- воспитывать интерес, бережное отношение к природным объектам.

Программа имеет блочный характер. Блок «Урал - мой край родной» направлен на формирование у детей представлений о географическом положении, природных зонах, климатических особенностях Южного Урала. Основными методами являются работа с географической картой, экскурсии, рассматривание репродукций картин уральских художников, фотографий уральской природы (степные, лесные, горные пейзажи, уральские реки и озера.), чтение произведений уральских поэтов о природе (Н. Кондратковская, Л.Татьяничева), знакомство с легендами и приданиями Южного Урала. Блок «Знай, люби и сохраняй» предполагает формирование у детей знаний о заповедных местах Южного Урала («Ильменский заповедник», «Капова пещера»), знакомство с Красной книгой Южного Урала, формирование у детей навыков бережного отношения к природе. Содержание блока «Я - исследователь» ориентировано на развитие у детей познавательного интереса, исследовательского отношения к природным объектам. Блок «Народный календарь» знакомит детей с народными традициями отношения к природе, с годовым циклом народного календаря, народными календарными православными праздниками («Яблочный Спас", "Вербное Воскресенье", "Троица", "День Земли", "День птиц", "День посадки деревьев" и др.).

Программа «Урал - батюшка» включает разнообразные, увлекательные для детей способы и методы усвоения и использования природоведческих знаний в повседневной жизни, которые помогают детям выразить себя, проявить творчество. К таким методам относятся: проведение природоведческих опытов; составление гербариев, составление совместно с родителями «природоведческих маршрутов выходного дня»; различные конкурсы: «поделок из природного материала», «экологических плакатов», «знатоки родного края»; экологические акции «кормушка для птиц», «рождественская ёлочка». «Особое место в формировании представлений о природе родного края отводится проектной деятельности: Проект «моя страничка в красной книге», « Растения Южного Урала » и др.

В результате освоения программы к семи годам ребёнок:

  • знает животный и растительный мир своей родного края.

  • проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;

  • стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;

  • привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;

  • знает природоохранные объекты родного края;

знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящимися к труду и быту земледельцев.

Литература

  1. Наш дом –Южный Урал» Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск, АБРИС. –2014.- 255с.

  2. Игнаткина, Л.С. Ознакомление дошкольников с ростом и развитием животных /Л.С. Игнаткина.- М. Издательский центр «Просвещение», 1989.-18с.

  3. Мишарина, Л.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: учебное пособие/ Л.А. Мишарина, В.А. Горбунова.- Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 2007.- 296с.

  4. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений/С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.

Просмотров работы: 3673