УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ СТУДЕНТОВ ФИЛИАЛА ВГУЭС Г. АРТЕМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ СТУДЕНТОВ ФИЛИАЛА ВГУЭС Г. АРТЕМА

Цуцких Н.А. 1, Кузьмина С.В. 1
1ФГБОУ ВПО филиал ВГУЭС в г. Артеме
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Совершенствование системы профессионального образования и профессиональной подготовки бакалавров является одной из актуальных проблем современного развития общества. Основные функции образования связаны с воспроизводством культурных и социальных ценностей и социализацией личности в обществе. Учитывая динамичность современного общества, в частности, экономической системы (соответственно и рынка труда) образование выступает, прежде всего, как институт для формирования и воспроизводства навыков, необходимых для рабочей силы: для передачи знаний и опыта, свойственных различным профессиям, то есть подготовки квалифицированных кадров для различных сфер деятельности.

Реальный ресурс для системы образования и действительный контингент обучаемых студентов составляют не любые индивиды, а такие, которые желают учиться, то есть имеют достаточные стимулы к тому, чтобы предпринимать соответствующие усилия, затрачивать энергию и время. Мотивация к образованию является чрезвычайно важным ресурсом. Одним из потребителей образовательного процесса являются студенты [2].

В рамках предусмотренной программой обучения научно-исследовательской работы студентов нами было проведено социологическое исследование по теме: «Удовлетворенность учебным процессом студентов филиала ВГУЭС города Артема».

Цель данного исследования: выявить основные аспекты формирования студенческого мнения об образовательном процессе в филиале ВГУЭС. Задачи исследования изучить:

1. совокупное мнение студентов о качестве предлагаемого образования,

2. профессиональные качества преподавателей,

3. мнения студентов об организации общественных и развлекательных мероприятиях в университете,

4. соблюдение порядка в университете,

5. необходимость кураторства в студенческих группах.

Предметом исследования являются факторы, влияющие на формирование мнений студентов о качестве учебного процесса.

Объектом исследования выступают студенты в количестве 56 чел., обучающиеся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» первых – четвертых курсов филиала ВГУЭС г. Артема.

В ходе исследования выяснилось, что 59,64 % студентов удовлетворены учебным процессом, однако общее число неудовлетворённых и затрудняющихся ответить составляет 40,36 %. (Рис. 1.) Основным мотивом поступления в ВУЗ и получения образования является наличие определённой специальности (34,7 %) и желание овладеть ею (66,9 %), поступление на бюджетное место- 38,8%, обучение в родном городе -28,6%.

Рис.1. Удовлетворенность учебным процессом

Основным критерием привлекательности нашего ВУЗа являются рекомендации друзей, родителей, знакомых (22,1 %), а так же желание продолжить обучение после колледжа (22,8 %). Интересен тот факт, что основная доля обучающихся на бюджетной основе являлись студентами колледжа ВГУЭС.

На предложенной ниже диаграмме 2 отражено мнение студентов об уровне преподавания в нашем университете, где видно расхождение во мнениях студентов, обучающихся на бюджетной и коммерческий основе.

Большинство из бюджетников (71,43 %) оценивают уровень преподавания, как высокий, и всего 5,2 % считают, что уровень преподавателей не соответствует читаемой им дисциплине. В то время как 43,75% студентов, обучающиеся на коммерческой основе удовлетворены уровнем преподавания, а 18,75 % считают, что уровень преподавания низкий. Из этого следует, что студенты, которые оплачивают обучение, более требовательны к качеству предоставляемых образовательных услуг.

Диаграмма 2. Профессиональные качества преподавателей

Критерии оценки профессиональных качеств

преподавателей

  1. - высокий уровень преподавания

  2. - незаинтересованность преподавателей в передаче знаний

3 - несоответствие уровня преподавания читаемой дисциплине

В нашем университете кураторство является неотъемлемым процессом образования студенческой молодежи. Исследование показало, что 65,2 % респондентов считают кураторство необходимо студентам на протяжении всего периода обучения. Наиболее значимыми функциями куратора респонденты отмечают помощь в проблемных ситуациях с учебой - 82,3%; 25% респондентов выделяют организацию досуга; 38% надеются на помощь куратора в налаживании отношений с сокурсниками и 41,6% в решении личных вопросов.

Так как университет имеет свою молодёжную организацию, газетуи студенческий клуб, в нашем исследовании мы выявили осведомленность и участие студентов в общественных и развлекательных мероприятиях филиала ВГУЭС г. Артема. Большинство опрошенных (68,8 %) отзывается о различных мероприятиях, проводимых в университете, «хорошо» и «удовлетворительно». Однако около 15 % респондентов абсолютно не интересуются этой стороной студенческой жизни. Анализ показывает, что основным источником информации о проводимых мероприятиях в студенческих группах является староста (43,2 %), далее следуют объявления (23,8 %) и непосредственное общение со знакомыми (22,9 %). Необходимо особо отметить, что студенческая газета не достаточно освещает нужную студентам информацию (2 человека, отвечая на вопрос об источниках информации о мероприятиях, отметили газету), преподаватели и сами студенты так же не проявляют инициативы в работе над газетой.

Одним из животрепещущих вопросов является обеспечение порядка на территории ВУЗа. При этом, 65, 96 % респондентов считают необходимым поддержание порядка в здании ВУЗа и на его территории, около четверти респондентов (26,61 %) отметили важность такой функции, как проверка документов при входе в здание университета. По поводу санкций, которые должны применяться в случае неуставного поведения студентов, мнения разделились: 39,45 % считают, что это должен быть денежный штраф, а 46,79 % - уборка помещений. 13,76 % опрошенных не согласны ни с тем, ни с другим видом взыскания.

В данном исследовании мы выявили степень удовлетворённости учебным процессом среди студентов 1-4х курсов направления «Менеджмент» и «Экономика» филиала ВГУЭС в г. Артеме. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1. Около 60,0% студентов удовлетворены учебным процессом;

  2. Отмечают высокий профессиональный уровень подготовки и передачи знаний преподавателями - 57.6% студентов;

  3. 65,2 % респондентов считают кураторство необходимо студентам на протяжении всего периода обучения.

  4. Большинство опрошенных (68,8 %) отзывается о различных мероприятиях, проводимых в университете «хорошо». Однако, вопрос о студенческой газете показал, что многие студенты даже не знают о её существовании.

При этом, основными негативными факторами, влияющими на учебный процесс по мнению опрошенных студентов являются:

  1. Отсутствие постоянного расписания занятий;

  2. Расписание занятий во второй половине дня и в связи с этим, позднее их окончание;

  3. Деканат не предупреждает студентов заранее о переносе или отмене занятий;

  4. Низкая культура общения между студентами;

  5. Незаинтерисованность и равнодушие части преподавателей к студентам.

Литература:

  1. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. – 32с.

  2. Кузьмина С.В., Влияние социально-экономических факторов на высшее образование в России// Материалы Международной заочной научно-практической конференции: «Наука и образование в ХХI Веке».Из- во АР- Консалт, Москва, 2013. С. 162-165.

Просмотров работы: 1450