ТАНЦОВЩИЦЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЭДГАРА ДЕГА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТАНЦОВЩИЦЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЭДГАРА ДЕГА

Мельникова А.М. 1, Поровская Г.А. 2
1Новгородский Университет им. Ярослава Мудрого
2Новгородский Государственный Университет им-ни Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эдгар Дега – французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионистов, обновивший стиль живописи и ее тематику во второй половине 19 века.

Дега не интересовали пейзажи, занимавшие центральное место в импрессионизме, он не стремился запечатлеть игру света и тени. Его интересовали сюжеты обыденной жизни, трудовые будни. В таких полотнах как «Балетный класс. Опера на улице Пелетье» 1872г, «Четыре танцовщицы» 1899г , «Три танцовщицы в репетиционном зале» 1873г и т.п. Он показывает мир грации и красоты, жизнь балета передана им очень ярко: хрупкие и невесомые фигурки балерин представляет то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Для воплощения этих идей он использовал такие материалы как масло, пастель, карандаш, уголь и т.п.

Как художник, Дега вырос на традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Но, как и у соратников по кисти у него был огромный интерес к современной жизни, стараясь изобразить ее на полотне каким-то новым способом. В отличие от других художников того времени, Дега не воспринимал работу на открытом воздухе, он выступал против «пленэристов», предпочитая пленэру театр, оперу, кафе. Он отдался наблюдению человеческой среды во всей живой правде ее типов и жестов. Дега первый заинтересовался и залюбовался красотой движения. Театр появляется в жизни Дега 1867 году, когда он сближается с музыкантом Дезире Диго, а затем знакомится с рядом других артистов Оперы. Наблюдения, сделанные им на спектаклях, репетициях, в артистических уборных, фойе, легли в основу многих картин и зарисовок. Балет был его любимой темой, в которую он погрузился с головой, посещая танцы и танцевальные классы. Ничто не соответствовало интересам художника так, как изменчивая и динамичная стихия танца. Поэтому Дега на протяжении двадцати лет приобретал ежегодно абонемент в Парижскую оперу.

Картины из жизни танцовщиц, его «балетный» цикл - на сцене, за кулисами, в фойе занимают важнейшее по количеству в искусстве Э.Дега. Всем известны его знаменитые полотна «Репетиция балета» 1873г, «Танцовщицы в фойе» 1887-1890гг, «Танцевальный класс» 1875г, «Танцовщицы» 1890г и т.п.

В них Дега сумел увидеть не поверхностные связи изображенного, а внутренние и глубокие. В этом ему очень помогло увлечение модной тогда первой моментальной фотографией. Это позволило картинам художника воплотить в себе такие качества, которые в дальнейшем приведут к возникновению кинематографа.

В своих работах Дега старался передать на холсте ощущение пространства, пластичность и весомость форм. Это и служило причиной того, что в качестве тем к своим картинам он более охотно выбирал сюжеты из жизни балета, чем что-либо другое. Например, «Арабески» 1877г., «Репетиция» 1873г., «Танцовщица в зеленом» 1879г., «Танцевальная школа»1879г. Для того, чтобы иметь возможность детально изучить фигуры и одежду балерин он часто присутствовал на репетициях. Обычно Дега располагался на некоторой высоте, а потому наблюдал за жизнью за кулисами с высоты, изучая сложные ракурсы и эффекты сценического освещения. Огромное количество зарисовок различных движений было сделано им на репетициях в балетном классе. Дега следил за балеринами с двух сторон: со стороны репетиций и бытийной жизни и со стороны концертных выступлений. Тщательно наблюдал за готовностью выхода на сцену, за сосредоточенностью и эмоциями.

Дега ставил перед собой невыполнимые задачи, пытался найти равновесие и гармонию персонажей, направлял всю силу своего таланта на их решение. В своих ранних записных книжках он писал: «Необходимо научиться запоминать формы и выражения и никогда не рисовать и не писать непосредственно с натуры». Этому своему принципу Дега остался верен до конца жизни.

Интересно, что в его картинах и рисунках, изображающих балерин, невозможно обнаружить любование хорошенькими девушками и очарованием юности. Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими. Для него первоочередное значение имели игра света и тени, формы человеческих тел, методы, с помощью которых художник мог бы передать формы или пространство. Балет Дега - классический балет, выродившийся в условное и застывшее зрелище. Балерина Дега - физическое , телесное существо – мускулы и кости, облаченные трико и юбочкой. Танец он передавал как движение, а не осмысление и внутренние переживания. Художника привлекали не театральные представления, а тяжелый и упорный труд за кулисами.

Одним из мировых шедевров является картина «Голубые танцовщицы» 1897г., они принадлежат к тому периоду творчества Дега, когда он изображал полуобнаженные фигуры балерин, освещенные резким светом. Работа выполнена любимой художником пастелью. Все действие заключено в особую среду театральной сцены. Луч прожектора направлен на фигуры балерин, свет оживляет рисунок, заставляя фигуры двигаться. Четыре танцовщицы в картине образуют неразрывное целое, своею пластикой передавая идею гармонии, грации и слаженности движений. Трудно даже сказать, изображены ли на полотне четыре балерины или это может быть фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах.

Своим творчеством Дега показал, что художники-новаторы не только не отрицают искусство рисования, но и ставят перед собой задачи, решить которые может лишь настоящий мастер рисунка. До последних дней своей жизни он был верен своему влечению.

Литература:

1.Сост. Петровец Т.Г Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма, М.: ОЛМА-ПРЕСС,2000. с 51-55

2. Под ред. Калашниковой Т.В. Энциклопедия русской живописи, М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999, с 116-117

3. Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. М.: Изд-во «Искусство», 1971. – с 302

Просмотров работы: 1254