ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЁЖИ УЧАСТВОВАТЬ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ГОРОДА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЁЖИ УЧАСТВОВАТЬ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ГОРОДА

Кулакова К.Е. 1, Падня К.В. 1, Сагъдиева Д.Ф. 1, Губина Н.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Молодёжь — это будущее нашего города, и то как она воспитана будет воздействовать на дальнейшее формирование взглядов у других людей. Экологическое воспитание молодёжи — составная часть нравственного воспитания. Поэтому, под экологическим воспитанием понимают единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания любого человека оказывают влияние - экологические знания и убеждения. Во время обучения в школе и институте у молодого поколения, формируются следующие представления: почему поле, лес, луг называют природными сообществами; для чего существуют различные элементы природных сообществ; как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах и др.[1,с.139]

Изучая ценностные ориентации молодёжи, нельзя не рассмотреть среду, в которой она социализируется. Это необходимо не столько для того, чтобы понять, какие именно институты оказывают существенное влияние на ценностные ориентации, сколько для того, какие идеи, ценности и идеалы прививаются этими институтами молодым людям и прививаются ли вообще, какие ориентиры им предлагают и как это делают.

Как уже говорилось, город возлагает большие надежды на свою молодёжь, поэтому важным оказывается вопрос понимания того, насколько молодёжь отвечает взаимностью родному городу и готова вместе со взрослыми решать его проблемы, в том числе и экологические.

В связи с этим к исследованию этой темы была привлечена студенческая молодёжь.

Студенчество представляет собой определённую часть молодёжи, которая имеет как общие со всей молодёжью черты, так и специфические особенности.

Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями. [2,с.226]

Объектом исследования стали студенты Нижнекамского химико-технологического института (НХТИ), школьники выпускных классов школ города и деятельность преподавателей НХТИ, направленная на формирование экологического сознания у молодёжи.

Предметом — мнение студентов и школьников об экологической ситуации в городе и их готовность взять на себя ответственность по решению экологических проблем.

Целью исследования: на основе системно-деятельностного подхода и конкретных экологических мероприятий, организованных профессорско-преподавательским составом вместе со студентами НХТИ, выявить уровень готовности молодёжи города принимать участие в решении экологических проблем.

Гипотеза исследования: молодёжь готова участвовать в экологических мероприятиях, но брать на себя ответственность за решение экологических проблем города ещё не способна.

Теоретическая значимость исследования состоит в решении проблемы экологического воспитания молодёжи, обнаружении недостаточно изученных аспектов о характере влияния на эмоциональное, психологическое, физиологическое состояние молодёжи различных факторов, обусловленных окружающей средой.

Практическая значимость исследования состоит в исследовании мероприятий, которые могут быть использованы в воспитательной работе и адаптированы к специфике различных учебных заведений.

В рамках исследования были проведены следующие мероприятия:

  • погружение студентов в экологическую проблематику города и включение их в разработку программ социологических исследований экологической направленности;

  • проведение студентами собственных социологических исследований с целью выявления значимых для города социологических проблем и разработки соответствующих мероприятий по их разрешению;

  • проведение в рамках студенческих исследований опросов студентов, не участвующих в исследовании, и школьников;

  • осуществление экологических мероприятий силами студентов и школьников по разработанным проектам;

  • проведение научно-практической конференции по публичной защите проектов с приглашением представителей городской общественности и муниципальной власти;

  • осуществление рефлексивного опроса студентов, принимавших участие в исследовании.

При погружении студентов в ситуацию им было объяснено, что многочисленные социологические исследования, проводимые в г. Нижнекамске, выявляют экологическую проблему как наиболее волнующую население города.

Однако в сознании населения сложился стереотип, что единственными субъектами загрязнения выступают предприятия нефтехимического комплекса. Этот взгляд на проблемную ситуацию формирует у населения:

  1. негативный взгляд на деятельность предприятий;

  2. пассивность и отсутствие желания включиться в решение данного вопроса;

  3. некритическое отношение к собственному экологическому поведению и сознанию.

Нормы экологической культуры в Нижнекамске склонны нарушать все слои городского населения:

  • дети и школьники, которые мусорят возле дома на детских и спортивных площадках, на пришкольных территориях, совершают акты вандализма в подъездах домов;

  • подростки и молодёжь, которые совершают все эти же действия ещё и в общественных местах досуга и отдыха;

  • взрослое население, которое подаёт пример подрастающему поколению, выбрасывая мусор из окон многоквартирных домов; оставляя мусор в полях и лесах после пикников; моя личные автомашины у природных водоемов и рек; устраивая несанкционированные свалки на садово-дачных массивах и на окраинах города; захламляя организованные места вывоза мусора отходами огородного хозяйства, которые могут быть утилизированы ими в пределах своих земельных участков и т.п.

В разработке программ социологических исследований и проектов экологической направленности приняли участие 70 студентов НХТИ.

Первый опрос, проведённый студентами среди студентов, в котором было опрошено 42 человека (53% юношей и 47% девушек в возрасте 18-19 лет) показал, что студенты не удовлетворены состоянием окружающей среды в Нижнекамском муниципальном районе.

При ответе на вопрос «Что вы думаете об экологической ситуации в нашем городе?» 69% ответили, что экологическая обстановка в городе критическая, 21% считают, что некоторые проблемы существуют, но в основном все в порядке, 10% никогда не задумывались об этом.

Главными проблемами экологического неблагополучия города респонденты отметили: загрязнение атмосферы выбросами нефтехимических предприятий (92%), загрязнение воды и бытовые отходы (62%).

При этом 60% отвечающих указали, что решить данные проблемы могут организации, отвечающие за контроль и охрану окружающей среды, 35% - жители города, 5 % - местные органы власти.

При ответе на вопрос «Как Вы считаете, что сегодня надо делать в первую очередь, чтобы сохранить наш город экологически чистым?» 81% респондентов предложили самим не мусорить, 15% - строже относиться к тем предприятиям и транспорту, которые загрязняют окружающую среду; а 4% считают, что сохранить чистым наш город невозможно.

В связи с неблагополучной экологической обстановкой в городе 94% опрошенных высказали обеспокоенность экологической безопасностью.

Отвечая на вопрос «Как Вы думаете, заинтересована ли сегодня молодёжь в воспитании экологической культуры?», 42% дали положительный ответ, 40% - отрицательный, 18% - затруднились ответить.

При этом все респонденты указали, что они принимают активное участие в экологической деятельности: 57% ухаживают за животными, делают кормушки и т.д.; 26% - посещают субботники. Лишь 17% отметили, что не участвуют в экологической деятельности.

Таким образом, было выявлено, что студенческая молодежь обеспокоена состоянием окружающей среды, и ей не безразличны проблемы окружающей среды, а более половины участвующих в опросе осознает, что экологическая ситуация в городе критическая, поэтому они готовы проявлять личную активность в практическом решении экологических вопросов.

Подтверждение этот вывод нашёл в проведение студентами экологического «средника» по уборке городского парка, в котором приняли участие 93 студента факультета экономики и управления НХТИ.

Второй и третий опросы, в которых в разное время, но по одной методике были опрошены вначале выпускники школ (250 человек), а затем снова студенты НХТИ (60 человек), кто сам участвовал в научных и практических мероприятиях экологической направленности.

Основной целью данного исследования было выявление причин, снижающих готовность студентов и школьников решать экологические проблемы.

По гендерному признаку респонденты распределились следующим образом: среди школьников участвовало в опросе 52,4% девушек, а среди студентов — 79,2%.

Для выявления лояльности молодого поколения к своему городу и желания связать свою судьбу с ним, были заданы вопросы: любите ли вы свой город и хотите ли вы покинуть Нижнекамск?

Ответы на первый вопрос показали следующее наполнение вариантов ответов: «очень люблю» - 42% школьников и 43,4% студентов; «не очень» - 32,4% школьников и 39,6% студентов; «не люблю» - 7,6% школьников и 0% студентов; «не думал об этом» - 12% школьников и 17% студентов.

Уехать из города собираются 91,6% школьников и 43,4% студентов. Отсюда следует вывод, что молодёжь, оставшаяся учиться в НХТИ, более патриотично настроена к своему городу и готова связать свою судьбу с ним. Поэтому формирование у школьников и их родителей установок на поступление выпускников школ в старейший вуз города, для освоения ими программ бакалавриата, прогнозирует закрепление в городе почти 50% молодых нижнекамцев, которые массово покидают город после окончания школы.

Для выявления желания приобщиться к жизни города были заданы вопросы о том, кто должен решать проблемы, существующие в городе, и как респонденты лично могут в этом участвовать.

Ответы на первый вопрос выявили следующие тенденции. «Проблемы должны решать власти РФ и РТ» - так считают 33,6% школьников и 26,4% студентов; «проблемы должны решать власти города» - 39,6% школьников и 30,2% студентов; «проблемы должно решать население города» - 5,2% школьников и 5,7% студентов; «проблемы должны решать все вместе, по инициативе населения» - 31,2% школьников и 45,3% студентов. Такой расклад ответов, подчёркивает большую социальную зрелость студентов, по сравнению со школьниками.

Исследование также выявило, что студенты в большей степени склонны брать на себя ответственность за свой город, нежели школьники, поэтому 70,4% первокурсников и 53,8% выпускников вуза утвердительно отвечают на вопрос: «Вы сами должны участвовать в решении проблем Нижнекамска?».

Комментируя ответы респондентов, отметим, что школьники в меньшей степени склонны принимать участие в решение городских проблем. Да и среди студентов немало нашлось тех, кто не знает, как это сделать (20,8%).

Все ответы респондентов можно сгруппировать по признаку активности/пассивности действий. Это позволило наглядно представить структуру активности участия молодёжи г. Нижнекамска в решении проблем города (рисунок 1).

Рисунок 1 — Структура готовности к участию студентов и школьников в общественной жизни города

Если для школьников эта структура выглядит следующим образом: активность — 20,4%, пассивность — 54,8%, неучастие — 24,8%, то для студентов: активность — 32%, пассивность — 64,2%, неучастие — 3,8%. Эти структуры активности должны стать обоснованием управленческих воздействий, оказываемых на молодёжь города представителями властных структур. Студентов в большей мере необходимо учить самостоятельности, развивать у них инициативность, уверенность в себе, а для школьников необходимы ещё и коррекционные мероприятия, воспитывающие у них чувства ответственности и долга.

И результаты проведения практических мероприятий, и результаты социологического опроса показали:

  • что социальная активность молодого поколения населения Нижнекамска должна находиться под пристальным вниманием властных структур и общественности города. Это позволит более эффективно реализовать тот социальный потенциал, который имеется в молодёжной среде;

  • что метод «погружения в ситуацию», применённый преподавателями кафедры государственного и муниципального управления, социологии и менеджмента для активизации студенчества, является действенным инструментов не только в педагогике, но и в решении реальных управленческих задач;

  • что, несмотря на то, что российская молодёжь (и её конкретные представители в г. Нижнекамске) и в ХХI веке переживает кризисы: самореализации, адаптации и социализации, доверия по отношению к власти, индивидуализации, вхождения в новую среду обитания — она всё равно остаётся главной движущей силой развития общества.

Литература:

1. Чупров В.И. Социальное развитие молодёжи. Теоретические и прикладные проблемы. М., Социум. 1994. – с. 139.

2. Социология молодежи: учебно-методическое пособие / З. А. Аксютина. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. — с.226.

Просмотров работы: 4969