ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ КИНО - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ КИНО

Дронов А.Ю. 1, Бакленева С.А. 1
1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Воронеж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной России возвращается былое величие слова «патриотизм». Впервые за многие годы в нашей стране к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско - патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско – патриотического воспитания.

Трудно переоценить роль патриотизма в многовековой истории нашего Отечества. Не возродив патриотических чувств народа, особенно молодежи, его веры в великое будущее своей Родины, нельзя успешно созидать новую Россию. Роль и значение патриотизма особенно возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества и государства сопровождаются повышением напряжения сил его граждан. Проявление патриотизма в такие периоды, как правило, отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о действительно сложном и неординарном явлении. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания, которое сегодня становится важнейшим направлением государственной политики, всей системы воспитания граждан России.

Патриотическое воспитание курсантов — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательных учреждений обучающихся), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная система передачи жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой курсантов к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности индивида, общества и государства [5].

Главная цель патриотического воспитания курсантов — возрождение гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие личности обучающегося, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе, и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.

Из общей цели патриотического воспитания курсантов вытекают задачи, выполнение которых способствовало бы возрастанию дееспособности индивидов, значительному повышению уровня их социальной активности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству [5]:

- формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;

- приобщение курсантов к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;

- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга курсантов с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;

- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;

- формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе и т.д.[2]

Следует отметить, что гражданско-патриотическое воспитание обучающихся строится на основе героических примеров прошлых поколений Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, покорителей целины и строителей БАМа и др. О них мы узнаем, читая историческую, художественную литературу, газеты, просматривая документальное кино или художественные фильмы, слушая тех, кто прошел войну. Тогда мы чувствуем, понимаем и осознаем всю ту тяжесть, ответственность, которую несли наши деды и прадеды, защищая нас, потомков [4].

Вторая Мировая война - война двух мировых военно-политических коалиций, ставшая крупнейшим вооружённым конфликтом в истории человечества, унесшая десятки миллионов жизней. О ней сложено немало песен, написано немало книг и снято великое множество фильмов. На мой взгляд, просмотр художественного или документального кино перед другими видами изучения военного времени имеет некоторые преимущества: массовость; универсальность воздействия на сознание; оперативность; доступность; возможность создания из снимков, сделанных в разное время и в различных местах, иллюзии реальности произошедших событий; неограниченные возможности перемены места и времени действия. В киноискусстве нравственная и эстетическая формы воспитания органически сливаются в единый процесс воздействия на сознание личности через эстетическое восприятие, переживание, подражание героям.

Характерными чертами военно-патриотического воспитания курсантов военных вузов посредством кино выступают тесная связь учебной, профессиональной деятельности и киноискусства; сочетание исторически отработанных высоких духовных достижений и современной патриотической направленности; соединение психолого-педагогической поддержки преподавательского состава и активной роли будущих офицеров в самоопределении и самореализации; присутствие особой эмоциональной и психологической близости курсантов и преподавателей с героями фильмов [2]. Своими глазами мы можем увидеть, как храбро и стойко сражался наш народ. В знаменитой экранизации фильма о Великой Отечественной войне «Офицеры» были сказаны слова, которые на всю жизнь останутся в памяти русского народа: «Есть такая профессия – Родину защищать». Эти слова о тех, кто из-за любви к свой Отчизне, чувства патриотизма готов сложить свои головы ради мира и добра, ради будущего своих потомков. О людях, павших за свою Родину, в советском кинематографе снято более сотни тысяч фильмов. В годы ВОВ борьба за независимость Родины стала главным содержанием жизни людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил нашего народа явилась главной задачей советской литературы и всего искусства. Вот как об этом говорил Г. В. Александров: "Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография. Был пересмотрен план производства художественных и документальных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины".

В годы Великой Отечественной войны киноискусство рассматривалось как мощное средство патриотического воспитания масс, поддержания морального духа народа, его уверенности в победе. Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, о работе тыла, жизни страны в условиях военного времени. Выпускалось много научно-популярных фильмов для армии, посвященных военной технике и тактике современного боя, а также инструктивных фильмов для населения, информирующих о поведении в той или иной ситуации.

Художественный кинематограф по-прежнему оставался мощным средством воспитания масс, но формы фильмов в начале войны изменились - появились короткометражные агитационные новеллы, объединенные в «Боевые киносборники». Первые семь выпусков были сняты на студиях Москвы и Ленинграда, но осенью 1941 г. студии были эвакуированы в Среднюю Азию. Центральная объединенная студия художественных фильмов находилась в Алма-Ате [3].

В съемках фронтовой кинохроники принимало участие более 150 операторов. В это число входили самые разные мастера - и опытные хроникеры, и только что окончившие ВГИК молодые операторы, и те, кто пришел из художественного кинематографа. Все снятое ими включалось в выпуски «Союзкиножурнала», «Новостей дня», фронтовые киновыпуски, короткометражные и полнометражные документальные фильмы. Кинооператоры всегда находились в гуще военных действий, шли в атаку вместе с бойцами действующей армии, боролись с фашистами в партизанских отрядах. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений [6].

За годы войны был создан ряд документальных фильмов, рассказывающих о наиболее значимых сражениях и этапах войны: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Сталинград» (1943), «Орловская битва» (1943), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Берлин» (1945), «Разгром Японии» (1945). Были сняты фильмы, рассказывающие о борьбе народа с захватчиками в тылу: «Ленинград в борьбе» (1942), «Народные мстители» (1943). Документальный фильм «День войны» (1942) рассказывал об одном дне войны - 13 июня 1942 г. В фильме был использован материал, снятый 160 операторами под общим руководством М. Я. Слуцкого.

Фильмы, вышедшие в конце 40-х гг., были посвящены, прежде всего, теме Великой Отечественной войны, в них говорилось о подвигах народа, выдающихся полководцев, роли партии в победе над фашизмом. Тематика и жанры были разнообразны, и многие из этих фильмов зрители смотрят и сейчас в ретроспективных показах. Фильмы на военные темы, появившиеся в это время, сильно отличались от тех, что были созданы в годы войны или первое послевоенное время. На экран пришли новые герои - простые люди, жизнь которых была сломана войной, которые шли защищать свою родину, не думая о личном благе. Война была показана как тяжкое испытание не только для всей страны, но и для каждого человека - испытание мужества, верности, человечности. Фильмы «Дом, в котором я живу» (1957), «Летят журавли» (1957), «Баллада о солдате» (1959) не только получили всеобщее признание зрителей, но и стали любимыми фильмами на многие годы [3].

В лучших фильмах послевоенных лет продолжали плодотворно развиваться традиции социалистического реализма. Наиболее значительный - фильм "Молодая гвардия" (по роману А. Фадеева) о героях Краснодона, поставленный режиссёром Герасимовым. Подвиг, мужество советских людей в годы Отечеств, войны нашли проникновенное воплощение в фильме "Повесть о настоящем человеке" по повести Б. Полевого, режиссер Столпер, а также в лучших приключенческих фильмах - "Подвиг разведчика" и "Смелые люди".

Однако, нельзя останавливаться на мысли, что патриотизм в кино – это обязательно победа, самопожертвование на войне. Лучшие советские фильмы о войне — вообще не о войне. Советские «киношники» знали эту тайну: война не должна учить войне. Она должна учить чему-то противоположному. Такой находкой в 1960-е и далее стала идея о рождении нового человека — человека культуры — как главном достижении советской власти. Даже не о победе строя, а о торжестве Культуры.

Сериал «Рожденные революцией», эпизод, когда милиционеров приводят в Эрмитаж. Голос за кадром: «Когда я впервые увидел эту картину [Леонардо да Винчи], я понял, что мир не просто делится на хороших и плохих. Но что мир светел». Почти религиозная интонация. Эта идея оправдывала все жертвы, включая военные: мы гибли ради торжества культуры, ради торжества сложного человека. Именно поэтому в лучшем советском военном кино так мало стреляют: «20 дней без войны», «Летят журавли», «Баллада о солдате» [3].

В этих фильмах — советским режиссерам удалось соединить орудийные залпы с человечностью; советский военный кинематограф породил, по сути, невиданного героя — воина-интеллигента: тонкого, чувствительного, почти бестелесного, читающего на войне стихи и собирающего в промежутках между боями букет для любимой. Это было хотя и не всегда удачное, но все же развитие, усложнение военной темы. Чтобы она оставалась вечно ускользающим, мерцающим образом, чтобы войну можно было опознать только по косвенным признакам. Война на экране была — по аналогии со светом — отраженной тьмой.

Принципиальное отличие нынешней военной патриотики от советской в том, что она — впервые за все время существования — лишена дополнительных смыслов. Принципиальная разница в том, что теперь главные герои играют, как массовка. Без усложнения война сама по себе вопреки воле создателей получается фильмом об абсурдности войны.

Важно отметить, что в воспитание посредством кино, фиксируются образы, которые отражаются и воспитываются сознанием молодежи, оказывая влияние на формирование определенной картины мира. Киноискусство, как сфера, влияющая на жизнь современного человека, должно задавать моральные и нравственные идеалы жизни человека, развивать его гражданские и патриотические чувства. Особенно актуальной эта проблема становится, когда мы говорим о современной молодежи и ее нравственных и моральных ценностях и идеалах. Кино способно оказывать сильное непосредственнее влияние на внутренний мир человека. Идейно –нравственное воспитание личности средствами искусства кино связано с его спецификой, направленностью к зрителям, отражением социально-исторических потребностей, запросов и интересов. Нравственно-формирующее воздействие киноискусства эффективно во все жизненные циклы, с учетом профессиональных, возрастных и других особенностей зрителя. Именно он, наблюдая поведение киногероя в различных ситуациях, соотносит его со своим личностным нравственным сознанием. Мораль в кино – это не просто отдельная тема и даже не специфические проблемы в различных темах современного кинематографа [5]. В широком смысле – это его нравственная ценность как искусства, выражение его нравственной миссии. Автор Шеремет А.Н. в статье «Социология кино для всех» [6], отмечает наличие проблемы воссоздания в кинематографе национальной картины мира. Очевидно, что национальная картина мира является объектом защиты и охраны со стороны государства и общества, в том числе средствами кинематографа. Кино должно быть средством воспитания населения, оно должно задавать моральные и нравственные идеалы общества, должно нести в себе идеи подлинного патриотизма, интернационализма и веротерпимости.

В рамках военных учебных заведений особенно важно использование демонстрационного как художественного, так и документального изображения жизни до, во время и после войны; размышлений людей о жизни, о человеческих ценностях. Использование такого рода материала на гуманитарных дисциплинах позволяет проговорить, косвенно проживая ситуацию с героями на экране, наиболее важные аспекты гражданской позиции для современной молодежи.

Литература

  1. Андреев, А.Л. Место искусства в познании мира / А.Л. Андреев. М.: Политиздат, 1980. - 255с.

  2. Ахвледиани, М.В. Телевидение в системе военно-патриотического воспитания: автореф. дис. . канд. филол. наук / М.В. Ахвледиани М., 2002. -27 с.

  3. Вайсфельд, И. В. Встречи с музой: Беседы о киноискусстве для учащихся старших классов / И.В. Вайсфельд, В. Демин, Р. Соболев. Кн. I — М.: Просвещение, 1981.-223 е.

  4. Гращенкова, И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: социально-эстетический потенциал современного кинопроцесса: учеб. пособие / И.Н. Гращенкова. М.: Высш. шк., 1986. - 224 с.

  5. Игнатов, В. С. Военно-патриотическое воспитание советских воинов посредством киноискусства/B.C. Игнатов. М.: изд. ВПА, 1981. -123с.

  6. http://detectivebooks.ru/book/30737840/?page=1

Просмотров работы: 4725