ЭМОЦИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭМОЦИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Подкопай А.И. 1
1Кубанский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эмоции интересовали человека с давних времён. Об этом говорили и Аристотель, и Лукреций, и Гиппократ, и Платон и многие другие ученые.

Эмоции позволяют субъективно оценивать окружающий мир, прогнозировать будущие события. Они показывают отношение человека к различным событиям его жизни. Отрицательные эмоции, такие как страх, например, могут предупреждать нас о возможной опасности. Также отрицательные эмоции помогают нам не совершать повторно одни и те же ошибки.

Человек живет в мире себе подобных. И отношения между людьми устанавливаются через общение.

Мы не можем жить без взаимодействия с другими людьми. Исследования, проведенные по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показали, что длительное пребывание в гермокамере ведет к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов и т.д. Причем серьезные нарушения психической деятельности и поведения человека наблюдаются в условиях изоляции при отсутствии целенаправленной деятельности. Человек в этих условиях испытывает беспокойство, неуверенность в себе, тревогу, уныние, он становится неуравновешенным, вялым. Замечено, что люди в условиях изоляции начинают говорить вслух. Таким образом они пытались удовлетворить потребность в общении.

Особенно важно общение в межличностных отношениях. Личные отношения могут быть оценочными, связанными с восхищением и популярностью другого человека. И также могут быть действенными, связанными с взаимодействием с другими людьми.

Я.А. Коломинский выделяет в структуре взаимодействия и общения людей три составляющие: поведенческую, аффективную и когнитивную.

К поведенческому компоненту относят результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию (перемещение в пространстве), речь.

Эмоциональный компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях

Когнитивный компонент включает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружающего мира и самого себя.

Взаимоотношения между людьми представлены как товарищество, дружба, любовь, безразличие, вражда, ненависть. Сюда же можно отнести деловые отношения.

Товарищество — это самый древний вид отношений людей. Он зародился тогда, когда между людьми могло еще не быть социальной вражды и конкуренции и когда им вместе приходилось добывать себе пищу, активно поддерживая и помогая друг другу в борьбе за существование. И в дальнейшем люди постоянно стремились развить и упрочить такие взаимоотношения друг с другом. Товарищеские отношения строятся на основе неписаного кодекса товарищества. Этот кодекс предполагает полное доверие и открытость людей по отношению друг к другу.

Под дружбой понимаются глубокие личные человеческие отношения, которые чаще всего возникают между людьми одинакового возраста и одного и того же пола. Для друзей главное — психологическое единство и постоянная нужда друг в друге. Друзья помогают, поддерживают друг друга в трудные минуты, особенно при решении личных вопросов. Этим моментом дружба отличается от товарищества, хотя и те и другие отношения примерно одинаковой степени психологической близости и взаимозависимости людей.

Наиболее глубокий вид отношений - любовь. Люди любят детей и родителей, есть любовь к отечеству, к Богу, кчеловеку противоположного пола. Первые два вида любви основывается натрадиционных родственных семейных связях и бытовой морали, они возникают междулюдьми, которые живут одной семьей, отвечают друг за друга, заботятся,посвящают себя друг другу.

Другой род любви — человека к Богу — возникает у верующих людей, тех, кто обращаются к Богу, как высшему существу и отдают ему свои самые лучшие чувства, связывая с ним большие надежды.

Есть еще любовь к Отечеству. Она выражается в любви к своему дому, народу, Родине. На ней основывается чувство патриотизма.

Любовь к человеку противоположного пола возникает между мужчиной и женщиной, юношей и девушкой. Влюбленные чувствуют сексуальное влечение друг к другу, но их отношения вовсе не сводятся к нему. Однако без взаимного полового влечения этот вид любви превращается в дружбу между людьми разного пола.

Существуют отрицательные личные отношения между людьми. Это безразличие, вражда, ненависть. Безразличие во взаимоотношениях возникает довольночасто. В качестве причин безразличия и отчуждения людей друг от друга можно назвать недостатки в системе образования, которая не вырабатывает у детей такие качества личности, благодаря которым они бы могли чувствовать потребность в людях, создавать и поддерживать с ними хорошие отношения. Безразличие и отчуждение часто переходят во вражду и ненависть. Некоторые ученые полагают, что одна из возможных причин вражды и ненависти — инстинкт агрессивности, унаследованный от животных. В мозге и тех и других есть нервные центры агрессивности, воздействие на которые порождает симптомы агрессивного поведения. Однако психологически здоровый и воспитанный человек вполне в состоянии управлять своими агрессивными импульсами.

К деловым отношениям относятся партнерство, сотрудничество иконкуренцию. При партнерстве люди взаимодействуют друг с другом на равных права, выполняя общую работу. При сотрудничестве осуществляется такая совместная деятельность, при которой люди взаимно зависимы друг от друга и решают одну общую для них задачу. Конкуренция представляет собой соревнование друг с другом, при котором участники нацелены на выигрыш.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что эмоции в жизни человека играют большую роль, именно им человек проживает более интересную и эмоционально насыщенную жизнь.

Литература

  1. Изард К. .Психология эмоций. – СПб: Питер, 199.)

  2. Вердербер Р, Кейтлин «Психология общения. – СПб: Прайм-Еврознак, 2003.

  3. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  4. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: Проспект, 2004.

  5. Электронный ресурс: http://www.sbiblio.com/

Просмотров работы: 5740