ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС.

Хусаинова Р.М. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная социокультурная ситуация характеризуется падением духовно-нравственные ценностей. Это связанно, прежде всего, с тем, что население больше интересуется экономическими благами, а духовное состояние человека и религиозные устремления уходят на задний план.

С целью изучения уровня религиозных знаний населения Ульяновской области в рамках научно-исследовательского проекта «Симбирский духовный центр» было реализовано комплексное исследование, проводимое в три этапа: анкетирование среди населения Ульяновской области, электронная обработка данных анкетирования и отчет о ходе проведения работ. Анкета включала вопросов, которые были сгруппированы в несколько блоков:

В качестве респондентов выбраны 150 человек разного возраста, пола, вероисповедания, профессии города Ульяновска.

Процентное соотношение ответов на вопрос о уровне знаний о религии показывает, что большинство (91 %) не имеет глубоких знаний той религии, к которой принадлежат. Данные ответов представлены на рис.1.

рис.1 Ответы на вопрос: «Каков Ваш уровень знаний о религии, к которой вы принадлежите или симпатизируете»

Не имея глубоких религиозных знаний, 53 % опрошенных считает, что им хватает информации для повседневной жизни. 24 % (36 человек) считает, что им не хватает тех знаний, которые они имеют. 57 % опрошенных ссылается на нехватку времени для изучения нового материала . Таким образом, можно считать, что 80 % опрошенных (не хватает времени – 57 %; не чувствую необходимости – 23 %) на момент заполнения анкет не хотят получать знания о религиях. Данные ответов представлены на рис.2

Рис.2 Ответы на вопрос: «Хватает ли Вам этих знаний в повседневной жизни?»

Если говорить о респондентах, которых заинтересованы в получении знаний о религиях, то это число составляет 30 % (не знаю, как это сделать – 19 %; много времени уделяю семье – 11 %). Данные ответов представлены на рис.3

Рис.3 Ответы на вопрос: «Какие факторы мешают узнать о своей религии больше?»

Интересен тот факт, что на вопрос «Какие факторы мешают узнать о религии больше информации?» 30 % отметили такие факторы, которые не препятствуют получению новой информации. Но на поставленный данный вопрос только 24 % утвердительно ответили «да». Таким образом, 6 % респондентов окончательно не приняли решение. С этой категорией респондентов необходимо проводить предварительные беседы о религиозном воспитании и образовании.

Почти что 1/3 респондентов, которые ответили на данный вопрос, форму получения знаний о религии выбрали самостоятельное изучение (24 %). Но, тем не менее, очную, заочную, вечернюю и дистанционную формы обучения выбрали 18 %.

18 % респондентов, которые выбрали очную, заочную, вечернюю и дистанционную формы обучения, распределились следующим образом: в светском учебном заведении 8 %, в религиозном учебном заведении – 9,3 %.

Положительно относятся к другим религиям 48 % опрошенных, при этом только 29,4 % желают повысить уровень знаний. Более половины респондентов не хотят повышать уровень знаний о других религиях.

В ходе исследования было выявлено:

1. Дополнительные знания религиозного характера имеют возможность получать 70 % респондентов. Сюда входят респонденты до 30 лет, которые на момент заполнения анкет учатся в среднем, средне-специальном, высшем учебных заведениях и могут получать дополнительное образование (57 %). Также респонденты пенсионного возраста от 55 до 75 лет, которые не работают (13 %).

2. Отношение к своей и иной религии связанно возможность получить дополнительные знания. Так 83 % верят в Бога своей религии. 91 % опрошенных, не имеют глубоких знаний той религии, к которой принадлежат или которой симпатизируют.Только 1/3 (менее 30 %) готова лучше знать религиозные обряды и традиции. 9 % опрошенных имеют доскональные знания всех обрядов и традиций той религии, к которой они принадлежат или которой симпатизируют, таким образом, по их мнению, уровень религиозных знаний высокий.

3. Получать дополнительные знания религиозного характера согласны более 50 % (выбрали самостоятельное изучение); только 18 % респондентов готовы обучаться в светском и религиозном учебных заведениях различных форм обучения.

На основе поведенного анкетирования и обработки полученных данных были разработаны рекомендации для повышения уровня знаний религиозного характера у населения Ульяновской области:

I. Для тех, кто готов повысить уровень знаний через учебные заведения (18 % респондентов):

1. Открыть в высших и средне-специальных учебных заведениях направления подготовки «Теология»; создавать совместные учебные планы с другими направлениями подготовки (медики, психологи, социальные работники и пр.);

2. проводить более широко (не только в рамках учебных заведений) социальную рекламу о проведении курсов переподготовки кадров и о наборе студентов по направлению подготовки «Теология». В рамках Ульяновской области это могут быть заметки в газете «Мозаика», информационные блоки для районных радиоточек.

II. Для тех, кто готов повысить уровень знаний самостоятельно (24 % респондентов):

1. проводить открытые лекции, беседы, встречи со служителями религиозных учреждений.

2. печатать статьи в газетах, журналах, теле- и радиопередачах светского характера регионального уровня показывать программы, предоставляющие информацию религиозного характера, о работе тех или иных религиозных конфессиях, социальных акциях, благотворительных мероприятиях

III. Для тех, кто готов повысить уровень знаний самостоятельно и для тех, кто не имеет никакой информации, но готов ее получить (более половины опрошенных респондентов, в том числе 6 % респондентов окончательно не принявших решение):

1. Информирование население о чем-либо через буклеты, информационные листовки посредством почтовых ящиков, раздачи на улицах. В листовках может содержаться информация разного характера: о проводимых акциях, благотворительных мероприятиях, открытых лекциях, беседах, интервью со служителями религиозных учреждений, о правилах проведения тех или иных религиозных традициях (пост, праздники) и пр.

2. на базах средних учебных заведений создавать классы теологического характера, в которых служители различных конфессий смогут проводить беседы, встречи, лекции, мастер-классы с учащимися с целью повышения знаний, а также организовывать благотворительные акции и мероприятия.

Просмотров работы: 1235