РЕБЕНОК ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕБЕНОК ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ

Дмитриева Н.Н. 1
1СГУ имени Н.Г.Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Многодетные семьи всегда сталкивалась с множеством самых разнообразных проблем и еще до появления термина относилась к категории «семья группы риска».

Из множества современных определений риска, приводимых в разных научных трудах, можно выделить определение, данное в монографии Covello V.T. Merkhoter M.W.: «Риск – характеристика ситуации или действия, когда возможны многие исходы, существует неопределенность в отношении конкретного исхода и, по крайней мере, одна из возможностей нежелательна» [1, с. 104]. В этом определении синтезированы все главные черты, присущие риску: опасность или более мягко – нежелательность, неопределенность, случайность, с одной стороны, состояние или действие – другой.

Также риском считается непосредственно предполагаемое событие, способное принести кому-либо убыток или ущерб. Но совсем не обязательно, что риск окажет негативные, он может иметь и позитивные последствия.

Риск довольно обширное явление, поэтому существует определенная классификация рисков: экологический, психологический, педагогический, социально-психологический, социально-педагогический, правовой, медико-биологический, экономический и другие. Перечисленные виды лишний раз подтверждают, что он реально существует практически во всех сферах жизни человека и отсутствует гарантия абсолютной успешности того или иного действия, деятельности, так как всегда есть фактор риска.

Социально-педагогические риски – это категория рисков, которая достойна особого внимания. В социальной педагогике риск имеет несколько составляющих, связанных с субъектами этой деятельности (ребенок/дети – педагоги – родители/лица их заменяющие – представители микросоциума), вариативными и инвариантными условиями осуществления, видами/типами образовательных учреждений и их спецификой и др.

Социально-педагогический аспект риска связан с процессом социализации личности, креативностью, инновационностью, постоянной оптимизацией педагогической деятельности и превентивности, пролонгированности сотрудничества педагогов, воспитанников.

Социально-педагогический аспект риска детерминирован тенденциями развития современного образования, а именно изменениями характера педагогических взаимоотношений триады «ребенок – педагог – родитель» с субъектно-объектных на субъект-субъектные. В частности, это нашло отражение во введении таких терминов, как «семьи группы риска», «дети группы риска».

По мнению Л.Я. Олифиренко дети группы риска – та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни, и более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних [2, с. 53]. Основными причинами попадания ребенка в данную категорию являются: асоциальное поведение родителей; пьянство одного или обоих родителей; устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; торговля детьми; сексуальное развращение родителями собственных детей; отбывание одного из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома; конфликты со сверстниками [3, с. 86]. Кроме того, к категории «дети группы риска» относятся дети, воспитывающиеся в многодетных семьях, которые в свою очередь считаются семьей группы риска.

Семья группы риска, с точки зрения социальной педагогики, это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества [4, с. 32]. В самом общем виде для семьи группы риска, по мнению Елизарова А.Н, характерны следующие негативные аспекты:

1. Засилье в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.

2. Высокая степень риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.

3. Слабая способность членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособность по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.

4. Слабая способность обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда специалист пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия [5, с. 102].

Безусловно, это наиболее крайние формы проявления и не каждая семья группы риска характеризуется подобными проявлениями, а в первую очередь та, в которой родители не выполняют своих функций. Многодетная семья, имеет потенциальный социально-педагогический риск проявления указанных негативов, так как чаще других сталкивается со следующими проблемами:

• материальными (с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается);

• с обеспечением полноценным питанием, одеждой, жильем;

• со здоровьем как следствие вышеназванных проблем (в многодетных семьях дети болеют значительно чаще, чем дети из других семей);

• с ростом числа разводов в сложных социально-экономических условиях;

• с образованием (у детей меньше условий и возможностей для получения полноценного образования);

• с воспитанием детей (здесь они чаще оказываются без присмотра, раньше приступают к самостоятельной трудовой деятельности; родители не знают, как организовать нормальные взаимоотношения, самообслуживание распределение поручений в семье);

• с индивидуальными проблемами ребенка, отражающими специфику жизни в многодетной семье (более жесткий контроль ограничивает свободу в принятии решений; дети более загружены; им не хватает родительского тепла из-за отсутствия времени у родителей; детям негде отдохнуть от избыточных контактов; затруднено проведение каникул, отдыха и др.);

• моральными проблемами, отражающими изменение отношения общества к многодетным семьям, и т.п.

Из-за всего этого дети из многодетных семей особо подвержены социально-педагогическим рискам и нуждаются в помощи компетентных специалистов, к числу которых относится и социальных педагог. Опираясь на нормативную базу, а именно указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05 мая 1992 года [6], он оказывает социально-педагогическую помощь и сопровождение детям из данного типа семей группы риска и самой многодетной семье. Данное взаимодействие, помощь и поддержка многодетной семье, как отмечает Шакурова М.В [7, с. 173] осуществляется по следующим направлениям:

  • определение с помощью различных источников, методов диагностики основных проблем и потребностей семьи;

  • установление базовых нормативов в оказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд и потребностей, как всей семьи, так и каждого ее члена;

  • помощь в оформлении различных пособий, льгот, действующих для многодетных семей и предоставление своевременной информации об их получении;

  • помощь в обеспечении и повышении доходов путем обращения в службы трудоустройства по месту жительства;

  • консультирование, педагогическая помощь в решение проблем, в том числе эмоционально-психологических;

  • социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений как между детьми, так и в плоскости «ребенок/дети – мать/отец/родители»;

  • контроль за использованием выделенных детям денег, обучение их опытом разумного, адекватного распределения финансовых трат;

  • наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи, помощь ей в устройстве, (если имеются) детей-инвалидов и/или детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированные учреждения;

  • направление детей и родителей в ситуации возникающей необходимости на консультацию к различным специалистам для урегулирования семейных отношений, предупреждения конфликтных ситуаций, разрешения конфликтов и т.п.;

  • организация благотворительных акций в поддержку многодетных семей;

  • диссеминация позитивного воспитательного опыта многодетных семей;

  • периодическая проверка предоставления различных установленных видов помощи;

  • стимулирование деятельности территориальных ассоциаций многодетных семей и т. п.

Реализация каждого из них происходит в опоре на такие принципы социально-педагогической деятельности, как: принцип конфиденциальности; посильного участия в решении проблем; возможность отказа от помощи специалиста, в ситуации отсутствия негативного риска для социализации ребенка/детей; приоритет в защите интересов ребенка; индивидуальный подход исходя из проблемности и зоны риска конкретного ребенка из многодетной семьи и др. Безусловно, так же и то, что в решении многих вопросов, связанных с социализацией, развитием детей, воспитывающихся в многодетных семьях, социальный педагог взаимодействует с педагогическим коллективом образовательного учреждения, родительским сообществом, педагогом-психологом, органами опеки и попечения и др. Только в опоре на образовательное и социальное партнерство удается предупредить появление негативных рисков и усилить потенциальные позитивные возможности многодетных семей.

Литература

  1. Covello V.T., Mumpower J. Risk Analysis and Risk Management: An HistoricalPerspective // Risk Analysis, 1985. Vol. 5. No. 2. PP. 103–120.

  2. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Я Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Деменьтьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 256 с.

  3. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

  4. Государственный экзамен по социальной педагогике: требования, программа, тезаурус (Часть I). Черняева Т.Н., Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Бурмистрова М.Н. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. – 66 с.

  5. Аналитический вестник № 20 (176) Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. – М., 2002. – 123 c.

  6. Гарант. Информационно-правовой портал. [http://base.garant.ru/10100845].

  7. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

  8. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

Просмотров работы: 2663