ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Мязин А.С. 1
1ФГ БОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Самостоятельность – это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в т.ч. требующих принятия нестандартных решений.

Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. На 5—6-м месяце жизни ребенок начинает предпринимать самостоятельные действия - садится, пытается достать игрушку и т.д., к концу 1-го года жизни - стоит, поддерживает равновесие своего тела, осуществляет целенаправленные действия. Таким образом, пробуждается стремление к самостоятельности, связанное с потребностью ребенка удовлетворять свои желания без помощи и поддержки со стороны взрослых. На 3-м году жизни в силу возросших физических возможностей ребенку становятся доступны разнообразные действия. В этом возрасте происходит также первоначальное осознание ребенком себя, выделение себя из окружающего мира и тем самым закладываются основы самосознания. Это проявляется в обостренном стремлении к самостоятельности, нередко даже вопреки желаниям родителей. Наступает «кризис 3 лет» - этап становления личности, для которого характерен переход к новому, более совершенному уровню сознания и поведения. Этот этап является чрезвычайно благоприятным для разумного поощрения побуждений ребенка, привития ему полезных навыков.

Прежде чем приступать к воспитанию в ребенке самостоятельности, надо убедиться, что ребенок знает, что это такое, для чего ему это нужно.

Можно построить беседу, задавая вопросы: «Какого человека ты можешь назвать самостоятельным?»; «Что дает самостоятельность человеку?»; «Кого из своих друзей ты можешь назвать самостоятельным?»; «Считаешь ли ты себя самостоятельным?» и пр.

Необходимо беседовать с ребенком, показывая привлекательность данного качества для его жизни.

Выбор мотивов самостоятельного поведения зависит от опыта ребенка, а так как выбор его достаточно труден, то ребенок прилагает усилия. В результате этого волевого акта для малыша вычленяется ведущий мотив его самостоятельной деятельности. Это очень сложный для ребенка акт, поскольку эмоциональная привлекательность осуществляемого им действия сильнее, чем мотив. Другими словами, стирка с водой, пеной, пузырями гораздо привлекательнее внешними эффектами, чем мотивом помощи маме.

Задача взрослого — помочь ребенку справиться с его выбором, направлять его, но не решать за него сложную задачу выбора. Более продуктивно формировать мотивы в тех видах самостоятельной деятельности, которая интересна ребенку. Все имеющие детей родители знают, как дети в возрасте три—четыре года стремятся все время помо­гать по хозяйству. Они хотят вместе заметать, пользоваться пылесосом и особенно мыть посуду. Это сфера их интереса. Если родители или другие родственники умело помогут ребенку, то у него формируется потребность все время по­могать маме, бабушке, папе. А для этого надо всего лишь приветливо принимать помощь своего малыша, учить его правильным действиям и не стремиться сделать все быстрей и ради этого отказываться от участия ребенка в делах семьи.

Мотивы, о которых мы говорили выше, формируются только в условиях деятельности ребенка. Они могут быть различны и зависят от опыта ре­бенка. Их формирование — волевой акт. Проявление воли у ребенка понимается нами как умение доводить любое начатое дело до конца. Для формирования волевой активности родителям, родственникам, любым взрослым, работающим с детьми, надо научиться создавать специальные педагогические условия, способствующие формированию у детей умений преодолевать затруднения, возникающие в ходе решения жизненно важных практических задач. Можно использовать чтение рассказов, создавать игровые ситуации, в ходе которых детям предлагалось бы принимать самостоятельные решения для выполнения условий игры.

Участие в различных видах деятельности помогает формированию ведущих мотивов самостоятельности. Игры, которые можно предлагать детям, могут быть выдуманы самими родителями, например, «Вместе готовим», «Вместе убираем» и др.

В процессе формирования самостоятельности у ребенка необходимо проводить работу по переносу способов решения конкретных жизненных задач в новые жизненные условия, что позволяет расширить его опыт и поможет закрепить приобретенные умения и навыки. Родители или иные взрослые, работающие в этом направлении, все время анализируют вместе с ребенком характер и качество принятых им решений. Можно обратиться к литературным источникам, но вопросы уже должны содержать элементы обобщения и переноса. К примеру, можно спросить о том, какими волевыми качествами обладает Бобка (Рассказ Н. Носова «Заплатка») или задать ряд вопросов на уточнение.

Вопросы могут быть такими:

♦ Какое происшествие, описанное в рассказе, делает возможным дальнейшие события?

♦ Стал ли Бобка сразу сам зашивать свои штаны? Почему?

♦ Права ли была мама, когда отказалась зашивать штаны сыну?

♦ Какое событие явилось поводом для того, чтобы Бобка попытался сам зашить штаны?

♦ Как поступил Бобка потом?

♦ Как ребята оценили Бобкину работу?

♦ Был ли доволен Бобка своей работой? Почему?

♦ Как бы ты поступил на месте Бобки? Почему именно так?

Далее ребенку предлагается выбрать качество, которым не обладает Бобка, сравнить поведение литературного героя, и реального товарища, с которым общается ребенок, обсудить с ребенком собственное поведение и сравнить его качества с качествами литературного героя.

Итак, мы пришли к выводу, что самостоятельность является тем качеством, которое следует воспитывать в детях дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2008. – № 1 - С. - 124-132.

2. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». - 2010. – N37. - С. 20-23.

Просмотров работы: 3082