Понятие "человек", пожалуй, самое неопределённое понятие. Что же такое "человек"? Материальное тело, сознание, некая полевая структура или что-то ещё? Различные теории отвечают на этот вопрос по-разному. Иногда различные понятия вкладываются в одни и те же термины (например, составляющие "духа" и "души" различны в разных теориях).
Попробуем составить (конечно же очень упрощённую) модель "устройства" личности человека.
"Человек" - понятие многослойное. Различные слои зависят друг от друга. Кроме того, сами слои многослойны. Попробуем объединить различные слои в определённые "крупные блоки".
Во-первых, у человека есть материальное тело. Его можно потрогать, измерить параметры органов и т.д. Во-вторых, у человека есть некие полевые структуры, некоторые из которых зависят от тела (т.е. вторичны по отношению к нему), а некоторые (главные) являются первичными по отношению к телу. Например, если телу человека холодно, то при этом настроение человека портится, возникают негативные мысли (полевая структура). В то же время, если поле человека некоторым образом искажается (например, человек привык негативно мыслить), то через некоторое время у него может заболеть тело, возникнет болезнь каких-либо органов. Имеются полевые структуры человека, тесно взаимосвязанные с его телом. Например, сознание человека (его "дух"), т.е. мысли, идеалы, способности, воля, воображение и т.д. Имеются слои сознания, зависящие от тела (от работы мозга), а есть полевые слои сознания, независящие от материального тела, первичные по отношению к нему, тесно связанные с "единым информационным полем" (например, когда слои сознания, связанные с телом человека выключаются, человек может видеть себя, находясь вне тела (при этом он себя осознаёт, т. е. сознание работает. Это работают полевые слои сознания, первичные по отношению к телу).
Согласно диалектическому закону единства и борьбы противоположностей две противоборствующие составляющие человека (тело и дух) должны быть едины на ещё более "тонких" планах. Эта структура, в которой объединяются тело и дух человека называется "душой" человека. Душа также многослойна. В душе человека содержится бессмертная (вечная) частичка Первопричины (Бога, Творца), поэтому именно через душу человек связан с Творцом, а значит со всей вселенной.
Иным образом это можно представить так:
С душой связан основной инстинкт человека - инстинкт устремления к Богу (т.е. любой человек независимо от его сознания подсознательно знает, что главная его часть бессмертна, Божественна, а значит вечна. Поэтому целью жизни человека является максимальное приближение своей "человеческой" и "животной" части к Божественному идеалу. Подсознание человека знает всё, оно знает, что в каждом человеке присутствует частичка Творца, поэтому подсознательно любой человек стремится быть "похожим" на Творца, стремится уподобиться Ему, стремится стать "СоТворцом" вселенной. Гармония наступает в том случае, когда и сознание и тело человека стремятся к тому же.
С духом связан второй основной инстинкт человека - инстинкт самосохранения: человек стремится сохранить себя в настоящем (найти хорошую работу, построить дом, накормить себя и семью, реализовать свои способности, повысить свой социальный статус, отдохнуть и т.д.)
С телом прежде всего связан третий основной инстинкт человека - инстинкт продолжения рода: стремление человека сохранить себя в будущем.
И душа (с Божественной её частью), и дух, и тело - это многослойные "составляющие" "человека". В очень упрощённом варианте можно сказать, что материальная и духовная части человека тесно взаимодействуя друг с другом, представляют из себя противоположности, которые объединяются в душе, непосредственно связанной с Творцом.
Все "части" важны, каждая имеет огромное значение, но есть нюансы.
Вначале несколько пояснений.
1. Соотношение "Божественной" и "человеческой" воли. Естественно, что всё происходящее в этом мире, происходит по Божественной воле. С человеком случается то, что "нужно Богу" (каков человек - то с ним и случается), а не то, что хочет человек. Но сам человек вправе определять вектор своего движения (от Бога или к Нему, в направлении какого-либо инстинкта, в сторону развития или деградации своих "составляющих" и т.д.), т.е. на "внешнем плане" - воля человека, на "внутреннем" - безусловная воля Бога. (Фраза Христа "Ударили по одной щеке - подставь другую" относится не к телу или сознанию, а к душе. Если с человеком произошло нечто кажущееся (с точки зрения сознания) нехорошим, то это означает, что у него с душой проблемы, поэтому нужно приводить в порядок душу, а не хулить Бога за "неприятность". Сопротивляться Богу нельзя (уж если это произошло, то на то была Божественная воля), нельзя осуждать человека, через которого действовал Бог, нельзя внутренне на него обижаться. Но снаружи, конечно, сопротивляться и менять ситуацию необходимо, иначе Вас могут просто убить. Поэтому, как человек себя ощущает, с какой "составляющей" он прежде всего себя связывает, на что именно ставит "точку опоры своего Я", - от этого зависит качество развития его души, качество существования в этой конкретной жизни. Например, один человек скажет, что он есть тело (точка опоры - на тело), другой - что он есть дух и т.д. Итак, внутри: "на всё воля Божья", снаружи мы сами вправе выбрать развитие или деградацию. От этого нашего выбора во многом зависит проявление Божественной воли по отношению к нам, нашей семье, нашему народу, нашей цивилизации. Сегодняшняя цивилизация (по крайней мере большинство) выбрала путь на деградацию и самоуничтожение.
2. Душа многослойна. Часть души божественна, т.е. вечна и имеет постоянную связь с Творцом. Именно в душе объединяются противоположности: телесное и духовное начала человека. Душа - полевая структура, взаимодействующая с единым информационным полем. Именно в определённых слоях души "находятся" чувства, интуиция человека. Душа иррациональна, нелогична (с "человеческой" точки зрения) и логична (с точки зрения "Божественной"). Поскольку "Бог есть Любовь", а именно душа человека связана с Богом, то значит и Любовь (как объединяющее всё чувство) находится в душе.
3. Дух (сознание, разум) логичен с "человеческой точки зрения". Дух - это способности человека, его принципы, интеллект, воля.
Итак, "идеальный человек" состоит из
биологического тела,
взаимосвязанного с телом "многослойного" духа (сознания),
души, в которой объединяются тело и дух, и присутствует вечная Божественная составляющая.
Применим на практике данную модель.
Пример 1. Человек чувствует, понимает, что он многослоен, что его душа связана с Творцом, что Творец присутствует в человеке каждое мгновение, что в душе объединяются его "биологические" и "человеческие" части, что всё это едино, но приоритет отдаётся Любви в душе, потом потребностям духа, потом потребностям тела. Все основные инстинкты важны, но сначала - инстинкт устремления к Богу, потом - инстинкты самосохранения и продолжения рода. (Например, в Ветхом Завете Творец останавливает руку Авраама, готового убить собственного сына ради Всевышнего - инстинкт устремления к Богу поставлен выше инстинкта продолжения рода). Всё важно, но акценты расставлены верно, энергия идёт сначала к Творцу, потом на остальные потребности души, потом на потребности духа, потом на потребности тела. Душа открыта и именно через нее человек получает новую порцию Божественной энергии для дальнейшей жизни.
Пример 2. Человек начинает терять связь с Богом (не принимает внутренне Божественную волю, унывает, сожалеет о прошлом, осуждает и т.д.), его душа обесточивается. "Точка опоры" переносится с души на дух (сознание), т.е. главное теперь это уже не Любовь, а судьба, идеалы, работа, статус, способности, следовательно у человека растёт гордыня (инстинкт самосохранения становится главным), а вся его энергия идёт на потребности духа (сознания).
Поскольку приоритеты расставлены неверно, то через обесточенную душу новая порция Божественной энергии поступить не сможет. Такой человек легко может пойти на нравственное преступление. То, что ставится выше Божественной Любви, Творцом отбирается. Значит, через некоторое время у такого "деформированного" человека обязательно будут неприятности по судьбе, предательства и нечистоплотное поведение партнёров по бизнесу, унижения в плане способностей и т.д.. В дальнейшем или человек возвращается к Богу, или "сползает" на третий основной инстинкт - инстинкт продолжения рода (тема Содома и Гоморры), дальше - болезни и смерть.
Пример 3. Человек начинает терять связь с Богом (не принимает внутренне Божественную волю, унывает, сожалеет о прошлом, осуждает и т.д.), его душа обесточивается. Точка опоры переносится на тело. Секс, обильная вкусная еда становятся для такого человека главным в жизни, поэтому большая часть его энергии идёт сюда.
Поскольку приоритеты расставлены неверно, то через обесточенную душу новая порция Божественной энергии поступить не сможет. Пока энергия у человека ещё есть, он может в полном объеме тешить свой инстинкт продолжения рода. Но в дальнейшем придут неприятности по здоровью (болезни мочеполовых органов, желудочно-кишечного тракта и т.д.). Если душа человека принимает все эти травмирующие ситуации (т.е. никого не винит, ни на кого не обижается, не унывает и т.д.), то он может начать восстанавливать утраченную связь с Богом, если нет, то человек погибает.
Пример 4. Человек заботится о своём теле, но не придаёт этому главного значения. Человек имеет хорошие способности, много работает, но и это в его жизни не главное (как сам он считает). Т.е. от инстинктов продолжения рода и самосохранения он не зависит. Но имея семью, этот человек не может перенести непорядочное поведение, незаслуженные обиды со стороны близких (т.е. не принимает Божественной воли, а значит, отказывается от Божественной Любви в угоду любви человеческой. Точка опоры оказывается на "человеческих" слоях души, новые порции Божественной энергии не поступают. Если человек не примет этих травмирующих ситуаций как лекарство для его души, то он сможет уйти в инстинкт самосохранения (в работу, например) или инстинкт продолжения рода (например, в разврат). Через некоторое время начнутся неприятности по судьбе или неизлечимые болезни, затем - смерть.
Пример 5. Исходя из представленной модели можно попробовать объяснить некоторые высказывания Библии, которые часто вызывают сомнения. Например, заповедь Христа "Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное" очень часто трактуется неверно.
Что такое "царство небесное"? Это высшее счастье для любого человека: уподобиться Богу, стать таким же, как Он. Почему же для того, чтобы стать счастливым, человек должен быть "нищим духом" (это вовсе не смирение, как иногда это трактуется)? Человек "нищий духом" - это человек с невысокими способностями, невысоким социальным статусом, не имеющий высоких идеалов, принципов, не обладающий развитой волей. Почему же такой человек блажен, да ещё и "царство небесное" его ожидает в дальнейшем?
Если душа человека работает нормально, если человек ощущает постоянную связь с Творцом, если Божественная энергия через душу постоянно циркулирует, питая душу, дух и тело человека, то такому человеку позволено иметь хорошее здоровое тело и здоровый дух (т.е. высокие способности, интеллект, хорошую работу, высокий статус и т.д.).
Две тысячи лет назад (да и сегодня тоже) большинство людей жили (ставили точку опоры) инстинктами самосохранения и продолжения рода. Для большинства людей соединить противоположности, видеть не только чёрное и белое, понять, что все люди Божественны по своей сути (а значит, едины), было невозможно.
Следовательно, душа человека находилась на невысоком уровне развития (т.е. была достаточно деформирована). Но ведь именно через душу человек получает Божественную энергию, которая идёт на обслуживание и души, и духа, и тела. Что же делать?
Основных вариантов два. Первый - вернуться к Богу (откуда мы все и вышли), т.е. понять, что мы Божественны по своей сути, что у нас есть различные "слои", которые через душу связаны с Творцом, а значит получить новые порции Божественной энергии, которой хватит и на функционирование души, и на обслуживание высокого уровня развития духа и тела. Второй - (чтобы выжить) экономить, энергию, необходимую для существования, т.е. если Божественной энергии поступает мало, надо уменьшить расход этой энергии: уменьшить потребности духа и тела.
Здесь Христос говорит именно об этом. Если перевести на современный русский язык, то данное высказывание может звучать так: "Если человек не понимает, не чувствует как устроен мир (неразвита душа), то, чтобы выжить, необходимо, чтобы у такого человека были низкие способности и интеллект, неприятности по судьбе ("нищий духом"). Иначе он умрёт" (т.е. низкая энергия не сможет "прокормить" слишком развитые дух и тело). Это подобно тому, что если у дерева проблемы с корнями, то для выживания ему необходимо срезать крону.
Пример 6. Работа экстрасенса. Допустим, у человека душа не работает в полном объёме, Божественной энергии поступает мало, т.е. по судьбе у человека есть некоторые ограничения. Например, для того, чтобы выжить ему сверху ограничивают возможность иметь хорошую семью (у него просто не хватит на неё энергии). Человек идёт к экстрасенсу (или в церковь) и просит, чтобы ему помогли высшие силы решить эти проблемы.
Допустим, что экстрасенс помог. Энергия, необходимая для создания семьи получена. Но получена не новая порция энергии от Бога, а просто сильный экстрасенс перераспределил уже имеющуюся у человека энергию, взяв её у каких-либо "структур" человека и направив её на решение данной проблемы. Что в итоге? Семья создана, но вдруг почему-то через некоторое время у человека полностью разваливается всё на работе, его преследуют неудачи, он теряет деньги, его подводят партнёры и т.д. (не хватает энергии на "дух") или вдруг на "ровном месте" возникает смертельная болезнь (или несчастный случай) и человек умирает (нет энергии на тело).
Вывод. Предложенная здесь очень грубая, приблизительная модель структуры личности человека позволяет тем не менее объяснить различные процессы, происходящие в жизни людей, понять происходящее и насколько это возможно, корректировать своё состояние для улучшения качества жизни. Модель эта может быть применима не только к отдельному человеку, но и к группе людей (семье, народу, цивилизации и т.д.). Конечно, далее можно более подробно рассматривать различные слои многослойных структур человека и более точно описать различные процессы.
13