СКЛОННОСТЬ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР МВД РФ. СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СКЛОННОСТЬ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР МВД РФ. СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ.

Караченко В.В. 1, Деева Н.А. 1
1Краснодарский университет МВД России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время компьютеры широко внедряются в повседневную жизнь. Возрастает количество людей, умеющих работать с компьютерными программами, играть в компьютерные игры. Освоение программ по пользованию компьютером сопровождается интенсивным изучением игровых программ. Ситуация усугубилась с подключением персональных пользователей к Интернету.

В современном мире интернет с каждым годом приобретает все большую популярность и становится неотъемлемой частью жизни многих людей. Зачастую его используют для работы или учебы, планирования отдыха или поиска нужной информации. Но многие люди настолько привыкают к интернету, что проводят почти все свободное время у компьютера. Виртуальная жизнь заменяет им реальность, они не могут провести ни дня без Online-игр, электронной почты или социальных сетей.

Показатель тяги к сети говорит о специфике самого современного общества, все больше связывающего свою жизнь с виртуальным интерактивным пространством Интернета, и неизбежно начинающего зависеть от него. Использование интернет-коммуникаций играет большую роль в жизни пользователей сети и оказывает влияние на их личность, внося в нее специфические культурологические и поведенческие особенности.

«Компьютерная» или «киберзависимость» определяет патологическое пристрастие человека к проведению всего свободного времени за компьютером ради развлечения [31].

Проблема Интернет-зависимости изначально была осознана и сформулирована западными специалистами, в России ей начинают заниматься с конца 90-х годов ХХ века.

Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг.

В разных странах над проблемой Интернет-зависимости личности работают такие ученые, как Д. Гринфилд, К. Сурратт, Д. Канделл, Р. Девис, А.Е. Войскуновский, А.Е.Жичкина, А.Ю.Егоров, Ц.П. Короленко, О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин.

Интернет-зависимость или Интернет-аддикция (Internet Addiction Disorder, или IAD) – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире [37].

В процессе взаимодействия с Интернетом развивается психологическая зависимость от киберпространства. Изучение психологических особенностей киберзависимости личности в контексте исследования девиантного поведения и его психологических механизмов дает возможность прогнозирования, профилактики и коррекции поведения.

Сᴨецифический характер деятельности сотрудников силовых структур обусловливает ее повышенную социально-психологическую напряженность, получающую отражение во множестве конфликтов в среде личного состава.

Работникам спецподразделений МВД приходится участвовать в различных по своим характеристикам конфликтных ситуациях. Многообразие и сложность конфликтов, с которыми встречаются работники спецподразделений МВД, обязывают их хорошо разбираться в сущности этих явлений. Знание возможных причин возникновения столкновений, механизма их развития и способов предупреждения и ликвидации позволит определить наиболее оптимальную линию своего поведения на пути достижения намеченной цели.

Актуальность исследования обусловлена требованиями социума в формировании кибернезависимых сотрудников силовых структур МВД, способных к выходу из конфликтных ситуаций.

Проблема исследования: заключается в противоречии между потребностью психологической помощи сотрудникам силовых структур МВД по преодолению киберзависимостии недостаточной разработанностью в социально-психологической литературе методик по преодолению данной проблемы.

Объект исследования: воспитательный процесс в силовых структурах МВД.

Предмет исследования: киберзависимость сотрудников силовых структур МВД.

Цель исследования: выявить и структурировать категории Интернет-зависимости сотрудников силовых структур МВД, определить стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Гипотеза исследования: возможно, киберзависимость оказывает глубокое воздействие на психику и сознание сотрудника силовых структур МВД, приводящее к нарушению их социально-психологической адаптации и формированию собственно аддиктивной личности, поэтому существуют социально-психологические особенности взаимосвязи стратегий поведения в конфликтной ситуации у интернет-зависимых сотрудников силовых структур МВД.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Структурировать категории Интернет-зависимости сотрудников силовых структур МВД.

3. Выявить уровень киберзависимости сотрудников специальных подразделений МВД РФ.

4. Провести социально-психологическое исследование на выявление стратегий поведения в конфликтной ситуации сотрудников МВД, склонных к Интернет-зависимости.

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования; констатирующий этап эксперимента; тестирование; Тест на Интернет-зависимость (перевод теста К. Янг, выполненный и адаптированный В.А. Буровой); Тест на поведение в конфликтной ситуации (перевод теста Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов», адаптированный Н.В. Гришиной); методы математической обработки результатов исследования.

Теоретические положения нашего исследования базируются на представлениях А. Голдберга, А.Е. Войскунского, А.Е. Жичкиной, А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко, К. Янг, К. Томаса и других специалистов, о таких последствиях применения компьютерных технологий, как Интернет-зависимость. В качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные данной проблеме. Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью в социально-психологической литературе данной проблемы.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.

1 Интернет-аддикции в современном обществе

  1.  
    1. Понятие киберзависимости в психологии

В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» общества стала актуальной проблема патологического использования Интернет. Если несколько лет назад, подключение к сети Интернет было прерогативой избранных, то сегодня почти 80 процентов домашних компьютеров имеют постоянное высокоскоростное широкополосное подключение к глобальной и локальным сетям. Все это IT-изобилие начало приводить к тому, что стала возникать новая форма аддикции – киберзависимость. Она является серьезной проблемой социально-экономического характера, затрагивающая все большее и большее количество людей.

Киберзависимость – это патологическая привязанность к компьютеру, невозможность оторваться от него ни на миг [37].

Выявлено что, данный тип аддикции в большинстве случаев выражается в двух основных формах: Интернет-зависимость, которая делится на различные подвиды; игровая зависимость или геймерство (от английского Game – игра).

Термин «зависимость» (addiction) был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путем ассоциации ее с характерными социальными и психологическими проблемами [27]. «Интернет-зависимость» это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями [24].

Киберзависимость породила достаточно серьезных проблем, чтобы на нее обратили внимание как на угрозу, порождаемую компьютером и Сетью.

Термин «Интернет-зависимость» («Интернет-аддикция») еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:

– использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;

– использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу [31].

К киберзависимости склонны люди с двумя типа дезориентации: социальной и сексуальной [3, с.57].

В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен «зависимости от Интернета», или «Интернет-аддикции». В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» [24].

Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилди, К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г, Интернет-аддикция оказалась фактически легализована как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи [8, с.83].

Согласно исследованиям Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома – предвестника Интернет зависимости:

– навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

– предвкушение следующего сеанса он-лайн;

– увеличение времени, проводимого он-лайн;

– увеличение количества денег, расходуемых на интернет [29].

Американский исследователь S. Caplan (2002) выделяет следующие особенности личности Интернет-зависимых лиц: депрессия, одиночество, скромность и самолюбие. М.Griffiths (1998) выдвинул гипотезу, что Интернет-аддикция может формироваться на базе различных форм использования Интернета: возможного средства коммуникации при отсутствии контакта лицом к лицу, интереса к непосредственному содержанию сайта, онлайновой социальной активности. М. Griffiths (1999) утверждает, что многие интенсивные пользователи Интернета не являются собственно Интернет-аддиктами, а используют сеть для реализации других аддикций. J. Kandell (1998) определил Интернет-аддикцию как патологическую зависимость от Интернета вне связи с формой активности в сети. R. Davis (2001) предложил когнитивно-поведенческую модель патологического использования Интернета. Он выделил две формы Интернет-аддикции, которые обозначил как специфическое патологическое использование Интернета (Specific Pathological Internet Use) и генерализованное патологическое использование Интернета (Generalized Pathological Internet Use). Первая форма представляет собой зависимость от какой-либо специфической функции Интернета (онлайновые сексуальные службы, онлайновые аукционы, онлайновая продажа акций, онлайновый гемблинг). Вторая форма представляет собой неспециализированное, многоцелевое избыточное пользование Интернетом и включает проведение большого количества времени в сети без ясной цели, общение в чатах, зависимость от электронной почты, в значительной степени связана с социальными аспектами Интернета [36].

Проблема Интернет-зависимости изначально была осознана и сформулирована западными специалистами, в России ей начали заниматься с конца 90-х годов ХХ века. Терминология проблемы ещё не вполне устоялась. Применяются наименования «зависимость от Интернета», или «Интернет-аддикция» (Internet Addiction Disorder, или IAD, Internet Behavior Dependency), а также «избыточное/патологическое применение Интернета» (Internet Overuse, Pathologiсal Internet Use). В России данный феномен изучается в основном психологами.

Кимберли С. Янг выделяет пять главных категорий основного диагноза «интернет-зависимость», которые характеризуют, к чему именно пристрастился человек: киберсекс, виртуальные знакомства, пристрастие к онлайновым биржевым торгам и азартным играм, навязчивый серфинг, наконец, один из самых популярных случаев, пристрастие к компьютерным играм [30].

Таким образом, мы выявили сущностное содержание термина «киберзависимость» это патологическое пристрастие человека к проведению всего свободного времени за компьютером ради развлечения.

Современные психологи выделяют 5 основных видов Интернет-зависимости:

– информационную – когда человек нуждается в постоянном потоке информации;

– социальную – в этом случае пользователю необходимо беспрерывное общение, этот вид зависимости сегодня считается одним из самых распространенных;

– зависимость от Интернет-порнографии – зачастую эротические материалы он-лайн заменяют реальные половые контакты;

– азартная зависимость – в Интернете много игр, в частности, игр на деньги.

– игровая зависимость – человек подсаживается на он-лайн игры, не может оторваться.

1.2 Интернет-аддикция как разновидность патологических зависимостей

В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости, связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций).

Аддикция – это пагубная склонность к чему-либо [24]. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. В результате формирования аддиктивного поведения возникает как бы, другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю.

Метафорически аддиктивным поведением называется глубокая, рабская зависимость от некой непреодолимой силы, которая обычно воспринимается как находящаяся вовне – будь то наркотики, алкоголь, сексуальный партнер, пища, деньги, компьютер,– то есть любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения [27].

Среди отечественных специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко. «Элементы аддиктивного поведения, – пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, – свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности» [16, 17].

Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. По мнению ряда исследователей, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя. Благодаря общению в Интернете люди, склонные к созданию зависимостей, компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности. Зачастую Интернет-зависимость – это следствие гипер- компенсации внутри личностных проблем человека [8]. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, а личность уже аддиктивная. Опасность заключается в том, что очень часто, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными [16].

При Интеренет-аддикции происходит патологическое изменение потребностей и мотивов, смыслообразующим мотивом становится именно потребность работы в Интеренете, все остальные отходят на задний план; нарушается волевая регуляция поведения; претерпевают деструктивные изменения характер и темперамент, затрудняется коммуникация, человек начинает неадекватно реагировать на внешние факторы, нарастает аутизм. Сужается круг интересов индивида, сокращается участие в значимых видах деятельности либо происходит полный отказ от неё, у человека появляются навязчивые размышления о происходящем в киберпространстве, психомоторное беспокойство [6, с.83].

Интернет-зависимость или Интернет-аддикция (Internet Addiction Disorder, или IAD) – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире [37].

Общение с помощью Интернета обладает неповторимыми свойствами. Оно полностью анонимно, демократично, доступно, массово и чрезвычайно привлекательно [13, с.67].

Чаще всего Интернет-аддикция понимается как:

– зависимость от компьютера, обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

–«информационная перегрузка», то есть компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;

– патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

– зависимость от социальных применений Интернета: общения на чатах, групповых играх и телеконференциях, что может привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

– зависимость от «киберсекса», то есть от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых».

Согласно исследованиям К. Янг, опасными сигналами (предвестниками Интернет-зависимости) являются: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн; увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых на Интернет [29].

М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для Интернет-зависимости:

Психологические симптомы: хорошее самочувствие или эйфория при работе с компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы: синдром карпального канала; сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройство сна, изменение режима сна [32].

М. Шоттон разработала типологию зависимости от компьютера, включив туда три разновидности такой зависимости:

Во-первых, это «сетевики»: они оптимистичны, социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола, поддерживают нормальные отношения с родителями. Компьютер для них – нечто вроде хобби, при этом они самостоятельно почти не программируют, в меньшей степени интересуются приложениями, в частности компьютерной графикой, или аппаратным обеспечением.

Во-вторых, это «рабочие» – самая малочисленная группа. Они владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них четко спланирован, программы пишутся ими для достижения определенного результата. Как правило, представители этой группы прекрасно учились или учатся, причем их не удовлетворяет стандартная программа обучения, они посещают дополнительные учебные курсы. Для них характерна строгая «рабочая этика».

В-третьих, это «исследователи» – самая многочисленная группа. Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Они пишут сверхсложные программы, зачастую даже не доводя их до конца, компьютерное пиратство и хакерство приемлют, к социальным критериям жизненного преуспевания довольно равнодушны. Компьютер для них – своего рода партнер и друг, он одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми [35].

Несмотря на имеющиеся разногласия между специалистами, большинство из них достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к феномену Интернет-зависимости. Отмечаются следующие особенности:

– неспособность и активное нежелание отвлечься от работы в Интернете или прекратить работу;

– досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях;

– стремление проводить за работой в Интернете всё увеличивающиеся отрезки времени;

– способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учёбе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;

– нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения;

– пренебрежение собственным здоровьем, резкое сокращение продолжительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время;

– избегание физической активности или стремление сократить её;

– постоянное «забывание» о еде и личной гигиене [10, с.92].

Одним из видов Интернет-зависимости является компьютерная зависимость – навязчивая игра в компьютерные игры. Данный вид Интернет-зависимости оказывает наиболее разрушительное воздействие на личность.

У безконтрольной тяги к азартным играм имеется много названий: игромания, лудомания, патологический гэмблинг. Как бы не называли эту проблему, она все равно остается психологическим расстройством, которое необходимо лечить [34].

Набирающим силу типом киберзависимости можно назвать MMPOG-зависимость. MMPOG – это многопользовательские игровые системы, или проще говоря – он-лайн игры. Это такая компьютерная игра, в которой игроки сотрудничают с живыми людьми, играющими в эту же игру. Многопользовательская игра - это целый мир, в котором можно жить также, как и в реальном, а в некоторых случаях, даже овладеть способностями, отсутствующими в реальности.

Практически идентичным MMPOG-зависимости является геймерство, имея одно отличие – игры, которыми увлекаются такие люди, не всегда являются многопользовательскими. Ведь играть можно и с искусственным интеллектом компьютера. Но люди привязываются к такому время препровождению, также прочно, как и к сетевым играм.

Игромания (геймерство) – чрезмерное увлечение компьютерными играми и другими видами виртуальной реальности [24]. По сути игры – аналог наркотиков и алкоголя – тоже средство защиты от суровой реальности. Уход в виртуальный мир игр чрезвычайно распространился и отказ от игровой виртуальности становится все сложнее.

По степени деструктивного воздействия на психику человека стоит выделить ролевые игры. Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, где сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера [34].

Сетевой либерализм породил феномен киберпреступности. Компьютерные правонарушения, компьютерная преступность (киберпреступность) – преступления, совершаемые в информационно-телекоммуникационной сфере, где информация, информационные ресурсы, информационная техника могут выступать (являться) предметом (целью) преступных посягательств, средой, в которой совершаются правонарушения и средством, или орудием преступления.

Среди киберпреступлений выделяют: хакерство (ярко выраженное увлечение познанием в сфере информационных технологий, выходящее за рамки профессиональной или учебной деятельности); крякерство (взлом и изменение программ на свое усмотрение или на заказ, что является нарушением авторских и смежных прав); кардинг (получение денег, благодаря использованию информации с чужой банковской карточки); фрикинг (несанкционированное получение информации, шпионаж при помощи электронных устройств, а также путем несанкционированного подключения к телекоммуникационным сетям); диффамация (распространение по компьютерным сетям не соответствующих действительности фактических сведений, ложной информации, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию потерпевшего); спамерство (массовая рассылка рекламных объявлений по электронной почте без согласия на это получателей); фишинг (получение конфиденциальной информации с целью использования в корыстных целях); киберхулиганство (хулиганские выходки в виртуальном пространстве); кибертерроризм (преднамеренные политически мотивированные атаки на информационные, компьютерные системы, компьютерные программы и данные, выраженные в применении насилия по отношению к гражданским целям) [33].

Таким образом, информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией, благодаря Интернету стали доступны различные виды информации. Это и считается первопричиной компьютерной или Интернет- зависимости.

Основные пять типов Интернет-зависимости, которые были выделены в процессе исследования, характеризуются следующим образом:

– киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение посещению порносайтов и занятию киберсексом;

– пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в Сети;

– навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах;

– информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;

– компьютерная зависимость – навязчивая игра в компьютерные игры.

К наиболее распространенным проявлениям негативного девиантного поведения в сфере компьютерных технологий можно отнести: Интернет-зависимость, игроманию и киберпреступность.

1.3 Киберзависимость сотрудников силовых структур МВД

Органы правопорядка являются частью системы государственных организаций, поэтому их работники находятся на государственной службе и подчиняются требованиям государственной дисциплины. Обычно под государственной дисциплиной понимается установленный порядок деятельности государственных организаций, предусматривающий добросовестное выполнение каждым работником возложенных на него служебных обязанностей, определенных правил и требований должностного поведения [22].

По данным МВД России количество нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел продолжает оставаться на высоком уровне. В связи с этим организация профилактики нарушений служебной дисциплины и законности среди сотрудников спецподразделений полиции, склонных к девиантному поведению, приобретает особую важность и значимость.

Девиантное поведение – это поведение, отличающееся от норм или принятых в обществе стандартов и не удовлетворяющее социальным ожиданиям. В свою очередь, социальные ожидания обусловлены понятиями социального положения человека, его этнической и культурной принадлежности, возраста, пола [23].

Профессиональная деятельность в специальных подразделениях МВД имеет свои особенности. Так, выполнение функциональных обязанностей сопряжено с повышенной ответственностью сотрудников за свои действия. Несение службы нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, характеризуется недостаточной определенностью ролевых функций, психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с самым разнообразным контингентом граждан и требует от сотрудника решительных действий и способности пойти на риск. Эти особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики ее представителей и могут приводить к развитию у сотрудников явления профессиональной деформации [21].

Аддиктивное поведение сотрудников силовых структур МВД может быть причиной нарушений служебной дисциплины. Аддиктивное поведение можно рассматривать как разновидность поведения деструктивного, причиняющего вред самому человеку и обществу.

В последнее время получил распространение термин «патологическое использование компьютера» (PCU – pathological computer use), который употребляется для обозначения ситуации, при которой компьютер используется для получения информации, далеко выходящей за рамки профессиональных интересов. Активный потенциал, содержащийся в компьютерной деятельности, может проявляться в виде: чрезмерной увлеченности работой в Интернете – собственно поиском информации; болезненной зависимости от видеоигр; поглощения общением с друзьями по Сети.

Выделяют ряд факторов, делающих Интернет привлекательным в качестве потенциального аддиктивного агента. К ним относятся: возможность многочисленных анонимных социальных интеракций; виртуальная реализация фантазий и желаний с установлением обратной связи; нахождение желаемых «собеседников», удовлетворяющих любым требованиям; возможность установления контакта с новыми лицами и контроль над этими контактами; неограниченный доступ к информации, к различным видам развлечений; участие в играх.

Психологические признаки Интернет-зависимости могут быть как специфичные, так и общие для других форм аддиктивного поведения.

К специфическим признакам относятся: повышенное настроение во время использования Интернета; неудержимое влечение к выходу в Интернет; увеличение количества времени нахождения в Интернете; трудности прекратить сеанс связи; нарастающие отрицательные эмоции (раздражительность, дисфория, апатия, сниженное настроение, чувство пустоты, скука) вне общения с компьютером; потеря интереса к семье, работе, прежним увлечениям; безответственность, невыполнение обязанностей на работе и дома, частые ошибки в профессиональной деятельности.

К общим для всех типов зависимостей признакам относятся: пренебрежение важными вещами из-за аддиктивного поведения; разрушение отношений со значимыми людьми, раздражение или разочарование, направленные на значимых людей; скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение; чувство вины или беспокойства относительно этого поведения; безуспешные попытки преодолеть это поведение.

Другой формой компьютерной аддикции является зависимость от игр. В настоящее время видеоигры как форма компьютерной деятельности получают все более широкое распространение. Для многих компьютерные игры становятся единственной целью работы с компьютером. Данный вид зависимости получил широкое распространение в спецподразделениях МВД [22].

Опасность, проявляющаяся в болезненной зависимости от игр, состоит в побочных эффектах, таких как чрезмерная вовлеченность, нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности в ответ на невозможность реализовать игровое пристрастие [1].

В последнее время становится актуальной проблема игровой зависимости. Данному виду зависимости не уделяется достаточного внимания, несмотря на ее распространенность среди сотрудников спецподразделений органов внутренних дел. Некоторые руководители с целью предупреждения нецелесообразного использования рабочих компьютеров в подразделениях вынуждены устанавливать специализированные программы, не позволяющие сотрудникам играть в компьютерные игры в рабочее время [14].

Современные информационно-коммуникативные технологии значительно расширили возможности человека в его интеллектуальном, профессиональном и личностном развитии. Одним из результатов негативного влияния информационных и коммуникационных технологий на личность человека выражается в проявлении им негативного девиантного поведения.

Факты нарушения сотрудниками силовых структур МВД служебной дисциплины – это результат, в том числе, недостаточного уровня психологической профилактики девиантного поведения, проводимой в органах внутренних дел.

В настоящее время в качестве главного метода обеспечения служебной дисциплины выступает метод убеждения. Этот метод находит свое выражение, как правило, в не правовых формах. Вместе с тем в определенной мере он отражается в нормах права, закрепляющих правовые средства, обеспечивающие формы убеждения.

Наряду с убеждением в предусмотренных законом случаях возможен и фактически используется метод принуждения к выполнению служебных обязанностей. Принуждение может иметь место лишь тогда, когда убеждение не дало желаемых результатов и сотрудник продолжает нарушать порядок (дисциплину).

Однако обеспечение высокого уровня служебной дисциплины в органах внутренних дел невозможно без учета психологических особенностей профессиональной деятельности. Соблюдение сотрудником служебной дисциплины зависит от морально-нравственных качеств, направленности его личности, особенностей характера, темперамента, способностей [5].

На уровень дисциплинированности сотрудника влияют также различные социально-психологические явления в служебном коллективе: общественное мнение, внутри коллективные нормы поведения, социально-психологический климат и удовлетворенность работников различными сторонами жизнедеятельности коллектива, стиль и методы руководства коллективом. В дисциплинарной практике должны учитываться особенности профессионального общения, профессиональной этики, уровня притязаний и самооценки каждого сотрудника [2].

Проявление нарушений служебной дисциплины у сотрудников силовых структур МВД свидетельствует о наличии ряда законодательных, организационных, экономических и психологических проблем связанных с их профессиональной деятельностью. Помимо этих причин, играющих основополагающую роль в проявлении девиантного поведения у сотрудников спецподразделений МВД, существует и конкретно-психологическая проблематика.

Анализ форм девиантного поведения показывает, что основными его детерминантами выступает взаимовлияние условий осуществления профессиональной деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности. Индивидуальное, субъективное содержание психики, преломляясь в психотравмирующих особенностях выполнения служебной деятельности, проявляется в различных формах психических переживаний: стрессовых, фрустрирующих и кризисных. Таким образом, психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений полиции, рассматриваемые как кризисосодержащие факторы, обуславливают условия проявления отклоняющегося поведения, раскрываясь в экстремальной и деформирующей личность форме [19].

Необходимо более эффективно проводить работу по психологическому обеспечению профилактики деструктивного поведения сотрудников силовых структур МВД. Развитие психологического мониторинга девиантного поведения сотрудников спецподразделений и последующая коррекция этого поведения являются основой для дальнейшего совершенствования профилактики нарушений служебной дисциплины и законности личным составом.

Таким образом, изучение психологических особенностей киберзависимости сотрудников силовых структур МВД в контексте исследования девиантного поведения и его психологических механизмов дает возможность прогнозирования, профилактики и коррекции поведения, приводящего к нарушениям служебной дисциплины. Рассмотрение особенностей саморегуляции личности позволяет утверждать актуальность исследования девиантного поведения с целью прогнозирования и профилактики ранних стадий киберзависимости, формирующихся в процессе профессиональной деятельности. Исследование ценностно-мотивационной сферы сотрудника спецподразделений полиции дает возможность своевременно корректировать направленность личностного развития, предупреждая актуализацию асоциальных мотивов и ценностей и их проявление в деятельности.

  1. Стратегии выхода из конфликта сотрудников силовых структур МВД РФ

Конфликт (лат. conflictus) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями [11].

Существует представление, что конфликт – это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт – особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах [12].

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

– настойчивость (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других.

– уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или нет условий для продуктивного разрешения конфликта.

– приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу.

– компромисс, когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.

– сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход [11].

Существуют многочисленные классификации конфликтов. По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу.

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений.

Внутриличностный конфликт – это конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт – это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками 4].

Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности.

Правоохранительные органы, представляя собой один из наиболее значимых структурных компонентов государственного аппарата, во все времена и при всех политических режимах испытывали многофакторное воздействие. В существующей социально-политической обстановке сотрудникам силовых структур МВД приходится нередко действовать в особых условиях и, кроме того, наряду со всеми согражданами, ᴨереживать материальные и моральные последствия экономического кризиса, разрушения привычной системы духовно-нравственных идеалов.

Сᴨецифический характер деятельности сотрудников силовых структур обусловливает ее повышенную социально-психологическую напряженность, получающую отражение во множестве конфликтов в среде личного состава.

Работникам спецподразделений МВД приходится участвовать в различных по своим характеристикам конфликтных ситуациях, основные из котоҏыҳ можно подразделить на конфликты, связанные с:

а) действиями по раскрытию преступлений;

б) процессом проведения предупредительной работы;

в) межличностные отношения.

Конфликтные ситуации в деятельности по раскрытию преступлений нередко характеризуются большим эмоциональным напряжением, значительной временной протяженностью, широким диапазоном возможных последствий исхода конфликта, необходимостью строгого соблюдения закона, сложностью оперативной обстановки.

По указанным характеристикам эти ситуации, как правило, отличаются от конфликтных ситуаций, возникающих при осуществлении профилактических воздействий, которые разворачиваются на протяжении довольно длительного времени и в менее напряженной обстановке. Отмеченные различия выступают в роли факторов, оказывающих определенное влияние на форму и процесс взаимодействия в конфликте.

Можно выделить такие основные группы причины возникновения конфликтов в подразделениях силовых структур МВД [20]:

1. Недостатки в организации труда. Эта причина обусловлена сᴨецификой деятельности (неритмичность труда, высокая стеᴨень ответственности, постоянные ᴨерегрузки, неопределенность комᴨетенции и функциональных обязанностей, издержки морального и материального стимулирования сотрудников).

2. Несовершенство управления (излишнее адмиʜᴎϲтрирование со стороны руководства, неумение расставить людей в соответствии с квалификацией, психологическими особенностями).

3. Межличностные отношения в коллективе (между усᴨевающими и отстающими работниками, между молодыми сотрудниками и сотрудниками старшего возраста, психологическая несовместимость людей, недостаточная воспитанность, слабая подготовленность работника к своим функциональным обязанностям, психологический и эмоциональный барьер общения).

4. Особая группа причин конфликтной ситуации связана с руководителем подразделения: со стилем его деятельности, чертами характера, со способностью действовать в конкретной ситуации, с его уровнем профессионализма.

По своим социальным результатам конфликты в деятельности сотрудников полиции могут быть: положительно направленными и отрицательно направленными [26].

Положительно направленный конфликт – это столкновение главных мнений в рамках сотрудничества, объединенных общей целью. Такая ситуация нередко встречается между сотрудниками, занятыми в раскрытии преступления, в проведении специальных операций. Возникают расхождения по отдельным деталям дела или версиям. Однако конечная цель для всех общая.

Отрицательно направленный конфликт – это ситуации противоборства, которые не преследуют социально полезных целей.

В любом случае конфликты приводят к снижению эффективности деятельности сотрудников полиции: снижение эффективности управления, трения между подразделениями, увеличение психологической дистанции между сотрудниками, активное или пассивное сопротивление и подозрительность, распад коллектива. Что приводит к психологическим последствиям: чувство озлобленности, униженности, стресс, состояние подавленности.

Но конфликты имеют и положительные последствия в деятельности сотрудников: выявляются нарушения принципов социальной справедливости, скрытые трудности и резервы в работе, выявляются недостающие отдельным сотрудникам профессиональные знания и умения. Что может привести к осознанию общих целей, совершенствованию методов управления, совершенствованию профессионального обучения сотрудников, постановке новых проблем, появлению конструктивных соображений о методах их разрешения.

В основе определений понятия «конфликт» достаточно часто используется определение, предложенное Я. Щепаньским, который понимает конфликт как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Исходным положением для анализа конфликтов в деятельности сотрудника полиции понимается конфликт, при котором способ преодоления противоречий и ограничений, способ взаимодействия сложных систем – явление неизбежное, нормальное [18].

В психологической структуре конфликтов в деятельности и общении работников органов внутренних дел, И. Б. Пономарев выделяет следующие компоненты: 1. Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения; степень включенности личности в конфликтную ситуацию на различных этапах ее развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.

2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников.

3. Волевые компоненты конфликта проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей преследуемых участниками конфликта.

4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства [20].

Таким образом, для понимания сущности конфликтов в деятельности сотрудника силовых структур МВД мы имеем три важных понятия.

1. Конфликтная ситуация – представления о существующем противоречии, о самом себе (своих целях, возможностях и т. п.), о «противнике» (его целях, индивидуальных и личностных особенностях) в конкретных условиях, до начала противоборства, а также о том, каково представление «противника» о представлениях сотрудника.

2. Конфликт – психологическое противоборство сотрудника и любого другого лица, имеющих несовместимые цели и интересы.

3. Ситуация конфликта – представления сотрудника об этом противоборстве, о самом себе и своем «противнике» в конкретных условиях и обстоятельствах [26].

Далеко не все конфликты разрешаются в процессе деятельности сотрудника полиции, и ему часто приходится действовать в ситуациях неразрешенных конфликтов, испытывая противодействие со стороны других заинтересованных лиц. Поэтому целесообразно говорить не только о разрешении конфликтов, но и о деятельности сотрудников полиции в ситуациях конфликтов.

Конфликтные ситуации наиболее часто встречаются в деятельности сотрудников силовых структур. Причем конфликты здесь сложны и многообразны. Воздействие экономической и политической ситуации, рост организованной преступности, напряжённость в специфике работы, недостаточный уровень социальной защищенности, изменения механизма предоставления льгот – все это создает в коллективах обстановку тревожности, раздражительности, повышенной конфликтности, что в свою очередь мешает качественно выполнять им свои служебные обязанности. Многие антиобщественные поступки выражаются в прямых конфликтах субъекта с окружающими людьми – близкими, знакомыми, незнакомыми, с членами общественных организаций, преступных группировок. Оскорбления и насилие над личностью, хулиганство, грабеж, убийство, теракт, сопротивление представителю власти – все это примеры конфликтов, которыми обязаны заниматься работники полиции.

У сотрудников, вовлеченных в конфликт, ухудшается самочувствие, возникает ощущение ущемления своей личности, неудовлетворенности службой. Нередко в практике фиксируются примеры негативного поведения сотрудников полиции – неуважительное отношение к гражданам, коллегам по службе, грубость, неопрятный внешний вид, пьянство, недисциплинированность.

Особую остроту проблеме придает то, что сам характер конфликта и конфликтной ситуации меняется достаточно динамично и связан с изменениями в практической деятельности подразделений. Появляются новые типы конфликтов и конфликтных ситуаций, которые требуют новых форм и методов к предупреждению и разрешению их.

Многообразие и сложность конфликтов, с которыми встречаются работники спецподразделений МВД, обязывают их хорошо разбираться в сущности этих явлений. Знание возможных причин возникновения столкновений, механизма их развития и способов предупреждения и ликвидации позволит определить наиболее оптимальную линию своего поведения на пути достижения намеченной цели.

Осуществляя свою деятельность по борьбе с преступностью, охране общественного порядка, работники полиции вступают в определенные отношения (конфликт) с гражданами-правонарушителями. При этом сотрудник испытывает определенное эмоциональное отношение к объекту и предмету своей деятельности. Необходимость общения с нарушителями общественного порядка, острые, принципиальные темы разговоров с этой категорией людей, ощущение скрытого, а подчас и открытого противодействия с их стороны и другие подобные ситуации могут явиться причиной повышенной раздражительности сотрудника и на этой почве возникновения конфликта.

С другой стороны, сотрудник полиции сталкивается с конфликтами, связанными со взаимоотношениями между членами коллектива, руководителями, сослуживцами.

Наиболее распространенными причинами служебных конфликтных ситуаций являются:

– неблагоприятные условия труда, несовершенство форм стимулирования;

– неумение распределить задание, понять психологию подчиненного;

– несовместимость в силу личностных, возрастных и других различий;

– личностные характеристики отдельных людей (черты характера, сᴨецифические особенности поведения, отношение к труду, коллективу).

Усᴨешная деятельность сотрудников силовых структур во многом зависит от умения разрешить конфликт в служебном коллективе, выйти из конфликтной ситуации [26].

К объективным психологическим причинам конфликтов относятся: недостатки в организации работы; проблемы материально-технического обесᴨечения; несовершенство некотоҏыҳ нормативных актов; трудные условия несения службы; реализация социально заданных функционально-ролевых позиций (руководство и подчинение, контроль, оценка действий других сотрудников, проявление требовательности).

Субъективные причины конфликтов:

1. Причины, связанные с личностными особенностями руководителей спецподразделений: болезненные реакции, затрудненность адаптации к меняющимся условиям работы; неподготовленность к работе с людьми; недостатки в воспитании; ориентация на «подавление» подчиненных; недостатки характера; неумение или нежелание признавать допущенные ошибки; завышенная требовательность; несоответствие стиля руководства уровню развития коллектива; низкий культурный уровень; недостатки в организации собственного труда и службы подчиненных.

2. Причины конфликтов, связанных с особенностями коллектива: отрицательные групповые эмоциональные состояния; недисциплинированность; атмосфера взаимного прощения при низком уровне выполняемых работ; наличие микрогрупп, объединенных по принципу круговой поруки; косность и пассивность в службе; нездоровые мнения и настроения.

3. Причины конфликтов, зависящие от особенностей личности подчиненных и взаимоотношений между членами коллектива: социальная пассивность личности; психологическая несовместимость; наличие в коллективе людей с «тяжелым характером»; наличие «демонстративных» типов личности в коллективе; ригидность (отсутствие гибкости в поведении) отдельных членов коллектива.

Итак, недооценка познаний о конфликтах и отсутствие навыков организации своего поведения в них, а также предконфликтных ситуациях могут вызвать серьезные затруднения в деле предупреждения и ликвидации конфликтов, а в отдельных случаях явиться их причиной.

Профилактика конфликтов – совокупность направлений, методов управления организацией, которая уменьшает вероятность возникновения конфликтов.

Профилактические работы необходимо проводить как до, так и после возникновения конфликта. Сущность профилактики заключается в устранении объективных и субъективных причин возникновения конфликтов.

Основными способами профилактики конфликтов являются: устранение причин конфликта; развитие и укрепление сотрудничества; выдвижение общих целей между руководством и подчиненными; соблюдение четкой субординации и интеграции между подразделениями и должностями; нормативные способы; баланс прав и ответственности; продуманная и сбалансированная политика мотивации трудовой деятельности (продвижение по службе; наделение новыми правами, обязанностями и ответственностью; материальные стимулы).

Разрешение конфликта – это окончание конфликта в результате нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников.

Методы разрешения конфликтов можно разделить на 3 категории: внутриличностные; межличностные; структурные [18].

1. Внутриличностные методы – это методы воздействия на отдельную личность (воспитательная беседа, дисциплинарные санкции).

2. Путь к межличностным методам разрешения конфликтов лежит через выбор стиля конфликтного поведения. В конфликтологии выделяются 5 наиболее распространенных способов разрешения конфликтов: уклонение; приспособление; соперничество (конфронтация); компромисс; сотрудничество.

3. Структурные методы – методы по устранению организационных конфликтов (разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей, использование системы вознаграждений).

Социальная напряженность в обществе самым негативным образом проявляется в подразделениях силовых структур МВД, обостряя социально-политическую обстановку в служебных коллективах, провоцируя развитие деструктивных конфликтов как по вертикали, так и по горизонтали. В этой связи все большее значение приобретают способности руководителя (сотрудника), позволяющие ему понимать причины разнообразных эмоциональных напряжений, конфликтных ситуаций в отношениях сотрудников полиции, соᴨереживать и соучаствовать, спорить и убеждать, доказывать и вникать в суть их поступков и мнений.

Очень важно руководителю при разрешении конфликтов в подразделениях ориентироваться не на субординационное подавление устремлений сотрудников, а на предоставление им возможности творческой самостоятельности в решении служебных задач.

Конфликт имеет место тогда, когда происходит столкновение противоречивых взглядов, мнений, интересов различных людей, и это столкновение носит характер противоборства. Следует помнить, что противоборство связано и с обострением взаимоотношений, и сказывается на результатах деятельности как отдельного сотрудника полиции, так и коллектива в целом.

Положительная роль некоторых конфликтов связана с утверждением обстановки взаимной требовательности, преодолением эгоистичных позиций, внедрением новых методов работы. Поэтому важно определить направленность того или иного конфликта.

В целях предупреждения негативных по своему содержанию и направленности конфликтов в спецподразделениях целесообразно постоянно обращать внимание к явлениям и фактам, по поводу которых возможно накопление трений между сотрудниками или их группами.

Следует взвешенно реагировать на проявления профессиональной деформации со стороны сотрудников полиции: злоупотребление властными полномочиями, неустойчивость по отношению к отрицательном влиянию антиобщественных элементов, частое использование жаргона и др.

Профилактика обострения взаимоотношений предусматривает необходимость упреждающего регулирования общения сотрудников, между которыми возможно возникновение конфликтов на деловой или личностной почве. Особого внимания заслуживает общий социально-психологический фон отношений в коллективе.

Возникший в подразделении конфликт требует своего разрешения. В зависимости от причин конфликтов, особенностей его участников, обстановки в коллективе могут быть использованы различные психологически эффективные меры.

Исходя из этого, в качестве удовлетворяющего практическим целям деятельности сотрудника силовых структур МВД можно принять следующее определение конфликта.

Конфликт – это психологическое противоборство сотрудника спецподразделения и участвующего в деле, либо другого заинтересованного лица, имеющего цели и интересы, противоречащие или несовместимые с целями и профессиональными интересами сотрудника. Применительно к деятельности сотрудника полиции конфликтную ситуацию можно определить как представления сотрудника о существующем противоречии, о самом себе (своих целях, возможностях), о «противнике» (его целях, индивидуальных и личностных особенностях) в конкретных условиях до начала противоборства, а также о том, каково представление «противника» о представлениях сотрудника.

3 Экспериментальная работа по выявлению Интернет-зависимости

у сотрудников специальных подразделений МВД РФ

3.1 Определение уровня Интернет-зависимости у сотрудников специальных подразделений МВД РФ

На констатирующем этапе эксперимента, проведённом на базе ОМОН ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю с помощью тестирования была выявлена Интернет-зависимость сотрудников специальных подразделений МВД РФ.

Были опрошены 15 сотрудников полиции специального подразделения с помощью теста на Интернет-зависимость (перевод теста К. Янг, выполненный и адаптированный В.А. Буровой).

В результате проведённого тестирования были получены следующие результаты:

– около 73 % (11 человек) опрошенных являются обычными пользователями интернета и не страдают интернет-зависимостью.

– около 20 % (3 человека) опрошенных сталкиваются с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета время от времени или часто. Это так называемое пограничное состояние.

– около 7 % (1 человек) испытывают чрезмерное влияние на свою жизнь, что может являться начальной стадией интернет-зависимости.

Полученные данные представлены на диаграмме:

Рисунок 1 – Диаграмма по выявлению уровня Интернет-зависимости

у сотрудников специальных подразделений МВД РФ

Таким образом, из диаграммы видно, что Интернет-зависимость сотрудников полиции не превышает 20% положительных ответов. Отсюда следует, что Интернет-зависимость сотрудников специальных подразделений МВД РФ находится на низком уровне.

На основе анализа теоретических источников нами были выявлены, структурированы и представлены на схемах категории Интернет-зависимости личности.

Категории Интернет-аддикции

Киберсекс

 

Виртуальные

знакомства

 

Пристрастие к онлайновым биржевым торгам и азартным играм

 

Навязчивый серфинг

 

Пристрастие

к компьютерным играм

Рисунок 2 – Схема основных категорий Интернет-адикции

Категории Интернет-зависимости (по К. Янг)

Киберсекс

 

Виртуальные

знакомства

 

Пристрастие к онлайновым биржевым торгам и азартным играм

 

Навязчивый серфинг

 

Пристрастие

к компьютерным играм

Рисунок 3 – Схема основных категорий Интернет-зависимости по К. Янг

3.2 Определение стратегий выхода из конфликта сотрудников силовых

структур МВД РФ

На констатирующем этапе эксперимента, проведённом на базе ОМОН ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю с помощью тестирования была выявлена стратегия выхода из конфликта сотрудников силовых структур МВД РФ, склонных к Интернет-зависимости.

Были опрошены 4 сотрудника полиции специального подразделения с помощью теста на поведение в конфликтной ситуации (перевод теста Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов», адаптированный Н.В. Гришиной).

В результате проведённого тестирования были получены следующие результаты:

– наибольшее количество балов приходится на тактику избегания, приспособления и компромисса;

– среднее количество выбирают в конфликте тактику сотрудничества;

– менее всего балов приходится на тактику соперничества.

Полученные данные представлены на диаграмме:

Рисунок 4 – Диаграмма по определению поведения в конфликтной ситуации сотрудников силовых структур МВД РФ, склонных к Интернет-зависимости

Также нами была составлена диаграмма средних значений параметров поведения сотрудников в конфликтных ситуациях.

Рисунок 5 – Диаграмма средних значений параметров поведения в конфликтной ситуации сотрудников силовых структур МВД РФ, склонных к Интернет-зависимости

Итак, мы можем сделать вывод о том, что все испытуемые используют в конфликте практически все стратегии поведения. Судя по результатам исследования, испытуемые прибегают к избеганию конфликтных ситуаций. В том случае, когда респонденты попадают в конфликтную ситуацию, они стараются принять позицию компромисса или приспособления. Испытуемые готовы к сотрудничеству, но практически не имеют склонности к соперничеству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В теоретической части нашего исследования были рассмотрены Интернет-аддикции в современном обществе, как форма психолого-социальной патологии.

Чаще всего Интернет-аддикция понимается как:

– зависимость от компьютера, обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

– «информационная перегрузка», то есть компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;

– патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

– зависимость от социальных применений Интернета: общения на чатах, групповых играх и телеконференциях, что может привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

– зависимость от «киберсекса», то есть от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых».

Интернет-зависимость или Интернет-аддикция – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.

Выявлено сущностное содержание понятия «киберзависимость» – это патологическое пристрастие человека к проведению всего свободного времени за компьютером ради развлечения.

На основе анализа теоретических источников нами были выявлены, структурированы и представлены на схемах формы киберзависимости личности.

В данной работе поставлен вопрос о направлениях изменения личности сотрудника силовых структур МВД, у которого в процессе взаимодействия с Интернетом развивается психологическая зависимость от киберпространства. Приведенные примеры дают основания полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет может быть использован для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют. Рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей Интернета. Все они действительно способны привести к негативному преобразованию личности сотрудника спецподразделения. Интернет-аддикция приводит к искаженному восприятию собственной личности и искажению восприятия объективной реальности, что обязательно приводит к социально-трудовой дезадаптации.

В рамках констатирующего этапа эксперимента был выявлен уровень Интернет-зависимости сотрудников специальных подразделений МВД РФ. Для этого использовался Тест на Интернет-зависимость (перевод теста К. Янг, выполненный и адаптированный В.А. Буровой). Было выявлено, что Интернет-зависимость сотрудников специальных подразделений МВД РФ находится на низком уровне.

В данной работе было проведено изучение социально - психологических особенностей взаимосвязи стратегий поведения в конфликтной ситуации сотрудников силовых структур, которые склонны к Интернет – зависимости.

Раскрыты основные понятия конфликтной ситуации сотрудников силовых структур МВД. Были выявлены взаимосвязи стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Полученные в результате эмпирического исследования данные, подтверждают основную гипотезу, что существуют социально-психологические особенности взаимосвязи стратегий поведения в конфликтной ситуации и Интернет – зависимость у сотрудников силовых структур МВД.

Таким образом, цель исследования по выявлению киберзависимости сотрудников силовых структур МВД и определению стратегии их поведения в конфликтных ситуациях достигнута. Все поставленные задачи выполнены.

Гипотеза о том, что возможно киберзависимость оказывает глубокое воздействие на психику и сознание сотрудника силовых структур МВД, приводящие к нарушению их социально-психологической адаптации и формированию собственно аддиктивной личности подтвердилась.

Исследование может быть продолжено в направлении дальнейшего, углубленного изучения киберзависимости как модели психических расстройств у сотрудников силовых структур МВД.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акопов А.Ю. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции. Лечение игровой зависимости. – СПб.: Академия информациологии. 2004.

  2. Андреева И.А. Барыгин А.С. Иванов А.В. Шклярук С.П. Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников в период их профессиональной адаптации: Методическое пособие. – СПб. 1998.

  3. Арестова О.Н. Бабанин Л.Н.Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете // Под ред. А.Е. Войскунского. М.: МожайскТерра. 2000. 431 с.

4. Атоян А.Д. Конфликтология. Конспект лекций. М.2008.

5. Буданов А.В. Психолого-педагогические пути преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД. – М.: ГУК МВД России. 1994.

6. Васильева И.А. Осипова Е.М. Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. №3. – С. 80–88.

7. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. –М.: Юридическая литература, 2000.

8. Войскунский А.Е. Интернет новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. М.: Смысл. 2002. С.82101.

9. Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером// Диссертация кандидата психологических наук. М. 1990.

10. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004.– № 1. – С. 90–100.

11. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.

12. Дружинин В. В., Конторов Д. С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. – М , 1989 С. 8

13. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции // Аддиктология. 2005. № 1. С.65–77.

14. Зайцев В.В. Шайдулина А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. – СПб.: Нева, 2003.

15. Каменская А.И. Радченко А.Ф. Современная психотерапия и лечение зависимостей // Методы современной психотерапии: Учебное пособие – М.: Независимая фирма «Класс». 2001.

16. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.

17. Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М. Екатеринбург. 2000.

18. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. – М., 1992. Стр. 4-13.

19. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие / Под общей редакцией М.И. Марьина. – М.: ГУК МВД России. 2002.

20. Пономарев И. Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. – М., 1988.

21. Пиняева С.Е. Андреев Н.В. Некоторые особенности служебной деятельности, способствующие профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов // Работа с кадрами: теория, практика, проблемы. Труды Академии управления МВД России. – М.: Академия управления МВД России. 1998.

22. Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России. 2008.– 216 с.

23. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М. 1990.

24. Ситникова М.И. Новый словарь иностранных слов.– 2-е изд. –Ростов : Феникс. 2008

25. Социально-психологический климат в служебных коллективах: Методическое пособие / Под ред. М.И. Марьина. Е.А. Мешалкина. – М.: ЦОКП МВД России. 2001.

26. Тонков Е. Е Управление конфликтами в органах внутренних дел: Учебное пособие. – Белгород: ОН и РИО, 2001.

27. Усков А.Ф. Неистребимая аддикция к жизни // Психология и лечение зависимого поведения. – М.: «Класс». 2000.

28. Фетодотов С.Н. Агеева Н.А. Интернет-зависимость личности как форма социальной патологии. // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 19-20 октября 2007 г. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России. 2008.

29.Янг К. Диагноз Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2.

30. Cyber-Disorders: TheMentalHealthConcernforthe New Millennium Kimberly Young, Molly Pistner, James O’Mara, and Jennifer Buchanan. 107th APA convention, August 20, 1999. University of Pittsburgh.

31. Goldberg I. Treatment of Internet Disorders. – New York. 1999.

32. Maressa Hecht Orzack. Ph. D. WebPublishing. 1996-1999.

33. Электронный ресурс: anypsy.ru/content/borba-s-zavisimostyu

34. Электронный ресурс: anypsy.ru/content/igromaniya-kak-vid-psikhologicheskoi-zavisimosti

35. Электронный ресурс: anypsy.ru/content/otsenka-internet-zavisimosti

36. Электронный ресурс: diary.ru/~narkolog/p57791206.htm

37. Электронный ресурс: wikipedia.org/wiki/Virtual_reality

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Тест на Интернет-зависимость

(перевод теста К. Янг, выполненный и адаптированный В.А. Буровой)

Часть 1

  1. Часто ли Вы замечаете, что проводите он-лайн больше времени, чем намеревались?

  2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?

  3. Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?

  4. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн?

  5. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети?

  6. Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе или работе, та как Вы слишком много времени проводите в сети?

  7. Часто ли Вы проверяете электронную почту,раньше чем сделать что-то другое,более необходимое?

  8. Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Инеретом?

  9. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?

  10. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете?

  11. Часто ли Вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в Интернете?

  12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?

  13. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?

  14. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?

  15. Часто ли Вы предвкушаете, чем займетесь в Интернете, находясь оффлайн, или фантазируете о пребывании он-лайн?

  16. Часто ли Вы говорите себе «еще минутку», находясь он-лайн?

  17. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое Вами в сети?

  18. Часто ли Вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое Вами в сети?

  19. Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?

  20. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь он-лайн?

Часть 2

  1. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером?

  2. Требуется ли Вам проводить все больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения?

  3. Чувствуете ли Вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером?

  4. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой?

  5. Проводите ли вы в сети больше 3-х часов в день?

  6. Если Вы в основном используете компьютер для работы, участвуете ли в рабочее время в чатах или обнаруживаете себя на не связанных с работой сайтах более, чем дважды в день?

  7. Качаете ли Вы файлы с порносайтов?

  8. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться онлайн, нежели лично?

  9. Говори ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите он-лайн?

  10. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети?

  11. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети оказывались безуспешны?

  12. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от клавиатуры или щелканья кнопкой мыши?

  13. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети?

  14. Часто ли бывают у Вас после продолжительной работы за компьютером онемение и боли в кисти руки?

  15. Бывают ли у Вас боли в спине чаще, чем 1 раз в неделю?

  16. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах?

  17. Увеличивается ли время, подводимое Вами в сети?

  18. Случалось ли Вам пренебречь приемом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети?

  19. Случалось ли Вам, пренебречь личной гигиеной, например, бритьем, причесыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером?

  20. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор как Вы стали использовать компьютер ежедневно?

Если у обследуемого обнаруживаются хотя бы 30% положительных ответов, следует фиксировать достаточно серьезную Интернет-зависимость.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тест на поведение в конфликтной ситуации

(перевод теста Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов», адаптированный Н.В. Гришиной)

Инструкция:

Вам предлагается 30 пар суждений, которые помогут определить некоторые особенности Вашего поведения. В каждой паре имеются два варианта (А и Б), из которых Вы должны выбрать тот, который в большей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Отвечайте на вопросы быстро, не задумываясь. Здесь не может быть правильных или ошибочных ответов: люди различны, каждый высказывает свое мнение.

В тесте используется термин «другой» — это вовлеченный в конфликт человек, заинтересованный в его разрешении. В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

№п/п

Суждения

Вариант «А»

Вариант «Б»

1

Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса

Я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны, а не обсуждать то, в чем мы расходимся

2

Я стараюсь найти компромиссное решение

Я пытаюсь уладить дело, учитывая свои интересы и интересы другого

3

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения

4

Я стараюсь найти компромиссное решение

Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека

5

Улаживая спорную ситуацию, я всегда стараюсь найти поддержку у другого

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности

6

Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя

Я стараюсь добиться своего

7

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно

Я считаю возможным уступить, чтобы добиться своего

8

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы

9

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих время от времени разногласий

Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего

10

Я твердо стремлюсь достичь своего

Я пытаюсь найти компромиссное решение

11

Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят интересы всех участников

Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения

12

Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу

13

Я предлагаю компромиссное решение

Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему

14

Я высказываю свою точку зрения другому и спрашиваю о его взглядах

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов

15

Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности

16

Я стремлюсь к тому, чтобы не задеть чувств другого

Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции

17

Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

18

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем

Я склонен к компромиссу с другим, если он также учитывает мои интересы

19

Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят интересы всех участников

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно

20

Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия

Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех

21

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого

Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы

22

Я пытаюсь найти середину между моей позицией и позицией другого человека

Я отстаиваю свои желания

23

Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого

Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса

24

Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям

Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу

25

Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого

26

Я предлагаю среднюю позицию

Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого

27

Я избегаю позиции, которая может вызвать споры

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем

28

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого

29

Я предлагаю среднюю позицию

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30

Я стараюсь не задеть чувств другого

Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим могли добиться успеха

Ключ к тесту Томаса (типы поведения в конфликте):

Соперничество

(Конкуренция)

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

     

А

Б

2

 

Б

А

   

3

А

     

Б

4

   

А

 

Б

5

 

А

 

Б

 

6

Б

   

А

 

7

   

Б

А

 

8

А

Б

     

9

Б

   

А

 

10

А

 

Б

   

11

 

А

   

Б

12

   

Б

А

 

13

Б

 

А

   

14

Б

А

     

15

     

Б

А

16

Б

     

А

17

А

   

Б

 

18

   

Б

 

А

19

 

А

 

Б

 

20

 

А

Б

   

21

 

Б

   

А

22

Б

 

А

   

23

 

А

 

Б

 

24

   

Б

 

А

25

А

     

Б

26

 

Б

А

   

27

     

А

Б

28

А

Б

     

29

   

А

Б

 

30

 

Б

   

А

Ключ к опроснику:

1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, З0В.

3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25В, 27В, 30А.

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0.

Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

 

52

 

Просмотров работы: 4748