ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К КОНКУРСАМ И ОЛИМПИАДАМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К КОНКУРСАМ И ОЛИМПИАДАМ

Чернова Д.С. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, в определенной образовательной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Предметные олимпиады школьников проводятся для развития познавательных интересов обучающихся, для реализации их творческого потенциала, для выявления наиболее одаренных учеников [1, 2, 3].

Подготовка школьников к олимпиаде должна быть систематической и должна начинаться с начала учебного года. В ходе подготовки к олимпиаде учитель может организовывать работу в рамках изучения курса по выбору, в условиях предметного обучения, а также при организации специальных занятий.

Особое внимание при подготовке школьников к олимпиаде учитель уделяет конструированию ситуаций, в которых ученики реализуют свой творческий потенциал. Это ситуации, в которых школьники совершенствуют экспериментальные навыки, умения применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделируют и осуществляют свою поисковую деятельность при решении творческих задач [4,5].

Нами были изучены различные учебные ситуации, позволяющие в разной мере проявиться технологической готовности к познанию (исследованию) [6,7]. На наблюдаемых в ходе проведения педагогического исследования уроках мы изучали ситуации, в которых школьники давали определения понятиям, работали с текстами из научно-популярных источников, проводили эксперимент, обсуждали полученные результаты, анализировали ряд данных, выводили правила, обобщали результаты, формулировали вопросы и ответы с помощью ряда ключевых слов.

Нами в ходе наблюдений за школьников в ходе уроков и анализа результатов анкетирования (n=31) был получен ряд интересных данных. Они отражают ряд важных положений, требований, которые необходимо учитывать при конструировании учебной ситуации. О важности построения смыслов изучения текста, над которым предстоит работать, говорят 74% школьников, 77% опрошенных считают важным нахождение в тексте противоречий.

По результатам анкетирования мы составляли таблицы с коэффициентами корреляций по К. Пирсону и определили статистические веса показателей, которые отражают технологическую готовность к познавательному поиску. Полученные данные позволили нам также определить ряд важных требований при конструировании учебных ситуаций.

Анализ корреляционных связей показал необходимость при разработке учебных ситуаций реализации следующих требований: подготовки плана работы школьников в ходе решения проблемы (получено максимальное значение значимого коээфициента корреляции r=0,847); проведения при выполнении учебных заданий работы над понятиями (осмысление определения и понятия через род и видовые отличия); установления школьниками связей известного с неизвестным, выдвижения гипотезы; использования специальных знаний о методах мышления; понимания школьниками связи причин непродуктивного выполнения познавательной деятельности с имеющимся учебным стилем; получения рекомендаций, отражающие основы научной организации труда учеников.

В процессе опытно-экспериментальной работы нам удалось узнать, какие требования нужно соблюдать при конструировании учебных ситуаций, с помощью которых мы можем готовить учеников к олимпиаде. Готовя школьников с помощью познавательных ситуаций к интеллектуальным соревнованиям, педагоги создают условия для понимания ими необходимости в современных условиях быть конкурентноспособным, обеспечивают осмысление значимости ряда способов, позволяющих быть успешными, увеличивают шансы на успех в познании каждого ученика.

Список литературы

  1. Абатурова В.В. Формирование кадрового ресурса олимпиадного движения школьников в системе профильного обучения / В.В.Абатурова // Профильная школа. - 2010. - №: 1. - C. 20-27.

  2. Павлова Е.В. Олимпиадное движение как средство развития одаренных детей / Е.В.Павлова // Справочник зам. директора шк. - 2013. - №: 5. - C. 71-79.

  3. Каменский А.М. От школьных инноваций к инновациям страны / А.М. Каменский/ Народное образование. - 2011. - №: 1. - C. 101-105.

  4. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей / А.В.Кулемзина // Педагогика. - 2003. - №: 6. - C. 27-32.

  5. Суходимцева А.П. Одаренные дети: практика педагогического проектирования/ А.П. Суходимцева // Воспитание школьников. - 2011. - №: 5. - C. 14-20.

  6. Макотрова, Г.В. Разработка культурологических ситуаций с помощью Интернета / Г. В. Макотрова // Народное образование. - 2012. - № 7. - С. 207-214

  7. Найдина, А.А. Как научить учеников открывать и применять законы / А.А.Найдина // Профильная школа. - 2012. - №: 2. - C. 53-55.

Просмотров работы: 956