В наше время стремительными темпами развиваются новейшие компьютерные и интернет технологии. Сфера образования развивается параллельно с ними. Это логично и стратегически верно, учитывая постоянную потребность граждан демократического государства в удовлетворяющей их финансовые возможности, разнообразной в плане учебных направлений, учитывающей ограниченность во временных ресурсах форме обучения. И эта форма-дистанционное образование- должно быть не менее эффективным и признанным обществом и работодателями, чем традиционное.
Именно поэтому данная тема особо актуальна в настоящее время. Важно определить проблемы, существующие в сфере реализации дистанционного обучения и принимать активные действия по разработке вариантов их решения.
Мы вступаем в информационное общество, в котором постоянно обновляющиеся и растущие объемы информационных ресурсов играют важнейшую роль в развитии наукоемких производств, высокоэффективных технологий, культуры их эксплуатации и производства.
В городе Красноярске система дистанционного образования еще не достигла необходимого уровня, достаточного для удовлетворения потребности большинства жителей.
Стоит отметить проблему терминологии, которая становится первопричиной неосознанности конечной цели. Под дистанционным обучением следует понимать именно новую форму обучения, а не модернизированное, давно уже существующее, в частности в моем университете, - заочное. Ведь дистанционное обучение предполагает создание соответствующей информационной образовательной системы (а не только электронные варианты лекций и семинаров), наряду с обеспечением доступа к высокоскоростному интернету и оснащению качественной производительной техникой учебных учреждений. Данный факт не всегда учитывается разработчиками подобных проектов. Чем яснее цель, тем проще к ней идти.
Отсюда вытекает вторая проблема – разработка программного обеспечения. Для того, чтобы дистанционная форма обучения в любых типах и уровнях образовательных учреждений могла благополучно развиваться, необходимы значительные координированные усилия специалистов в области компьютерных технологий, интернет-коммуникаций, а также профессионалов в предметных областях, не понаслышке знакомых со спецификой интернет и коммуникационных технологий и нынешними тенденциями в системе образования, современными концепциями, педагогическими технологиями. Сайт с интуитивно понятным и удобным юзабилити интерфейсом, сочетающий в себе способность сиюминутного воспроизведения автономного или сопровождающего аудио ряда и видеоинформации, дающий возможность обработки графической информации в онлайн-режиме – вот основное средство осуществления дистанционной формы образования.
Так же остро стоит проблема финансирования, так как процесс разработки ПО и содержания серверов требует достаточно высоких затрат. Конечно, не следует забывать, что система дистанционного обучения имеет коммерческую основу, за некоторым исключением, и изначально затраченные денежные средства на ее реализацию будут окупаться при условии грамотного менеджмента организации. Однако, найти стартовый капитал является практически первостепенной задачей, при реализации проекта.
Четвертой проблемой является подготовка преподавателей, ориентированных именно на дистанционную работу, имеющих методы адаптированные под интернет-систему. Необходимо уметь реализовывать дифференциацию обучения, рефлексию. Следует развивать культуру коммуникации в сетях. Данные процессы требуют достаточно серьезный багаж знаний и умений со стороны педагога, особой подготовки. Среднестатистический преподаватель очного обучения не готов к данной системе ведения учебного процесса. А вся подготовка обычно ограничена в лучшем случае обучением пользовательским навыкам. Говорить об успешном развитии системы без решения проблемы переподготовки преподавательских кадров невозможно. Эта серьезнейшая проблема на самом деле вырастает из первой проблемы, о которой говорилось выше, понятийной. До тех пор, пока мы будем рассматривать дистанционное обучение в качестве технологии, проблема не сдвинется с места. материалов – электронной почты, никак не влияет на качество обучения.
Последней проблемой, которую я хотела бы озвучить, является пиратство. Действительно, любая информация(в особенности образования, науки, то есть однозначно относящаяся к интеллектуальной собственности), размещенная в интернете, может быть моментально скопирована и выставлена на другом ресурсе без ссылки на источник. Это отчасти п причина закрытости и недоступности подобных ресурсов для широкого круга лиц, так как все материалы из открытого доступа моментально расходятся по сети. Простого решения данной проблемы не пока нет, но устранить ее необходимо, от этого напрямую зависит уровень ограниченности распространения учебно-образовательной информации в сетевом пространстве, а также качество создаваемых и используемых образовательных продуктов.
Перейдем к конкретному примеру образовательного ресурса, посвященного дистанционному обучению, созданному в городе Красноярске в сентябре 2012 года и расположенному по адресу http://svet-k.ru/ - Интернет-школе «Светильник» (рис.1)
Рисунок 1 «Главная страница сайта svet-k.ru»
Ресурс был разработан на базе Java Scripts и платформе Microsoft Silverlight, имел интуитивно понятный любому пользователю интерфейс и достаточно широкий функционал. Например, площадка предполагала проведение вебинаров (видео конференций с преподавателями с возможностью записи уроков), фиксированием продолжительности проведенного занятия и оплаты ( оплата производилась посредством Qiwi Кошелек, Яндекс.Деньги или же банковским переводом), наличие личных кабинетов как учеников, так и преподавателей( где они могли загружать собственные файла, отмечать пройденные занятия, завести контактны лист), а так же интерактивной доской – полем с расширенный функционалом (на нем одновременно могли работать как ученик, так и преподаватель, при этом поле позволяло создавать графические объекты, записывать формулы, строить чертежи).
Однако, даже учитывая удобство интерфейса и практически неограниченные возможности по проведению дистанционных занятий, сайт так и не смог выйти на достаточный уровень спроса для своей же окупаемости (со слов автора проекта). И в виду нерентабельности большая часть функционала была свернута. В данное время сайт не обновляется.
Ниже приведена статистика по сайту за период с 31.08.2012 по 6.01.2013 – в период самого активного пользования ресурсом, собранная Яндекс.Метрикой.
Большинство заходов на сайт было осуществлено по ссылкам с других сайтов, также значительную часть составляют и прямые заходы. Это говорит о достаточном пиаре площадки на сторонних ресурсах близкой тематики, а так же широком распространении информации о сайте среди жителей города в целом. (Рис.2)
Рисунок 2 – «Источники трафика»
Также были получены сведенья о контингенте пользователей сайта, большинство пользователей в возрасте 18-24 лет, то есть реально заинтересованная в дистанционном обучении молодежь. Что интересно, по половой принадлежности не выявлено значительных перевесов, представителей женского и мужского пола примерно поровну. (Рис.3)
Рисунок 3 – «Посетители: пол и возраст»
Исходя из этих показателей, можно сделать вывод: интернет-школа «Светильник» вполне могла стать популярной, а в дальнейшем и рентабельной площадкой дистанционного обучения как в городе Красноярске, так и в регионе, при достаточном вложении усилий и средств на развитие проекта и его рекламу (донесение информации до потенциального потребителя). Будем надеяться, что придет время, когда проект разморозится и продолжит свое существование и совершенствование. Ведь это в действительности необходимая, но, безусловно, нуждающаяся в доработке сфера образования в нашей стране.
Важно самостоятельно не создавать дополнительные сложности, а стараться грамотно, а главное своевременно решать те из них, которые напрямую связаны с последующим развитием дистанционного образования в стране и отдельных ее регионах, так как именно образование, высокая квалификация, обширные знания – вот основные ценности для каждого человека, живущего в век информационных технологий.
Именно этим и хотелось бы завершить повествование. Новые технологии, как и новые возможности, появляются каждый день. Нет предела совершенству, а значит и процесс оптимизации останавливаться не должен. Необходимо решать как глобальные проблемы дистанционного образования, так и локальные, путем наблюдения за пользователями, анализа их поведения и адаптации сайта под их нужды, не забывая о своих целях.