СЛАБУЮ РУКУ РЕБЕНКА МОЖНО И НУЖНО РАЗВИВАТЬ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СЛАБУЮ РУКУ РЕБЕНКА МОЖНО И НУЖНО РАЗВИВАТЬ

Немцева Е.М. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дети 6-7 лет часто сталкиваются с тем, что им достаточно тяжело дается письмо. Многие не умеют «сохранить» строку, вовремя остановиться, когда пишу букву или слово, не справляются с написанием элементов букв. Учить детей писать - это задача школы. а мы должны подготовить руку ребенка к письму, чтобы он без особых проблем перешел к написанию букв.

В условиях детского сада этому способствует ручной труд: вязание, вышивание, вырезывание развивают мелкую моторику руки, но одного этого недостаточно. Особая роль в подготовки руки к письму отводится декоративному рисованию. Оно помогает подготовить руку к письму и одновременно решать вопросы эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания.

Овладение необходимыми для него техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а главное мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи, точки, волнистые линии, завитки и т.п., а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения. Знакомятся с протяженностью, овладевают умением определять на глаз. Благодаря декоративному рисованию рука, кисть ребенка становятся сильными, движения ловкими и уверенными. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах; завитки и травка напоминают крючки; прямые и вертикальные линии-палочки, волнистые элементы букв б, чи др.). Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.

Как можно использовать декоративное рисование при решении воспитательных и образовательных задач?

  • Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок по сути представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного искусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека, в соответствии с его представлениями о добре и красоте.

  • Волшебное возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребенка радость и бодрость. Малышам более понятны и близки работы народных мастеров, и воспринимают они их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.

  • Очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

  • Детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера.

Чтобы активизировать детей в самостоятельной деятельности возникла необходимость организовать предметно - развивающую среду в группах для подготовки руки детей к письму.

Поэтому был подобран соответствующий материал, изготавливались дидактические игры на развитие мелкой моторики, приобретались альбомы с разными видами декоративной росписи, тетради для упражнения в рисовании декоративных элементов и т.д. Так же нами пополнялась предметно – развивающая среда:

  • различными художественными материалами «Домик художника»,

  • изготовленными таблицами с элементами хохломской, городецкой, жостовской росписями,

  • прописями, тетрадями с узорами для развития тонкой моторики рук.

Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объем знаний об орнаменте, геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и растительном (в виде растительных форм с включением изображений животных и птиц).

В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас: дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т.д.), материалы, из которых они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, кудрины, гирлянды).

При рассматривании узора учатся сравнивать: на хохломских чашках травка огнем горит, гжельская роспись похожа на мрамор, дымковская игрушка- на сказку. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.

Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что многие элементы дети рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Так, изображение жостовских, городецких узоров требует умения из основных цветов получать различные оттенки и другие цвета. Если воспитатель не дает готовых рецептов, дети экспериментируют и путем поиска решают стоящую перед ними задачу.

Знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.

Декоративное рисование привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Оно радует глаз, поднимает настроение, раскрывает мир веселого праздника. Рисование своеобразно и выразительно, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность. Организация занятий по декоративному рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Проделанная работа позволила сделать следующие выводы: в группах созданы условия для подготовки руки к письму; выявлены эффективные методы и приемы в работе с детьми. Дети научились управлять движением рисующей руки. Рука, кисть, пальцы стали более сильными, движения ловкими, уверенными; повысилась педагогическая грамотность родителей в вопросах подготовки руки к письму.

Список литературы

1. Хархан Г.В. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования // «Логопед».- 2004 . - № 5

2. Шкута Е.А. Методические рекомендации для педагогов «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования». - 2009

Просмотров работы: 1183