В настоящее время для детей с умственной отсталостью существуют специальные (коррекционные) школы VIII вида. Именно в этих учреждениях реализация задач поставленных реформой общеобразовательной и профессиональной школы, требует более высокого научного преподавания каждого учебного предмета. Не все дети своевременно овладевают навыками речевого общения, а для детей с задержкой или с неполным развитием психики, которое проявляется в нарушении интеллекта, приобретение данных навыков вызывает серьёзное затруднение. У умственно отсталых детей отмечается длительное отсутствие активной речи, недостаточное понимание обращенного к ним высказывания, что затрудняет формирование коммуникативной функции языковой деятельности. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. При формировании первоначальных речевых навыков необходимо будет обратить внимание и на детей, у которых обнаружатся общемоторное недоразвитие, трудности при выполнении движений. Развитие и совершенствование навыков общения у умственно отсталого ребенка на начальном этапе жизни – требует от педагогов, психологов, родителей много внимания и терпения. В пособии В.В. Воронковой «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4классах вспомогательной школы», особое внимание уделяется добукаврному периоду обучения грамоте в процессе обучения учащихся с умственной отсталостью. Автор видит основную задачу добукварного периода в подготовке умственно отсталых первоклассников к обучению грамоте. [1], [2]
Прежде чем приступить к занятиям, необходимо обратить внимание на особенности развития ребенка и на наличие у него тех или иных умений. Только потом можно приступать к обучению, наметив некоторые коррекционные мероприятия, которые будут учитывать особенности ребенка, и способствовать более успешному продвижению первоклассников в процессе фронтального обучения.
В.В. Воронкова предлагает обратить внимание на начальный этап обучения умственно отсталых детей, а именно на соблюдение общедидактических требований к постановке вопросов, что способствует правильному формированию речевого высказывания:
1. Вопросы задаются всему классу, чтобы привлечь внимание школьников, учить их слушать и понимать обращенную к ним речь.
2. Учащимся дается время на обдумывание ответа.
3. Вопросы не должны предполагать односложного ответа «да» или «нет».
4. Нельзя задавать вопросы, которые требуют двойного ответа («Каких диких и домашних животных вы знаете?»).
5. Необходимость включать в вопрос почти все слова, которые войдут в ответ ученика, чтобы облегчить ребенку задачу правильного построения фразы (Как зовут этого мальчика? Этого мальчика зовут Коля).
6.Требование полного, правильно построенного ответа и обобщений о полученных знаниях. [1]
Также для развития навыка речевого общения необходимо использование различных игр и методических приемов. Существует несколько видов данных приемов:
сопряженная речь;
отраженная речь;
хоровая речь;
речь с движением. [1]
Исходя из теоретического положения и тех умений, которые должны развиваться в добукварный период, можно создать систему упражнений, направленных на формирование речевого навыка. Рассмотрим пример данной системы упражнений:
Упражнение № 1 «Говорим и показываем»
Цель: формировать умение слушать и понимать обращенную речь.
Оборудование:наглядные картинки с изображением действий.
Способ выполнения: Предлагаем детям выполнить следующие действия (после каждого действия озвучить, его название): встать, попрыгать, сесть. Затем показать и озвучить действия по словесной инструкции: ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.
Упражнение № 2 «Кто, где живет»
Цель: формировать умение слушать и понимать обращенную речь.
Оборудование: карточки с изображением диких и домашних животных, раздаточный материал: карточки с изображением леса и дома.
Способ выполнения: Учитель показывает изображение животного и просит указать, где он живет. Например: учитель показывает изображение медведя, дети поднимают и показывают карточку лес. Также проводится работа с другими карточками.
Упражнение № 3 «Вопрос-ответ»
Цель: развивать умение давать полный ответ на вопрос с опорой на наглядный материал.
Оборудование: мяч, наглядные картинки, доска.
Способ выполнения: Учитель вывешивает на доску изображение, задает вопрос и кидает мяч ребенку. Например:
Учитель:– Что моет девочка?
Ребенок:– Девочка моет посуду.
Примечание: даем ребенку время на обдумывание ответа на вопрос.
Упражнение № 4 «Что купила мама?»
Цель: развивать умение давать полный ответ на вопрос.
Оборудование: наглядные картинки с изображением предметов, мешочек.
Способ выполнения: Подносим мешочек, наполненный картинками, предлагаем ребенку закрытыми глазами достать одну картинку, ребенок смотрит что изображено, затем отвечает на вопрос «Что купила мама?». Например: учащийся достает изображение машины и говорит: - Мама купила машину.
Упражнение №5 «Зоопарк»
Цель: формировать навык развернутой речи с опорой на сюжетные картинки и вспомогательные вопросы.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением зоопарка, доска.
Способ выполнения: Учитель вывешивает сюжетные картинки с изображением зоопарка. Дети их рассматривают, затем по наводящим вопросам учащиеся отвечают. Например:
Учитель: - Что вы видите на картинке?
Учитель: – Кто пришел в зоопарк?
Учитель: – Кого видели в зоопарке?
Учитель: – Кто из животных понравился больше всего?
Примечание: даем время на обдумывание ответа. Следим за полнотой и развернутостью ответов.
Упражнение № 6 «Цирк»
Цель: формировать умение при ответе на вопрос выделять интонацией то слово, которое несет основную смысловую нагрузку.
Оборудование: доска.
Способ применения: На доске записывается предложение. Учитель задает вопросы, интонационно выделяя то, на что следует в ответе сделать смысловую нагрузку. Затем учащиеся отвечают на вопросы. Например: Дети завтра пойдут в цирк.
Учитель:- КТО пойдет в цирк?
Ребенок:- ДЕТИ завтра пойдут в цирк.
Учитель:- КОГДА дети пойдут в цирк?
Ребенок:- Дети ЗАВТРА пойдут в цирк.
Примечание: следим за правильным интонационным ударением в ответе, даем время на обдумывания ответа.
Упражнение № 7 «Скажем вместе»
Цель: формировать умение слушать и повторять вместе с учителем различные чистоговорки; развивать у детей неторопливый темп, правильную артикуляцию и дикцию, соблюдать паузы, интонационно выделять нужные слова.
Способ применения: Учитель зачитывает чистоговорку учащимся, а затем дети повторяют ее вместе с учителем. Например:
Была у Алёнки болонка,
Была у болонки Алёнка.
Алёнка гуляла с болонкой,
Болонка гуляла с Алёнкой.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.Надел кукушонок капюшон В капюшоне кукушонок смешон.
Собирала МаргаритаМаргаритки на горе.Растеряла МаргаритаМаргаритки на дворе.
Упражнение № 8 «Зеркало»
Цель: формировать умение слушать и повторять самостоятельно; развивать у детей неторопливый темп речи, правильную артикуляцию и дикцию, соблюдать паузы, интонационно выделять нужные слова.
Оборудование: школьные принадлежности.
Способ применения: Учитель выкладывает на парту различные школьные принадлежности (ручка, карандаш, пенал, рюкзак, тетрадка и т.д.). Учитель берет один предмет и произносит предложение, это предложение повторяет учащийся, затем этот ученик берет другой предмет и тоже произносит предложение, его повторяет уже следующий первоклассник. Игра продолжается по цепочке. Например:
Учитель: (берет ручку) - У меня в руках ручка.
Первый ребенок: - У меня в руках ручка, (потом берет пенал) - У меня в руках пенал.
Второй ребенок: – У меня в руках пенал, (потом берет тетрадь) - У меня в руках тетрадь.
Упражнение № 9 «Зимушка-зима»
Цель: формировать у детей плавную, четкую и выразительную речь.
Способ применения: Учитель делит учащихся на ряды, затем зачитывает стихотворение, дети слушают, потом повторяют данное стихотворение сначала один ряд хором, потом другой. Например:
Зимушка-зима.
По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.
За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,
И кидали хрустали.
Примечание: Следим за плавностью, четкостью и выразительностью речи каждого ребенка.
Упражнение № 10 «Бабочка»
Цель: развивать моторику первоклассников.
Способ применения: Учитель без участия первоклассников зачитывает стихотворение и на каждую строчку указывает действие, затем вместе с учащимися повторяет каждую строчку, при этом выполняя определенные действия. Например:
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Таким образом, обучение первоклассников речевому общению, в частности правильному высказыванию, способствует повышению уровня их общего развития. В процессе работы по развитию речи дети узнают назначение предметов окружающего быта, узнают и показывают действия бытового характера, по возможности называют все это, учатся строить простую фразу, знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира. У детей расширяется пассивный словарь, активизируется собственная речь, она становится в большей мере средством коммуникации и помогает в дальнейшем обучении.
Список литературы
Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы. — Изд. 2 — М.: Школа-Пресс, 1995. — 128 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994