РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

Муталова Л.Г. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время для детей с умственной отсталостью существуют специальные (коррекционные) школы VIII вида. Именно в этих учреждениях реализация задач поставленных реформой общеобразовательной и профессиональной школы, требует более высокого научного преподавания каждого учебного предмета. Не все дети своевременно овладевают навыками речевого общения, а для детей с задержкой или с неполным развитием психики, которое проявляется в нарушении интеллекта, приобретение данных навыков вызывает серьёзное затруднение. У умственно отсталых детей отмечается длительное отсутствие активной речи, недостаточное понимание обращенного к ним высказывания, что затрудняет формирование коммуникативной функции языковой деятельности. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. При формировании первоначальных речевых навыков необходимо будет обратить внимание и на детей, у которых обнаружатся общемоторное недоразвитие, трудности при выполнении движений. Развитие и совершенствование навыков общения у умственно отсталого ребенка на начальном этапе жизни – требует от педагогов, психологов, родителей много внимания и терпения. В пособии В.В. Воронковой «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4классах вспомогательной школы», особое внимание уделяется добукаврному периоду обучения грамоте в процессе обучения учащихся с умственной отсталостью. Автор видит основную задачу добукварного периода в подготовке умственно отсталых первоклассников к обучению грамоте. [1], [2]

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо обратить внимание на особенности развития ребенка и на наличие у него тех или иных умений. Только потом можно приступать к обучению, наметив некоторые коррекционные мероприятия, которые будут учитывать особенности ребенка, и способствовать более успешному продвижению первоклассников в процессе фронтального обучения.

В.В. Воронкова предлагает обратить внимание на начальный этап обучения умственно отсталых детей, а именно на соблюдение общедидактических требований к постановке вопросов, что способствует правильному формированию речевого высказывания:

1. Вопросы задаются всему классу, чтобы привлечь внимание школьников, учить их слушать и понимать обращенную к ним речь.

2. Учащимся дается время на обдумывание ответа.

3. Вопросы не должны предполагать односложного ответа «да» или «нет».

4. Нельзя задавать вопросы, которые требуют двой­ного ответа («Каких диких и домашних животных вы знаете?»).

5. Необходимость включать в вопрос почти все слова, которые войдут в ответ ученика, чтобы облегчить ребенку задачу правильного построения фразы (Как зовут этого мальчика? Этого мальчика зовут Коля).

6.Требование полного, правильно построенного ответа и обобщений о полученных знаниях. [1]

Также для развития навыка речевого общения необходимо использование различных игр и методических приемов. Существует несколько видов данных приемов:

  • сопряженная речь;

  • отраженная речь;

  • хоровая речь;

  • речь с движением. [1]

Исходя из теоретического положения и тех умений, которые должны развиваться в добукварный период, можно создать систему упражнений, направленных на формирование речевого навыка. Рассмотрим пример данной системы упражнений:

Упражнение № 1 «Говорим и показываем»

Цель: формировать умение слушать и понимать обращенную речь.

Оборудование:наглядные картинки с изображением действий.

Способ выполнения: Предлагаем детям выполнить следующие действия (после каждого действия озвучить, его название): встать, попрыгать, сесть. Затем показать и озвучить действия по словесной инструкции: ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.

Упражнение № 2 «Кто, где живет»

Цель: формировать умение слушать и понимать обращенную речь.

Оборудование: карточки с изображением диких и домашних животных, раздаточный материал: карточки с изображением леса и дома.

Способ выполнения: Учитель показывает изображение животного и просит указать, где он живет. Например: учитель показывает изображение медведя, дети поднимают и показывают карточку лес. Также проводится работа с другими карточками.

Упражнение № 3 «Вопрос-ответ»

Цель: развивать умение давать полный ответ на вопрос с опорой на наглядный материал.

Оборудование: мяч, наглядные картинки, доска.

Способ выполнения: Учитель вывешивает на доску изображение, задает вопрос и кидает мяч ребенку. Например:

Учитель:– Что моет девочка?

Ребенок:– Девочка моет посуду.

Примечание: даем ребенку время на обдумывание ответа на вопрос.

Упражнение № 4 «Что купила мама?»

Цель: развивать умение давать полный ответ на вопрос.

Оборудование: наглядные картинки с изображением предметов, мешочек.

Способ выполнения: Подносим мешочек, наполненный картинками, предлагаем ребенку закрытыми глазами достать одну картинку, ребенок смотрит что изображено, затем отвечает на вопрос «Что купила мама?». Например: учащийся достает изображение машины и говорит: - Мама купила машину.

Упражнение №5 «Зоопарк»

Цель: формировать навык развернутой речи с опорой на сюжетные картинки и вспомогательные вопросы.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением зоопарка, доска.

Способ выполнения: Учитель вывешивает сюжетные картинки с изображением зоопарка. Дети их рассматривают, затем по наводящим вопросам учащиеся отвечают. Например:

Учитель: - Что вы видите на картинке?

Учитель: – Кто пришел в зоопарк?

Учитель: – Кого видели в зоопарке?

Учитель: – Кто из животных понравился больше всего?

Примечание: даем время на обдумывание ответа. Следим за полнотой и развернутостью ответов.

Упражнение № 6 «Цирк»

Цель: формировать умение при ответе на вопрос выделять интонацией то слово, которое несет основную смысловую нагрузку.

Оборудование: доска.

Способ применения: На доске записывается предложение. Учитель задает вопросы, интонационно выделяя то, на что следует в ответе сделать смысловую нагрузку. Затем учащиеся отвечают на вопросы. Например: Дети завтра пойдут в цирк.

Учитель:- КТО пойдет в цирк?

Ребенок:- ДЕТИ завтра пойдут в цирк.

Учитель:- КОГДА дети пойдут в цирк?

Ребенок:- Дети ЗАВТРА пойдут в цирк.

Примечание: следим за правильным интонационным ударением в ответе, даем время на обдумывания ответа.

Упражнение № 7 «Скажем вместе»

Цель: формировать умение слушать и повторять вместе с учителем различные чистоговорки; развивать у детей неторопливый темп, правильную артикуляцию и дикцию, соблюдать паузы, интонационно выделять нужные слова.

Способ применения: Учитель зачитывает чистоговорку учащимся, а затем дети повторяют ее вместе с учителем. Например:

  1. Была у Алёнки болонка,

Была у болонки Алёнка.

Алёнка гуляла с болонкой,

Болонка гуляла с Алёнкой.

  1. Кукушка кукушонку

Купила капюшон.Надел кукушонок капюшон В капюшоне кукушонок смешон.

  1. Собирала МаргаритаМаргаритки на горе.Растеряла МаргаритаМаргаритки на дворе.

Упражнение № 8 «Зеркало»

Цель: формировать умение слушать и повторять самостоятельно; развивать у детей неторопливый темп речи, правильную артикуляцию и дикцию, соблюдать паузы, интонационно выделять нужные слова.

Оборудование: школьные принадлежности.

Способ применения: Учитель выкладывает на парту различные школьные принадлежности (ручка, карандаш, пенал, рюкзак, тетрадка и т.д.). Учитель берет один предмет и произносит предложение, это предложение повторяет учащийся, затем этот ученик берет другой предмет и тоже произносит предложение, его повторяет уже следующий первоклассник. Игра продолжается по цепочке. Например:

Учитель: (берет ручку) - У меня в руках ручка.

Первый ребенок: - У меня в руках ручка, (потом берет пенал) - У меня в руках пенал.

Второй ребенок: – У меня в руках пенал, (потом берет тетрадь) - У меня в руках тетрадь.

Упражнение № 9 «Зимушка-зима»

Цель: формировать у детей плавную, четкую и выразительную речь.

Способ применения: Учитель делит учащихся на ряды, затем зачитывает стихотворение, дети слушают, потом повторяют данное стихотворение сначала один ряд хором, потом другой. Например:

Зимушка-зима.

По дороге по прямой

Шла зима с морозами,

Шла зима к себе домой –

Снег стелила розовый.

За зимою две метели

Снег тот веяли, мели,

Снег взвивали, как хотели,

И кидали хрустали.

Примечание: Следим за плавностью, четкостью и выразительностью речи каждого ребенка.

Упражнение № 10 «Бабочка»

Цель: развивать моторику первоклассников.

Способ применения: Учитель без участия первоклассников зачитывает стихотворение и на каждую строчку указывает действие, затем вместе с учащимися повторяет каждую строчку, при этом выполняя определенные действия. Например:

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Таким образом, обучение первоклассников речевому общению, в частности правильному высказыванию, способствует повышению уровня их общего развития. В процессе работы по развитию речи дети узнают назначение предметов окружающего быта, узнают и показывают действия бытового характера, по возможности называют все это, учатся строить простую фразу, знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира. У детей расширяется пассивный словарь, активизируется собственная речь, она становится в большей мере средством коммуникации и помогает в дальнейшем обучении.

Список литературы

  1. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы. — Изд. 2 — М.: Школа-Пресс, 1995. — 128 с.

  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994

Просмотров работы: 2186