РУССКАЯ ПРИРОДА КАК ИСТОЧНИК САМОУГЛУБЛЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА «ЗИМНЯЯ ДОРОГА» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РУССКАЯ ПРИРОДА КАК ИСТОЧНИК САМОУГЛУБЛЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА «ЗИМНЯЯ ДОРОГА»

Байниязова С.А. 1, Кожушкова Н.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Александр Сергеевич Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли с помощью образов окружающей природы. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году. Как считают многие исследователи творчества поэта, автор посвятил его своей дальней родственнице – Софии Фёдоровне Пушкиной, к которой он испытывал романтические чувства и призрачные надежды на будущее[1].

Подтвердить или опровергнуть эту теорию нам поможет знакомство с произведением «Зимняя дорога».

Самое начало стихотворения задаёт тон последующим событиям: «Сквозь волнистые туманы Льет печально свет она.» Медлительность, спокойствие и поистине «зимнее настроение» передаёт автор через образ своего героя и окружающего его мира. Всё вокруг настолько неспешно, что, кажется, замерло от массовой сонливости: как автора, так и романтического героя. Казалось бы, ничто не мешает погрузиться в мир иллюзий и мечтаний… Но следующая строфа (катрен) призывает нас к бодрости тела и духа:«Тройка борзая бежит». Пусть общий настрой произведения всё также печален(«Утомительно гремит»), но в произведении появилось движение. Сколь мы можем знать значение слова «движение» приравнивается к значению слова«жизнь» (двигаться=жить)[2]. Так куда же наш герой стремится«жить»?

Для лирики Пушкина традиционна темадороги: романтический герой — вечный скиталец, вся его жизнь — в пути, в дороге, и любая остановка означает для него потерю свободы. В романтической поэзии тема свободы связана с темой дороги очень тесно. Здесь же тема дороги соединяется не со стремлением к свободе, а наоборот — герой стремится домой[1].

Дом, тепло, уют, покой и общество самого дорого человека – что может печалить в долгожданной встрече?

Множество повторов (таких, как «…печальные поляны…» и «Льёт печально…», «По дороге зимней, скучной…» и «Скучно, грустно…» и т.д.), элементы звукописи (сравн. первую строфу, где присутствую глухие согласные с,п,т, и вторую, где автор использовал звонкие согласные з, б, ж, и сонорные р, л, м, н, что в сумме своей придаёт контраст столь небольшому отрывку из двух четверостиший (катренов)), антитеза («То разгулье удалое, То сердечная тоска…» - все упомянутые стилистические фигуры, применённые Александром Сергеевичем, ведут нас к одной из главных идей произведения – неизменность и предопределённость бытия[3]. Одни и те же образы, явления, мысли и даже события преследуют нас и напоминают о том, что у каждого человека своя судьба, своё предназначение. Нужно только уметь видеть знаки и уметь толковать их. Возможно, именно поэтому «дом», «тепло» и «уют» не вызывают ни у автора, ни у романтического героя столь бурного и ожидаемого читателями восторга.

Погружаясь ещё глубже в «потайные комнаты» произведения, можно увидеть краски, чувства и человеческие эмоции в каждой строке, в каждом явлении природы: тёмная ночь, тишина, изредка нарушаемая звоном колокольчика и унылой песнью ямщика - это заставляет поэта впасть в некую меланхолию. Жизнь представляется ему беспросветной, как «печальные поляны», через которые зимней ночью мчится карета, запряжённая тройкой лошадей. Мрачность окружающего пейзажа созвучна тем чувствам, которые испытывает Александр Пушкин. Диктуясь вышесказанным, вполне вероятно, что автор заранее предчувствует и видит крах своих надежд на бракосочетание. Для него образ возлюбленной является счастливым избавлением от утомительного и скучного путешествия. «Завтра к милой возвратясь, я забудусь у камина» — с надеждой мечтает поэт, рассчитывая на то, что конечная цель оправдает длительное ночное путешествие и позволит в полной мере насладиться покоем, уютом и любовью.

В стихотворении есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Сергеевич сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в неё («Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика»). Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.

Не стоит также забывать, что к 1826 году Пушкин был уже состоявшимся, зрелым поэтом, мечтавшим о громкой славе. А в итоге высшее общество фактически отвернулось от него не только из-за вольнодумства, но и благодаря безудержной любви к азартным играм. Известно, что к этому времени поэт сумел промотать довольно скромное состояние, доставшееся ему в наследство от отца, и рассчитывал поправить свои финансовые дела благодаря браку. Не исключено, что Софья Фёдоровна всё же питала к своему дальнему родственнику теплые и нежные чувства, однако страх окончить свои дни в нищете вынудил девушку и ее семью отклонить предложение поэта.

Вероятно, предстоящее сватовство и ожидание отказа стали причиной столь мрачного расположения духа, в котором Александр Пушкин пребывал во время поездки и создал одно из самых романтичных и печальных стихотворений «Зимняя дорога», наполненных грустью и безысходностью. А также верой в то, что, возможно, ему удастся вырваться из замкнутого круга и изменить свою жизнь к лучшему[4].

Последняя и заключительная строфа подводит некий итог всему действу: ямщик перенял настроение от героя произведения и уже пребывает в состоянии полудрёма («Дремля смолкнул мой ямщик…»), возращение к однообразию в происходящем («Колокольчик однозвучен…»), одиночество, преследовавшее романтического героя на протяжении всего стихотворения, настигло автора(«Грустно, Нина…»): возлюбленной нет рядом, а надежду на их объединение забрала луна, укутавшись от странника туманом…

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога» погружает нас, читателей, во внутренний мир лирического героя, прививает эстетические чувства, учит даже в самом приземленном видеть прекрасное и находить в этом что-то особенное для себя, что становится дорогим для нас. Важно именно в младшем школьном возрасте привить чувство прекрасного, учить детей ценить природу, всесторонне восхищаться русской природой.

Список литературы

  1. А. С. Пушкин, 1799—1837 // Список библиографических указателей и справочных пособий по русской литературе дореволюционного периода / М-во культуры РСФСР. Гос. б-ка

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд, дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944стр.

  3. http://yandex.ru/ enc-dic.com/ozhegov/Sravnenie/ antithesis.

  4. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Литературное чтение. 3 класс.

2 часть.

Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она.

По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.

Что-то слышится родноеВ долгих песнях ямщика:То разгулье удалое,То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…Глушь и снег… Навстречу мнеТолько версты полосатыПопадаются одне.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,Завтра, к милой возвратясь,Я забудусь у камина,Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часоваяМерный круг свой совершит,И, докучных удаляя,Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,Дремля смолкнул мой ямщик,Колокольчик однозвучен,Отуманен лунный лик.

Просмотров работы: 1975