РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.

Вахрамеева А.М. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время востребованы как массовые общеобразовательные учреждения, так и специальные (коррекционные) школы. Обратим внимание на школы VIII вида, где обучаются дети с умственной отсталостью. Каждый из этих детей имеет свои возрастные и типологические особенности, определенный уровень дошкольной подготовки и психологической готовности к обучению. В коррекционную школу обращаются те дети, интеллектуальная недостаточность которых видна уже в дошкольном возрасте. Многие из этих детей до поступления в коррекционное учреждение посещали специальные детские сады, некоторые приходят из массовых дошкольных учреждений, другие находились на домашнем обучении.

Специальные (коррекционные) школы VIII вида, имеют определенную программу подготовки к обучению детей с умственной отсталостью. Наиболее ярко, у учащихся школ VIII вида, выражен недостаток речевого развития. Для того чтобы дети могли овладеть грамотой, прежде всего им необходимо развить фонематический слух и произносительную сторону речи. Исследования отечественных ученых-дефектологов (Л.С. Волкова, В.В Воронковой, Р.И. Лалаевой, И.М. Мастюковой, С.Я. Рубинштейн и др.) показывают, что большинство учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеют серьезные речевые нарушения, сопровождающиеся недоразвитием фонематического слуха, что создает препятствия для успешного освоения программного материала по чтению и письму. Развить фонематический слух, исправить нарушения звукопроизношения, предупредить появление специфических дисграфических ошибок может только совместная работа учителя и логопеда. Для достижения данной цели учителю необходимо знать не только рекомендации для работы с детьми, но и иметь творческий подход к решению обозначенной проблемы.

Обучение грамоте в коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида осуществляется в первом классе в течение всего года и включает в себя два периода: добукварный и букварный.

Добукварный период является важнейшим в системе обучения грамоте умственно отсталых первоклассников. Считаю, что этот период является основным для усвоения звуков речи, чему способствует работа над развитием слухового восприятия и речевого слуха. Можно выделить несколько задач в добукварном периоде:

1. подготовить слуховое внимание учеников к восприятию звуков речи;

2. обучить детей членению высказывания на слова, научить составлять условно-графическую запись слов;

3. познакомить детей со слоговой структурой слова, научить выделять слог, составлять условно-графическую запись слога;

4. научить выделять звук в слове.

Рассмотрим систему упражнений, которая отвечает требованиям задач в добукварный период:

Упражнение № 1: «Поймай нужный звук хлопком»

Цель: подготовка слухового внимания учеников к восприятию звуков речи.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Говорим учащимся, что каждый раз, как они услышат звук [К] - хлопают в ладоши.

         

[К]у[К]ла

[К]от

банан

мор[К]овь

слон

         

Упражнение № 2 «Угадай что?»

Цель: развитие восприятия неречевых звуков.

Оборудование: ширма, музыкальные инструменты.

Инструкция к выполнению: Учитель, издает поочередно звуки музыкальными инструментами, дети слушают и запоминают. Затем учитель, находясь за ширмой, также поочередно издает звуки, и дети самостоятельно определяют, что за инструмент.

       

Упражнение № 3 «Кто, что слышит?»

Цель: развивать умение различать неречевые звуки.

Инструкция к выполнению: Учитель предлагает закрыть глаза учащимся и в течение минуты послушать звуки окружающие их. Затем дети открывают глаза, и поочередно называют, те звуки, которые они слышали (например: шум машин, скрип двери, пение птиц, шелест листьев и т.д.).

Упражнение № 4 «Угадай, на что похож звук»

Цель: развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель произносит звуки, а учащиеся

соотносят их с картинкой.

1.С-с-с-с…

Ветер

2.Ррр-рр-р...

Тигр

3.Кап-кап-кап…

Капель

4.Ж-жжж-жжж…

Жук

Упражнение № 5 «Загадки»

Цель: развивать внимание к звукам окружающей действительности.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель зачитывает загадки, учащиеся отгадывают. После учитель демонстрирует картинку с ответом.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

На овчарку он похож

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.Тихонечко лежала,Потом вдруг убежала.

     

Упражнение № 6 «Угадай слово»

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель произносит слово с паузами между звуками, учащиеся должны назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если учащиеся справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

[С]-[Ы]-[Р]

[Л]-[У]-[К]

[Ш]-[А]-[Р]

[М]-[Ы]-[Л]-[О]

[С]-[О]-[В]-[А]

[П]-[И]-[Л]-[А]

Упражнение № 7 «Назови и посчитай»

Цель: формировать умение изолированно называть предметы и строить условно-графическую запись слов.

Оборудование: школьные принадлежности, цветные полоски.

Инструкция к выполнению:

1) Учитель раскладывает на парте школьные принадлежности. Затем берет по одному предмету, задавая вопрос: «Что это?», «Сколько предметов на столе?», «Какой лежит первым?», «Какой лежит последним?».

2) Сделать условно-графическую запись слов по образцу.

         

Ручка

Карандаш

Пенал

Рюкзак

Тетрадь

Упражнение № 8 «Запиши и посчитай»

Цель: развитие умения составлять условно-графическую запись.

Оборудование: полоски цветные.

Инструкция к выполнению: Учитель называет и показывает предмет, учащиеся делают условно-графическую запись, затем подсчитывают, сколько слов они записали.

       

Упражнение № 9 «Найди отличие»

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель показывает 2 картинки с изображением слов-паронимов, дети четко произносят название предметов, а затем отвечают на вопрос: «В чем отличие этих слов?»

1.коза - коса

2.ложка - лодка

3.кот-кит

     

Упражнение № 10 «Раздели на слоги»

Цель: научиться работать со слоговой структурой слова.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель показывает картинки и по слогам произносит название предмета, затем отхлопывает количество слогов. Учащиеся повторяют, выполняют работу по образцу.

Дом

1 слог

Тра-ва

2 слога

Лу-на

2 слога

Те-ле-фон

3 слога

       

Упражнение № 11 «Доскажи словечко»

Цель: научиться работать со слоговой структурой слова.

Инструкция к выполнению: Учитель называет первый слог в каком-то слове, ученики должны досказать название слова.

  1. МА- ма; -ша; -сло; -рка;

  2. ЛИ- са; -па; -да; -мон.

Упражнение № 12 «Угадай-ка»

Цель: формировать умение соотносить схему слова с предметом.

Оборудование: предметные картинки, доска, схемы слов.

Инструкция к выполнению:Учитель на доске вывешивает картинки, дети подбирают схемы к этим словам.

1) _-_

2) _-_-_

3) _-_

4) _

       

Упражнение № 13 «Где спрятался звук [З]?»

Цель: развитие фонематического слуха.

Инструкция к выполнению: Учитель называет предмет, дети на слух определяют где находится звук [З] в начале, в середине или в конце слова:

Учитель: - [З]онт, [З]ерно, арбу[З], му[З]ыка, ку[З]ов.

Примечание: учитель должен интонационно выделять искомый звук.

Упражнение № 14 «Построим дом»

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия, памяти и мышления.

Оборудование: доска, мел.

Инструкция к выполнению: Учитель сообщает, что хочет нарисовать дом, и изображает на доске только одну стену. Учащиеся должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Назвать можно только те слова, в которых есть звук [Р]. Дети называют: крыша, чердак, крыльцо, труба и т.д. Учитель схематически рисует на доске.

Упражнение № 15 «Найди братца»

Цель: дифференциация твердости и мягкости звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель раздает картинки, которые начинаются с твердого со­гласного звука. На доске они должны найти картинку, начинающуюся такой же, но мягкий согласный звук.

[Р]ысь

[Л]ужа

[Н]ож

[Р’]ека

[Л’]имон

[Н’]ебо

Таким образом, стоит отметить, что если вовремя начать развивать и формировать фонематический слух у умственно отсталых первоклассников в добукварный период, то это на последующих этапах обучения будет являться успешным залогом к формированию умений и навыков в обучении грамоте.

Список литературы

  1. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы. – Изд. 2 – М.: Школа-Пресс, 1995. – 128 с.

Просмотров работы: 2056