В наше время востребованы как массовые общеобразовательные учреждения, так и специальные (коррекционные) школы. Обратим внимание на школы VIII вида, где обучаются дети с умственной отсталостью. Каждый из этих детей имеет свои возрастные и типологические особенности, определенный уровень дошкольной подготовки и психологической готовности к обучению. В коррекционную школу обращаются те дети, интеллектуальная недостаточность которых видна уже в дошкольном возрасте. Многие из этих детей до поступления в коррекционное учреждение посещали специальные детские сады, некоторые приходят из массовых дошкольных учреждений, другие находились на домашнем обучении.
Специальные (коррекционные) школы VIII вида, имеют определенную программу подготовки к обучению детей с умственной отсталостью. Наиболее ярко, у учащихся школ VIII вида, выражен недостаток речевого развития. Для того чтобы дети могли овладеть грамотой, прежде всего им необходимо развить фонематический слух и произносительную сторону речи. Исследования отечественных ученых-дефектологов (Л.С. Волкова, В.В Воронковой, Р.И. Лалаевой, И.М. Мастюковой, С.Я. Рубинштейн и др.) показывают, что большинство учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеют серьезные речевые нарушения, сопровождающиеся недоразвитием фонематического слуха, что создает препятствия для успешного освоения программного материала по чтению и письму. Развить фонематический слух, исправить нарушения звукопроизношения, предупредить появление специфических дисграфических ошибок может только совместная работа учителя и логопеда. Для достижения данной цели учителю необходимо знать не только рекомендации для работы с детьми, но и иметь творческий подход к решению обозначенной проблемы.
Обучение грамоте в коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида осуществляется в первом классе в течение всего года и включает в себя два периода: добукварный и букварный.
Добукварный период является важнейшим в системе обучения грамоте умственно отсталых первоклассников. Считаю, что этот период является основным для усвоения звуков речи, чему способствует работа над развитием слухового восприятия и речевого слуха. Можно выделить несколько задач в добукварном периоде:
1. подготовить слуховое внимание учеников к восприятию звуков речи;
2. обучить детей членению высказывания на слова, научить составлять условно-графическую запись слов;
3. познакомить детей со слоговой структурой слова, научить выделять слог, составлять условно-графическую запись слога;
4. научить выделять звук в слове.
Рассмотрим систему упражнений, которая отвечает требованиям задач в добукварный период:
Упражнение № 1: «Поймай нужный звук хлопком»
Цель: подготовка слухового внимания учеников к восприятию звуков речи.
Оборудование: предметные картинки.
Инструкция к выполнению: Говорим учащимся, что каждый раз, как они услышат звук [К] - хлопают в ладоши.
[К]у[К]ла |
[К]от |
банан |
мор[К]овь |
слон |
Упражнение № 2 «Угадай что?»
Цель: развитие восприятия неречевых звуков.
Оборудование: ширма, музыкальные инструменты.
Инструкция к выполнению: Учитель, издает поочередно звуки музыкальными инструментами, дети слушают и запоминают. Затем учитель, находясь за ширмой, также поочередно издает звуки, и дети самостоятельно определяют, что за инструмент.
Упражнение № 3 «Кто, что слышит?»
Цель: развивать умение различать неречевые звуки.
Инструкция к выполнению: Учитель предлагает закрыть глаза учащимся и в течение минуты послушать звуки окружающие их. Затем дети открывают глаза, и поочередно называют, те звуки, которые они слышали (например: шум машин, скрип двери, пение птиц, шелест листьев и т.д.).
Упражнение № 4 «Угадай, на что похож звук»
Цель: развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.
Оборудование: предметные картинки.
Инструкция к выполнению: Учитель произносит звуки, а учащиеся
соотносят их с картинкой.
1.С-с-с-с… Ветер |
2.Ррр-рр-р... Тигр |
3.Кап-кап-кап… Капель |
4.Ж-жжж-жжж… Жук |
Цель: развивать внимание к звукам окружающей действительности.
Оборудование: предметные картинки.
Инструкция к выполнению: Учитель зачитывает загадки, учащиеся отгадывают. После учитель демонстрирует картинку с ответом.
Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? |
На овчарку он похож Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. |
Лежала между ёлками Подушечка с иголками.Тихонечко лежала,Потом вдруг убежала. |
Упражнение № 6 «Угадай слово»
Цель: развитие фонематического слуха.
Оборудование: предметные картинки.
Инструкция к выполнению: Учитель произносит слово с паузами между звуками, учащиеся должны назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если учащиеся справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
[С]-[Ы]-[Р] |
[Л]-[У]-[К] |
[Ш]-[А]-[Р] |
[М]-[Ы]-[Л]-[О] |
[С]-[О]-[В]-[А] |
[П]-[И]-[Л]-[А] |
Упражнение № 7 «Назови и посчитай»
Цель: формировать умение изолированно называть предметы и строить условно-графическую запись слов.
Оборудование: школьные принадлежности, цветные полоски.
Инструкция к выполнению:
1) Учитель раскладывает на парте школьные принадлежности. Затем берет по одному предмету, задавая вопрос: «Что это?», «Сколько предметов на столе?», «Какой лежит первым?», «Какой лежит последним?».
2) Сделать условно-графическую запись слов по образцу.
Ручка |
Карандаш |
Пенал |
Рюкзак |
Тетрадь |
Упражнение № 8 «Запиши и посчитай»
Цель: развитие умения составлять условно-графическую запись.
Оборудование: полоски цветные.
Инструкция к выполнению: Учитель называет и показывает предмет, учащиеся делают условно-графическую запись, затем подсчитывают, сколько слов они записали.
Упражнение № 9 «Найди отличие»
Цель: развитие фонематического слуха.
Оборудование: предметные картинки.
Инструкция к выполнению: Учитель показывает 2 картинки с изображением слов-паронимов, дети четко произносят название предметов, а затем отвечают на вопрос: «В чем отличие этих слов?»
1.коза - коса |
2.ложка - лодка |
3.кот-кит |
Упражнение № 10 «Раздели на слоги»
Цель: научиться работать со слоговой структурой слова.
Оборудование: предметные картинки.
Инструкция к выполнению: Учитель показывает картинки и по слогам произносит название предмета, затем отхлопывает количество слогов. Учащиеся повторяют, выполняют работу по образцу.
Дом 1 слог |
Тра-ва 2 слога |
Лу-на 2 слога |
Те-ле-фон 3 слога |
Упражнение № 11 «Доскажи словечко»
Цель: научиться работать со слоговой структурой слова.
Инструкция к выполнению: Учитель называет первый слог в каком-то слове, ученики должны досказать название слова.
МА- ма; -ша; -сло; -рка;
ЛИ- са; -па; -да; -мон.
Упражнение № 12 «Угадай-ка»
Цель: формировать умение соотносить схему слова с предметом.
Оборудование: предметные картинки, доска, схемы слов.
Инструкция к выполнению:Учитель на доске вывешивает картинки, дети подбирают схемы к этим словам.
1) _-_ |
2) _-_-_ |
3) _-_ |
4) _ |
Упражнение № 13 «Где спрятался звук [З]?»
Цель: развитие фонематического слуха.
Инструкция к выполнению: Учитель называет предмет, дети на слух определяют где находится звук [З] в начале, в середине или в конце слова:
Учитель: - [З]онт, [З]ерно, арбу[З], му[З]ыка, ку[З]ов.
Примечание: учитель должен интонационно выделять искомый звук.
Упражнение № 14 «Построим дом»
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия, памяти и мышления.
Оборудование: доска, мел.
Инструкция к выполнению: Учитель сообщает, что хочет нарисовать дом, и изображает на доске только одну стену. Учащиеся должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Назвать можно только те слова, в которых есть звук [Р]. Дети называют: крыша, чердак, крыльцо, труба и т.д. Учитель схематически рисует на доске.
Упражнение № 15 «Найди братца»
Цель: дифференциация твердости и мягкости звуков.
Оборудование: предметные картинки.
Инструкция к выполнению: Учитель раздает картинки, которые начинаются с твердого согласного звука. На доске они должны найти картинку, начинающуюся такой же, но мягкий согласный звук.
[Р]ысь |
[Л]ужа |
[Н]ож |
[Р’]ека |
[Л’]имон |
[Н’]ебо |
Таким образом, стоит отметить, что если вовремя начать развивать и формировать фонематический слух у умственно отсталых первоклассников в добукварный период, то это на последующих этапах обучения будет являться успешным залогом к формированию умений и навыков в обучении грамоте.
Список литературы
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы. – Изд. 2 – М.: Школа-Пресс, 1995. – 128 с.