АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ В ОАО «АФ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКАЯ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ В ОАО «АФ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКАЯ»

Халиуллин И.С. 1, Дмитренко Е.А. 1
1ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Прежде всего, это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.

Актуальность выбранной темы работы очевидна, так как для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.

Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Рента*бельность в отлич*ие от прибыли предприятия, показывающей эффект предприним*ательской деятельности, хар*актеризует эффективность деятельности предприятия. Рентабельность - относит*ельная величина, выражающая прибы*льность (доходность) предприятия.

Показатели рентабельности можно подразделить на 3 группы:

1. Показатели рентабельности продаж

2. Показатели рентабельности Активов

3. Показатели рентабельности источников капитала.

Все показатели рентабельности могут рассчитываться на основе различных видов прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. Также можно заметить, что показатели рентабельности не имеют нормативных значений, изучаются в динамике, и по тенденции их изменения судят об эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации[2].

Объектом моего исследования является ОАО «АФ Екатеринославская» расположенный в шербакульском районе омской области, в селе Екатеринославка.

Открытое акционерное общество «Агрофирма Екатеринославская», именуемое в дальнейшем «Общество», создано на базе реорганизованного племенного совхоза «Екатеринославский» в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», Гражданским кодексом РФ и иным действующим законодательством.

Целями деятельности Общества являются насыщение потребительского рынка товарами и услугами и извлечение прибыли.

Предметом деятельности Общества являются: производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции; осуществление оптово-розничной торговли; оказание платных услуг основными и вспомогательными подразделениями Общества; оказание консультационных и интеллектуальных услуг; осуществление экспортно-импортных операций и тд.

В состав ОАО Агрофирма «Екатеринославская» входит пять населенных пунктов: деревни Новоскатовка и Крушановка, аулы Шахат и Кудук-Чилик, и сел Екатеринославка, которое является центральной усадьбой.

Хозяйство имеет мощную материально-техническую базу, что позволяет ему широким фронтом вести производственное строительство. Здесь есть асфальтовый завод, продукция которого используется на внутрисовхозные нужды, кирпичный завод, крупный строительный цех, макаронный и колбасный цеха.

Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Общество вправе в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

В организации сложилась структура управления с линейно-функциональными связями. Это обусловлено тем, что некоторые части предприятия распложены на довольно большом расстоянии друг от друга, что объективно приводит к децентрализации в управлении, особенно при решении оперативно-хозяйственных вопросов.

По данным бухгалтерской отчетности, произведем анализ динамики показателей рентабельности в таблице 1.

Таблица 1 - Анализ динамики показателей рентабельности за 2012-2013 гг.

Наименование показателя

Начало 2013 г.

Конец 2013 г.

Абсолютное изменение, +/-

Динамика, %

Рентабельность продаж по прибыли от продаж

0,066

0,032

-0,034

48,16

Рентабельность производства по прибыли от продаж

0,070

0,033

-0,038

46,46

Рентабельность активов по прибыли от продаж

0,040

0,023

-0,017

56,87

Рентабельность собственного капитала по прибыли от продаж

0,038

0,037

-0,001

96,43

Рентабельность внеоборотных активов по прибыли от продаж

0,069

0,040

-0,029

57,94

Рентабельность текущих активов по прибыли от продаж

0,095

0,052

-0,042

55,45

По данным таблицы, можно сделать вывод, что в ОАО «АФ Екатеринославская» имеется тенденция к снижению уровня показателей рентабельности. Это связано с увеличением величины выручки, и значительном увеличении себестоимости производства, что повлияло на величину прибыли от продаж.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо найти источники повышения уровня рентабельности. Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются, увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции.

Одним из факторов повышения уровня рентабельности, является оптимизация структуры посевных площадей. В ОАО «АФ Екатеринославская», за счет данного мероприятия, удалось найти резерв увеличения прибыли который составил 3908,55 тыс. руб. В связи с тем, что за счет структурных изменений посевных площадей, объем некоторых видов продукции увеличится, то за счет этого снизится себестоимость производства. Это происходит из-за того что, при увеличении объема производства на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты, а постоянные как правило остаются неизменными.

Таким образом себестоимость удастся снизить на 1876,51 тыс. руб.

Для подсчета резервов повышения рентабельности воспользуемся формулой[3]:

, (1)

Определим рентабельность продаж по растениеводству в 2013 г. Для этого воспользуемся данными из таблицы 7:

Рентабельность продаж по растениеводству в 2013 году составила 5,37%, т.е. на 1 рубль затрат на производство продукции растениеводства приходится 5,37 копеек прибыли от реализации.

Произведем расчет резерва повышения рентабельности продаж по растениеводству:

Таким образом, резерв повышения уровня рентабельности по растениеводству составит 9 %.

Библиографический список

1. Рентабельность [Электронный источник]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рентабельность

2. Максимова, М.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие составлено для студентов, обучающихся по специальности 080105.65 «Финансы и кредит», дневной, вечерней, заочной и дистанционной формы обучения / Составители старший преподаватель кафедры финансов и кредита А.И. Максимова, преподаватель кафедры финансов и кредита М.И. Мохина, преподаватель кафедры финансов и кредита О.Г. Наумкова.– Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2010. – 130 с.

3. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: Учебник / Г.В. Савицкая. - 14-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 649 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат).

Просмотров работы: 4050