В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало одним из актуальных направлений исследовательской деятельности отечественных и зарубежных психологов всего мира. Особая актуальность данной проблемы связана с ростом агрессивного поведения среди детей, подростков, молодежи, нередко влекущих за собой особо тяжкие преступления.
Но, несмотря на большой интерес психологов к проблеме агрессивности, однозначного определения данного понятия до сих пор не существует.
Одни психологи склонны видеть агрессию в любом поведении человека, содержащем угрозу или наносящем ущерб другим [3]; другие считают, что агрессия должна включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям [2]; по мнению третьих, агрессию следует рассматривать как попытку нанести другим людям телесные или физические повреждения [1]. Особо значительное внимание психологи уделяют рассмотрению социальных детерминант агрессии, проявлению деструктивной агрессии [5].
Под деструктивной агрессией следует понимать целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе.
Такое поведение влечет за собой ущерб, наносимый одушевленным или неодушевленным объектам нападения, причиняет физический вред людям или вызывает у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности.
Считая агрессию исключительно поведенческой реакцией, психологи Бэрон Р, Ричардсон Д., предлагают рассматривать её как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку [1]. Такой подход к определению термина агрессия психологи объясняют тем, что такие факторы как негативные эмоции, стремление оскорбить или навредить, и даже негативные установки, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение вреда, ущерба другому человеку, но их наличие не является необходимым условием для подобных действий.
Действительно, злость далеко не всегда является условием нападения на других; агрессия может проявляться и в состоянии полнейшего хладнокровия, и эмоционального возбуждения, и совсем не обязательно испытывать ненависть и неприязнь к тем, на кого направлены действия агрессора.
Таким образом, несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, большинство специалистов в области социальных и психологических наук склоняются к принятию определения, согласно которому агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Этот подход к определению сущности понятия «агрессивность» принимается многими отечественными (Н.Д. Левитов, В.П. Зинченко, А.А. Реан и др.) и зарубежными (З.Фрейд, К. Лоренц, Л. Берковиц, Н. Зимльман, Р. Бэрон др.) психологами. Очевидно, что агрессивность является результатом поведения, противоречащего общепринятым нравственным, правовым и эмоциональным нормам общества.
Но, существует и другое мнение [В. Клайн], согласно которому агрессивность может носить и позитивный характер, выражающийся в стремлении человека проявить настойчивость, упорство, инициативу в достижении значимой для него цели и преодолении препятствий на пути ее достижения. Такая позитивная агрессивность является непременным условием развития лидерских качеств, необходимых для будущего офицера [1]
Кроме того, агрессивность может быть проявлением адаптивной реакции человека, направленной на преодоление фрустраций личности, тревоги, неуверенности и низкой самооценки [4].
Следует отметить, что агрессия может проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжена с эмоциональными переживаниями – гневом, враждебностью.
Не зависимо от степени подконтрольности сознанию агрессивные действия могут проявляться в виде инструментальной или мотивационной агрессии. Последняя рассматривается как самоценность, как прямое проявление присущих личности деструктивных тенденций и вызывает особый интерес у практических психологов.
Определив уровень деструктивных тенденций в поведении человека, можно с большей степенью вероятности прогнозировать у него возможность проявления открытой мотивационной агрессии.
Целью данной работы является выявление агрессивности и враждебности, степень их проявления у курсантов военного вуза.
Материалы и методы исследования.
Испытуемые. В исследовании приняли участие 92 курсантов Военного учебно-научного
центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (филиал г. Челябинск).
Методики. Диагностика проявления открытой мотивационной агрессииивраждебности проводилась с помощью опросника Басса-Дарки [3]. Создавая опросник, А.Басс и А. Дарки, выделили восемь шкал, характеризующих виды проявления реакций агрессивности и враждебности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, угрызения совести. При этом враждебность они определили как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы индекса враждебности и агрессивности позволил нам сделать следующие выводы:
для 43,5% респондентов характерен показатель агрессивности «норма»; индекс агрессивности ниже нормы наблюдается у 47,2% курсантов и показатель агрессивности, превышающий норму, составляет 9,3%;
низкий показатель индекса враждебности выявлен у 24,0% курсантов, 67,4% курсантам присуща норма, у 8,6% респондентов показатель враждебности выше нормы.
Сравнивая показатели индексов агрессивности и враждебности, отметим, что последний свойственен для более чем, половины опрашиваемых, что, очевидно, сопровождается частым проявлением негативного отношения к людям, событиям, ситуациям.
Анализируя результаты опроса курсантов по восьми шкалам, предложенным авторами методики, мы выявили, что самые высокие показатели относятся к шкале «вербальной агрессии» (50,0%) и шкале «физическая агрессия» (56,6%). Эти показатели свидетельствуют о том, что половина опрошенных курсантов в экстремальных ситуациях, складывающихся в коллективе, склонны выражать свои негативные чувства, недовольство в форме крика, проклятий, угроз, обвинений, а некоторые не ограничиваются повышением тона голоса, грубостью и могут применить физическую силу по отношению друг к другу. При этом отмечается, что у более чем 40% опрашиваемых достаточно низкий уровень проявления таких качеств, как угрызение совести, чувство вины, раскаяние от нанесённых другому человеку физических и словесных оскорблений.
Следует отметить и другой факт, свидетельствующий о том, что для 50,0% респондентов такой стиль поведения неприемлем, у них нет желания использовать физическую силу против другого лица в ситуациях, угрожающих и несущих в себе опасность.
В шкалах, определяющих косвенную агрессию (82,8%), склонность к раздражению (76,1%), негативизм, обиду (77,7%), подозрительность (73,9%) в основном наблюдаются низкие и средние показатели. Курсанты в умеренной форме проявляют такие качества, как сплетни, злобные шутки, беспричинная вспыльчивость, зависть, недоверие, осторожность по отношению к другим. Очевидно, проявления агрессивности в таких формах не характерны для мужского коллектива.
Таким образом, проведенное исследование позволило гармонично соединить и сопоставить теоретические основы интересующего нас социально-психологического феномена агрессии в среде курсантов военного вуза с его экспериментальным изучением, данные которого послужат для определения путей преодоления агрессивности и враждебности.
Литература
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001.
Берковиц Л. «Агрессия: причины, последствия и контроль», СПб, 2001.
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. – С.80-84.
Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.– 1996. - №5. – С.3-18.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности /Э. Фромм. – М.: Просвещение, 1994.
4