ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ферт Е.А. 1, Багаева И.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время система управления претерпевает серьезные изменения, что находит свое проявление в изменении форм, методов и технологий управления. Именно от состояния управления напрямую зависит само существование общества.

Имея свою объективную основу, система управления является структурообразующим принципом, задающим стратегические цели и определяющим тактические решения для всего социума. В управленческих системах сконцентрирован и кодифицирован опыт организации совместной жизни индивидов. Через управленческие решения реализуется уровень сознания, тип рациональности данного общества. Все это объясняет, почему управление является сложной сферой переплетения объективного и субъективного.

С научной точки зрения управление - это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.

Управление многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:

- процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;

- процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

- процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.

Социальное управление являясь одним из основных видов управления, заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; в формировании критериев и показателей социального развития объекта; в разработке и применении методов решения проблем, возникающих в

достижении запланированных параметров в развитии социальных отношений и процессов общества.1

Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством. Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом - система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально-экономической системы. Это- уровни управления, например, организация - регион- отрасль– государство

В рамках социального управления выделяют две основные его формы - управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это - подвиды социального управления.

Таким образом, объектом и предметом социального управления выступают социальные системы и системы управления ими.

Управление социальными процессами как особым видом человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой - социально-историческими условиями конкретного общества. При этом управление социальными процессами является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни, - политическую, экономическую и духовную сферы. Сущность управления социальными процессами определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы. Система управления социальными процессами включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных, прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления. Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов управления социальными процессами, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач.

Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Структура управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур - линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной). При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное «женское» начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием «мужского» начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.

Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого - организации системы управления социальными процессами и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.

Содержание процесса управления определяется характером решаемых проблем и представляет собой совокупность операций, сгруппированных по его этапам.2 Этапы характеризуют последовательность качественного изменения работ в процессе управления, являясь ступенями внутреннего развития управленческого воздействия.3 Различают:

  • методологическое содержание процесса управления, которое предполагает выделение закономерно следующих этапов, отражающих как общие черты трудовой деятельности человека, так и специфические черты управленческой деятельности. Исходя из этого, процесс управления можно представить как последовательность четырех основных этапов: целеполагания, оценки ситуации, определения проблемы, управленческого решения;

  • функциональное содержание процесса управления, проявляющееся в масштабной последовательности и предпочтительности реализации основных функций управления. Здесь выделяют этапы: планирования, организации, контроля и регулирования. Функции стимулирования и обучения осуществляются по этапам управления;

  • экономическое содержание процесса управления, воплощенное в следующих этапах: установление экономических потребностей оценка наличия ресурсов, распределение ресурсов, использование ресурсов;

  • социальное содержание процесса управления, раскрываемое ролью человека в его осуществлении, поскольку субъектом и объектом социального управления всегда является человек;

  • организационное содержание процесса управления, которое проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия: этапы регламентирования, нормирования, инструктирования, ответственности;

  • информационное содержание процесса управления, состоящее в последовательности выполнения информационных работ: этап поиска информации, комплектования информации, обработки информации, передачи информации. Свойства процесса управления. Процесс управления обладает специфическими свойствами: 1) изменчивости (процесс управлния переходит с одной ступени системы управления на другую, осуществляется в различном взаимодействии звеньев управления); 2) устойчивости (проявляется в возникновении и закреплении связей процесса управления между звеньями, его осуществляющими); 3) непрерывности (пока осуществляется процесс производства, существует и непрерываемость процесса управления); 4) последовательности (характеризует последовательность осуществления процесса управления: цель, ситуация, проблема, решение); 5) цикличности (повторяемость процессов управления все в новых и новых циклах).

Форма социального управления4 - способ организации взаимодействия субъектов управления, отношений между ними в процессе их совместной деятельности. Форма социального управления выражает структуру связей между людьми при выполнении управленческих функций. Например, существуют индивидуальные и коллективные, групповые формы принятия управленческих решений, специфические формы организации институтов управления, исполнительные и законодательные органы. Типология форм социального управления по видам связей между субъектами управления позволяет выявить особенности этих форм, оптимальное их сочетание, использование на различных этапах управленческого процесса.

Литература

  1. Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Иванов А.В. Социальное управление: теория и методология. М.: Муниципальный мир, 2004.

  2. Основы социального управления: учебное пособие для вузов / под ред. проф. В.Н. Иванова. М.: Высшая школа, 2001.

  3. Чернявский А.Д., Денисенко С.А. Управление в условиях рыночных отношений. К., 2002.

1 Иванов В.Н. Основы социального управления: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2001. С. 47.

2 Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Иванов А.В. Социальное управление: теория и методология. М.: Муниципальный мир, 2004. С.159.

3 Чернявский А.Д., Денисенко С.А. Управление в условиях рыночных отношений. М.: Наука, 2002. С.74.

4 Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Иванов А.В. Социальное управление: теория и методология. М.: Муниципальный мир, 2004. С.159.

Просмотров работы: 2806