В последние годы отмечается растущий интерес к исследованиям в области профессионального стресса. Развитие стресса на рабочем месте выделена как важная проблема при управлении персоналом. Это связано с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья индивида.
Стресс присутствует во всех сферах человеческой жизни. Стресс – это естественная реакция организма человека на внешние раздражители. Т.е. стресс является ответной реакцией организма на экстремальные условия, которые нарушают спокойствие человека и его эмоциональное равновесие. Причем, стресс могут вызвать как положительные эмоции, так и отрицательные. Как правило, стрессу подвержен любой человек: вне зависимости от положения в обществе, занимаемой им должности и материального достатка.
Так как стресс присутствует во всех сферах человеческой жизни, он неразрывно связан с его производственной деятельностью. Результатом этого являются рост числа заболеваний стрессовой этиологии, ухудшение трудоспособности активной части населения. В итоге это приводит к потере квалифицированной рабочей силы, снижению производительности труда.
По данным исследований, длительное переживание стрессовых состояний или интенсивное воздействие стресс-факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным и соматическим нарушениям: психосоматическим заболеваниям, десоциализации, разным видам профессиональных и личностных деформаций. Наиболее часто признаки профессиональной деформации личности проявляются в социономических профессиях или профессиях типа «человек – человек» (менеджеров, врачей, педагогов, социальных работников, продавцов-консультантов, рекрутеров и др.), в которых деятельность напрямую связана с интенсивным общением.
Рост интереса к профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные последствия влияют не только на физическое и психическое здоровье работника, но и на организационную среду, эффективность функционирования организации в целом, производительность труда, плодотворность производственной деятельности людей.
В настоящее время проблема профессионального здоровья и личностного благополучия медицинского персонала привлекают все большее внимание как отечественных, так и зарубежных ученых (Н. Е. Водопьянова, А. Б. Леонова, Г. С. Никифоров, Ш. Купер и др.). Это связано с тем, что врачи являются представителями той профессии, в которой от специалистов требуется интенсивное и насыщенное взаимодействие с людьми (пациентами, коллегами, родственниками больных).
В деятельности медицинских работников стресс вызван рядом специфических особенностей профессии: 1) огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов; 2) длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций (страдания, боли, отчаяния, раздражения и т.д.), которыми заражается медицинский персонал; 3) неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами; 4) низкий уровень заработной платы не соответствующий степени социальной ответственности.1
Подверженность человека к производственным стрессам также зависит от его индивидуальных качеств, так как один и тот же стрессор может влиять на каждого человека по-разному. Индивидуальные качества личности, определяющие устойчивость человека к стрессам являются выносливость, самоуважение, самоэффективность, негативная аффективность, локус контроля.2
Выделяют несколько видов профессионального стресса: информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс, а так же стресс достижений, стресс конкуренции, стресс успеха, стресс подчинения.
С целью изучения уровня профессионального стресса медицинского персонала ООО «Лечебно-профилактический центр «Чулпан-Медицина» нами было проведено социологического исследования. В качестве способов исследования использовались методы: анализ документов, анкетный опрос, тестирование с помощью опросника «Профессиональное (эмоциональное) выгорание», разработанный К. Маслач и С. Джексон, адаптированного Н. Водопьяновой, Е. Старченковой.
В задачи нашего исследования входило определение основных факторов профессионального стресса медицинского персонала в ООО «Лечебно-профилактический центр «Чулпан-Медицина». Для этого был проведен анкетный опрос работников, в котором приняли участие 69% из общего числа медицинского персонала.
По итогам проведенного социологического исследования был сделан вывод о том, что одним из основных источников профессионального стресса является не удовлетворенность организацией трудового процесса, т.е. условиями труда, режимом работы, размером заработной платы, перспективой повышения квалификации, разряда, должностного статуса, системой поощрения организации. По результатам анкетирования более половины респондентов не удовлетворены оплатой труда – 59%.
Три четверти респондентов (72%) считают, что критерии, по которым оценивает результаты работы руководитель, субъективны. Это говорит, о том, что существуют такие данные, о которых персонал организации осведомлен в меньшей степени. Сюда относится информация от руководителя о качестве работы персонала, информация о критериях, по которым оценивается труд персонала. Это указывает на то, что в организации имеет место доля неопределенности в отношениях руководитель-подчиненный. Наличие подобной неопределенности не позволяет персоналу адекватно оценивать свою работу, находить и своевременно исправлять недочеты и ошибки, а также совершенствоваться в своей должности.
Неблагоприятный психологический климат в коллективе нередко служит причиной снижения эффективности труда, не говоря уже о стрессах, эмоциональных срывах и неконструктивном поведении работников. Более половины респондентов не удовлетворены социально-психологическим климатом (56%) в организации. Об этом свидетельствуют и результаты анкетирования по показателям, характеризующим социально-психологический климат в коллективе. 67% респондентов отметили свою не удовлетворенность в общении со своими коллегами; лишь 54,6% опрошенных считают, что пользуются доверием и уважением у своих коллег. Отношения непосредственно с руководителем не складываются у половины респондентов. Кроме того организация труда, состояние оборудования, оплата труда, несовместимость отдельных работников также не удовлетворяют членов данного коллектива. Все эти показатели говорят о том, что взаимоотношения между членами коллектива не доверительные, напряженные, т.е. уровень конфликтности в коллективе достаточно высок.
По итогам проведенного социологического исследования был сделан вывод о том, что у сотрудников низкий уровень удовлетворенности условиями труда, режимом работы, оплатой труда, системой материального стимулирования. Так же в коллективе царит неблагоприятный социально-психологический климат, нет сплоченности коллектива, у работников снижается мотивация труда и общий уровень работоспособности. Все это ведет к социальной напряженности, повышению уровня конфликтности, отсутствию желания на совместную деятельность, развитию чувства усталости и раздражению.
Все выше перечисленные факторы являются основными источниками стресса в профессиональной деятельности работников. По результатам исследования, у медицинского персонала ООО «Лечебно-профилактический центр «Чулпан-Медицина» наблюдается средний уровень профессионального стресса.
Для корректировки сложившейся ситуации мы предлагаем Программу профилактики развития профессионального стресса в ООО «Лечебно-профилактический центр «Чулпан-Медицина». Целью данной программы является снижение уровня профессионального стресса медицинского персонала организации, путем минимизации воздействия факторов стресса.
Для этого специалисту по кадровой работе ООО «Лечебно-профилактический центр «Чулпан-Медицина» предлагается:
– наладить обратную связь между руководством и медицинским персоналом, предоставлять сотрудникам открытую информацию о планируемых нововведениях в кадровой политике и стратегии развития учреждения;
– разработать критерии оценки персонала, по которым осуществляется оценка результата труда сотрудников. Разработка критериев оценки результатов труда сотрудников поможет руководителю и персоналу организации понять, что ожидается от их работы. Это понимание обеспечит основу для установления обратной связи, даст возможность оценить личные перспективы, способствует эффективной деятельности каждого сотрудника. Таким образом, критерии оценки помогут поддерживать у сотрудников чувство справедливости и повышать трудовую мотивацию, оценить вклад работника в достижение целей организации, что дает возможность руководству принимать верные управленческие решения;
– улучшить социально-психологический климат в коллективе. Для этого в коллективе рекомендуем следующие мероприятия: разработать и ввести в учреждении разнообразные корпоративные мероприятия, расширяющие деловые компетенции персонала и по поддержке здоровья сотрудников, организовать выезды в аналогичные учреждения с целью обмена опытом, а также для сравнения и выявления динамики результатов деятельности в своей организации, организовать и проводить производственную гимнастику, организовать комнату психологической разгрузки. Улучшение социально-психологического климата в коллективе будет способствовать взаимопомощи, взаимоуважению, доверии сотрудников друг другу, т.е. открытости персонала центра. Это позволит сплотить коллектив, улучшить физическое и эмоциональное состояние персонала, повысить слаженность и сработанность коллектива;
– организовать оказание консультативной помощи работникам центра в целях повышения их индивидуальной стрессоустойчивости. Психолог-консультант в организации позволит оказать консультативную помощь сотрудникам, попавшим в трудные жизненные ситуации, как в личной, так и в трудовой деятельности, т.е. поможет повысить их стрессоустойчивость. А так же заблаговременно предвидеть и предупредить возникающие конфликтные ситуации в трудовом коллективе;
–специалисту по кадровой работе рекомендуем пройти подготовку и повышение квалификации по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма. Применение технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизмав социальной работе с персоналом организации предупредит появление конфликтов и стрессовых состояний, неудовлетворенность работников своей трудовой деятельностью, отсутствие стимулов и мотивов к работе.
Таким образом, ООО «Лечебно-профилактический центр «Чулпан-Медицина» предлагается довольно разнообразный арсенал методов, позволяющих в комплексе снизить уровень профессионального стресса медицинского персонала организации, путем минимизации воздействия факторов стресса.
1 Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – С.132.
2 Шульц, Д., Шульц, С. Психология и работа. 8-е изд. / Д. Шульц, С. Шульц. – СПб : Питер, 2007. – С. 443-444.