А́гния Льво́вна Барто (4(17) февраля 1906 – 1 апреля 1981) — русская советская детская поэтесса, писательница, киносценаристка (см. Приложение 1). Родилась 4(17) февраля 1906 года в образованной еврейской семье. Её отец, Лев Николаевич Волов (1875—1924), был ветеринарным врачом. Мать, Мария Ильинична Волова (урождённая Блох; 1881—1959), занималась домашним хозяйством. Училась в гимназии и одновременно в балетной школе. Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924 году в балетную труппу, где работала около года.
Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведёт с маленькими читателями, как будто автор — их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение» — речь будто бы идет о хорошо знакомых Лёшеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.
Стихотворение «Разлука» (см. Приложение 2) входит в сборник стихотворений «Думай, думай…» (1978) [1,c.3]. Произведение изучается в 3-ем классе и помещено в учебник «Родная речь» часть 2, составителями которого являются Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий [2, ]
Проанализируем название стихотворения. Словарь С.И. Ожегова, [3,c.649] дает несколько определений: «Разлука: 1) О друзьях, близких: расстаться, разлучиться, удалиться друг от друга; 2) Жизнь в дали от того, кто близок, дорог.
Не читая произведения, мы можем только догадываться о чем оно. Но проведя опрос студентов (10 человек) выяснилось, что слово разлука ассоциируется у них с грустью, тоской, печалью, с прощанием и даже со слезами. Мы можем сделать вывод, что, скорее всего речь пойдет о чем - то грустном. Эти же эмоции мы видим на картине Корзухина Алексея Ивановича «Разлука» (Приложение 3).
В первом четверостишии «Всё я делаю для мамы:/ Для неё играю гаммы,/ Для неё хожу к врачу,/ Математику учу» автор акцентирует наше внимание на повторе личного местоимения с предлогом, желая показать читателям, что герой произведения делает все вышеперечисленное не для себя, не для кого – то другого, а именно для нее, для мамы.
В сознании читателя сразу появляется образ ребенка, любящего свою маму, который не хочет огорчать и расстраивать её. Но о разлуке здесь не написано и это вызывает интерес читателя.
В следующем четверостишии «Все мальчишки в речку лезли,/ Я один сидел на пляже,/ Для нее, после болезни,/ Не купался в речке даже» мы замечаем перемену в настроении героя. Если до этого все было хорошо, то теперь он испытывает досаду из-за того, что не искупался в речке, не желая огорчать маму. И вроде бы нам даже жалко его, но с другой стороны ведь он только после болезни и становится ясно, что купание не пошло бы ему на пользу.
О маме мы сказать еще ничего не можем, для нас важнее состояние героя.
Следующая часть: «Для неё я мою руки, / Ем какие-то морковки …/ Только мы теперь в разлуке./ Мама в городе Прилуки,/ Пятый день в командировке». Город Прилуки – Украина, Черниговская область (см. Приложение 4).Используя неопределенное местоимение какие – то, автор показывает нам, что герою безразличны все эти дела, мы понимаем, что ему это не нужно, ему скучно, неинтересно. И вот здесь появляется образ мамы, нам кажется, что она заставляет ребенка выполнять действия, которые ему неприятны. Здесь же, мы впервые в произведении сталкиваемся со словом разлука, но вызывает ли оно в нас те чувства, которые были заложены в этом слове изначально? Нет. Мы видим, что ребенок не испытывает грусти, скорее даже облегчение, ведь пока мамы нет, можно не заниматься теми делами, которые он выполняет исключительно для нее, для мамы.
Подтверждением этого служат следующее четверостишие: « Ну, сначала я, без мамы,/ Отложил в сторонку гаммы,/ Нагляделся в телевизор/ На вечерние программы» и автор даже пунктуационно выделяет личное местоимение я от сочетания без мамы. Герой как бы говорит, что теперь он сам может выбирать, что ему делать. Автор таким способом показывает самостоятельность и независимость ребенка в данное время, а мы даже рады, что герой получил свою капельку свободы, такую желанную и необходимую.
Но уже в следующих строчках произведения становится понятно, что герой не может сам выбрать себе подходящее, полезное занятие: «Я сидел не слишком близко,/ Но в глазах пошли полоски./ Там у них одна артистка / Ходит в маминой прическе…», невольно он вспоминает о маме и нотки грусти слышатся в его словах.
Далее герой подводит итог: «И сегодня целый вечер/ Что-то мне заняться нечем!», ребенок произносит эти слова с долей обиды и досады, но почему? Казалось бы, вот она долгожданная свобода, но без мамы это свободное время становится бесполезным и уже ненужным, теряет смысл. В этой части произведения отчетливо прорисовывается первоначальное эмоциональное состояние от слова разлука.
В следующем четверостишие появляется новый герой – отец мальчика: «У отца в руках газета,/ Только он витает где- то,/ Говорит: - Потерпим малость,/ Десять дней еще осталось…». Здесь нужно объяснить маленьким читателям значение слова «витает»: Витать - предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности. Именно это слово дает читателям понять, что папа мальчика тоже не знает, как и куда применить свободное время, и хотя держит в руках газету, вместе с ребенком мечтает о скором возвращении мамы. Отец понимает маленького героя и пытается успокоить и утешить сына. Автор показывает нам это с помощью слова «потерпим». Словарь C.И. Ожегова [3,c.572] дает шесть значений слова потерпеть: 1) Безропотно и стойко переносить что-н.; 2) Мириться с наличием, существованием кого-чего-н.; 3) Испытывать что-н. (неприятное, тяжелое); 4) Не требовать срочного исполнения, немедленного решения; 5) Проявить терпение в течение некоторого времени; 6) Терпеливо отнестись к чему-н., вытерпеть.
Последнее четверостишие: «И наверно, по привычке/ Или может быть, со скуки/ Я кладу на место спички/ И зачем - то мою руки» мальчик делает то же самое, что и в начале произведения, но автор, уже не употребляет местоимение с предлогом для нее, ведь мамы дома нет, а значит все эти дела, мальчик делает не для мамы, а для себя, хоть и не осознает этого.
Заключительные строчки: « И звучат печально гаммы/ В нашей комнате./ Без мамы». Слово печально возвращает нас к ассоциациям со словом разлука, и только теперь мы понимаем, почему автор дала этому произведению именно такое название. Герою грустно без мамы, сейчас он действительно скучает о ней, и ждет, скорей бы мама вернулась.
Воспитательное значение этого стихотворения проявляется в том, что, когда родители говорят нам заниматься тем, чем не хочется, это не значит, что они настроены против нас и наших желаний, просто родители гораздо лучше знают, как рационально использовать наше свободное время с пользой для нас самих. Любой ребенок, прочитав это стихотворение, поймет, что мама этого мальчика желает ему только лучшего, чтобы он вел здоровый образ жизни, питался здоровой пищей, был образованным, просвещенным и культурным, и все, что он делает, он делает не для мамы, а для себя, для своего будущего.
Список литературы
Барто, А.Л. Думай, думай… стихи/ А.Л. Барто. - М.: «Дет. лит.», 1978.- 62с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд, дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944с.
РАЗЛУКА
Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее, после болезни,
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки...
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.
Ну, сначала я, без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.
Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой прическе...
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
У отца в руках газета,
Только он витает где-то,
Говорит: - Потерпим малость,
Десять дней еще осталось...
И наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.