ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОРА ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОРА ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИИ

Чернова А.М. 1, Оринина Л.В. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных социально - экономических условиях развития общества резко возрастает необходимость экономического воспитания у представителей современной молодежи. Неподготовленность населения к рыночным отношениям, их низкая экономическая грамотность, отсутствие навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развития страны порождают потребность в формировании экономической культуры всего населения, в том числе и студентов выпускных курсов.

Высшие профессиональные учебные учреждения нуждаются в исследованиях экономического воспитания у представителей современной молодежи с учетом современных реалий и в научно обоснованных рекомендациях по их организации[1]. Выпускники, готовящиеся к самостоятельной жизни, независимо от избираемой области профессиональной деятельности, должны уметь ориентироваться в экономических вопросах и проблемах, разрешать различные экономические ситуации, соблюдать нормы гражданского экономического поведения, обладать деловыми качествами, нравственной устойчивостью к негативным явлениям рыночной экономики. Они должны стать полноправными членами экономического сообщества. От сформированности их экономической культуры во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.

Вместе с тем проведенное нами изучение показало, что значительная часть современной молодежи испытывают определенные трудности в экономических моментах, также уровень развития экономического воспитания у большинства представителей современной молодежи на среднем показателе знаний. На современном этапе экономика в России в конце очередного мирового кризиса показывает, что рынок труда и рынок образования взаимодействуют всего на 40%. Поэтому, только меньшая часть современной молодежи, закончившие высшее профессиональное учреждение работают по специальности.

В целях повышения уровня экономического развития студентов технического вуза мы предлагаем организовать внеучебное мероприятие в форме встречи с руководителями и квалифицированными специалистами образцовых предприятий и организаций с целью ознакомления студентов с режимом экономии в экономической ситуацией в России, а также организовать и провести социально-психологический тренинг с элементами отработки базовых навыков «выживания» в современных экономических условиях России.

Цель исследования – формирование адаптивных копинг-стратегий у представители современной молодежи и воспитание экономической культуры.

Объект исследования – рынок труда, оценка ситуации на бирже труда, учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении (на примере ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова»).

Предмет исследования – процесс экономического воспитания молодёжи.

Задачи исследования:

  • ввести в научный оборот и закрепить определение термина «экономическое воспитание», понимание его значения среди студентов;

  • показать многоаспектность понятия «экономическое воспитание»;

  • определить пути формирования адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи как фактора их экономического воспитания;

  • сформулировать представление об экономическом воспитании у представителей современной молодежи в условиях экономической ситуации РФ (на примере студентов технического вуза).

  1. Анализ состояния проблемы развития экономического воспитания у представителей современной молодежи

Общая оценка экономической ситуации в России на сегодняшний неутешительна. В последнее время экономисты вновь забили тревогу, т.к. финансовый кризис набирает обороты, а значит, покупательская способность граждан планомерно снижается. При этом речь идет вовсе не о повышении или понижении зарплат, а в психологическом аспекте – о страхах населения относительно новых проблем и финансовых сложностей, которые невозможно будет остановить.

Каждый помнит события 2008 года и первую волну кризиса, которая заставила многих, кто на тот момент взял кредит или депозит, задуматься о сотрудничестве с банками и безопасности подобных отношений. Потому сегодня соотечественники лишь понемногу начинают возвращаться к банкам и восстанавливают свое доверие к этим институтам. Однако люди с опаской относятся ко многим заманчивым предложениям, потому финансы предпочитают рассчитывать реально, а не ирреально, как того желают банки.

Сканеры штрих-кодафиксируют все меньше покупок в магазинах дорогих и элитных вин, коньяков, дорогих колбас и прочих вкусных и качественных продуктов. Им на смену постепенно пришла эпоха экономии и покупок товаров средних цен. Так, дешевые товары, акции и распродажи становятся для населения более желательными, поскольку платить завышенные цены оно не в состоянии[6].

Важно также отметить, что подобная тенденция сохраняется не только для продуктов первой необходимости, но и для одежды, аксессуаров и техники. Теперь в магазинах и салонах покупатель прежде всего, задумывается от рациональности подобной покупки, а уж после ее совершает. Из-за чего усилились рекламные меры и различные акции, призванные привлечь покупателей, представить товар в его глазах лучше и привлекательнее. Масла в огонь подливают и экономические проблемы фирм и предприятий, вследствие чего возникают проблемы с оплатой труда. Все это неизменно приводит к снижению уровня жизни и покупательской способности населения.

Следовательно, можно говорить о том, что вслед за выбором более дешевых товаров потребители постепенно начнут отказываться от того или иного рода товаров и услуг, а после и вовсе перейдут лишь на самое необходимое. Таким образом, покупательская способность снизится и приведет к новой волне кризиса.

Потребительская корзина уменьшается еще и потому, что психологическая проблема финансового кризиса минувших лет, а также опыт людей старшего поколения, пережившего не только экономические проблемы бывшего СССР, смены валют, но развал Союза. Эти люди и сегодня привыкли запасаться необходимым и откладывать деньги для лучших времен. Так и возникает психологическая неуверенность и некая зависимость. Чем больше слухов о новой волне кризиса, тем больше людей замыкаются в своих домах, избегая лишних трат. Подобная нервозность передается и людям среднего возраста, также успевших хлебнуть финансовых проблем. Такая целевая аудитория не стремиться тратить деньги бездумно в преддверии ожидаемых сложностей мирового масштаба.

Итак, вырисовывается две основных проблемы: первая – неспособность покупать те или иные товары в силу снижения или задержки зарплат, сокращений и прочего, а вторая – нежелание приобретать товары и услуги, поскольку этому претит психика и боязнь оказаться в безвыходной ситуации.

Неграмотность экономического воспитания граждан также желает лучшего. Некоторое граждане даже не знаю что же такое экономическое воспитание. А ведь его, нельзя, игнорировать, тем более в такой трудной ситуации для России[7].

Экономическое воспитание – особый тип воспитания. Оно необходимо для существования личности в определенной сфере человеческой жизнедеятельности – экономике – и присуще всем участникам современных рыночных отношений, вне зависимости от их возраста, пола, места жительства и пр. Другое дело, насколько оно продуктивно и полезно.

В новых для России экономических условиях молодой человек подвержен влиянию многих факторов (политических, экономических, социальных, экологических, нравственных), воздействие которых в прежние годы он испытывал в гораздо меньшей степени, нежели сейчас. С одной стороны, современный человек вынужден противостоять экономической системе, а с другой стороны – быть активно в нее включенным. И то, и другое означает решение проблемы выживания в данной системе[1].

Следовательно, адаптационные механизмы современного человека должны быть развиты в достаточной степени. При этом нехватка экономических знаний, равно как и сформированных норм поведения, делает проблему экономического воспитания у представителей современной молодежи очень актуальной. Следствиями нерешенности данной проблемы для молодежи являются[2]:

  • неумение ставить, а затем достигать целей своей деятельности;

  • непонимание (или ограниченное, искаженное понимание) экономической действительности, отсутствие интереса к экономическим событиям и явлениям;

  • игнорирование экономических законов;

  • несформированность личных экономических интересов;

  • непонимание истинных потребностей человека для успешной жизни и подмена их мнимыми потребностями;

  • отсутствие привычки поступать в соответствии с моральными и нравственными нормами и ценностями, их замена на искаженные образцы «успеха», культивируемые СМИ;

  • слабая поведенческая активность, пассивность в сложных экономических ситуациях;

  • отсутствие самостоятельного мышления, неверие в собственные силы, слабые креативные навыки;

  • непонимание роли экономической свободы как основы самореализации человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

А для всей экономической системы «неправильные» поступки и решения ее субъектов приводят к излишнему расходованию средств, неэффективному использованию ресурсов, что, в свою очередь, приводит к нарушению координационных механизмов хозяйствования, разрывам экономических и социальных связей, макроэкономической нестабильности, социальной напряженности и т.д.

Экономическое воспитание, с одной стороны, представляет собой самостоятельный тип воспитания, необходимый для жизни в определенных условиях, а с другой, выступает как компонент, часть общего воспитания человека[3].

Воспитанный человек характеризуется своим поведением, поступками, отношением к другим людям, что определяется уровнем его культуры. В экономике аналогично. С той только разницей, что поведение людей во многом зависит от экономических законов и подчиняется им. Поэтому незнание законов приводит к неразумным с точки зрения экономики «поступкам». То, как люди «ведут себя» в экономике, какие «экономические поступки» совершают, выражается в конечных результатах их деятельности, достижении (или отсутствии достижения) поставленных ими целей.

Поэтому главное, что отличает экономически воспитанного человека – он совершает грамотные и рациональные «экономические поступки», результат которых (покупка, продажа, уплата налогов, инвестирование и т.п.) оказывает положительное воздействие на отношения с другими участниками рыночного взаимодействия и экономические процессы в целом. Казалось бы, руководствуясь экономическими принципами, он осуществляет выбор в собственных интересах, однако при этом побуждает других людей следовать разумно, иначе они не достигнут своих прагматичных целей и не получат выгоду.

Что же характеризует экономически воспитанного человека, так необходимого современной экономике? Экономически воспитанный человек[5]:

  • владеет основами экономической теории, что помогает ему освоить экономические принципы (как «руководство к действию») и научиться принимать грамотные решения;

  • имеет четкое представление об окружающем мире, экономических реалиях современности, регулярно пополняет знания, чтобы быть «в курсе событий»;

  • выстраивает стратегию своего экономического поведения, руководствуясь экономическими принципами. Осваивает основные модели поведения и экономические роли;

  • обладает современным экономическим мышлением;

  • совершенствует навыки самостоятельного принятия решений;

  • владеет экономическим языком, ясно излагает свои мысли;

  • владеет навыками делового общения, устной и письменной коммуникации;

  • владеет основными элементами экономической культуры: деятельностным, поведенческим, коммуникативным, ценностным;

  • уважает свою и чужую собственность, свой и чужой труд; гордится своими экономическими достижениями;

  • активно участвует в продуктивной деятельности, создает потребительские ценности, необходимые людям;

  • руководствуется нормами и моральными принципами, необходимыми для ведения честного бизнеса.

Приведенный перечень признаков экономически воспитанного человека образует смысловую основу экономического воспитания. Помимо этого, феномен экономического воспитания можно рассматривать, с одной стороны, как «процесс» и, с другой – как «результат».

Экономическое воспитание как процесс есть целенаправленное педагогическое воздействие других лиц (родителей, учителей, сообществ и пр.) на формирование определенных экономически значимых черт личности[2].

Цель экономического воспитания – формирование и закрепление определенных образцов (моделей) поведения в экономической системе, основанных на знании, нормах и правилах. Следование им, хотя и делает жизнь людей более прагматичной (основанной на экономических принципах), но в то же время оставляет большую степень свободы для самореализации. Осваивая новые для себя экономические роли, люди изменяют образ своего мышления (тем самым подчиняя его законам экономики)[4].

Экономические законы суровы, они не прощают людям, правительствам и всем субъектам экономики неправильных (нерациональных) действий (поступков). Надо умело распоряжаться своими знаниями, направлять их в ту сферу, где они принесут больше пользы (выгоды). Этому способствует осознание в процессе воспитания свободы выбора, возможности самостоятельного принятия решений, что организует действия людей, делает их целенаправленными.

Экономическое воспитание как результат есть интегральная целостность, складывающаяся из убеждений, принципов, навыков, традиций, обычаев, основанных на экономическом знании и культуре человека. Экономическое воспитание выражено в поведенческих, эмоциональных, деятельностных характеристиках людей, необходимых для эффективного бытия и эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизни[5].

Таким образом, результат экономического воспитания имеет нематериальную форму. Тем не менее этот результат оказывает прямое влияние на вещный мир, созданный экономикой – мир необходимых для жизни человека предметов. Он является производным от духовного мира, от сформированных потребностей человека, его сознания, мышления. Можно предположить, что отношение к «вещному миру» может выражаться в разрушительном и созидательном характере поведения.

Человек должен управлять вещным миром, а не наоборот (потребительский фетишизм – признак падения экономической культуры и недостатка экономического воспитания). Однако, если взглянуть на это с другой стороны, то в экономической системе стремление к обладанию все большим вещным миром имеет и позитивное значение, поскольку ведет к развитию экономической системы. Это выражается в создании новых механизмов координации между субъектами экономики, в установлении новых связей, что требует дополнительных интеллектуальных усилий, генерации идей, поиска новых методов познания и управления действительностью[6].

Значительная доля этих усилий направлена на создание условий, необходимых для работы, поддержания здоровья, собственного развития, что позволяет человеку не думать о бытовой стороне жизни и направлять свою энергию на самореализацию и творчество. При этом потребление духовных благ, которые влияют на экономическое воспитание, экономическую культуру, невозможно без развития самой экономики и способов доступа к этим благам (средств коммуникации, интеллектуальных технологий, компьютерных технологий и пр.).

Таким образом, экономическое воспитание определяет особое отношение человека не только к вещам, но и к людям, событиям, фактам, идеям. Оно в том числе основано на новых традициях и привычках, которые в большей степени обусловлены разнообразием, которое предоставляет современная рыночная система. Экономический результат воспитания может рассматриваться также как умение вести себя в мире ценностей. Находясь в одном пространстве, человек и вещь редко бывают независимы друг от друга, и по фактам поведения в предметном окружении можно составить характеристику того или иного человека. В этой связи экономическое воспитание определяет меру и способ реализации личности молодого человека в профессиональной сфере, бизнесе и быту[9].

Очень важным показателем формирования экономического воспитания является отношение к деньгам, основанное на понимании природы и сущности денег. Такие навыки обращения с деньгами как умение зарабатывать и тратить, считать, измерять деньгами ценность вещей и определять их собственную ценность, а также экономить, делиться, возвращать долги, защищать свои деньги и пр. становятся необходимыми. Но им нужно учиться[6].

Несомненно, содержание воспитания наследуется. Экономическое в данном случае не является исключением. Оно в первую очередь опирается на память поколений и «живой опыт ближних», на то, что молодым понятно, что многократно воспроизводится и закрепляется в их сознании, осуществляется с помощью специальных средств и методов педагогического воздействия.

Получить экономическое воспитание можно формальным и неформальным путем. В любом случае – это процесс самовоспитания личности[3].

Формальный путь осуществляется через систему экономического образования, в которой особыми методами закладываются основы знаний об устройстве экономики и принципах ведения хозяйства разнообразными субъектами, формируется особый экономический образ мышления, осваиваются модели экономического поведения, то есть весь арсенал средств, которые могут стать достойной базой для выработки собственных норм поведения и взаимодействия с другими людьми. Это целенаправленный путь, осуществляемый «под контролем специалистов: педагогов, ученых», но он, к сожалению, часто не учитывает индивидуальных «стартовых условий», интересов и мотивов обучающегося.

В экономике более распространен неформальный путь, когда в роли учителя, наставника, воспитателя выступают средства массовой информации, советы друзей и коллег, опыт родителей, когда усвоение образцов поведения и примеров из реальной жизни происходит «на рабочем месте»[7].

Очень важный аспект заключается в воспитании уважения к собственности, труду, результату, успеху. Успех, как новая социоэкономическая категория, отражает степень понимания и осознания роли личности, проявления ее деловых качеств, уровня интеллекта, образованности, нравственных основ, поэтому принципы организации рыночной экономики нисколько не противоречат нормам морали и нравственности, а, напротив, делают более ценными «экономические поступки» людей.

Экономическое воспитание есть способ и средство, которыми человек делает экономический мир "своим", понятным, комфортным для проживания, однако для этого требуется затрата интеллектуальных сил, направленных на формирование способности к совершению эффективных экономических поступков, ориентированных не на процесс, а на результат. В этом случает экономическое воспитание обеспечивает перевод желаний, основанных на знании, в осмысленную и полезную деятельность[8].

Можно выделить два направления, по которым осуществляется воздействие на личность с помощью экономического воспитания[9]. Первое связано с развитием психических функций, формированием экономически значимых черт характера, выделением индивидуальных особенностей людей. Второе – с развитием социально-личностных качеств, повышением уровня социализации.

Экономическое воспитание совместно с обучением участвует в решении проблемы развития потребностей людей в материальной и духовной сферах, приобретения ими полезных навыков и привычек, умения принимать решения, воспитания чувства ответственности за последствия этих решений, понимания и бережного отношения к окружающему миру, а также определения своего места в жизни.

Уходить от решения данных проблем недопустимо, так как жизнь предъявляет свои жесткие требования к современной молодежи. Экономическое воспитание – это ведущее средство повышения экономической культуры личности и общества, оно существенно повышает шансы школьника на жизненный успех, позволяет ему занять более активную гражданскую позицию, расширяет диапазон применения его способностей.

Экономическое воспитание современной молодежи представляет собой ценное экономическое благо, которое следует постоянно воспроизводить, наращивать и совершенствовать в любых формах и любыми способами.

Таким образом, мы понимаем, под экономическим воспитанием мы понимаем систематическую, целенаправленную работу, которая направлена на формирование у представителей современной молодежи экономического сознания.

  1. Сущность, структура, понятия «адаптивных копинг-стратегий».

Современная российская молодежь вступает в жизнь в весьма сложных условиях социокультурного развития общества. Изменения происходят во всех сферах жизни: социальной, экономической, политической, духовной. Социальную ситуацию развития экономического воспитания у представителей современной молодежи в России можно рассматривать как ситуацию стрессогенную. Конструктивные способы совладания с данной ситуацией во многом определяют решение ведущих задач. Анализ особенностей проявления копинг-поведения у молодежи позволит выявить адекватные стратегии выхода из проблемных и критических ситуаций, уменьшить отрицательное воздействие негативных обстоятельств, трудностей на личностное развитие, сформировать программы психологического сопровождения молодежи в этот период[12].

Рассмотрим сущность адаптивных копинг-стратегий.

Значительная часть исследований в 60-70х годах была тесно связана с проблемой стресса. По определению Г. Селье (1959) стресс – это неспецифическая, стереотипная, филогенетически древняя реакция организма в ответ на различные стимулы среды, подготавливающая его к физической активности (на-пример к бегству и т. п.). Понятием «стрессор» он обозначил физические, химические и психические нагрузки, которые может испытывать организм. Если нагрузки чрезмерны или социальные условия не позволяют реализовать адекватный физический ответ, эти процессы могут привести к физиологическим и даже структурным нарушениям.

Впервые термин «coping» появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. Термин «coping»при этом понимается, как стремление индивида решить определенную проблему. Четыре года спустя, в 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями[13].

Р. Лазарус (1966) дает следующее определение копинга: «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности»[13].

Таким образом, «копинг» – или «преодоление стресса» рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Психологическое предназначение «копинга» состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования. По мнению автора, главная задача «копинга» – обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, по мнению Р. Лазаруса, существуют два глобальных стиля реагирования. Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Субъективно-ориентированньй стиль (emotion-focused) является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрицательные эмоции едой. Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение[14].

Из этого следует, что структура копинг-процесса начинается с восприятия стресса, далее – когнитивная оценка, выработка стратегии преодоления и оценка результата действий

Схема 1. Структура копинг-процесса

Как считает A. Bandura (1977), «ожидание личной эффективности, мастерства отражается как на инициативе, так и на настойчивости в купирующем поведении. Сила убеждения человека в своей собственной эффективности дает надежду на успех». Убеждение в том, что подобных способностей не хватает (низкая самоэффективность), может привести к такой вторичной оценке, которая определит событие как неподдающееся управлению и поэтому как стрессовое. Если на стрессор возможно повлиять объективно, то такая попытка будет адекватной копинговой реакцией. Если по объективным причинам индивид не может повлиять на ситуацию и изменить ее, то адекватным функциональным способом совладания является избегание. Если человек объективно не может ни избежать ситуации, ни повлиять на нее, то функционально адекватной копинговой реакцией является когнитивная переоценка ситуации, придача ей другого смысла. Успешная адаптация возможна тогда, когда субъект в состоянии объективно и в полном объеме воспринимать стрессор[14].

Предложено разделение копинга на антиципаторный и восстановительный. Антиципаторный копинг рассматривается как предвосхищаемый, предвидимый ответ на стрессовое событие, происхождение которого ожидается, как средство управления событиями, которые произойдут. Восстановительный копинг рассматривается как ме-ханизм, помогающий снова обрести психологическое равновесие после произошедших неприятных событий[15].

Эффективность копинг-поведения определяется спецификой ситуации в конкретном случае. Инструментальные стратегии преодоления эффективны в том случае, если ситуация контролируется субъектом, а эмоциональные уместны, когда ситуация не зависит от воли человека.

В зависимости от интерпретации ситуации либо как неизбежной, либо как преодолеваемой посредством активности и борьбы с ней, Лазарус и Фолкман различают два вида совладающего поведения. Целенаправленное поведение на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, рассматривается как активное копинг-поведение. Пассивное копинг-поведение представляет собой интрапсихические формы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами, предназначенные для снижения эмоционального возбуждения раньше, чем изменится ситуация.

Человек может себя представить в любом эмоциональном состоянии. Автор считает, что стресс и тревога возрастают, в основном, когда индивид верит, что он не может управлять приближающимися проблемами. Собственная оценка по отношению к человеческим способностям справляться с жизненными событиями основывается на предыдущем опыте действий в подобных ситуациях, вере в себя, на социальной поддержке людей, самоуверенности и рискованности.

В целом большинство исследователей придерживается единой классификации способов совладания[13]:

1) копинг, нацеленный на оценку;

2) копинг, нацеленный на проблему;

3) копинг, нацеленный на эмоции.

На основе анализа работ различных авторов, можно выделить три подхода к понятию «копинг»: определение копинга – как свойство личности, относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовое событие; рассмотрение копинга в качестве одного из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения. К третьему подходу принадлежат R. Lazarus и S. Folkman (1984), согласно которым копинг понимается как динамический процесс, постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внутренними и (или) внешними требованиями, которые оцениваются как напрягающие или предвосхищающие ресурсы личности.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что копинг-поведение – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации.

Вопрос об эффективном и неэффективном копинге напрямую связан с понятием копинг-стратегий. Копинг-стратегии – это те приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс совладания.

Р. Лазарус и С. Фолкман предложили классификацию копинг-стратегий, ориентированную на два основных типа – проблемно-ориентированный копинг (problem-focused) и эмоционально-ориентированный копинг (emotional-focused)[16].

Проблемно-ориентированный копинг, по мнению авторов, связан с попытками человека улучшить отношения «человек-среда» путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации, например, поиском информации о том, что делать и как поступить, или путем удержания себя от импульсивных или поспешных действий. Эмоционально-ориентированный копинг (или временно помогающий) включает в себя мысли и действия, которые имеют своей целью снизить физическое или психологическое влияние стресса. Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку почувствовать себя лучше. Примером эмоционально-ориентированного копинга является: избегание проблемной ситуации, отрицание ситуации, мысленное или поведенческое дистанцирование, юмор, использование транквилизаторов для того, чтобы расслабиться.

Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют восемь основных копинг-стратегий[14]:

  1. планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы;

  2. конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску);

  3. принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);

  4. самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий);

  5. положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел);

  6. поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);

  7. дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);

  8. бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).

Эти копинг-стратегии можно условно разделить на четыре группы.

В состав первой группы входят стратегии планирования решения проблемы, конфронтации, принятия ответственности. Можно предположить, что их активное использование усиливает связь между справедливостью взаимодействия и эмоциональным состоянием участников. Эти стратегии подразумевают, что человек прикладывает активные усилия, пытаясь самостоятельно изменить ситуацию, и поэтому нуждается в дополнительной информации о ней. В результате он обращает особое внимание на условия взаимодействия, одним из которых является справедливость, и анализирует их. Именно этот процесс и обеспечивает серьезное влияние оценки справедливости на эмоциональное состояние человека.

Вторую группу образуют стратегии самоконтроля и положительной переоценки. Вероятно, что их использование также усиливает связь между справедливостью взаимодействия и эмоциями участников. Это происходит, поскольку эти копинг-стратегии подразумевают контроль человека за своим состоянием, решение проблемы посредством его изменения. Люди, активно использующие эти стратегии, могут обращаться к условиям взаимодействия как к средству, которое поможет им осуществить задуманное. Например, они могут искать оправдание или позитивные аспекты того положения, в котором они оказались. Серьезное влияние оценки справедливости как одного из условий взаимодействия является следствием этого процесса[15].

В состав третьей группы копинг-стратегий входят дистанцирование и бегство-избегание. Можно предположить, что их использование не оказывает влияния на связь между справедливостью взаимодействия и эмоциями участников. Это происходит, поскольку они подразумевают «уход», отказ человека от активного изменения ситуации или своего состояния. Людям, использующим эти стратегии, не нужна информация об условиях взаимодействия, от участия в котором они отказываются, и поэтому они не придают ей серьезного значения. В результате она не оказывает влияния на их состояние.

И наконец, четвертую группу образует стратегия поиска социальной поддержки. Вероятно, ее использование также не оказывает влияния на связь между справедливостью взаимодействия и эмоциональным состоянием. Дело в том, что эта копинг-стратегия хотя и не подразумевает стремления «выйти» из ситуации, но и не предполагает самостоятельного решения возникшей проблемы. Поэтому использующий ее человек также не заинтересован в поиске дополнительной информации.

Данная классификация, по мнению Р. Лазаруса и С. Фолкмана, не указывает на то, что человек прибегает исключительно к одному типу копинга[18]. Каждый человек использует комплекс приемов и методов как проблемно-ориентированного, так и эмоционально-ориентированного копинга для того, чтобы справиться со стрессом. Таким образом, процесс копинга представляет собой комплексный ответ на стресс.

В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов Лазаруса и Фолькмана, выделяются базисные копинг-стратегии: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание» и базисные копинг-ресурсы: Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы. Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. В частности, мужчины чаще обращаются за инструментальной поддержкой, а женщины – как за инструментальной, так и за эмоциональной. Молодые пациенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые – доверительные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах.

Интересной представляется расширенная классификация копинга, которую предложили американский исследователь К. Гарвер и его сотрудники [Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach //Journal of Personality and Social Psychology. 1989. V. 56. P. 267-283.]. По их мнению, наиболее адаптивными копинг-стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации. К таким копинг-стратегиям авторы отнесли следующие[12]:

  1. «активный копинг» – активные действия по устранению источника стресса;

  2. «планирование» – планирование своих действий в отношении сложившейся проблемной ситуации;

  3. «поиск активной общественной поддержки» – поиск помощи, совета у своего социального окружения;

  4. «положительное истолкование и рост» – оценка ситуации с точки зрения ее положительных сторон и отношение к ней как к одному из эпизодов своего жизненного опыта;

  5. «принятие» – признание реальности ситуации.

Другой блок копинг-стратегий, по мнению авторов, также может способствовать адаптации человека в стрессовой ситуации, однако он не связан с активным копингом. К таким стратегиям совладания относятся:

  1. «поиск эмоциональной общественной поддержки» – поиск сочувствия и понимания со стороны окружающих;

  2. «подавление конкурирующей деятельности» – снижение активности в отношении других дел и проблем и полное сосредоточение на источнике стресса;

  3. «сдерживание» – ожидание более благоприятных условий для разрешения ситуации.

Достаточно подробной является классификация П. Тойса. опирающаяся на комплексную модель копинг-поведения.

П. Тойс выделяет две группы копинг-стратегий: поведенческие и когнитивные[12].

Поведенческие стратегии подразделяются на три подгруппы:

  1. Поведение, ориентированное на ситуацию: прямые действия (обсуждение ситуации, изучение ситуации); поиск социальной поддержки; «уход» от ситуации.

  2. Поведенческие стратегии, ориентированные на физиологические изменения: использование алкоголя, наркотиков; тяжелая работа; другие физиологические методы (таблетки, еда, сон).

  3. Поведенческие стратегии, ориентированные на эмоционально-экспрессивное выражение: катарсис: сдерживание и контроль чувств.

Когнитивные стратегии также делятся на три группы:

  1. Когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию: принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации.

  2. Когнитивные стратегии, направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва.

  3. Когнитивные стратегии, направленные на эмоциональные изменения: переинтерпретация существующих чувств.

К дополнительным стратегиям автором были отнесены такие, как написание дневников, писем; слушание музыки; стратегия ожидания

Методика Э.Хейма (Heim Е.) позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы. Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством доктора медицинских наук, профессора Л. И. Вассермана.

К когнитивным копинг-стратегиям относятся следующие: отвлечение или переключение мыслей на другие, «более важные» темы, чем болезнь; принятие болезни как чего-то неизбежного, проявление своего рода определенной философии стоицизма; диссимуляция болезни, игнорирование, снижение ее серьезности, даже подшучивание над болезнью; сохранение апломба, стремление не показывать своего болезненного состояния другим; проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос врачей, обдумывание, взвешенный подход к решениям; относительность в оценке болезни, сравнение с другими, находящимися в худшем положении; религиозность, стойкость в вере («со мною Бог»); придание болезни значения и смысла, например отношение к болезни как к вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.; самоуважение – более глубокое осознание собственной ценности как личности.

Эмоциональные копинг-стратегии проявляются в виде: переживания протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям; эмоциональной разрядки – отреагирования чувств, вызванных болезнью, например, плачем; изоляции – подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации; пассивного сотрудничества – доверия с передачей ответственности психотерапевту; покорности, фатализма, капитуляции; самообвинения, возложения вины на себя; переживания злости, раздражения, связанных с ограничением жизни болезнью; сохранения самообладания – равновесия, самоконтроля.

Поведенческими копинг-стратегиями являются следующие: отвлечение – обращение к какой-либо деятельности, уход в работу; альтруизм – забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; активное избегание – стремление избегать «погружения» в процесс лечения; компенсация – отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний, например покупка чего-то для себя; конструктивная активность – удовлетворение какой-то давней потребности, например совершить путешествие; уединение – пребывание в покое, размышление о себе; активное сотрудничество – ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе; поиск эмоциональной поддержки – стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.

Варианты копинг-поведения по методике Э. Хейма[14]:

А. Когнитивные копинг-стратегии

  1. Игнорирование – «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности»

  2. Смирение – «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться»

  3. Диссимуляция – «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»

  4. Сохранение самообладания – «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния»

  5. Проблемный анализ – «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось»

  6. Относительность – «Я говорю себе: по сравнению с проблемами Других людей мои – это пустяк»

  7. Религиозность – «Если что-то случилось, то так угодно Богу»

  8. Растерянность – «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей»

  9. Придача смысла – «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам»

  10. Установка собственной ценности – «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными».

Б. Эмоциональные копинг-стратегии

  1. Протест – «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую»

  2. Эмоциональная разрядка – «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу»

  3. Подавление эмоций – «Я подавляю эмоции в себе»

  4. Оптимизм – «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»

  5. Пассивная кооперация – «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне»

  6. Покорность – «Я впадаю в состояние безнадежности»

  7. Самообвинение – «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам»

  8. Агрессивность – «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным»

В. Поведенческие копинг-стратегии

  1. Отвлечение – «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях»

  2. Альтруизм – «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях»

  3. Активное избегание – «Стараюсь не думать, всячески избегаю со-средотачиваться на своих неприятностях»

  4. Компенсация – «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)»

  5. Конструктивная активность – «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.).

  6. Отступление – «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой»

  7. Сотрудничество – «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей»

  8. Обращение – «Я обычно ищу людей, способных помочь мне сове-том»

Виды копинг-поведения были распределены Хеймом на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные[13].

Адаптивные варианты копинг-поведенияСреди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

  • «проблемный анализ»,

  • «установка собственной ценности»,

  • «сохранение самообладания» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

  • «протест»,

  • «оптимизм» – эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

  • «сотрудничество»,

  • «обращение»,

  • «альтруизм» – под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.

Неадаптивные варианты копинг-поведенияСреди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

  • «смирение»,

  • «растерянность»,

  • «диссимуляция»,

  • «игнорирование» – пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

  • «подавление эмоций»,

  • «покорность»,

  • «самообвинение»,

  • «агрессивность» – варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

  • «активное избегание»,

  • «отступление» – поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем.

Относительно адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

  • «относительность»,

  • «придача смысла»,

  • «религиозность» – формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

  • «эмоциональная разрядка»,

  • «пассивная кооперация» – поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

  • «компенсация»,

  • «отвлечение»,

  • «конструктивная активность» – поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

Для нашего исследования мы подробно рассматриваем формирование адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи. Но в рамках нашего исследования мы выявили, что все копинг-стратегии подразделены на две основные группы, обозначенные как адаптивные и дезадаптивные. Адаптивные копинги определялись как позитивные приспособительные стратегии с дополнительными благотворными эффектами на способности пострадавшего в преодолении стрессовой ситуации. Копинг считается дезадаптивным в том случае, когда приводит к негативным изменениям в поведении или оказывает отрицательное воздействие на способность индивида поддерживать функционирование и преодолеть кризис.

Нижеприведенная таблица демонстрирует критерии сравнения между адаптивными и дезадаптивными стратегиями совладания.

Таблица 1

Следует отметить, что все участники выборки демонстрировали как адаптивные, так и дезадаптивные копинг-стратегии, с явным преобладанием первых над вторыми. Кроме того, в определенном контексте адаптивное поведение может быть дезадаптивным и наоборот. В одном из наблюдаемых случаев участница исследования начала интенсивно заниматься спортом (что считается адаптивной копинг-стратегией), но настолько интенсивно и продолжительно, что это привело не к улучшению, а к ухудшению состояния здоровья и качества жизни в целом. Таким образом, для определения адаптивности или дезадаптивности того или иного поведения, следует учитывать контекст его появления[15].

Таким образом, можно дать свое определение ключевым понятием нашего исследования. Во – первых, «копинг-поведения» - это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации. Следовательно под адаптивные копинг-стратегии мы понимаем адекватное поведение в любой сложившийся ситуации.

3 . Анализ результатов психолого-педагогической работы по формированию адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи как фактора экономического воспитания в современных экономических условиях в России

Мы уже знаем, что копинг-стратегии могут проявляться на различных уровнях – индивидуальном, командном, институциональном (организационном), на уровне сообществ, национальном уровне и, вероятно, на глобальном уровне. Данная работа сфокусирована на копинг стратегиях, предъявляющих на индивидуальном уровне.

Нами была составлена анкета по выявлению уровня развития экономического воспитания у студентов МГТУ им. Г.И. Носова. Участники проходили анкетирование анонимно. Большая часть опрошенных были студентами 3-4 курсов. Респондентам необходимо было ответить на несколько вопросов, связанных с понятием «экономическое воспитание», а также включенных в состав данной дефиниции.

Анализируя показатели, можно сделать вывод, что наименьшая часть студентов знакома с понятиями «экономический патриотизм» и «экономическое воспитание». Они считают, что признаками экономического воспитания являются следующие признаки (в порядке их предпочтений для студентов).

На первом месте - формирование эмоционально-положительного патриотизма мышления в сфере экономики; на втором месте - информационная достаточность по экономическому развитию РФ; на последнем по значимости месте- другие признаки.

Также 86% молодых людей считают, что в России актуальным является экономическое воспитание студентов на сегодняшний день.

К числу факторов, обусловливающих повышенный интерес к данной проблематике, они относят следующие (в порядке приоритета):

- последние события на Украине;

- экономические санкции, введённые против России;

- условия поддержки российского предпринимательства;

- необходимость «реанимирования» сельского хозяйства в России;

Таким образом, уровень развития экономического воспитания у студентов ВПО на сегодняшний день был определен нами как средний с тенденцией к низкому (88%). И лишь 12% молодых людей могут сказать, что уровень развития экономического воспитания у них высокий.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности рассматриваемого нами вопроса и необходимости внедрения программы мероприятий по повышению уровня развития у студентов экономического воспитания. Мероприятия будут проходить в форме встречи, конференций, экскурсий, социально-психологических тренингов, мастер-классов с целью ознакомления студентов с новыми режимами экономии на сегодняшний день в условиях современного экономического кризиса России и включать в себя:

  • Мастер – класс: «Проектная деятельность по экономическому воспитанию в рамках внеурочных занятий учащихся студентов 3-5 курсов»;

  • Теоретические конференции, связанные с трудовой деятельностью студентов («Мой труд вливается в труд моей страны», «Экономичность»);

  • Экскурсии на промышленные предприятия;

  • Проведение социально-психологических тренингов с элементами экономического воспитания;

  • Организация и проведение конкурса на лучший студенческий бизнес-проект по продвижению отечественных товаров и услуг;

  • Конференции "Законы и министры", "Мы обмениваемся", "Открываем магазин", "Как работает банк";

  • Встречи с представителями арендовых организаций;

  • Встречи со специалистами народного хозяйства;

  • Встречи в виде вопросов и ответов;

  • Встречи с руководителями образцовых предприятий и организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование позволило сделать нам следующие выводы:

- одной из серьёзных причин отсутствия сформированных копинг-стратегий у представителей современной молодежи как фактора их экономического воспитания является безграмотность студентов ВПО и вообще молодежи в области экономических вопросов на сегодняшний день;

- проблемы образовательных услуг в значительной степени обуславливается недостатком в информационном обеспечении их функционирования;

- как результат вышесказанного обнаруживаются недостатки в области экономической социализации молодёжи.

Наличие экономического компонента практически во всех сферах деятельности современного человека обусловливает необходимость экономического образования молодёжи как предпосылки будущей успешной самореализации. Под влиянием новых объективных реалий возникает необходимость введения в педагогические условия понятия «экономическое воспитание. Одним из путей, обеспечивающих процесс эффективного экономического воспитания, является организация и проведение комплекса мероприятий в форме мастер-классов и лекториев различной направленности с целью ознакомления студентов с новыми режимами экономии на сегодняшний день для России. Однако решающим фактором в данном процессе является осознание себя субъектом экономической деятельности. В связи с этим принципиально важно не просто передать учащимся определённый объём экономической информации, но и включить их в актуальную экономическую практику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  •  
    1. Аболин JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КазГу, 1987.

    2. Александровский Ю.А. Социально стрессовые расстройства // Обозрение !Iпсихиатрии в медицинской психологии им. В.М. Бехтерева 1992. №2.

    3. Бобков В. Н. , Кощеева Н. А., Меньшикова О. И., Шадрина М.В.Экономическое образование как фактор качества жизни населения // Уравень жизни населения. - 2000.- №2.

    4. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал №4, 1996. С. 64-74.

    5. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное ' состояние проблемы. М., 1995. 128 с. I

    6. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: 1984.

    7. Вульфсон Б. В., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. Интеграционные процессы в сфере образования // Моё отечество.-1996.- №2.

    8. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения. // Психологический журнал, 1994. - т. 15. - № 3. - С. 131-135.

    9. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социальные исследования 1994 №8-9 - С. 3-15. 1I

    10. Днепров Э. Д. Четвёртая реформа в России: Пособие для преподавателей/ Э.Д Днепров.- М., 1994.

    11. Ежова О.Н. Формирование у педагогов адаптивных копинг-стратегий поведения как условие сохранения и поддержки их психического здоровья. 19.00.07. Дисс. К.п.н., Самара, 2003. 180с.

    12. Зарецкая И. А. Программа человеческой личности // Школа.- 1998.- №3.

    13. Любимов Л. В. Система ценностей в контексте исторического развития страны //Экономика в школе.- 2000.- №2.- С.74-91; №3 .

    14. Попов В. Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка // Психологический журнал.- 1994.- №15.

    15. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма открытое общество в опасности /пер. с. англ.- М., 1999.

    16. Шемякин Б. М. Экономическое воспитание школьников вопросы теории и методика/ Б.М.Шемякин.- М., .

    17. http://www.financial-lawyer.ru/newsbox/economic_news/167-528750.html

    18. http://www.rae.ru/zk/?section=rubricator&op=article&id=4230

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ МГТУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

(Составлена: научным руководителем - доцент, к.п.н. Орининой Л.В. и студентом - гр. МХУб-11 Черновой А.М.)

Уважаемый студент! Предлагаем Вам ответить на несколько несложных вопросов, связанных с понятием «экономический патриотизм».

Укажите Ваш пол____, возраст_____

  •  
    1. Знакомо ли вам понятие «экономический патриотизм»?

А. да;

Б. нет.

2. Как вы считаете, какие из вышеперечисленных вариантов является признаками экономического воспитания (отметить галочками один или несколько вариантов):

А. информационная достаточность по вопросу экономическое развитие Р.Ф.;

Б. ориентация на отечественные потребление товаров;

В. формирование эмоционально-положительного патриотического мышления в сфере экономики;

Г. другое.

3. Как Вы считаете, актуальным ли является экономическое воспитание студентов МГТУ на сегодняшний день в России;

А. да;

Б. нет;

В. Затрудняюсь ответить.

4. какими факторами, на Ваш взгляд, обусловлен повышенный интерес к вопросу экономическое воспитание современной молодежи на сегодняшний день (отметить галочками один или несколько вариантов):

А. последние события на Украине;

Б. экономические санкциями, введенные против России;

В. необходимостью «реанимирования» сельского хозяйства в России;

Г. условиям поддержки российского предпринимательства;

Д. всем вместе;

Е. свой вариант.

5. Процесс формирования экономического патриотизма у студентов ВПО предполагают (продолжите фразу) ………….

6. Оцените свой уровень развития экономического воспитания на сегодняшний день:

А. очень низкий;

Б. низкий;

В. средний;

Г. высокий;

Д. очень высокий;

Е. затрудняюсь ответить.

Благодарим за сотрудничество!

27

Просмотров работы: 9684