ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ САМООЦЕНКИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ САМООЦЕНКИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Дьячкова Я.А. 1, Кондрашова Е.Н. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема формирования у младших школьников в процессе образования самооценки как качества личности является одной из актуальных проблем на современно этапе. В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъектной учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в младшем школьном возрасте.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет делать человеку активный выбор в самых различных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Несформированность самооценки чаще всего становится причиной неуспешности ребенка как в игровой, трудовой, так и в учебной деятельности.

Исследования самооценки были проведены еще в 30-х годах XX века. К. Левин положил начало работам в области самооценки.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что самооценка представляет сложную психическую систему, иерархически организованную и функционирующую на разных уровнях. Человек выступает для себя самого как особый объект познания. Познание самого себя включено в еще более широкий процесс познания внешнего мира, осуществляющийся в непрерывном взаимодействии человека с миром. Поэтому самооценка личности представляет собой социальное явление, поскольку отражает степень ориентации на выработанные обществом требования к поведению и деятельности человека.

Выступая как сложное психологическое образование, самооценка непосредственно связана с такими психическими процессами как память, мышление, эмоциональная сфера и др. Она обуславливается ими, и в свою очередь, определяет их специфику, темп продвижения, уровень развития. Следовательно, самооценка сопровождает весь ход учебного процесса, то опережая выполнение действия и операции, определяя качество, то перевыполняя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности.

Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, то есть осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим людям и к самому себе.

Психолого-педагогический опыт многих ученых (С. Р. Пантилеев, С. М. Петрова, Р. Щавельзон и др.) позволяет утверждать, что самооценка личности тесным образом связана с самоотношением человека. Самооценка в отечественной психологии изучалась с проблемой развития и формирования самосознания (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин и др.).

Психологи (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн) рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ей жизнедеятельностью.

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или «Я-концепции».

Основными составляющими «Я-концепции» являются: когнитивная составляющая «Я-концепции» или «Образ Я», эмоционально-оценочная составляющая «Я-концепции», поведенческая составляющая «Я-концепции».

Самооценка образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяют интерпретацию опыта и служит источников ожиданий человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) препятствует выполнению указанных функций. Из этого следует, что адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности. Неадекватная завышенная самооценка – переоценка себя субъектом. Неадекватная заниженная самооценка – недооценка себя. Заниженная самооценка ведёт к патологическим изменениям в структуре личности: пессимистическая оценка, излишняя рефлексия, нарастание застенчивости и обидчивости. Высокая самооценка прямо связана с достаточно низкой тревожностью, это люди уверенные в себе, реально понимающие себя и окружающих людей.

Основная тенденция в становлении самооценки заключается в постепенном выделении ребенком тех или иных качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении их и осмыслении сначала как особенностей поведения, а затем и как относительно устойчивых качеств личности. С развитием личности младшего школьника более точным становится его знание о себе, совершенствуется умение разбираться в своих силах и возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку.

В формировании самооценки младшего школьника в учебном процессе огромную роль выполняют оценочные суждения учителя. Роль данных суждений в формировании самооценки младших школьников раскрывается в ряде исследований (Б. Г. Ананьева [1], Л. И. Божович [2], А. И. Липкина [4] и др.). По мнению Б. Г. Ананьева самооценка является основным компонентом самосознания. Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями [1, с. 144]. Как отмечает А. И. Липкина, в зависимости от характера самооценки ее адекватности, устойчивости у младших школьников возникает уверенность в себе, неуверенность или самоуверенность, то есть определенные черты характера [4, с. 124].

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. Дети с высокой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и в общественной работе, так и в играх. Совсем по-иному ведут себя воспитанники с низкой самооценкой. Их основная особенность – неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха. В работах Л. И. Божович большое внимание уделяется изучению мотивов игровой и учебной деятельности детей, качеств личности, самосознания и самооценки, их развитие на различных этапах онтогенеза [2].

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

Л. С. Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное, то есть устойчивое, и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе [3]. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Из ряда исследований (А. И. Липкина, Е. А. Серебрякова и др.) следует, что важным фактором формирования личности ребенка является оценка его окружающими взрослыми. Постепенно возрастает и самостоятельность самооценки. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя в отношении всего того, что связанно со школой. Это не значит, что его оценки правильны, часто бывает наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях ребенка, чем о действительном положении дел. Младшие школьники начинает оценивать товарищей по классу не только с точки зрения того, как они играют во время перемен, но и с точки зрения их качеств как учеников (умный, добрый, ответственный, активный, пассивный и др.). Так в жизни школьника появляются новые категории оцениваемых явлений и соответственно оценок. Усваивая в процессе образования определенные нормы и ценности, младшие школьники начинают под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у младших школьников формируется установка на оценку своих возможностей как одного из основных компонентов самооценки.

Литература:

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. [и др.] : Питер, 2008. – 398 с.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т./ Л. С. Выготский. – М.: Педагогика. – Т. 3 Проблемы развития психики, 1983. –386 с.

4. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. – М.: Просвещение, 1980. – 168 с.

Просмотров работы: 5290