Серьезное внимание следует уделять вопросам патриотизма и патриотического воспитания, т.к. главная цель воспитания состоит в том, чтобы во всякой сфере деятельности – быть человеком. В. А. Сухомлинский отмечал, что успех воспитания зависит от умелого постоянного воздействия на все стороны личности воспитанника – его разум, эмоциональную и волевую сферы. Главным источником патриотизма он считал природу родного края, взаимную любовь родителей и детей, взаимную преданность и верность, создающие честь семьи, «рода».
В настоящее время выработалось не оправданное, отрицательное отношение к таким понятиям, как «Родина», «Отечество», «патриотизм». Хотя на данный период накоплен большой опыт по воспитанию у младших школьников любви к Родине. Краеведческая работа не может не формировать уважение к «малой Родине», чувство благодарности к старшему поколению и воспитывать у молодых людей глубокие патриотические чувства. Учебные заведения должны готовить и определять пути развития патриотического воспитания так, чтобы это не нанесло урон гуманитарному образованию. Такая воспитательная задача являлась особенно актуальной.
Родина - это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа. Корни чувства любви к Родине уходят к малой родине, т.е. к тем местам, где человек родился и вырос. Именно с «малой родины» и начинается Великая Родина. Патриотами не рождаются, ими становятся в результате жизнедеятельности. Чувство патриотизма присуще взрослому, сознательному человеку, имеет глубокие корни, которые уходят в его детство. Осознание своей Родины, чувство любви к ней к ребенку приходит не сразу, каждый подходит к этим ощущениям по-своему. В начале, человек испытывает чувство любви к родителям, по мере взросления у него появляется привязанность к друзьям, к своему дому, школе, улице, городу (селу), далее родной местности и природе, после он осознаёт свою принадлежность к Отечеству. По мере взросления ребенка эти чувства не проходят, наоборот, они укрепляются, развиваются дальше, чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны. Таким образом, формируется гражданин, рождается патриот.
Проблема отношения к Родине, духовной сущности патриотизма, со всей актуальностью проявившаяся и волнующая в настоящее время педагогов, социологов, философов не нова. Ещё в XI-XVII вв. в Древней Руси Владимир Мономах в своем «Поучении детям» говорил о необходимости беречь, охранять и защищать родную землю, сберегая ее для детей. Впервые понятие «патриот» и «патриотизм» стали наиболее часто употребляться в период Великой Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда назвали себя борцы за великое дело, защитники республики, в противовес изменникам и предателям родины.
Значение слова «патриотизм» определяется большинством словарей как любовь к Родине, отечеству, а «патриот» – как человек, разделяющий патриотические чувства, идеи. Обобщая имеющиеся подходы к трактовке понятия «патриотизм», мы выделили его основные составляющие: а) любовь к Родине, к родным местам, родному языку; б) уважение и знание истории своей Родины, традиций, культуры и обычаев своего народа; в) нетерпимость к расовой и национальной неприязни; г) стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины, готовность защищать её, готовность служить интересам Родины; д) активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов. В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено, система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России.
Представления, взгляды, убеждения не могут быть навсегда данными, застывшими, а должны быть гибкими, формирующимися с учетом жизненных впечатлений. В этой связи гражданское и патриотическое воспитание имеет конкретно-исторический характер, несёт в себе отличительные черты, примеры эпохи, уровня развития общества, государства, педагогической теории и практики. На основе проведенного нами анализа мы обобщили качества патриотизма в таблице 1. В таблице значками (*) отмечены доминирующие качества, а значками (+) – те из них, которые, так или иначе, проявляют себя.
Подлинный патриотизм основывается на глубоком понимании прошлого, т.к. почерпнутый в прошлом опыт может помочь в созидании будущего.
Таблица 1
Характеристика качеств патриотизма
Ф.И.О. отечественных педагогов, деятелей |
Качества патриотизма |
||||||
Любовь к родине, к родным местам, родному языку |
Уважение и знание истории своей Родины, традиций, культуры, обычаев народа. Народность |
Национальное самосознание на основе уважения к другим. Толерантность. |
Стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины |
Любовь к человеку, уважение человеческого достоинства. Любовь к человечеству |
Воспитание «добрых граждан» полезных Отечеству; высоконравственных, высокообразованных граждан «Истинных сынов Отечества». Забота об интересах Родины. |
Стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины, готовность защищать её. Преданность, верность, гражданственность. |
|
Вл. Мономах |
* |
* |
+ |
+ |
+ |
* |
|
Ломоносов М. В. |
* |
* |
* |
* |
* |
+ |
|
Новиков Н. И. |
* |
* |
+ |
* |
* |
+ |
|
Радищев А. Н. |
* |
* |
* |
* |
* |
+ |
|
Фонвизин Д. И. |
* |
* |
+ |
* |
+ |
||
Ушинский К. Д. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
+ |
Белинский В. Г. |
* |
* |
+ |
* |
* |
* |
+ |
Аксаков К. С. |
* |
* |
+ |
* |
+ |
+ |
|
Бунаков Н. Ф., Водовозов В. И., Семёнов Д. Д. |
* |
* |
+ |
* |
* |
||
Толстой Л. Н. |
* |
+ |
* |
||||
Соловьев В. С. |
* |
* |
+ |
||||
Карамзин Н. М. |
* |
+ |
* |
||||
Добролюбов Н. А. |
* |
+ |
* |
||||
Луначарский А. В. |
+ |
+ |
* |
||||
Ленин В. И. |
+ |
* |
+ |
* |
|||
Крупская Н. К. |
+ |
+ |
+ |
* |
|||
Макаренко А. С. |
* |
+ |
* |
* |
|||
Шацкий С. Т. |
* |
+ |
* |
||||
Груздев П. Н. |
* |
* |
|||||
Сухомлинский В. А |
* |
* |
* |
* |
* |
+ |
* |
Ильин И. А. |
* |
* |
+ |
* |
* |