На основе данных бюджетов различных уровней проанализируем динамику расходов на общее образование за 2009 – 2013 г.г. (на примере Челябинской области и г. Челябинска).
Источники финансирования общего образования представлены в табл. 1.
Таблица 1 – Источники финансирования общего образования, тыс.руб.
Год |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Федеральный бюджет |
2365666,8 |
4973277,6 |
22038655,1 |
91514042,8 |
67296731,4 |
Областной бюджет (Челябинская обл.) |
155795,0 |
145726,71 |
11391709,67 |
11767127,5 |
14974692,5 |
Местный бюджет (г. Челябинск) |
719433,8 |
904156,1 |
1350354,6 |
1169497,1 |
1269545,3 |
Составлено автором по данным [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12]
Для оценки динамики расходов на общее образование с учетом инфляции приведем данные об уровне инфляции в России за 2009-2013 г.г. в табл. 2.
Таблица 2 – Динамика уровня инфляции в России
Год |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Уровень инфляции, % |
8,80 |
8,78 |
6,10 |
6,58 |
6,45 |
Коэффициент инфляции |
1,0880 |
1,0878 |
1,0610 |
1,0658 |
1,0645 |
Составлено автором по данным [13]
Умножением данных табл. 1 на коэффициенты инфляции соответствующих периодов получим данные о динамике финансирования общего образования с учетом инфляции (табл. 3).
Таблица 3 – Динамика финансирования общего образования с учетом инфляции, тыс.руб.
Год |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Федеральный бюджет |
3097700,28 |
5986589,33 |
25003826,12 |
97416698,56 |
67296731,40 |
Областной бюджет (Челябинская обл.) |
204004,31 |
175418,72 |
12924397,00 |
12526107,22 |
14974692,50 |
Местный бюджет (г. Челябинск) |
942055,87 |
1088379,07 |
1532036,84 |
1244929,66 |
1269545,30 |
Динамика расходов на общее образование с учетом инфляции, финансируемых из бюджетов различных уровней, приведена на рис. 1.
Рисунок 1 – Динамика финансирования общего образования
Определим финансирование общего образования в расчете на душу населения. Численность населения приведена в табл. 4.
Таблица 4 – Численность населения территорий, млн.чел.
Территория |
Численность населения |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Российская Федерация |
142,7 |
142,8 |
142,9 |
143,3 |
143,7 |
Челябинская обл. |
3,483 |
3,479 |
3,478 |
3,485 |
3,490 |
г. Челябинск |
1,119 |
1,123 |
1,131 |
1,143 |
1,156 |
Делением данных табл. 3 на численность населения соответствующей территории определим финансирование общего образования на душу населения (табл. 5).
Таблица 5 – Финансирование общего образования на душу населения, тыс.руб./чел.
Год |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Федеральный бюджет |
0,022 |
0,042 |
0,175 |
0,680 |
0,468 |
Областной бюджет (Челябинская обл.) |
0,059 |
0,050 |
3,716 |
3,594 |
4,291 |
Местный бюджет (г. Челябинск) |
0,842 |
0,969 |
1,354 |
1,089 |
1,098 |
Рисунок 2 – Динамика финансирования общего образования на душу населения
Общее образование финансируется в большей степени из муниципального бюджета, поэтому на графике суммы расходов на общее образование в расчете на душу населения, финансируемые из местного бюджета, изменяются с 2011 по 2013 г.г. не столь значительно в отличие от областного и федерального бюджета.
В течение кризисных 2009-2010 г.г. муниципальное финансирование общего образования больше в 40 раз федерального и в 13 раз областного. За период с 2011 г. по 2013 г. существенно увеличилось финансирование общего образования на душу населения из областного бюджета. В 2013 году финансирование общего образования из бюджета Челябинской области увеличилось по сравнению с 2009 г. в 71 раз, с 2011 г. в 1,16 раза. Однако анализ бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов демонстрирует снижение расходов на образование.
Можно отметить, что постепенное сокращение расходов на образование соответствует общемировой тенденции, наметившейся на фоне кризиса. В цивилизованном мире снижение расходов на образование в кризис сопровождается ростом затрат на здравоохранение. В России же снижается объем ассигнований на всю социальную сферу. Расходы федерального бюджета на образование составляют 0,91% ВВП в 2013 г., 0,74% ВВП – в 2014 г. и планируются в размере 0,69% ВВП – в 2015 году. Соответственно, происходит существенное сокращение расходов федерального бюджета на образование как доли от валового внутреннего продукта: доля в ВВП этих расходов снижается почти на четверть. Кроме того, в течение 2013-2015 гг. в федеральном бюджете планируется и существенное изменение структуры расходов по уровням образования [14].
Прежде всего, к 2015 г. в расходах на образование федерального бюджета резко, более чем в 3 раза сокращается удельный вес расходов на общее образование – с 11,1% до 3,3% (табл. 6).
Таблица 6 – Структура расходов на образование, %
Статья расходов |
2013 |
2014 |
2015 |
Образование |
100 |
100 |
100 |
Дошкольное образование |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
Общее образование |
11,1 |
3,5 |
3,5 |
Начальное профессиональное образование |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
Среднее профессиональное образование |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
1,1 |
1,2 |
1,1 |
Высшее и послевузовское профессиональное образование |
78,8 |
88,4 |
89,7 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
0,9 |
1,0 |
0,2 |
Прикладные научные исследования в сфере образования |
2,1 |
1,7 |
1,7 |
Другие вопросы в сфере образования |
3,5 |
1,6 |
1,5 |
Следует отметить, что расходы федерального бюджета на общее образование в абсолютных цифрах сокращаются с 67,3 млрд руб. в 2013 г. до 19,3 млрд руб. в 2014 г. и до 19,0 млрд руб. в 2015 году.
Общее образование финансируется на муниципальном уровне, при этом из региональных бюджетов в муниципальные поступают субвенции на заработную плату учителей и учебные расходы. Таким образом, предусмотренное сокращение расходов федерального бюджета на общее образование приведет к росту нагрузки на бюджеты субъектов Федерации.
Как видно из табл. 6, увеличена расходы на высшее и послевузовское образование (ВПО). Вместе с тем, необходимо отметить, что даже при таком росте расходов бюджета на ВПО, в 2014 г. они оказываются ниже запланированного уровня инфляции (рост расходов в номинальном выражении на 1,4% при инфляции в 5,5%). Лишь в 2015 г. рост расходов на высшее и послевузовское образование немного обгоняет инфляцию – расходы вырастут на 6%, а инфляция на 5%. По остальным позициям расходы федерального бюджета либо снижаются, либо их рост оказывается ниже запланированного уровня инфляции [15].
В этих условиях реформа системы образования становится неэффективной. Финансирование образования за счет государства необходимо тесно увязывать с достижением намечаемых результатов деятельности системы образования в целом и каждого конкретного образовательного учреждения.
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» №204-ФЗ от 24.11.2008
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 20112 и 2012 годов» № 308-ФЗ от 02.12.2009
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» №357-ФЗ от 13.12 2010
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» №371-ФЗ от 30.11.2011
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» №216-ФЗ от 03.12.2012
Закон Челябинской области от 09.12.2009 года №510-ЗО «Об областном бюджете на 2010 год»
Закон Челябинской области от 07.12.2010 года №19-ЗО «Об областном бюджете на 2011 год»
Закон Челябинской области от 24.12.2012 года №428-ЗО «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»
Решение Челябинской городской Думы от 21.04.2009 № 2/4 "О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 23.12.2008 № 39/2 "О бюджете города Челябинска на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" . - http://www.regionz.ru/index.php?ds=247735
Решение Челябинской городской Думы № 39/3 от 18.12.2012, О бюджете города Челябинска на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов . - http://chelduma.ru/npa/o-byudzhete-goroda-chelyabinska-na-2013-god-i-na-planovyy-period-2014-2015-godov
Решение от 2 сентября 2010 года N 16/44 О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 15.12.2009 № 9/3 "О бюджете города Челябинска на 2010 год" - http://docs.cntd.ru/document/887800508?block=1
Решение Челябинской городской Думы четвертого созыва 22.12.2011 №31/1 "О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 07.12.2010 № 20/1 «О бюджете города Челябинска на 2011 год»" - http://www.chelduma.ru/reshenie-chelyabinskoy-gorodskoy-dumy-chetvertogo-sozyva-22122011-no311-o-vnesenii-izmeneniy-v
Уровень Инфляции в Российской Федерации. - http://xn----ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn--p1ai/
Клячко, Т. Как федеральный бюджет планирует финансировать образование / Т. Клячко. - http://ecpol.ru/macroeconomics/2012-04-05-13-38-34/435-kak-federalnyj-byudzhet-planiruet-finansirovat-obrazovanie.html
Заключение Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара на проект федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. - http://www.iep.ru/ru/publikatcii/publication/4866.html