АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Нигматуллина Г.В. 1, Варфоломеева Т.Н. 1
1Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Оценка качества обучения на сегодняшний день относится к одной из самых актуальных проблем в сфере образования. С одной стороны, требуются большие временные затраты, с другой стороны, необходимость анализа полученных данных и сокращение этапа реагирования на полученные результаты. Необходимо заранее оговорить пределы, при превышении которых следует принимать управленческие меры по изменению качества образования. Многие из тех, кто оценивает качество образования, проводят эту длительную процедуру только для получения самого результата, но не осуществляют никакой обратной связи. Поэтому очень важно рассчитать затраты на проведение оценки качества образования и соотнести их с конечным результатом, который хочет получить в итоге образовательное учреждение.

Проблема отечественной педагогической диагностики активно развивается уже с 80-90-х годов. Одной из линий синтеза данной области является связь с математическими методами и информационными технологиями.

В ведущих странах мира компьютерное тестирование пользуется заслуженным доверием и имеет широкую область применения в таких сферах как международные сравнительные исследования, мониторинг качества образования в масштабах страны, лицензирование и государственная аккредитация учебных заведений, аттестация учащихся и студентов, учителей и преподавателей, проверка профессиональной пригодности специалистов и т.д.

В последние годы в России в сфере образования наблюдается усиление интереса к автоматизации различных видов учебной и административной деятельности. В процессе обучения, прежде всего это коснулось информатизации контроля результатов обучения. Самым популярным видом такого контроля является тестирование, основанное на диалоге информационной системы и пользователя. Рост быстродействия технических средств, уменьшение цен на вычислительную технику, появление качественных и мощных систем программирования увеличило потребность в системах, позволяющих объективно, быстро и надежно оценивать знания учащихся, предлагая интересные формы взаимодействия с ними.

Проведение контроля достижения результатов обучения с использованием современных средств информационных технологий в процессе обучения по сравнению с другими методами контроля имеет ряд очевидных преимуществ, в числе которых: высокая степень стандартизации, объективность оценки результатов, удобная количественная форма выражения результатов, повышенная устойчивость к фальсификациям, высокая скорость обработки результатов, единство требований ко всем учащимся, исключение субъективизма при оценке результатов.

При этом удобство в наличии количественных показателей выражается в возможности сравнения знаний и умений одних обучаемых с другими, или отслеживании динамики усвоения знаний одним учащимся в процессе обучения.

Таким образом, возникают противоречия между:

  • наличием средств компьютеризации образования, позволяющих уменьшить непроизводительные затраты живого труда преподавателей и сохранением традиционных форм контроля знаний, обусловленных методическим потенциалом педагогов старшего поколения;

  • возможностью предоставления учащимся широких возможностей свободного выбора собственной траектории обучения в процессе получения образования с возможностью самоконтроля полученных знаний и использованием традиционной классно-урочной формы обучения.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования: «Автоматизация контроля результатов обучения учащихся».

Цель исследования – изучить современные средства контроля результатов обучения.

Объект исследования – система обучения в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – использование средств информационных технологий в процессе оценки результатов обучения.

Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:

  1. Провести сравнительный анализ традиционных и инновационных средств контроля результатов обучения.

  2. Рассмотреть особенности использования автоматизированного контроля результатов обучения.

  3. Выполнить сравнительный анализ инструментальных средств создания компьютерных тестов.

  4. Изучить работу инструментального средства My Test и разработать алгоритм составления компьютерных тестов.

Курсовая работа состоит из введения, заключения и литературы, приложения, четырех параграфов, где приводится теоретическое обоснование и практическое применение компьютерного контроля результатов обучения как одного из звеньев учебного процесса.

§1. Традиционные и инновационные средства контроля знаний учащихся

В современной педагогической практике используют следующие виды контроля знаний:

  • предварительный;

  • текущий;

  • рубежный (периодический);

  • итоговый.

Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах). Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, учитель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретным классом, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях учащихся.[2]

Предварительным контролем фиксируется исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным позволяет измерить «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков. На основание данных предварительного контроля, проводимого в начале года, учитель вносит коррективы в календарно – тематическое планирование, определяет каким разделом учебной программы следует уделить больше внимания на уроках с конкретным классом, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях учащихся .

Текущий контроль - основной вид проверки знаний учащихся. Его основной задачей является регулярное управление учебной деятельностью студентов и ее корректировка. Он позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, а также стимулировать регулярную, напряженную и целенаправленную работу студентов. [5]

Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации. Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого учащегося. В этом случае учащиеся перестают регулярно готовится к занятиям, а, следовательно, и систематически закреплять пройденный материал.

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе знаний, умений и навыков познавательной деятельности. Диагностика помогает получить достоверные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Периодический контрольпозволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в год. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки. Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. С помощью периодического контроля обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами. Рубежный контроль охватывает учащихся всего класса и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, компьютерного и простого тестирования, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах.[17]

Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.[5]

В учебной деятельности учащихся необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, самостоятельную работу, контрольную работу, тестирование, лабораторную работу.

Устный опрос как контроль знаний студентов осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний студентов всей группы по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для того, чтобы выяснить готовность группы к изучению нового материала; определить сформированность понятий; проверить домашние задания; поэтапно или окончательно проверить учебный материал, только что разобранный на занятии.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи студентов. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений студентов. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность студентов.

Устный опрос осуществляется на каждом занятии, хотя оценивать знания студентов не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания студентов на сложных понятиях, явлениях, процессах. В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу группы, наиболее действенными приемами, которой являются: обращение с вопросом ко всей группе; конструирование ответа; рецензирование ответа; оценка ответа и ее обоснование; постановка вопросов студентов самими студентами; взаимопроверка; самопроверка.

Письменный контроль позволяет за короткое время проверить знания большого числа студентов одновременно. Используется письменный контроль знаний студентов в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

Самостоятельная работа. Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности студентов. Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи студентов.

Контрольная работа. Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида. С помощью промежуточной контрольной работы преподаватель проверяет усвоение студентами материала в период изучения темы. Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений студентами по отдельной теме, курсу. Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении студенты не ограничены временем. Каждому студенту дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.

Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от студентов не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность студентов, т.к. от работы с ручкой и тетрадью студентов переходят к работе с компьютерами. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании студентов может получать консультации преподавателя. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.

Тест. Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что студенты все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам. Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Различают следующие виды тестов:

  • избирательные тесты;

  • закрытые тесты;

  • тесты перекрестного выбора;

  • тесты идентификации.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них студент выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую студент может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

1) Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2) Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3) Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой – содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Студенты предлагают свой вариант ответа. Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов. Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.[13]

Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний стандартны для всех студентов.

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

  • Тест является наиболее качественным и объективным способом оценивания, объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

  • Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.

  • Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

  • Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.

  • Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.[16]

Недостатки:

  • Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин ещё не разработаны, а разработанные обычно имеют очень низкое качество.

  • Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

  • Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

  • Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

  • Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений. [11]

Сегодня в качестве инновационных средств используют модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио, компьютерное тестирование.

Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.

Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося.

Рейтинг учащегося – это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости(«весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». В вузовской практике рейтинг - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.).[3]

Данная система дает возможность:

  • определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

  • отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

  • дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);

  • отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного студентом труда;

  • повысить объективность оценки знаний.

Мониторинг. В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме понятия «диагностика» все чаще стали использовать понятие «мониторинг».

Под мониторингом в системе «педагог – обучающийся» понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку.[6]

Другими словами, мониторинг – это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог – обучающийся», позволяющие наблюдать и, по мере необходимости, корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию. Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе.

В педагогической науке выделяют шесть функций мониторинга

Таблица 1 - функции педагогического мониторинга

Функция

Характеристика

интегративная

обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в системе образования

диагностическая

оценка состояния системы образования и происходящих в ней изменений

Продолжение таблицы 1.

экспертная

осуществление экспертизы состояния, концепций, форм, методов развития системы образования

информационная

регулярное получение информации о состоянии и развитии системы образования

экспериментальная

поиск и разработка диагностических материалов и апробация их на валидность, технологичность, надежность

образовательная

изучение и удовлетворение образовательных потребностей педагогов по проблемам контрольно-оценочной деятельности

В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принимаемых решений. Иначе говоря, в рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

Описание любой системы мониторинга должно предполагать выяснение следующих моментов:

1) название модели мониторинга;

2) краткое описание способа применения методики;

3) контекст модели (где и при каких условиях модель эффективна);

4) внутренние возможности оптимизации модели;

5) управление (указания по разработке и внедрению методики);

6) требования, предъявляемые к студентам, задействованным в проведении системы мониторинга;

7) требования к материально-техническому обеспечению учебного заведения, на базе которого будет применяться разработанная система;

8) интегративная модель оценивания (указания по использованию текущих оценок на промежуточной или итоговой аттестации);

9) принципиальные преимущества и недостатки модели.[10]

Учебное портфолио.В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, общественных организаций...), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.[5]

Основная задача состоит в том, чтобы проследить динамику учебного прогресса. Нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио; это полностью зависит от конкретного учителя, группы учителей или методической комиссии. Состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных целей обучения данному предмету.

Компьютерное тестирование. Самым популярным видом инновационного контроля знаний является компьютерное тестирование.

Компьютерное тестирование - разновидность тестирования, проводимого с использованием средств вычислительной техники.[15]

Компьютерное тестирование имеет определенные преимущества по сравнению с традиционным бланковым тестированием.

Преимущество компьютерного тестирования:

  • оценивание результатов тестирования осуществляется мгновенно, автоматически фиксируется и сохраняется на длительное время;

  • возможность формирования достаточно большого количества вариантов теста, которое ограничено лишь размером банка тестовых заданий;

  • возможность реализации удобных процедур ввода, модификации тестовых материалов;

  • возможность формирования тестов, различных по уровню обученности испытуемых;

  • возможность управления как содержанием теста, так и стратегией проверок в ходе тестирования;

  • отсутствует необходимость в бумажных носителях и листах ответа,

  • при компьютерном тестировании легко ввести временные ограничения или временное отслеживание процесса тестирования, что трудноосуществимо при бумажном тестировании; это позволяет учитывать психомоторные аспекты тестируемого;

  • повышается эффективность тестирования: уменьшается время тестирования (до 50% по сравнению с бумажной формой тестирования) для достижения того же уровня надежности оценивания, что ведет к уменьшению усталости тестируемого во время сеанса, что также является важным показателем в результатах тестируемых.

Все вышеперечисленные преимущества достижимы лишь при правильной организации технологии компьютерного тестирования, что позволяет выполнять тест несколько раз в индивидуальном режиме и с осуществлением самоконтроля, потому что тестовые задания и их очередность постоянно меняются, а результаты можно увидеть сразу после выполнения студентом теста.

Помимо неоспоримых достоинств компьютерное тестирование имеет ряд недостатков:

  • негативные психологические реакции испытуемых на компьютерное предоставление тестов;

  • воздействие на результаты учащихся предшествующего опыта работы на компьютере;

  • влияние интерфейса на результаты тестирования;

  • влияние ограничений при компьютерном предъявлении теста на надежность его результатов.

Положительные стороны в применении электронных тестов:

  • возможность проверки усвоения учащимися каждой темы или предмета;

  • осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;

  • обеспечение одновременной проверки знаний учащихся всей группы и формирование у них мотивации для подготовки к каждому уроку;

  • повышение интереса к предмету;

  • экономия учебного времени.

Отрицательные стороны в применении электронных тестов:

  • тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;

  • выбор ответа может происходить наугад, учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся.

Изучение традиционных и инновационных средств контроля знаний учащихся позволило выявить основные виды контроля знаний, определить своевременность использования каждого вида контроля и его влияние на итоговую оценку успеваемости. Анализ различных форм оценки результатов обучения позволил сделать вывод, что тесты наиболее приспособлены для автоматизации контроля знаний учащихся.

§2. Особенности использования автоматизированного контроля знаний учащихся

Применение компьютеров в учебном процессе как средство контроля качества знаний получает все большее распространение. Как показывает практика, при должной научно-методической подготовке автоматизация контроля позволяет заметно повысить, прежде всего, индивидуальность самого контроля, варьировать его в зависимости от способностей и образовательных ценностей учащихся. С применением компьютера контроль качества знаний учащихся перестает быть фронтальным, обретает признаки индивидуального подхода, учитывающего не только знания, но индивидуальный темп обучения. Кроме того, автоматизированный контроль повышает объективность самого контроля, позволяет оценивать качество знаний не только «в общем и целом», но обеспечивает количественную оценку качества усвоения того или иного раздела учебного курса. Еще одним важным аспектом применения автоматизированного контроля, как показала практика, становится стимулирование и мотивирование учащихся к самообразовательной деятельности. При условии соблюдения должных дидактических правил, методы автоматизированного контроля предоставляют информацию о качестве знаний не только преподавателю, но и самим учащимся.

Эти дидактические возможности средств компьютерного автоматического контроля качества знаний актуализировали многочисленные исследования данной проблематики. В результате в последние годы получили надлежащие освещение в научной литературе различные аспекты автоматизации контроля качества с помощью компьютера: дидактические, методические, технологические, программные и т.д.

Однако быстрое совершенствование средств вычислительной техники, расширение их возможностей, как технических (скорость вычислений, быстродействие, объем памяти и т.д.), так и программных приводят к расширению их дидактических и методических возможностей. Практически это означает, что, несмотря на многочисленные публикации по проблеме организации автоматизированного контроля, научная исследованность проблемы по-прежнему не является исчерпывающей.

Расширение технических возможностей, появление новых программных средств позволяют постоянно совершенствовать формы и методы организации автоматического контроля качества знаний учащихся.

В настоящее время все более широкое распространение получают контролирующие программы с обратной связью, опирающиеся на применение звука, изображений (динамичных и статичных), флэш-презентенций и даже 3D-графики.

Такое развитие вычислительной техники расширяет не только дидактические возможности автоматизации, но и само поле его применения от учебных курсов естественных и точных дисциплин к учебным курсам гуманитарного и социального содержания.

При этом, как показывает опыт, системное, научно обоснованное использование автоматизированного контроля качества знаний повышает образовательную эффективность контроля более чем в два раза.

Среди причин, оказывающих влияние на эффективность контроля, особую роль играет фактор времени. Психологами установлено, что оценка полезности результата деятельности убывает в соответствии с квадратом времени его достижения – чем отдаленнее время достижения результата, тем менее привлекательным является сам результат. Поэтому отсрочка поощрения или наказания за успешный или плохой результат учебной деятельности снижает эффективность этих мер воздействия. Это условие имеет исключительное значение в области обучения и воспитания, в частности, в практике применения педагогической оценки. Другими словами, результат контроля качества знаний должен быть доступен обучающемуся незамедлительно, прямо после выполнения оцениваемой работы. [9]

Тестирование обучающихся «на входе» с составлением и сопоставлением рейтинговых параметров способствует актуализации и мотивации их в течение всего обучения. Например, заранее сделанное объявление о том, что в конце семестра будет подведен общий итог и определен рейтинг каждого, вносит в учебный процесс элемент состязательности и соревновательности, которая стимулирует Я-состояние структуры человеческой психики к проявлению спонтанной активности и творчества. Вовлечение студентов в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

Применяемая нами автоматизированная система контроля качества знаний предусматривает составление тестов достижений по каждой дисциплине, в том числе в виде произвольной или дробной пятибалльной шкалы.

Компьютерное тестирование может проводиться в различных формах, различающихся по технологии объединения заданий в тест. Представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Формы компьютерного тестирования

Первая форма – самая простая. Готовый тест, стандартизованный или предназначенный для текущего контроля, вводится в специальную оболочку, функции которой могут различаться по степени полноты. Обычно при итоговом тестировании оболочка позволяет предъявлять задания на экране, оценивать результаты их выполнения, формировать матрицу результатов тестирования, обрабатывать ее и шкалировать первичные баллы испытуемых путем перевода в одну из стандартных шкал для выдачи каждому испытуемому тестового балла и протокола его оценок по заданиям теста.

Вторая форма компьютерного тестирования предполагает автоматизированную генерацию вариантов теста, осуществляемую с помощью инструментальных средств. Варианты создаются перед тестированием или непосредственно во время его проведения из банка калиброванных тестовых заданий с устойчивыми статистическими характеристиками. Калибровка достигается благодаря длительной предварительной работе по формированию банка, параметры заданий которого получают на репрезентативной выборке учащихся, как правило, на протяжении 3–4 лет с помощью бланковых тестов. Содержательная валидность и параллельность вариантов обеспечиваются за счет строго регламентированного отбора заданий каждого варианта в соответствии со спецификацией теста.

Третья форма – компьютерное адаптивное тестирование – базируется на специальных адаптивных тестах. В основе идей адаптивности лежат соображения о том, что учащемуся бесполезно давать задания теста, которые он выполнит наверняка правильно без малейших затруднений или гарантированно не справится с ними в силу высокой трудности. Поэтому предлагается оптимизировать трудность заданий, адаптируя ее к уровню подготовленности каждого испытуемого, и сократить за счет исключения части заданий длину теста.[14]

Компьютерное тестирование как форму педагогического контроля целесообразно применять для организации контроля таких уровней усвоения как узнавание, воспроизведение и понимание, и таких видов знаний, как знание понятий, терминов и фактов. По Б.С. Блуму – это чаще всего уровни знание, понимание, синтез, оценка, применение, анализ.

Блок знание – уровень запоминания и воспроизведения материала любого уровня сложности (факты, понятия, правила, черты, признаки и т.д.). Целью уровня является то, что ученик воспроизводит термины, знает конкретные правила, понятия, факты и т.д.

Блок понимание – уровень усвоения материала и способность к его преобразованию и интерпретации. Здесь ученик понимает факты, правила, интерпретирует схемы, графики. На основе имеющихся данных предположительно характеризует будущие последствия.

Блок синтез – умение объединить элементы в новое целое. В данном блоке ученик выполняет творческую работу, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из нескольких областей.Это творческая переработка информации для создания нового целого.

Блок оценка – умение оценить качество и знание материала на основе критериев, разработанных учеником или данных учителем. Ученик может выделять критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия.

Блок применение – умение применять правила, теории, методы в конкретных ситуациях и в новых условиях. Достижение цели – ученик использует ранее полученные знания не только в стандартных условиях, но и в новых ситуациях и правильно их применяет.

Блок анализ – умение выделять отдельные элементы структуры учебного материала, определять взаимосвязь элементов и логику этой взаимосвязи. Ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждений, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных. [18]

Следует отметить, что компьютерное тестирование отличается от бланкового по процедуре администрирования. Поэтому на результаты тестирования могут оказывать влияние различные дополнительные факторы, которых нет при бланковом тестировании. К таким факторам относят, например, уровень владения компьютером у участника тестирования. Далее, в общепринятом бланковом тестировании испытуемый может изучить все задания, пропустить какие-либо из них, возвратиться к ним позже и т.д. Невозможность посмотреть весь тест целиком, оценить его общую трудность и трудность того, что осталось выполнить, является дополнительным фактором тревожности ученика. Более того, в компьютерном тестировании, как правило, невозможно вернуться к решенным заданиям и исправить ответы. Иногда эта опция предусмотрена, но ввиду ограничения времени тестирования, у испытуемого может не хватить на это времени. Также компьютерная форма иногда может ухудшить восприятие задания (например, в заданиях, основой которых является отрывок текста, который может не поместиться на экране компьютера).

Поэтому общепринято, что результаты бланкового и компьютерного тестирования (по одному и тому же тесту) шкалируются и сообщаются отдельно.

Компьютерное тестирование дает возможность использовать дополнительные возможности при разработке заданий и их администрировании по сравнению с традиционным бланковым тестированием. Инновационные особенности, доступные при КТ включают звук, графику, анимацию, видео. Причем все это может быть включено и в сами задания, и в ответные опции. Другие инновации касаются администрирования заданий. Например, испытуемые, используя компьютер, могут выделять текст, щелкать мышкой на графиках, передвигать объекты по экрану, изменять порядок элементов или картинок. Далее, появляется возможность интерактивного тестирования. Например, в процессе ответа испытуемого на экране может появляться дополнительная информация, различная в зависимости от ответа. Появляется гораздо больше возможностей в заданиях с генерированием ответов, а не простым выбором правильного ответа из набора предложенных. [14]

Хорошо организованный поэтапный контроль практически исключает необходимость в итоговом контроле. На этом основании вполне допустим отказ от итогового контроля в форме традиционного зачета/экзамена. А при массовом применении автоматизированной системы контроля качества знаний вообще снимается вопрос о привычной сессии, либо возникает необходимость резкого сокращения ее сроков. Тем самым создаются два эффекта, положительно влияющих на организацию всего учебного процесса в образовательном учреждении:

1. Сокращается продолжительность семестра (за счет учебного времени отводимого на экзамен).

2. Исключается стрессовость экзаменационного периода.

Основными достоинствами применения автоматизированной системы оценки качества знаний студентов, с дидактической точки зрения являются:

  • обеспечение высокой прочности знаний и умений за счет научно обоснованной систематичности контроля;

  • сокращение времени на итоговый контроль качества знаний (сессию) до одной недели в семестр и, в итоге, до 20 недель за весь срок обучения.

Выбор формы тестирования зависит от цели тестирования, содержания теста, технических возможностей, уровня подготовленности учителя в области теории и методики тестового контроля знаний. Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний.

Главные требования к системе компьютерного контроля заключаются в том, что:

  • тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию (текст заданий и ответов компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным).

  • компьютерный тест должен быть простым в использовании;

  • в тестовую систему должно быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;

  • тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывал весь материал, который обучающийся должен усвоить;

  • вопросы должны подаваться в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;

  • варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;

  • необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время;

  • при всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в школе и оправдали себя в практике ее работы.

Для создания тестов по предметной области разрабатываются специальные инструментальные программы-оболочки, позволяющие создавать компьютерные тесты путем формирования базы данных из набора тестовых заданий.

Рассмотренные особенности использования компьютерного тестирования позволяют сделать вывод о том, что только грамотно составленный тест позволяет повысить эффективность применения созданных компьютерных средств обучения.

§3. Анализ тестовых оболочек

Автоматизированные системы тестирования – это обширный класс программ, самым непосредственным образом предназначенный для реализации компьютерного тестирования. Примерами программ данного класса являются «Oprosnik», SuperTest, «Qтест», системы «Экспресс-тест», TeachLab, «Тест», «Знания», AST-Test, TestMaker VVZ 2.6, Auto Control 2.0, My Test, TeachLab и многие другие.[5]

Родоначальником класса по праву можно считать тестирующие программы-оболочки. Если на начальном этапе такого типа программы строились на принципе однозначного распознавания ответов испытуемого и использовании только текстового режима при формулировании заданий, более современные варианты, как правило, позволяют реализовать и множественный выбор вариантов ответов, использование графического материала (рисунки, графики и т.д.), звуковой и видеоинформации, а также возможность использования надстрочных и подстрочных символов при формулирования заданий, что особенно важно при разработке компьютерных тестов по таким дисциплинам, как математика, физика, химии.

Существует огромное количество тестовых оболочек для создания тестов, все они различаются интерфейсом, возможными типами заданий, количеством тестовых вопросов, платным или бесплатным распространением и т.п. Рассмотрим таблицу сравнения некоторых тестовых оболочек.

Таблица 2 - сравнение некоторых тестовых оболочек

Критерии сравнения

My Test

Hot Potatoes

MultiTester System

SuperTest

Количество вопросов в тесте

не ограничено

не ограничено

не ограничено

1000

Количество вариантов ответов

10

не ограничено

8

10

Продолжение таблицы 2

Возможность прикрепить рисунок, звуковой файл

возможно

возможно

только рисунок

только рисунок

Типы вопросов

  • одиночный выбор;

  • множественный выбор;

  • установление порядка

  • следования;

  • установление соответствия;

  • указание истинности или ложности утверждений;

  • ручной ввод числа (чисел);

  • ручной ввод текста;

  • выбор места на изображении;

  • перестановка букв;

  • заполнение пропусков.

  • заполнение пропусков;

  • установление соответствия;

  • вопросы с множественным выбором ответа;

  • кроссворд;

  • восстановление последовательности;

  • объединитель

  • установление соответствия;

  • вопросы с множественным выбором ответа;

  • возможность вариации форм;

  • установление последовательности

  • одиночный выбор;

  • множественный выбор;

  • ввод числа или текста

При тестировании блокирование доступа к рабочему столу

монопольном режиме

отсутствует

возможно

отсутствует

Рассмотрим некоторые тестовые оболочки более подробно.

Тестовая оболочка MYTEST X.С помощью программы MyTest X возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. Предприятия и организации могут осуществлять аттестацию и сертификацию своих сотрудников.

MyTest X – система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.[6]

Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее.

Программа MyTest X работает с десятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв, заполнение пропусков. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.

Программа состоит из трех модулей:

Модуль тестирования (MyTestStudent) является «плеером тестов». Он позволяет открыть или получить по сети файл с тестом и пройти тестирование. Ход тестирования, сигнализация об ошибках, способ вывода результата тестирования зависит от параметров теста, заданных в редактор.

Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов (MyTestEditor) с дружественным интерфейсом. С помощью редактора можно создать либо новый тест, либо изменить существующий. Так же в редакторе настраивается процесс тестирования: порядок заданий и вариантов, ограничение времени, шкала оценивания и многое другое.

Журнал тестирования (MyTestServer) позволяет организовать тестирование более удобным образом. С помощью него можно раздавать файлы с тестами по сети, получать результаты со всех компьютеров тестируемых и анализировать их в удобном виде.

В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. Можно определить шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы.[4]

К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов за верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры.

В MyTest X можно использовать любую систему оценивания. Система оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.

При наличии компьютерной сети можно, используя модуль журнала MyTestX, возможно:

  • Организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.

  • Организовать раздачу тестов учащимся через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры. Раздавать можно сразу несколько разных тестов.

  • Непосредственно следить за процессом тестирования (можно видеть кто и какой тест выполняет, сколько заданий уже выполнено и какова их результативность).

Существуют следующие возможности вывода тестовых заданий:

  • по степени возрастания трудности – для гомогенных тестов, по "спиральной" форме – для гетерогенных тестов (например, если имеется гетерогенный тест по истории культуры, внешней, внутренней политике, социально-экономическому развитию страны, то первые четыре задания теста составляют самые легкие вопросы по всем этим дисциплинам; следующие четыре - чуть труднее, но опять-таки по всем четырем дисциплинам, и так далее, один за другим, как бы по спирали возрастающей трудности);

  • в случайном порядке.Исключение обычно делается для первого (для группы первых) и последнего (для группы последних) вопросов, которые могут отбираться специально из соображений большей понятности, удобства, интереса и т.д.;

  • в специальном порядке,в соответствии с какой-либо теорией, соображениями переноса навыков, концентрации внимания и др.;

  • в блочном порядке,где блоки и набор заданий в них располагаются вышеперечисленным образом;

  • в порядке, сочетающим случайный и специальный подбор.

С помощью программ MyTest X возможно организовать как локальное так и сетевое тестирование. Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за не верные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.

MyTest X имеет хорошую степень защиты, как тестовых заданий, так и результатов. Благодаря тому, что для теста можно задать несколько различных паролей (для открытия, редактирования, тестирования), испортить (отредактировать) тест лицам не имеющим на это право становится практически не возможно, плюс ко всему, не возможно украсть ключи (правильные ответы) к тестовым заданиям. Так как результаты тестирования могут сохранятся в защищенный файл, который не возможно отредактировать, то оценки учащихся всегда объективны и не зависят от лояльности тестолога. Ввиду того, что результаты тестирования могут сохранятся как на локальном ПК, так и параллельно на ПК тестолога, вероятность потери результатов сводится к 0%. Программа продемонстрировала высокую надежность работы как в школах так и в ВУЗах России и стран ближнего зарубежья. В программе предусмотрены различные варианты защиты тестов от несанкционированного получения ответов.

Ко многим полезным функциям, которые имеются в программе для проведения компьютерного тестирования, можно ещё присоединить то, что если ученик по каким-либо причинам не может выполнять тест за ПК (например, по состоянию здоровья), то буквально за 1-2 минуты можно сформировать «бумажный» вариант теста.

Программа MyTest X распространяется бесплатно. Не коммерческое использование программы не требует денежных выплат. Любое образовательное учреждение, учитель и ученик могут бесплатно использовать программу на основе лицензионного соглашения без каких либо денежных отчислений. Программа работает под ОС Windows 2000, XP, Vista, 7. Для работы под Linux можно использовать Wine. [4]

Тестовая оболочка Hot Potatoes. Инструментальная программа-оболочка Hot Potatoes (в переводе с английского – «горячий картофель») представляет собой комплекс программ, позволяющих создавать около десятка разных типов интерактивных заданий с использованием текста, графики, звука или видео. [8]

Программа предоставляет преподавателям возможность самостоятельно создавать электронные задания и тесты без знания языков программирования и привлечения специалистов в этой области.

На компьютеры студентов программу устанавливать не нужно.

Hot Potatoes является бесплатной программой для государственных и некоммерческих образовательных учреждений, частных и юридических лиц при условии, что взимания платы за использование созданных материалов производиться не будет, а созданные с помощью нее учебные материалы будут находиться в свободном доступе в Интернете.

Знание языка гипертекстовой разметки документа (HTML) и JavaScript для создания заданий и тестов совершенно не требуется, а лишь предоставляет больше возможностей для изменения конфигурации заданий и получения справочной информации по работе с программой (Help).

Программа Hot Potatoes работает с такими типами заданий, как заполнение пропусков, установление соответствия, вопросы с множественным выбором ответа, кроссворд, восстановление последовательности, объединитель.

Дополнительными возможностями Hot Potatoes являются:

  • включение текста в упражнения: каждое упражнение можно включить текст, на основе содержания которого будет подготовлено задание. На экране текст будет размещаться рядом с заданием;

  • включение рисунков в упражнения: иногда необходимо использовать в тесте рисунок, схему, сложную формулу или

символ. В Hot Potatoes такая возможность есть. Причем рисунок можно вставлять как в рабочую область, так и в вопрос с ответом. Размеры вставляемых рисунков и другие параметры можно регулировать;

  • вставка звуков и медиафайлов в задания теста: также есть необходимость использования звуковых и медиафайлов в тестировании;

  • вставка ссылок на другие файлы в задания теста: вы можете добавить ссылку на любой файл, в том числе и в формате Word или PDF в любое место задания;

  • создание задания в формате Scorm: Scorm – это набор стандартов для построения систем обучения. Hot Potatoes поддерживает стандарт Scorm 1.2, позволяя создавать задания, которые могут быть импортированы в любую систему обучения, соответствующую этим стандартам. [8]

В Hot Potatoes можно использовать любую систему оценивания. Например, по шкале (абсолютной или относительной), дифференцированной, бинарной( зачет/незачет), в процентном соотношении. Система оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.

Существуют следующие возможности вывода тестовых заданий:

  • по степени возрастания трудности - для гомогенных тестов, по "спиральной" форме - для гетерогенных тестов (например, если имеется гетерогенный тест по истории культуры, внешней, внутренней политике, социально-экономическому развитию страны, то первые четыре задания теста составляют самые легкие вопросы по всем этим дисциплинам; следующие четыре - чуть труднее, но опять-таки по всем четырем дисциплинам, и так далее, один за другим, как бы по спирали возрастающей трудности);

  • в случайном порядке. Исключение обычно делается для первого (для группы первых) и последнего (для группы последних) вопросов, которые могут отбираться специально из соображений большей понятности, удобства, интереса и т.д.;

  • в специальном порядке, в соответствии с какой-либо теорией, соображениями переноса навыков, концентрации внимания и др.;

  • в блочном порядке, где блоки и набор заданий в них располагаются вышеперечисленным образом;

  • в порядке, сочетающим случайный и специальный подбор.

Уникальность и удобство тестовой оболочки в том, что конечный вариант задания выводится в html-файле, а потому ученику не нужно устанавливать у себя оболочку достаточно иметь браузер. Есть возможность настроить вес каждого вопроса.

Поддерживает выбор количества тестовых заданий, которые будут предлагаться тестируемому из общего банка заданий и установку времени автором-предметником, необходимого для прохождения как теста.

Минус в том, что при желании поменять способ оценивания теста нужно открыть исходный код html-страницы, и в тысяче строк Java Script найти строчку, отвечающую за подсчет ответов (все это на английском языке).

Тестовая оболочка RomeXoft MultiTester System.Универсальная сетевая тестовая оболочка MultiTester предназначена для подготовки и проведения тестирования знаний через локальную сеть с возможностью наблюдать за ходом работы тестируемых в режиме реального времени и с автоматическим выставлением оценок согласно установленным критериям.[19]

В состав системы входят:

  • MultiTester Professor (Программа преподавателя);

  • MultiTester QuEditor (Редактор вопросов);

  • MultiTester Student (Программа учащегося).

Вся система работает по принципу «Клиент/Сервер», где клиентом является MultiTester Student, а сервером – MultiTester Professor. Все данные хранятся в базе данных на компьютере преподавателя и по мере необходимости пересылаются по сети клиенту (ученической программе).

Связь между клиентами и сервером настраивается автоматически, хотя имеется и возможность ручной настройки.

Благодаря тому, что на ученических компьютерах данные не хранятся, исключены многие несанкционированные действия учеников (такие, как исправление вопросов, подсматривание правильных ответов, исправление результатов тестирования и т.п.). Практика показывает, что всегда находятся «особо умные» или «особо любопытные» ученики, которые пытаются делать то, что не надо. С той же целью исключёны запуск второго экземпляра Student и возможность закрыть Student учеником (в норме Student может закрыть только преподаватель со своего компьютера. Ученик же может закрыть Student только, если нет связи с Professor – например, если он уже закрыт).

Есть возможность проводить тестирование потоком (т.е. когда на место закончившего тестирование ученика садится следующий, получает вопросы и начинает работать независимо от остальных). Это может оказаться полезным, когда компьютеров меньше, чем учеников, как часто бывает в наших школах.

Есть возможность сохранять, просматривать и распечатывать результаты тестирования. Их также можно экспортировать в MS Word и MS Excel.

С помощью множества настроек можно настроить параметры тестирования на любой вкус.

Система имеет возможность импорта вопросов из файлов нескольких подобных программ.

Программа RomeXoft MultiTester System работает с такими типами заданий, как установление соответствия, вопросы с множественным выбором ответа, возможность вариации форм, установление последовательности.

В данной системе компьютерного тестирования можно использовать любую систему оценивания. Например, по шкале (абсолютной или относительной), дифференцированной, бинарной (зачет/незачет), в процентном соотношении.

Существуют следующие возможности вывода тестовых заданий:

  • по степени возрастания трудности - для гомогенных тестов, по "спиральной" форме - для гетерогенных тестов (например, если имеется гетерогенный тест по истории культуры, внешней, внутренней политике, социально-экономическому развитию страны, то первые четыре задания теста составляют самые легкие вопросы по всем этим дисциплинам; следующие четыре - чуть труднее, но опять-таки по всем четырем дисциплинам, и так далее, один за другим, как бы по спирали возрастающей трудности);

  • в случайном порядке. Исключение обычно делается для первого (для группы первых) и последнего (для группы последних) вопросов, которые могут отбираться специально из соображений большей понятности, удобства, интереса и т.д.

СКТ поддерживает выбор количества тестовых заданий, которые будут предлагаться тестируемому из общего банка заданий и установку времени автором-предметником, необходимого для прохождения задания. (Ограничение времени на работу (до 90 минут, или без ограничения)).

Оболочка выполняет 2 функции: контролирующую (оценочную) и функцию тренажера.[3]

Тестовая оболочка SuperTest.SuperTest – программа, которая предназначена для автоматизированного создания тестов для учащихся.

Состоит программный комплекс SuperTest из двух модулей:

TestMaker – предназначен для создания теста с установлением всех необходимых ограничений и функций;

TestInfo – непосредственное тестирование учащихся уже на основе созданного теста.

С помощью SuperTest можно организовать тестирование в компьютерном классе школы, вуза, техникума и других учебных заведениях (для этого создан модуль TestInfo). Данная система снабжена мощным, эффективным, а главное — простым механизмом разработки тестов (для этого создан модуль TestMaker). [15]

Варианты ответов могут быть трех типов: один вариант ответа, несколько вариантов ответов и ввод числа или текста с клавиатуры.

Количество вопросов в тесте может достигать 1000, а вариантов ответов в каждом вопросе не более 10. Также можно вносить дополнительную информацию, которая будет показана перед началом тестирования.

Возможности оболочки:

  • выбор варианта показа вопросов при тестировании: от первого к последнему, от последнего к первому, случайным образом;

  • введение ограничений на допустимое время тестирования;

  • при тестировании перемешивание вариантов ответов;

  • проведение как открытого варианта тестирования (пользователю показываются результаты его тестирования) так и закрытого (без показа результатов);

  • возможность пропустить несколько (задается преподавателем) вопросов;

  • возможность ответить позже на несколько (задается преподавателем) вопросов;

  • реализация экзаменационного режима - обеспечение случайной выборки заданного числа вопросов из полной базы теста;

  • защита от его несанкционированного изменения или просмотра – паролем;

  • возможность запроса данного пароля при тестировании;

  • возможность защитить тест от несанкционированного тестирования путем привязки его к серийным номерам комплектующих компьютера;

  • копирование вопроса и вариантов ответов из предыдущего вопроса во все остальные вопросы;

  • возможность выставления критериев оценки;

  • возможность, при написании вопросов, автоматически убирать лишние пробелы, делать первую букву заглавной и в конце предложения ставить вопросительный знак;

  • возможность, при написании вариантов ответов, автоматически убирать лишние пробелы, делать первую букву заглавной и в конце предложения ставить точку;

  • возможность при тестировании использовать калькулятор. [9]

В SuperTestе есть возможность оценивать как в целом виде (2,3,4,5), так и в дробном с точностью до сотых – для получения более полной информации о знаниях тестируемого.

В программе предусмотрена «защита от дурака», т.е. каждое действие пользователя сопровождается подсказками и не дает ему нажать в ненужное место, а так же программа обрабатывает все нештатные ситуации, аномалии.

Таким образом, SuperTest является мощнейшей системой для проведения компьютерного тестирования, состоящей из двух дополняющих друг друга программных продуктов. Программа легко и быстро устанавливается. Разработана для компьютеров IBM PC или совместимых с ними. Предъявляемые требования: к процессору – 486 DX, 66 МГц и выше, SVGA-монитор, наличие операционной системы – Windows 95, Windows NT.

При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Таким образом, позволяя испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения, как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).

Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям для каждого отдельного теста – все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов – один тест – один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат.

В рамках курсовой работы для выполнения проекта была использована тестовая оболочка My Test. Использование именно этой оболочки привлекло своей простотой, понятным интерфейсом для учителя и ученика. My Test позволяет создавать неограниченное количество вопросов, давая на каждой «странице» до 10 вариантов ответов. Также она работает с большим количеством типом заданий. Возможно выставление уровней сложности, что позволяет индивидуализировать процесс обучения и контроля, в частности работать со слабоуспевающими и детьми из коррекционных групп. My Test имеет обучающий режим, который дает возможность получить информацию о своих ошибках и верных ответах. С помощью My Test можно организовать как локальное, так и сетевое тестирование. Можно проводить тестирование, не имея подключения к какой-либо сети. При сетевом тестировании результаты тестирования могут быть автоматически переданы по сети в модуль Журнал, а могут быть отправлены по электронной почте или на веб-сервер в Интернет.

Анализ и сравнение наиболее популярных тестовых оболочек помог сделать вывод о том, что их использование в процессе контроля знаний учащихся достаточно эффективно, особенно если обоснованно правильно сделан выбор конструктора и грамотно сформулированы вопросы. Можно сказать, что тестовые оболочки имеют достаточно большую перспективу в будущем.

§4. Создание теста в тестовой оболочке My Test

Рассмотрим создание теста с помощью инструментального средства My Test.

Создание заданий.

Для создания вопроса необходимо двойным щелчком открыть MyTestEditor.exe. Для добавления в группу задания нужно выбрать команду «Задания», « Добавить» и тип задания, как представлено на рисунке 2. Кроме меню можно воспользоваться соответствующей кнопкой на панели инструментов, либо комбинацией клавиш (например, Alt + 1 для создания задания типа «одиночный выбор»).

Рисунок 2 – Создание вопроса

После вопроса задается сложность задания – количество баллов, которые может получить тестируемый ответив на него правильно. Этот параметр может принимать значение от 1 до 100 баллов, значение по умолчанию – 1 балл. Это показано на рисунке 3.

Рисунок 3 – Установление сложности заданию

Рядом со сложностью задания находится поле, в котором можно указать ограничение времени для задания, как показано на рисунке 4. По умолчанию ограничение не задано, чтобы его задать необходимо отметить переключатель в поле и указать нужное значение от 1 секунды до 1 часа.

Рисунок 4 – Установление ограничения по времени

В обучающем режиме тестируемому может быть выведена подсказка. Если требуется можно настроить программу так, чтобы за просмотр подсказки вычитались баллы (от нуля до веса задания). Если за подсказку указан штраф, то тестируемому это будет указано, и он сможет отказать от просмотра подсказки. Это представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Установление подсказки к заданию

Если включен штрафной режим и тестируемый ответил на задание не верно, то он получает штраф. По умолчанию штраф равен весу задания, но можно задать и другое значение на вкладке «Дополнительно». Причем, задав штраф больше веса задания можно сделать этот вопрос «ключевым», то есть неверный ответ на него сильно снизит общий балл (и, следовательно, оценку). Это представлено на рисунке 6.

Рисунок 6 - Установление штрафа в задании

Создание Одиночного выбора.

Тестируемому предлагается несколько вариантов ответа, среди которых ему нужно выбрать только один верный.

Рисунок 7 - Создание Одиночного выбора

При создании задания этого типа можно видеть пять полей для ввода вариантов ответа, как показано на рисунке 7. Если требуется меньше вариантов ответа, то просто не нужно заполнять лишние поля – они не будут учитываться автоматически. Среди введенных вариантов нужно отменить верный ответ.

Создание ручного ввода текста (строк).

Рисунок 8 - Создание ручного ввода текста (строк)

Задание на ручной ввод текста предполагает введение текстовой строки или нескольких строк (до 10 включительно) в качестве ответа.

В качестве каждого ответа можно задать несколько возможных написаний ответа. Представлено на рисунке 8.

Если важен регистр ввода (отличие больших и маленьких букв), то можно указать соответствующий переключатель.

Выбор места на изображении.

Для ответа на задание типа место на изображении необходимо указать точку на изображении. Если она попадает в указанную область (любую из областей) ответ верен. На рисунке можно задать не одну, а несколько областей.

Нужно добавить рисунок к заданию. Теперь на нем можно указать область или области, щелчок по которой будет являться верным ответом, пример показан на рисунке 9.

Рисунок 9 – Указание области на рисунке

Чтобы задать или изменить области нужно открыть редактор областей – либо двойной щелчок по рисунку (в поле вариантов), либо через контекстное меню (правой кнопкой по рисунку). При открытии окна редактора областей в нем будет активен инструмент Перемещение. Окно редактора представлена на рисунке 10.

Рисунок 10 – Окно редактора

Для завершения редактирования области нажать «ОК», как показано на рисунке 11.

Рисунок 11 – Завершение редактирования

Ограничение времени теста. Для того чтобы ограничить тест во времени, нужно в меню программы выбрать «Параметры теста», далее «Ограничения» и «Ограничения во времени», как показано на рисунке 12. Пример ограничения теста по времени представлен на рисунке13.

Рисунок 12 – Установление времени теста

Рисунок 13 – пример ограничения по времени

Установление порядок вывода вопросов и ответов. Порядок вывода вопросов и ответов может выполняться в двух режимах: обычный и случайный. Чтобы задать режим, нужно в меню выбрать «Параметры теста», «Порядок вопросов», «Обычный», как представлено на рисунке 14.

Рисунок 14 - Установление порядок вывода вопросов и ответов.

Задание уровня оценивания. Система оценивания задается в параметрах теста. Она может быть любой от 2-бальной (например, зачет/незачет) до 100-бальной. Система оценивания показана на рисунке 15. Для каждого уровня оценки задается необходимый для ее получения минимум баллов или процентов от общего количества баллов и, если это требуется, альтернативное название оценки.

Рисунок 15 - Задание уровня оценивания.

Наиболее оптимальным является процентный режим оценивания, в этом режиме оценка вычисляется по формуле.

Причем, при изменении количества заданий в тесте не нужно перенастраивать оценивание.

В суммарном режиме оценка вычисляется просто от набранной суммы баллов. Это может быть полезным, например, для создания психологических тестов или для тестов, когда за ограниченное количество времени нужно набрать как можно больше баллов.

Причем, сумма возможных баллов – это сумма баллов, которую смог бы получить тестируемый, выполнив все задания верно. Если для теста настроена выборка заданий, то каждый раз сумма возможных баллов может быть разной, в зависимости от того какие задания выпали.

В процентном режиме на каждой строке шкалы оценки указывается минимум процентов (от возможного количества баллов), для режима суммарного – набранные баллы.

Если альтернативное название оценки не задано, то будет показан ее цифровое значение, например, «4», если задано, то будет показано это словесное название, например, «хорошо».

Установление пароля. В программе My Test возможно установление пароля для начала тестирования. Для этого в меню редактора тестов нужно выбрать «Параметры теста», «Пароли», «Начало тестирования». Это представлено на рисунке 16.

Рисунок 16 - Установление пароля

Чтобы проверить работу теста нужно открыть "MyTestStudent.exe", «Файл», «Открыть», «выбрать свой тест», «открыть». В меню "Тест" - "Начать тест". Будет предложено ввести свое имя, которое в дальнейшем будет использоваться при записи результатов в файл или отсылки результатов учителю. Закончить тест досрочно можно командой «Тест» - «Закончить». Сообщения об открытии или окончании теста при соответствующих настройках отправляются учителю на сервер.

Оболочка легка и удобна в использовании. Все учителя могут быстро и легко освоить ее. Программа поможет учителям самим создавать тесты нужного уровня и качества. Также она поможет учащимся подготовиться к ЕГЭ по любому предмету, используя систему тестирования.

Таким образом, полученная в ходе исследования инструкция создания теста повышает возможность и качество создания надежных тестов и разработки методики эффективного их использования в обучающем процессе.

Заключение

Происходящие изменения социально-экономических и правовых условий функционирования системы образования требуют создания принципиально новых подходов к государственному управлению и контролю в образовании.

Современный период развития нашей страны четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями. Ведущий из приоритетов качество образования нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования. Это обстоятельство продиктовано наличием основного противоречия между современными требованиями к качеству образования, обеспечиваемому образовательными учреждениями и ограниченностью, применяемых методик и технологий в процессе управления.

Наиболее общей целью педагогических измерений качества образования должно быть создание инструментов для объективной и достоверной оценки учебных достижений обучаемых. Здесь также важно теоретическое обоснование и практические рекомендации по разработке измерительных материалов и процедур, обеспечивающих точные и надежные результаты при наличии различного рода временных, организационных, технологических ограничений.

Мировой опыт использования тестов как метода оценки качества образования показал необходимость и перспективность проведения компьютерного тестирования. Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке, проверить соответствие выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. В сочетании с компьютерными технологиями, тесты помогают перейти к адаптивному обучению и контролю знаний – наиболее эффективным, но и наименее применяемым у нас формам организации учебного процесса.

Изучение теоретической и методической литературы, проведенное в ходе исследования позволило выявить основные виды контроля знаний, определить своевременность использования каждого вида контроля и его влияние на итоговую оценку успеваемости, проанализировать основные формы проверки успеваемости, эффективность их применения в зависимости от вида контроля. Анализ различных форм оценки результатов обучения позволил сделать вывод, что тесты наиболее приспособлены для автоматизации.

Проанализировав и сравнив наиболее популярные тестовые оболочки, был сделан вывод о том, что их использование в процессе контроля знаний учащихся достаточно эффективно, особенно если обоснованно правильно сделан выбор конструктора и грамотно сформулированы вопросы. В целом можно сказать, что тестовые оболочки, являясь новшеством в контроле знаний, используются довольно редко, но имеют достаточно большую перспективу в будущем. Однако не стоит отказываться и от других, ставших уже традиционными способами контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Информатизация процесса контроля знаний позволяет добиться следующих положительных результатов: повышение объективности оценки, сведение к минимуму возможности фальсификации оценки, возможность отслеживать динамику успеваемости родителям и ученикам, упрощение реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и др.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в ходе работы над курсовым исследованием все, поставленные в начале исследования задачи, были решены.

Список использованной литературы
  1. RomeXoft MultiTester System - Универсальная сетевая тестовая оболочка [Электронный ресурс] - http://multitester.org.ua/

  2. Ананьев Б.Г., Использование различных видов контроля учебной деятельности студентов в вузе [Электронный ресурс] - http://www.referat.ru/

  3. Батура М.П., Ломако А.В., Шилин Л.Ю., Рейтинговая система обучения на базе современных компьютерных технологий. Методическое пособие для преподавателей и студентов

  4. Башлаков А. С., MyTestX - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов [ Электронный адрес] - http://mytest.klyaksa.net/- статья в интернете.

  5. Безрекув А. А. Безрукова Н. П., Сравнительный анализ возможностей специализированных сред и программ для разработки компьютерных тестов [Электронный ресурс] - http://window.edu.ru/ - статья в интернете

  6. В.П. Зубков, Вопросы создания интеллектуальных систем тестирования [Электронный ресурс] - http://www.edit.muh.ru/ - статья в интернете.

  7. Гузаева М. Ю., Компьютеризация контроля знаний как основа эффективного функционирования системы образования [Электронный ресурс] - http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1060

  8. Гусаров А. А., Создание электронных тестов в среде Hot Potatoes [Электронный ресурс]- http://cdokp.tstu.tver.ru/ - Методическое пособие для преподавателей всех специальностей, 2012 год.

  9. Дорошенко С. И., Никольская В. С., Особенности использования автоматизированного контроля знаний студентов [Электронный ресурс] - http://ispu.ru/

  10. Зимняя И. А., Педагогический контроль и оценка качества образования [Электронный ресурс] - http://www.ido.rudn.ru/- статья в интернете

  11. Компьютерное тестирование [Электронный ресурс]- http://www.psyoffice.ru/- статья в интернете – статья в интернете.

  12. Компьютерное тестирование Wim J. van der Linden • Cees A.W. Glas (Eds.) Elements of Adaptive Testing Springer, 2011.

  13. Маматова О. Г. Формы контроля знаний студентов педагогических вузов / О. Г. Маматова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 353-355.

  14. Метод тестирования в системе педагогических измерений [Электронный ресурс] - http://referatwork.ru/

  15. Описание программного комплекса [Электронный ресурс] http://ipg.h1.ru/

  16. Орлова Е.Н., Статья по теме: Тест как инструмент оценивания качества знаний [Электронный ресурс] - http://nsportal.ru/

  17. Семушина Л.Г, Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. Образования [Электронный ресурс] - http://www.pedlib.ru

  18. Цукерман Г. А., Современные технологии в образовании [Электронный ресурс] - http://referat.resurs.kz/

  19. Шалыгина И. В, «Портфолио» — педагогическая технология школьной оценки [Электронный ресурс] - http://www.mioo.ru/

  20. Шафрин Ю.А. Методический обзор для учителя по теме «Многопользовательские информационные системы».-М: Информатика.

Приложение
  1. Чему равна сумма чисел 138 и 1316? Результат запишите в двоичной системе счисления

  1. 111102

  2. 1001002

  3. 2616

  4. 308

  1. К какой памяти относятся диск, кассета, оптический диск ввод текста?

  2. Укажите часть изображения, где показан блок проверки условия.

45

Просмотров работы: 15893