В условиях современных рыночных отношений переход учреждений культуры на новые условия хозяйствования обусловливает активизацию коммерческой деятельности в учреждениях культуры, как фактора совершенствования и развития их возможностей в процессе удовлетворения растущих культурных потребностей населения. Предпринимательство широко охватывает коммерческую и материальную сферы, становится мощным фактором развития учреждений социально-культурной сферы.
Значительное влияние на процессы коммерциализации деятельности учреждений культуры оказывают как внешние, так и внутренние факторы. Государственное недофинансирование отрасли культуры с одной стороны, и возрастающие потребности населения в повышении качества культурных услуг и профессионализма специалистов, с другой, стали обусловливающими факторами для поиска дополнительных способов финансирования, развития платных форм социально-культурной деятельности, получения финансовых средств от донорской деятельности.
Как отмечает в своем диссертационном исследовании С.В. Зотов, сегодня в общественном мнении возникает противоречивое отношение к коммерческой деятельности, имеющей специфические особенности, и объективной потребностью общества в использовании возможностей учреждений культуры, которое зависит от умелого применения экономических методов в организации культурного обслуживания населения 2.
Применяя новаторский и творческий подход, часто рискуя, творческие коллективы учреждений культуры «на голом месте» создают преуспевающие социально-культурные проекты и программы, формируют новые культурно-досуговые, информационные и образовательные услуги для населения.
В Словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение понятию «коммерция» - это «торговля, торговые операции» [4, с. 368].
Понятие «коммерческая деятельность» до начала XX столетия, было специально научным. Активно оно разрабатывалось методом экстраполяции. Предпринималась попытка объединения бизнеса и социального. С развитием бизнеса начинается новый этап в разработке понятия «коммерческая деятельность» и связан он с самоорганизацией и системным познанием деятельности.
Как отмечает А.С. Жаркова, коммерческая деятельность в абстрактном виде направлена на получение какого-либо потребительского продукта, когда он обеспечен всеми необходимыми для его реализации элементами, а эти элементы – составляющие – поступают в процесс в строго положенное время и в строго отмеренной дозе, равной усваиваемому объему, и «перевариваются» в соответствии с определёнными правилами [1, с. 83].
Согласно законодательству, осуществление коммерческой деятельности направлено на повышение заинтересованности трудовых коллективов учреждений культуры в изыскании дополнительных резервов в совершенствовании качества обслуживания населения.
Систему коммерческой деятельности учреждений культуры представляют следующие важные элементы:
- создание социальной структуры, подразделения, которое автономно занималось бы коммерческой деятельностью и координировало эту деятельность в других подразделениях;
- удовлетворение потребностей конкретных групп потребителей в коммерческих товарах и услугах;
- создание дополнительных рабочих мест за счет создания и реализации коммерческих услуг в учреждениях культуры;
- формирование инновационных услуг и программ, удовлетворяющих растущие потребности населения;
- обеспечение комфортной ценовой политики производимых культурных услуг и товаров;
- осуществление жесткого внутреннего учета и контроля, результатом которого является разнообразие совершенствания в предоставлении услуг и программ населению;
- формирование востребованных товаров и услуг.
Главным компонентом коммерческой деятельности учреждений культуры являются предоставляемые услуги. Оценивая текущее состояние, пишет Кудрина Е.Л., прежде всего, необходимо понять, какие социально-культурные технологии, процедуры и услуги обеспечивает данная организация, кому она оказывает эти услуги и почему их покупает население или заказывают органы власти [3, с. 130]. Когда учреждение культуры продает свои услуги, то пользователи или выступающие от их имени органы управления покупают не просто данную услугу или технологию – они покупают определенную совокупность преимуществ, позволяющих удовлетворять досуговые или социально-культурные потребности населения.
Условно все услуги, предлагаемые сегодня субъектами культуры можно разделить на три группы – это образовательные, информационные и культурные. Все более востребованными становятся: коммерческие занятия в коллективах художественной самодеятельности, студиях музыкального, художественного и технического творчества, спортивных секциях; лекционные и консультативные мероприятия, тематические программы, праздничные мероприятия, вечера отдыха и танцев, дискотеки, концерты и спектакли, экскурсии, рекреационные и оздоровительные процедуры, выставки-продажи. Пользуются популярностью среди населения услуги обслуживающего плана, такие как: настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, снаряжения, оборудования и аппаратуры; кино-, фото- и видео-обслуживание, пользование аттракционами, игровыми автоматами, тирами, тренажерами, мастерскими; услуги по информационному обслуживанию: фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, услуги Интернета.
Выходя на рынок социально-культурных услуг коммерческого характера, руководитель учреждения культуры обязан понимать, какие из этих элементов будут более востребованы потенциальными потребителями и чем они отличаются от услуг конкурентов.
Уровень доходов от оказания вышеперечисленных услуг зависит от нескольких важных причин. Прежде всего, это степень социально-культурной значимости услуг для населения и степени их востребованности среди конкретных потребителей. Чем выше эта категория, тем популярнее дороже может быть услуга и доход от ее реализации.
Получение прибыли от реализуемой услуги находится в прямой зависимости от ценовой политики, предусматривающей приоритет коммерческих или некоммерческих видов деятельности. Также, в процессе реализации коммерческой деятельности необходимо учитывать общую экономическую ситуацию в стране и, как следствие, уровень платежеспособности населения.
Важно отметить то, что большим преимуществом учреждения социально-культурной сферы является оказание широкого спектра сбалансированных услуг. В этом случае одни услуги могут стать источником финансирования других. Существует ряд условий успешной реализации коммерческих услуг населению. Во-первых, необходимо получить обоснованные ответы на вопросы, кто, почему и сколько готов покупать услуги; во-вторых, исследуя рынок, ,определить уровень цен на подобные услуги; в-третьих, предпринять сбор и обработку информации о возможных конкурентах, их услугах, о качестве, приемлемых ценах, объемах и условиях предоставления конкурентной продукции.
Таким образом, возрастающий спрос на конкретные коммерческие услуги и товары, предлагаемые учреждениями культуры выступает обусловливающим фактором повышения цены, что соответственно способствует не только компенсации понесенных затрат, но и получению прибыли от этой деятельности. Например, в настоящее время устойчивым спросом пользуются услуги, имеющие для потребителя возможный экономический результат. Это, например, шоу-программы, ночные дискотеки, театрализованные зрелищные программы и другое. Значительный объем социально-культурных и досуговых услуг для населения формируется за счет предпринимательской активности организаций культуры и досуга. Чем более деятельность конкретного субъекта культуры носит коммерческий характер, тем в меньшей степени ее персонал рассчитывает на финансовую помощь извне, но большей ориентируется на потребительский спрос.
Коммерческая деятельность учреждений культуры в современных социально-культурных условиях определяется личностными, творческо-производственными и общественными целями трудового коллектива, а также текущими задачами социально-культурной политики, ориентированными на повышение качества жизни населения российского общества.
Литература:
Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры / Л.С. Жаркова. – М. : МГУКИ, 2010. – 396 с. с. 83
Зотов, С.В. Коммерциализация как фактор совершенствования деятельности учреждений культуры: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук Электронный ресурс / С.В. Зотов. – Электрон. текст дан. – Режим доступа: http://cheloveknauka.com/kommertsializatsiya-kak-faktor-sovershenstvovaniya-deyatelnosti-uchrezhdeniy-kultury (12.12.2014)
Кудрина, Е.Л. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы: учеб. пособие / Е.Л. Кудрина, Л.И. Рудич, Е.В. Уткин. – М. : ФАИР, 2006. – 224 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка6 ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скорцова. – М. : ООО Оникс : ООО Мир и образование, 2006. – 1200 с.