ПЛАНИРОВАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЛАНИРОВАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цуцура С.В. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эффективность социально-культурной деятельности предполагает не только знание ее организационных аспектов, но и профессиональное владение различными технологиями и методиками управления

Технология планирования в социально-культурной сфере является сегодня принципиально новой как в теоретическом, так и в прикладном плане. Она является актуальной для всех уровней государственного управления в сфере культуры, в том числе региональных органов управления и государственных учреждений, а также для муниципальных органов местного самоуправления и организаций культуры всех типов. Как отмечает в своей публикации Ж.А. Алексанова, «это обу­словлено тем, что частично используемая до настоящего момента советская си­стема планирования с самого начала носила унитарный характер, где процессы планирования, анализа и отчетности были предельно централизованы и имели идеологическую направленность» [1, с. 6].

Планирование (определение целей и путей их достижения) предполагает четкую постановку целей и разработку и реализацию плана, обеспечивающего

оптимальное достижение целей [3].

Согласно определению, данному в Словаре русского языка С.И. Ожегова, план – это намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ [4, с. 670]

В процессе организации плановой деятельности неизбежно возникают трудности обобщений, обусловленные разнообразием планирова­ния: по масштабам и сложности (от составления плана со­вещания до плана организации, отрасли и целой страны), по времени (от нескольких минут до десятилетий), по ко­личеству вовлеченных людей (от одного человека, кото­рый самостоятельно планирует и исполняет свой план, до десятков и даже сотен людей, планирующих работы, для выполнения которых будут задействованы тысячи людей).

В процессе планирования работникам учреждений со­циально-культурной сферы приходится составлять лич­ные виды планов, классифицируемых:

  • в зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов (те­кущие, среднесрочные, долгосрочные);

  • по содержанию плановых решений (производствен­ные, финансовые и др.);

  • по уровню разработки (федеральные планы, регио­нальные, местные и т. д.);

  • по способу представления (текстовые, графические, табличные и пр.);

  • по применяемой методике планирования (программно-целевые, аналитико-расчетные и пр.);

  • с точки зрения обязательности плановых заданий (директивные и индикативные).

Надо учитывать, что один и тот же план можно класси­фицировать по разным параметрам. Например, план мо­жет быть одновременно федеральным, стратегическим, директивным, табличным, финансовым.

В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято раз­личать тактическое (синонимы: текущее, оперативное, краткосрочное) и стратегическое планирование (два ви­да ‒ среднесрочное и перспективное, или долгосрочное).

Тактическое (текущее, оперативное, краткосрочное) планирование охватывает период до одного года, включа­ет разные виды планов: полугодичные, квартальные, ме­сячные, недельные, планы отдельных кампаний, декад, ме­роприятий и т. п.

Среднесрочное планирование осуществляется на пери­од от одного года до пяти лет. Во многих учреждениях среднесрочное планирование совмещают с тактическим (текущим), составляя скользящие пятилетние планы, в ко­торых подробно детализируется первый год работы. Этот раздел среднесрочного плана представляет собой, по сути, текущий план работы.

Перспективное планирование осуществляется на срок свыше 5 лет, например 5-20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию развития отрасли или учреждений [5].

Перспективное планирование следует отличать от про­гнозирования. «По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнози­рование ‒ это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о пер­спективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтер­нативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого вари­анта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Без данного атри­бута перспективное планирование являлось бы гаданием, а не научным предвидением». Вместе с тем прогнози­рование может выступать и как самостоятельная функция. Она особенно важна для учреждений социально-культур­ной сферы: многие явления и процессы вообще не подда­ются планированию (например, демографические про­цессы, духовная жизнь и др.), но они влияют на деятель­ность учреждений социально-культурной сферы самым непосредственным образом, поэтому должны учитывать­ся в прогнозном плане.

С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой про­цесс принятия решений, имеющих обязательный харак­тер для учреждений социально-культурной сферы. Вся система планирования при социализме носила исключи­тельно директивный характер, поэтому за невыполнение плана руководители учреждений несли дисциплинарную ответственность. Директивные планы имеют, как прави­ло, адресный характер и отличаются чрезмерной дета­лизацией. Вместе с тем не следует видеть в директивном планировании только отрицательные стороны и считать нецелесообразным его применение в современных усло­виях. Оно может быть эффективным средством для реше­ния многих задач, стоящих перед учреждениями социально-культурной сферы, например, в области организации работы среди детей и подростков, с лицами пожилого воз­раста, при формировании перечня предоставляемых ус­луг и т. п. Следует отметить, что директивное планиро­вание применяется и при уже сложившихся рыночных отношениях, оно зачастую используется не только госу­дарством, но и бизнесом для получения прибыли и реше­ния поставленных задач.

Индикативное планирование является противополож­ностью директивного планирования, потому что индика­тивный план не носит обязательного для исполнения ха­рактера. В основе индикативного плана могут быть обяза­тельные задания, но их количество весьма ограниченно. В целом такой план носит направляющий, рекомендатель­ный характер [2, с. 33].

Планы различаются в зависимости от того, на каком уровне они разрабатываются: федеральном, региональ­ном, субъектов Федерации, муниципальных образований. Кроме того, к этому виду планов относят планы, разраба­тываемые на уровне отдельных отраслей экономики, от дольных учреждений и их подразделений, а также инди­видуальные планы.

Главными плановыми документами федерального уров­ни являются бюджет Российской Федерации, планы рабо­ты различных министерств (образования и науки, культу­ры и т. п.).

Региональные планы составляются для крупных регио­нов нашей страны, например в рамках Сибирского согла­шения разрабатываются планы развития культуры, здра­воохранения, образования, туризма и др.

Планы субъектов Федерации ‒ это планы республик, краев, областей нашей страны, разрабатываемые по всем направлениям жизни территории, в том числе социаль­но-культурной сферы.

Следует особо выделить индивидуальные планы. Они могут быть как сугубо личными, так и производственны­ми, отражать различные аспекты деятельности (напри­мер, «тайм-менеджер», план научного исследования аспи­ранта, производственный план работника и т. п.).

По способу представления планы делятся на следую­щие категории:

  • текстовые планы ‒ наиболее распространенный способ представления плановых документов;

  • графические планы чаще всего используются в эконо­мическом планировании. Могут составляться оперограммы (организационный документ, регламен­тирующий процесс обработки выходящих или исхо­дящих документов; таблица, строки которой предна­значены для осуществляемых операций учета, реги­страции, согласования и т. п., а колонки ‒ для ответст­венных исполнителей), оргаграммы (диаграмма, гра­фик организационной связи между структурными подразделениями производственной компании) и т. п.;

  • матричные планы ‒ это разновидность графических планов, но они получили особый статус, прежде все­го, при планировании организационных структур управления учреждениями.

  • сетевой график ‒ особый вид плана, представляю­щий собой графическое моделирование процессов в строгой их последовательности и по особым правилам.

Вполне правомерна разработка комплексных планов, в которых сочетаются все способы представления инфор­мации [2, с. 34-35].

Методы планирования весьма разнообразны. Наиболь­шее распространение в учреждениях социально-культурной сферы получили: метод от достигнутого; программ­но-целевой подход; метод мозгового штурма (брейн- штор- минг); проблемно-поисковые деловые игры; моделирование.

При использовании метода от достигнутого учиты­вается достигнутый уровень в работе организации, на ос­новании анализа планируется прирост показателей, рас­ширение диапазона содержания, введения новых ресур­сов и т. п. Однако этот метод считается устаревшим и подвергается критике на всех уровнях. В нашей стране сейчас широкое распространение получает программно­-целевой подход, в котором на основе видения, миссии и целей организации планируется вся ее деятельность. Ме­тод мозгового штурма можно назвать экспресс-методом, поскольку он позволяет за очень короткий срок получить необходимую информацию для плана или принятия реше­ния. Одним из наиболее распространенных графических методов является моделирование в виде таблиц, схем, графиков и др. [Там же, с. 36]. Этот метод позволяет наглядно представить желаемый результат и проследить процесс и до достижения.

Содержанием и видами запланированных мероприятий, возможностями их обеспечения во многом определяются требования к профессиональному коллективу работников культуры, осуществление кадровой работы, способы и виды учета и контроля деятельности учреждений культуры.

Сложность и многомерность деятельности в социально-культурной сфере является снованием для вариативности и разнообразия планов. Технология планирования занимает одно из главных мест в системе управления социально-культурной деятельностью, так как определяет направление, содержание и ресурсное обеспечение деятельности на определенный период. Особенно важно учитывать, что в зависимости от конкретного плана обеспечивается финансовое материальное и прочее оснащение учреждений культуры.

Литература:

  1. Алексанова,Ж.А. Планирование деятельности учреждений культуры / Ж.А. Алексанова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. - № 3. – С. 6 - 17., с. 6

  2. Кудрина, Е.Л. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы: учеб. пособие / Е.Л. Кудрина, Л.И. Рудич, Е.В. Уткин. – М. : ФАИР, 2006. – 224 с.

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скорцова. – М. : ООО Оникс : ООО Мир о образование, 2006. – 1200.

  4. Теория и практика социокультурного менеджмента: курс лекций [Электронный ресурс]. ‒ Электрон. текст дан. Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/33/u_lectures.pdf (03.12.2014).

  5. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб. : Лань; Планета музыки, 2009. – 544 с.

Просмотров работы: 9356