ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Садчикова С.С. 1
1СГУ им. Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе воспитательная система образовательного учреждения сталкивается с большими проблемами. Например, проблема формирования в образовательном учреждении коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых и формирование гражданского самосознания.

Перед педагогом сегодня стоит задача воспитать в обучающихся уважение к историческому прошлому и настоящему своей Родины. Развить интерес к его изучению, показать возможность применения этих знаний на практике, способствовать формированию у учащихся политической культуры, активной гражданской позиции. Одним из спобов формирования гражданской позиции и социальной активности является внеурочная деятельность школьников. Внеурочная деятельность невозможна без педагогической поддержки ребенка.

Педагогическая поддержка - необходимое условие полноценного интеллектуального и личностного развития ребенка. Одним из главных условий успешной социализации ребенка является создании педагогом условий с тем, чтобы ребенок смог сам решить проблему личного ли, социального ли плана индивидуальным способом, не вступающим в противоречие с культурно-нравственными ценностями общества. Педагогическая поддержка подразумевает умение педагога быть рядом, следовать с ребенком, сопутствуя его индивидуальному образовательному маршруту, индивидуальному продвижению в учении (О.С. Газман, «Неклассическое воспитание», 2011 г.).

Педагогическая поддержка важна и во внеурочной деятельности, так как она имеет большее, чем урок, временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно “самовоспитываться” в соответствие со своей шкалой ценностей.

Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.

Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, отметим, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.

В МОУ СОШ с. Алексеевбыла ка разработана своя система воспитания обучающихся.

Сущность всей воспитательной работы образовательного учреждения заключается в социализации учащихся, передаче им социального опыта; путем привлечения их к анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на социальном опыте учащихся; коррекция взглядов детей в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности. Цели воспитательной системы включают подготовку инициативной творческой личности, способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства, занимающей активную гражданскую позицию; развитие здоровой личности, приобщенной к здоровому образу жизни; формирование у учащихся стойких привычек, влияющих на нравственное, психическое и физическое здоровье личности.

Данная воспитательная система реализуется через следующие задачи: оказывать помощь учащимся в развитии познавательно-творческого потенциала, в жизненном самоопределении; воспитывать уважительное отношения друг к другу, правам и обязанностям окружающих людей; формировать у учащихся умение защищать свои права и выполнять обязанности; учить детей применять полученные знания на практике.

Социализация - это воспитание полноценной человеческой личности, формирование гражданского сознания и поведения юного гражданина. Главный объект воздействия при социализации - гражданское сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Компонентами социализации являются элементы учебного занятия, внеурочная деятельность учащихся, межличностное общение, сотрудничество с окружающим социумом.

Проблема многих российских регионов в том, что молодежь стремиться покинуть свои родные края, малую Родину. Ищет лучшей жизни в больших городах, забывая свои истоки, корни. Почему так происходит? Как возродить село, его традиции, сделать жизнь в нем перспективной для молодежи?

Трудно представить в небольшой сельской школе проведение социально-значимых мероприятий, где учащиеся могли бы принять участие. Сельская школа, особенно в небольшом селе, всегда является центром общественной жизни. Именно поэтому на базе СОШ с. Алексеевка с целью объединения общества для решения проблем формирования здоровой личности как духовно, так и физически, стремящейся внести свой вклад в развитие родного села, района, региона, был реализован проект «Духовно-патриотический центр «Истоки»».

Деятельность Центра – особая сфера жизни села. Максимальное разнообразие, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности разных категорий людей – важные принципы ее организации. Были созданы мини - проекты по решению проблемы консолидации общества, затем объединенные в единый проект «Истоки». Центр «Истоки» осуществляет свою деятельность под руководством администрации МОУ «СОШ с.Алексеевка» при взаимодействии с организациями, деятельность которых направлена на духовно-нравственное, патриотическое и физическое развитие молодёжи.

В состав духовно-патриотического цетра «Истоки» входят:

  • Объединение «Возрождение».

  • Отряд «Поиск».

  • Клуб сторонников ЗОЖ, клуб ЮДП.

  • Отряд «Экологический десант».

  • Клуб «Содружество».

У каждого из этих объдинений свои задачи. Так объединение «Возрождение» занимается возрождением истории села и его культурных традиций, созданием экспозиций в краеведческом музее, а в целом духовным возрождением общества, прежде всего через приобщение к забытым православным ценностям, воспитание бережного и уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры.

Развитием интереса к истории малой Родины, любви к родной земле занимается отряд «Поиск». Так же они способствовуют пополнению материала в краеведческом музее и музее ЮДП.

Клуб сторонников ЗОЖ, клуб ЮДП занимается формированием потребности в ЗОЖ, укреплением и сохранением здоровья, вовлечением населения в ЗОЖ, всесторонней подготовкой юношей к армейской службе.

Созданием экологически благоприятной атмосферы в школе, расширением знаний о разнообразии растительного мира, ухода за растениями занимается отряд «Экологический десант».

Работа клуба «Содружество» связана с формированием коммуникативных навыков учащихся, родителей и педагогов. Это и волонтерская деятельность, и организация и проведение традиционных мероприятий досугово-познавательного характера для родителей, учащихся, жителей села, а так же привлечение к сотрудничеству в творческих проектах социальных партнёров.

С началом осуществления проекта активизировалось участие учащихся в социально значимых видах деятельности.

Объединение «Возрождение» налаживает связи с местным храмом Сергия Радонежского и Свято-Сергиевским женским монастырем. Были проведены мероприятия «Не зарастет тропинка к храму…», «Крещение Господне». Участники этого объединения посетили святой источник в с. Толстовка, встретились со старожилами села.

Отрядом «Поиск» был собран богатый материал о знаменитых людях села. При школе достаточно давно действуют два музея: краеведческий и музей ЮДП. Юные пограничники регулярно проводят встречи с ветеранами – пограничниками, налаживают связь по переписке с Новороссийском, Шиханами, Саратовским погранотрядом. Клубом сторонников ЗОЖ были проведены мероприятия, объединившие село: осенняя спартакиада, муниципальный этап «Лыжни России», игры на свежем воздухе «Семейные рекорды», первенство села по футболу. Работают секции по баскетболу, волейболу, футболу, лыжам, ОФП. Функционирует тренажерный зал.

Учащимися школы проводится большая работа по экологическому направлению. Весной этого года проводилась акция «Посади дерево». Было высажено 60 саженцев на территории центрального парка. При поддержке местной ячейки партии «Единая Россия» была заложена «Аллея памяти» у памятника погибшим воинам в Великой Отечественной войне. Постоянная работа ведется по очистке территорий алексеевских родников, оказывается помощь в благоустройстве территории школы и родного села.

Волонтеры, входившие в состав клуба «Содружество», обучили основам компьютерной грамотности членов местного объединения ВОИ, воспитателей детского сада. Поддерживают связь с местным детским садом и Базарно-Карабулакским домом-интернатом для детей инвалидов.

Создание такого центра дает возможность сформировать у большего количества жителей села активную жизненную позицию, обеспечить полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность и воспитать здоровую личность.

В условиях сельской местности практически нет учреждений социальной сферы, которые можно было бы привлечь к организации дополнительного образования детей. Большую часть мероприятий приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений школе, посути является единственным культурным центром села.

Именно через ресурсы внеурочной деяетельности, как показано напримере СОШ с. Алесеевка, Базарно-Карабулакского района, возможна успешная социализация школьника. Данная модель организации внеурочной работы дает желаемые результаты и демонстрирует свою жизнеспособность и эффективность.

Все вышесказанное создает условия для успешной социализации обучающихся в сельских школах.

Проблемы молодежи требуют пристального снимания. Именно поэтому в общеобразовательных школах педагогу необходимо помогать учащемуся преодолевать те или иные препятствия, трудности, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.

Итак, в образовательном процессе происходит встреча растущего человека и взрослого человека. Ученик, самоопределяясь в индивидуальном образовательном маршруте, последовательно становится участником той или иной микрогруппы. Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка обучением и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка. Во внеурочной деятельности особенно необходима поддержка ребенка со стороны педагога.

Просмотров работы: 1603