МАРКЕТИНГ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МАРКЕТИНГ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Спехина В.В. 1
1Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

После краха плановой экономики сельское хозяйство России пришло в упадок. Огромное количество предприятий не были способны своевременно отреагировать на изменения в стране и были вынуждены сворачивать производство. За последние 10 лет проводилась активная политика по восстановлению сельского хозяйства страны. Так, стоит отметить, что в 2006-2007 году агропромышленный комплекс стал национальным проектом, в ходе которого были достигнуты высокие результаты: была осуществлена модернизация 2тыс. 140 ферм, сумма выдаваемого кредита оказалась больше в 10 раз по сравнению с предыдущим годом, было сформировано 3 тысячи 700 кооперативов, а 2005 их насчитывалось лишь 800. В ходе проделанных работ, устойчивость сельхоз организаций повысилась, количество прибыльных предприятий увеличилось с 58 до 73%. Стоит напомнить, что к 1998 году убыточных сельскохозяйственных предприятий насчитывалось около 88%. Однако данные меры необходимо применять в течение долгого периода времени, чтобы называться аграрной страной и сохранять продуктовую безопасность на высоком уровне.

Для осознания того, в каком состоянии находится сейчас наш агропромышленный комплекс, сравним его с Польским. Климатические условия Польши мало чем отличаются от российских, по площади Польша равна только лишь сумме площадей Ростовской области, Краснодарскому краю и Ставрополью. Тем не менее, Польша почти в 20 раз продает России больше. Несколько лет назад, после краха плановой экономики и российское, и польское сельское хозяйство находилось в глубоком кризисе. Но с тех пор Польша сумела стать одним из крупных агроэкспортеров. Причиной процветания сельского хозяйства кроется в том, что она в 2004 году вступила в Евросоюз и получала от него инвестиции на развитие сельхоз регионов, обновление техники, повышение квалификации работников. Из этого можно сделать вывод о том, что Россия обладает огромным потенциалом выйти на лидирующие позиции по производству сельхоз товаров, стать аграрной страной.

Всего этого наша страна может добиться не только при помощи государственной поддержки, но и грамотно выстроенной маркетинговой политики. Действительно, одним из важнейших условий для выживания является маркетинг. Именно на его основе формируется и развивается агропромышленный комплекс, осуществляется сбыт продукции, исследуются и учитываются потребности людей. Маркетинг, обладая оперативной информационной системой, может отреагировать на любые изменения рынка сельхоз продукции и способен ввести необходимые меры по его стабилизации. Поэтому каждому производителю сельхоз продукции следует обратить особое внимание на этот фактор успеха. Маркетинг в сельском хозяйстве России имеет свои специфические черты, которые отличают его от любых других видов маркетинга. Реализация, продвижение продукции во многом зависит от природных условий, формы собственности, внешнеполитических условий, участия госорганов в АПК. К тому же, в данном случае маркетингу следует удовлетворять потребности населения своевременно, так как этот товар является первой жизненной необходимостью, как правило, скоропортящийся, то есть требует подходящей упаковки и оперативной доставки до конечного потребителя. Также, маркетинг должен успешно конкурировать с зарубежными фирмами, ведь в Россию поступает огромное количество иностранного товара, который на сегодняшний день по ценам, внешнему облику затмевает отечественную продукцию. Так, В 2012 году Россия вступила в ВТО, организацию, которая обеспечивает свободу и конкуренцию в международной торговле. Как она повлияла на национальный аграрный комплекс? Еще до вступления в силу соглашения, объем импорта резко снизился, так как производители ждали сокращения пошлин, затем, накопившийся объем продуктов был выброшен на рынок, что привело к падению цен. В этот момент технологически устаревшие предприятия с высокой себестоимостью продукции начали «сбрасывать» поголовье, что еще больше усугубило ситуацию. Тяжело отечественному производителю конкурировать с более дешевыми зарубежными товарами. К тому же, ВТО открыла более важные проблемы. Многие страны - участницы стараются обойти пошлины, тем самым сделать товар еще дешевле. Так, для национального рынка оказал огромное влияние Таможенный союз. Через его страны в Россию поступают транзитные поставки импортных товаров. К примеру, Беларусь каким-то образом ввозит больше фруктов, чем она производит. Важнейшей задачей Российского маркетинга является оказание поддержки и помощи для выхода на рынок, сбыт произведенного товара потребителю в надлежащем виде и по приемлемым ценам. После правильно проведенной маркетинговой политики сельхоз производители смогут успешно конкурировать с зарубежными продуктами. Несомненно, у отечественных аграриев существует острая проблема, которая выражается в реализации продуктов на прилавки крупных магазинов. Сетевым компаниям лучше работать с западными производителями, ведь у них уже отлажена непрерывная круглогодичная доставка, так как есть хранилища и перерабатывающие заводы, разработана фасовка, красивая упаковка, весь спектр логистики, чем с мелкими фермерами, еще не объединенными в кооперативы, работа с которыми рискованна и нестабильна. Поэтому у аграриев возникают проблемы с торговыми сетями.

Однако введение эмбарго 6 августа 2014 года, запрета на ввоз сельхозпродукции из тех стран, которые ввели санкции против России, сроком на один год, нанесло существенные изменения в отношениях между отечественными фермерами и крупными торговыми сетями.

Крупные торговые сети до введения эмбарго от импортной продукции добивались лучших цен и формировали огромный ассортимент. Сейчас цены повысились, а количество предлагаемой продукции сократилось. Тем не менее, Ян Дюннинг, генеральный директор ритейлера «Лента» отметил, что сейчас компания закупает больше продукции из России. По его словам, не существует проблем с заполнением полок. Генеральный директор «О'Кей групп» Тони Махер сказал, что в связи с эмбарго количество продукции уменьшится, но это заставило свежим взглядом посмотреть на российских поставщиков и представителей других стран. То есть, из этого можно сделать вывод о том, что введение эмбарго дало шанс российским аграриям выйти на собственный рынок.

Сохранение и удержание отечественных товаров на прилавках магазинов носит долгосрочный характер. Невозможно решить проблему в огромной отрасли за время существования эмбарго, то есть год. У фермеров существует страх возвращения сильных конкурентов и вытеснения ими российских товаров. Поэтому необходимо показать сельхоз производителям, что государство и народ крайне заинтересован в развитии этой отрасли и будет стараться решать проблемы.

Большинство производителей сельхоз продукции являются мелкими фермерами, которые сталкиваются с проблемой логистики, и без помощи государства не обойтись. Без кооперации, без объединения мелким производителям не выжить и никогда не выйти на прилавки крупных торговых сетей. Однако проблема кроется не только в том, что преобладают мелкие производители, которые не знают и не могут продвинуть свой товар до потребителя, но и в том, что большинство крупных торговых сетей представляют иностранные компании. Например, «Ашан» и прочие гипермаркеты построены и действуют на деньги зарубежных акционеров. Исходя из этого, ясно, что они будут стараться выстраивать логистику и поставку, основываясь на интересах руководства.

По этой же схеме действует и молочная отрасль. Так, у нас есть шесть компаний, которые перерабатывают и производят молочную продукцию, зарубежный капитал в которых огромен,- например, «ВиммБилльДанн» с его совладельцами из «Danone». Зачастую они не заинтересованы в том, чтобы покупать продукцию от российских производителей, не потому, что ее нет, а потому, что выгоднее закупать у своих поставщиков.

Заполнение полок в крупных сетях иностранными товарами серьезно ударяет по отечественным производителям. Например, в 2013 году на совещании в Министерстве сельского хозяйства алтайские производители заявили, что не могут реализовать 100 тысяч тонн твердых сыров, так как рынок забит импортной продукцией.

Таким образом, прежде всего, государство должно установить порог для существования иностранных продуктов, чтобы обязательно 50% представленной продукции была российского производства. Это будет первым шагом на пути к развитию сельского хозяйства страны. Во всем мире проблемы реализации, продвижения сельхоз товаров осуществляются через кооперативы. В нашей стране существуют кооперативы, но в малом количестве. Нужно ввести меры по кооперации мелких фермеров. Находясь в объединение с другими мелкими фермерами, аграрию будут обеспечены такие преимущества, как хранение, фасовка, переработка и логистика. Каждый будет заниматься тем, чем может, фермер - производить товар, а отдел по маркетингу – направлять товар до потребителя, думать об его внешнем виде, исследовать потребности народа и доносить информацию до фермера.Например, крупный поставщик молочной продукции«Valio», который попал под эмбарго, является трехуровневым кооперативом фермером Финляндии. В эту организацию входят и очень мелкие фермеры, которые имеют 27 коров и 40 гектаров земли. Проблема сбыта продукции в Финляндии решена таким образом. Мелкий фермер способен своими силами реализовать эффектный план по продвижения, для этого нужна хорошая идея. Фермерская компания Azienda Agricola Giacomo Ferraris (Италия) смогла найти способ дополнительно заработать на интересе людей к сельхозпродукции. Теперь жители могут выращивать собственные овощи, при этом, не отходя от компьютера. Продукты поставляются каждую неделю, обладатель данной программы может отследить, как они выращиваются. В заключении стоит отметить, что сельскохозяйственные товары продвигать тяжело. Мало кто может придумать интересный рекламный ход, создать бренд и эффективно продвинуть товары. Но сам аграрий может предпринять какие-то меры по продвижению своей продукции: выставлять товар на ярмарках, которые сейчас пользуются популярностью со стороны потребителя. Потребитель желает видеть на прилавках отечественный товар, поддерживать национального производителя, так как он доверяет ему больше, чем непонятным иностранным компаниям. Если наша страна будет способствовать построению грамотному маркетинговому плану, то получит одни преимущества: снижение уровня безработицы, поступление в бюджет денежных средств, более качественные товары, которым радуются граждане, то есть повышение уровня жизни, социальной стабильности, а самое главное в нынешних политических условиях – независимость от других стран. Список литературы:
  1. Сайт Президента Российской Федерации [http://kremlin.ru/], дата обращения: 19.12.14, режим доступа: свободный.

  2. Информационно-правовой портал [http://base.garant.ru/1217219/], дата обращения: 19.12.14, режим доступа: свободный.

  3. Официальный интернет-портал [http://www.mcx.ru/], дата обращения: 19.12.14, режим доступа: свободный.

  4. Информационный портал [http://lenta.ru/], дата обращения: 09.11.14, режим доступа: свободный.

  5. Информационный портал [http://web-fermer.ru], дата обращения 19.12.2014, режим доступа: свободный.
  6. Фермерам открою доступ в крупные торговые сети [Электронный ресурс],http://referatwork.ru/spisok_literaturi/oformlenie_spiska_literaturi_gost_7-1-2003_7-0-5-2008_2014.html- статья в интернете
  7. Содько, К. И. Санкции России – реальный стимул для отечественного АПК [Электронный ресурс],- http://провэд.рф/economics/fea/16912-akkop-sanktsii-possii-–-pealynyy-stimul-dlya-otechestvennogo-apk.html -статья в интернете
  8. Информационный портал [http://овощехранилище.рф], дата обращения: 09.11.14, режим доступа: свободный.

Просмотров работы: 1434