ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВАРНЫХ СЛОВ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВАРНЫХ СЛОВ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Шемякова Е.И. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Велик и могуч русский язык, в нем немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Уже долгое время многие педагоги сталкиваются с трудностями при введении и отработки словарных слов, так как ученики устают от монотонной работы. Поэтому перед учителями коррекционной школы встает одна из главных задач, научить школьника писать словарные слова без ошибок.

Особенно трудно даются словарные слова ученикам коррекционной школы, так как правильность их написания не определяется ни правилами, ни произношением – их надо запомнить. Так же это связано с неотчетливым восприятием зрительного образа, недостатками моторного акта, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка [1, с. 55].

Словарная работа проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому её оформлению, развитию орфографической зоркости. Она является одним из видов закрепления знаний на уроке. Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане.

Систематическая и целенаправленная работа над словами с непроверяемым написанием вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Продуктивной эту работу можно считать, когда она отражается на развитии всех видов памяти школьников: слуховой, зрительной, эмоциональной, артикуляционной.

Учебно-тренировочные задания, должны быть рассчитаны на зрительно-моторное запоминание, что особенно важно для умственно отсталых детей, и способствовать успешному усвоению написания словарных слов. Для более точного зрительного образа В.В. Воронкова рекомендует выделять орфограммы другим цветом, шрифтом или подчеркиванием. Так же немаловажным для учащихся коррекционной школы является орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание соответствующее написанию.

В.В. Воронкова рекомендует следующую последовательность работы со «словарными» словами.

  1. Прочитать напечатанное на таблице слово. Определить его значение.

  2. Прочитать слово в учебнике (в рамке), уточнить его написание.

  3. Проговорить слово по слогам, записать его в тетрадь, поставить ударение, выделить проверяемую орфограмму.

  4. Написать строчку данного слова (для второго класса обязательно, для третьего и четвертого — по возможности).

  5. Составить и записать с данным словом словосочетание и предложение.

  6. Записать слово в индивидуальный словарик (во втором классе, иногда и в третьем рекомендуется подбирать к слову соответствующий рисунок). Выделить орфограмму.

  7. Можно записать в словарик составленное с данным словом предложение.

  8. В четвертом классе, наряду с ведением индивидуальных словариков, пользоваться школьным орфографическим словарем.

Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Обязательным требованием является включение данных слов в различные упражнения при изучении других тем на уроках русского языка. Овладению написанием слов способствуют также «Орфографические пятиминутки», для которых можно подобрать ряд слов с традиционным написанием или включить эти слова в серию других; комментированное письмо, требующее четкого проговаривания того, что подлежит написанию. При составлении словосочетаний, предложений, связного текста необходимо использовать «словарные» слова в качестве опорных [1, с. 55].

Далее мы приводим практические материалы, которые могут быть использованы на подобных уроках русского языка в 3 классе коррекционной школы.

1слово: класс.

Упражнение 1.Знакомство с новым словарным словом.

Цель упражнения: познакомить детей: с новым словарным словом; с орфографическим написанием; с лексическим значением слова.

Задание:

Прочитайте слово на доске. Что обозначает данное слово? Запишите слово в словарь, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. Ниже пропишите строчку данного слова.

Класс – большая группа людей с определённым положением; относительно целостное множество единиц; разряд чего-нибудь, выделяемый по качеству; группа учащихся одного и того же года обучения или изучающая один и тот же предмет [4, с. 40].

Упражнение 2.Подбери нужную букву.

Цель упражнения: отработать орфографическое написание словарного слова.

Задание:

Вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударение и выделите орфограмму.

Кла(..), л..сник , соп..ги., х..лодильник.

Упражнение 3.Собери словосочетание.

Цель упражнения: отработать орфографическое написание словарныхслов; научить детей подбирать грамматически верные признакик словам.

Задание:

Составьте и запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. В словарь перепишите словосочетание со словом класс, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

Клас(..) (какой?), л..сник (какой?), сап..ги (какие?), х..лодильник (какой?).

Упражнение 4.Составь предложения.

Цель упражнения: отработать орфографическое написание словарных слов; научить детей строить грамматически верные предложения с предложенными словам.

Задание:

Составьте и запишите предложения со словами: класс, школа, тарелка, яблоко. В словарь перепишите предложение со словом класс, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

Упражнение 5.Картинный диктант.

Цель упражнения: проверить написание словарных слов.

Задание:

К каждой иллюстрации подберите и запишите словарное слово.

Яблоко

класс

тарелка

2 слово: портфель.

Упражнение 1.Знакомство с новым словарным словом.

Цель упражнения: познакомить детей: с новым словарным словом; с орфографическим написанием; с лексическим значением слова.

Задание:

Прочитайте слово на доске. Что обозначает данное слово? Запишите слово в словарь, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. Ниже пропишите строчку данного слова.

Портфель – род жесткой прямоугольной формы сумки с закрывающейся крышкой и запором для ношения книг, бумаг [4, с. 70].

Упражнение 2.Найди родственника.

Цель упражнения: научить детей подбирать однокоренные слова.

Задание:

Подберите и запишите однокоренные слова, поставьте ударения, поделите на слоги, подчеркните орфограммы.

Воробей

Классная

Ворона

Воробьиный

Класс

Портфельчик

Портфель

Вороньё

Упражнение 3.Собери словосочетание.

Цель упражнения: отработать орфографическое написание словарных слов; научить детей подбирать грамматически верные признакик словам.

Задание:

Составьте и запишите словосочетания. В словарь перепишите словосочетание со словом портфель, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

Сорока

Класс

Воробей

Портфель

Любимый

Тяжёлый

Маленький

Длиннохвостая

Упражнение 4.Составь предложения.

Цель упражнения: отработать орфографическое написание словарных слов; научить детей строить грамматически верные предложения с предложенными словам.

Задание:

Составьте и запишите предложения со словосочетаниями из 3-его упражнения. В словарь перепишите предложение со словом портфель, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

Упражнение 5.Прятки.

Цель упражнения: проверить отработку орфографического написания словарных слов.

Задание:

Соберите слова, поставьте ударения, выделите орфограммы.

порт,деж, о, во,фель. щи., о, да.

3 слово: ранец.

Упражнение 1.Знакомство с новым словарным словом.

Цель упражнения: познакомить детей: с новым словарным словом; с орфографическим написанием; с лексическим значением слова.

Задание:

Отгадайте загадку. Сверьте ответ с доской. Что обозначает это слово? Запишите слово в словарь, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. Ниже пропишите строчку данного слова.

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я — школьный...

Ранец – жесткая четырёхугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором [3, с. 656].

Упражнение 2. Допишите слово.

Цель упражнения: отработать орфографическое написание словарных слов; научить детей подбирать грамматические пары слов.

Задание:

Допишите слово. Составьте с каждым словом словосочетание.В словарь перепишите словосочетание со словом ранец, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

_ _ород

_вощи

_ _нец

Упражнение 3.Составь предложения.

Цель упражнения: отработать орфографическое написание словарных слов в предложении.

Задание:

Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.В словарь перепишите предложение со словом ранец, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

Капуста очень п..лезный овощ.

Мимо прол..тела птица.

Мама купила новый р.нец.

Упражнение 4.Подсказка.

Цель упражнения: отработать орфографическое написание словарных слов.

Задание:

Спишите, вставьте буквы.

_а_е_ _а (тарелка)

_о_у_а (посуда)

_а_е_ (ранец)

Упражнение 5.Самодиктант.

Цель упражнения: проверить отработку орфографического написания словарных слов.

Задание:

Посмотрите на доску и запомните словарные слова. Запишите их по памяти в тетрадь. Свертись с доской.

На доске: Овощи, ранец, посуда, класс. Затем словарные слова закрываются, и дети записывают их по памяти к себе в тетрадь. После идет самопроверка с доской.

Таким образом, если использовать данную систему упражнений можно задействовать сразу несколько видов памяти: зрительную, слуховую, артикуляционную, ассоциативную. Следовательно, такое систематическое отрабатывание различных видов упражнений избавит детей от монотонной работы, и усвоение новых словарных слов будет даваться им намного легче.

Список использованной и цитируемой литературы

  1. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы [Электронный ресурс]: пособие для учителя / В.В. Воронкова – М.: Просвещение, 1988. – 102с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/245832/

  2. Изучение словарных слов блоками. Журнал «Начальная школа». – 2013.

  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст]: С.И. Ожегов , Н.Ю. Шведова ; Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944с. – ISBN 5-89285-003-X

  4. Росланова О.В. Работа со словарными словами на уроках в 1 – 4 классах [Текст]: авт.-сост. О.В. Росланова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 139с. – ISBN 5-7057-0732-0

  5. Система работы над словами с непроверяемым написанием. Журнал «Начальная школа». – 2013.

Просмотров работы: 3172