МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СОЗДАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СОЗДАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ

Хайруллина Г.В. 1, Абрамовских Н.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста выступает одним из приоритетных направлений модернизации образования. В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дошкольное образование направлено на «…сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [9]. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из задач, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В концепции дошкольного воспитания говорится о том, что «пути достижения физического и психического здоровья ребенка должны пронизывать всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных их особенностей» [2]. Несмотря на то, что здоровье становится одним из основных общественных, культурных и личностных ценностей, отмечается снижение количества здоровых детей уже на этапе дошкольного детства.

Вопрос сохранения и укрепления здоровья актуален и для нашего дошкольного образовательного учреждения. Анализ заболеваемости воспитанников за последние три года говорит об увеличении количества случаев заболеваний и соответственном снижении индекса здоровья воспитанников, а также об уменьшении количества детей с первой группой здоровья. Преобладающими причинами постановки детей на диспансерный учет являются патологии органов дыхания и нервной системы.

Решая вопросы сохранения и укрепления здоровья, ученые и педагоги обращаются к идее здоровьесберегающего образовательного пространства.

Здоровьесберегающее пространство представляет собой специально организованную и целенаправленно освоенную среду, которая создается посредством организации взаимосвязанных педагогических событий, направленных на сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья каждого ребенка и на культивирование всеми субъектами образовательного процесса здорового образа жизни как интегративного показателя культуры здоровья дошкольников [1].

Анализ организации здоровьесбережения в ДОУ говорит о том, что педагоги недостаточно владеют современными здоровьесберегающими технологиями, используя в основном традиционные формы работы с детьми.

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства требует широкого внедрения инноваций в работу образовательного учреждения.

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового [5].

По мнению А. В. Хуторского, в самом общем виде инновация – это результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным или образовательным услугам [10].

Инновационная деятельность – комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы [7].

В инновационной деятельности педагога выделяются [7]:

- мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и восприимчивость к новому;

- творческие способности: креативность, индивидуальность. Деятельное самосознание – педагогическая культура – база творчества;

- технологический компонент, обеспечивающий вариативные способы реализации традиционных задач;

- рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и своем месте в инновационном процессе.

Для выявления уровня готовности педагогов к инновационной деятельности мы использовали диагностику, предложенную С. А. Трифоновой [8]. Данный диагностический инструментарий позволил выявить уровень готовности педагогов к реализации инновационной деятельности, определить ее слабые позиции. Большинство педагогов понимает значимость инновационной деятельности, однако они обладают лишь поверхностными теоретическими основами, проявляют знания и умения только в стандартных условиях. Отмечается неустойчивый интерес к инновационной деятельности, педагоги стремятся к саморазвитию, но собственную деятельность не всегда оценивают адекватно. Следовательно, можно сделать вывод о том, что педагоги ДОУ нуждаются в организации методической поддержки в данном направлении.

В словаре С. И. Ожегова слово «поддержка» трактуется как помощь, содействие [4].

По мнению В. Г. Решетникова «методическая поддержка – это разные виды методической работы по достижению поставленной цели. Цель методической поддержки — освоение содержания обучения на основе рациональных методов обучения; повышение уровня общедидактической и научно-методической подготовленности обучающихся к реализации задач новых образовательных стандартов; обмен опытом между обучающимися, выявление особенностей, специфики, рисков реализации стандартов и разработка мер по их предупреждению» [6].

Е. А. Кудрявцева рассматривает методическую поддержку «как вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи в преодолении затруднений педагогов…» [3].

На наш взгляд методическую поддержку инновационной деятельности педагогов целесообразно осуществлять в следующих направлениях:

1. Повышение мотивации педагогов к ведению инновационной деятельности. Мероприятия: конкурсы профессионального мастерства, смотры-конкурсы, проводимые на уровне ДОУ.

2. Повышение методологической культуры педагогов.

- мероприятия, направленные на расширение теоретических знаний педагогов: повышение квалификации (курсы, вебинары, семинары), педагогический совет, консультации, тренинг, методические выставки, тематические выпуски газеты ДОУ «Содружество».

- мероприятия, направленные на практическое освоение инновационных технологий: семинар-практикумы, мастер-классы, деловые игры, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций.

Таким образом, организация методической поддержки педагогов позволит: расширить теоретические знания и практические навыки педагогов, повысить их мотивацию к реализации инновационной деятельности в создании здоровьесберегающего пространства ДОУ.

Литература

1. Золотухина И. П. Здоровьесберегающее пространство как феномен взаимодействия детского сада и начальной школы: Автореф. дис. … канд. пед. наук: М., 2006. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/zdorovesberegajuwee-prostranstvo-kak-fenomen-vzaimodejstvija-detskogo-sada-i.html (дата обращения 10.12.2014).

2. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - С. 10-23.

3. Кудрявцева Е. А. Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями: Автореф.дис. … канд. пед. наук: Волгоград, 2009. URL: http://www.dissercat.com/content/metodicheskaya-podderzhka-pedagogov-detskogo-sada-v-razvitii-konstruktivnogo-vzaimodeistviya (дата обращения 13.12.2014).

4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

5. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000 — 512с.

6. Решетников В. Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования. Омский научный вестник № 5 (122) 2013. С. 174-177. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-metodicheskoe-soprovozhdenie-i-metodicheskaya-podderzhka-deyatelnosti-pedagogov-v-usloviyah-modernizatsii (дата обращения 13.12.2014).

7. Сластенин В. А., Подымова Л. С. ПЕДАГОГИКА: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224 с.

8. Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 35-38. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1338/ (дата обращения 15.05.2014).

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации – О-13 Москва: Проспект, 2014. – 160 с.

10. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб.пособие для студ.высших учеб.заведений / А. В. Хуторской. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с.

Просмотров работы: 2263