ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕРОССИЙСКОГО СОЦИАЛ-ХРИСТИАНСКОГО СОЮЗА ОСВОБОЖДЕНИЯ НАРОДА В СССР В 60-Е ГГ. XX В. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕРОССИЙСКОГО СОЦИАЛ-ХРИСТИАНСКОГО СОЮЗА ОСВОБОЖДЕНИЯ НАРОДА В СССР В 60-Е ГГ. XX В.

Гурина М.М. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В послевоенные годы постепенное умирание официальной марксистской доктрины сопровождалось усилением национальной идеологии – это было естественным способом заполнения духовного вакуума. Произошло обращение интеллигенции, особенно гуманитарной ее части, к традиционным национальным ценностям: не только к искусству, но и к философии, и к православной религии. Эта часть русской интеллигенции стала ставить под сомнение марксистскую интерпретацию русской и мировой истории и обратилась к трудам историков досоветского времени – Карамзина, Татищева, Ключевского, а также познакомилась с произведениями русских философов – дореволюционных и покинувших родину после революции – В. Соловьева, Н. Бердяева, Л. Шестова, В. Франка, Г. Федотова и др. Одновременно началось возрождение православной традиции, нередко – именно как национальной религии русских. В 1964 г. в Ленинграде была предпринята попытка организационного объединения для преобразования СССР на национально-православной основе. Это была тайная организация «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа»1 (далее – ВСХСОН, союз). Образование cоюза было попыткой создать оригинальную политическую концепцию христианско-социального характера2.

Формальному основанию союза, которое состоялось 2 февраля 1964 года, предшествовал довольно длительный период предварительной подготовки и разработки не только программного документа, но и целей всего движения, всей организации в целом. Подготовительный период длился примерно с 1962 г3. Организация возникла из дружеского общения нескольких студентов Ленинградского государственного университета. Возглавляли организацию выпускники ЛГУ: востоковеды И.В. Огурцов – руководитель, М.Ю. Садо – «начальник личного состава», литературовед Е.А. Вагин – «начальник идеологического отдела», юрист Б.А. Аверичкин – «хранитель материалов»4.

Ячейки союза существовали не только в Ленинграде, но и в Петрозаводске, Москве, Шауляе, Томске, Иркутске и других городах. Деятельность организации началась с провозглашения своеобразного манифеста – «Десяти тезисов «социал-христианства», составивших впоследствии основу «положительной части» программы Союза5. Разработанное членами ВСХСОН социал-христианство стало их идеологией. Это был «третий путь – не коммунизм и не капитализм» – проекция христианской этики на преобразование общественной и экономической структуры советского общества. ВСХСОНовцы имели в виду устранение советского тоталитаризма и восстановление «здорового равновесия между личностью, обществом и государством», причем важное место отводилось восстановлению личности. В формировании социал-христианства основную роль играли идеи Н. Бердяева, раннего В. Соловьева и Достоевского6. В идеологическом отношении члены союза во многом поддерживали Белое движение7.

По мысли членов ВСХСОН, революционизм с детства был внедрен в сознание советского человека системой общественного воспитания. Поэтому достаточно осознания насильственного характера и лживости господствующей системы, чтобы революционный заряд поменял свой знак, обратился против неё. Исходя из этого, главную задачу ВСХСОН видел в том, чтобы наметить путь духовного обновления и предложить модель будущего государства, которое мыслилось как национальное и христианское. Модель эта описана в программе ВСХСОН8. Если исключить романтический призыв к свержению коммунистического режима, идеологические установки ВСХСОН почти совпадали с позициями христианской демократии: «Идет духовная борьба за личность... и, хотя христианская религия не связана ни с какой временной социальной структурой, ее этические принципы могут и должны быть воплощены в экономической и политической практике... Высшей и абсолютной ценностью христианская религия признает каждую человеческую личность... Социал-христианская государственная доктрина рассматривает как безусловное зло такую организацию власти, при которой она является призом соперничающих политических партий»9.

Помимо резкой и радикальной критики марксистской доктрины и материалистического мировоззрения в целом, которая содержится в программе союза, его члены попытались впервые предложить некую идеальную модель для будущей России. В этом существенное и важное отличие союза от демократического движения и некоторых других направлений инакомыслящих. В этой своей положительной программе члены союза сознательно с самого начала ориентировались на христианские ценности, пытаясь в свете христианства решить целый ряд социальных и политических проблем10.

Создатели ВСХСОН попытались поставить в центр политической системы личность и требовали независимости гражданина от государства через владение земельной и иной частной собственностью. Свободная творческая личность возводилась в силу, способную менять общество вокруг себя. Особенное значение ВСХСОН придавал Православной церкви как хранительнице христианской нравственности. Церкви, которая трактовалась как «свободная община верующих», отводилось важное место не только в общественной, но и в государственной жизни. Помимо законодательной, исполнительной и судебной властей предлагалось ввести некий орган «блюстительной власти» в форме Верховного Собора, который был бы лишен всех административных функций и давал бы нравственную оценку действиям всех ветвей и даже располагал правом вето в случаях, когда действия властей противоречат этическим нормам. Верховный Собор должен был состоять на треть из лиц высшей православной иерархии, и на две трети — из пожизненно выбираемых «выдающихся представителей нации»11. Глава будущего государства должен был избираться Верховным Собором и утверждаться голосованием населения, он был бы подотчётен Народному собранию12.

Основой экономики в этом будущем государстве должны были стать самоуправляющиеся национальные корпорации и индивидуальные сельские хозяйства, но земля принадлежала бы государству и лишь выделялась бы в индивидуальное пользование. Главные отрасли промышленности – электроника, транспорт и другие подобные отрасли – тоже были бы государственной собственностью. Наемный труд разрешался бы только на паритетных началах13.

Позже, уже из общения членов ВСХСОН с участниками нерусских национальных движений выявилась несостоятельность программы союза, сосредоточенной на выработке модели русского национального государства с православием в качестве государственной религии. В ней практически не учтено то обстоятельство, что Советский Союз являлся государством многонациональным, и его народы исповедуют не только православие и даже не только христианство. В программе ВСХСОН нерусскому и неправославному населению посвящены лишь две фразы: «Все известные религии должны пользоваться правом беспрепятственной проповеди и свободного публичного отправления культа (но не делить власть с православным духовенством в Верховном Соборе)» и «Христианской культуре присущ сверхнациональный характер, который в нашу эпоху сыграет решающую роль в деле сближения народов в единую человеческую семью». Кроме того, есть такой пункт в программе: «Странам, в которых временно находятся советские войска, может быть оказана помощь в национальном самоопределении на основе социал-христианства». Следовательно, это право не распространяется на народы, входящие в состав СССР14.

Описанная модель государственного устройства, по мнению членов ВСХСОН, должна была быть переходным вариантом от советской империи к российской империи. Это была бы не монархия, потому что члены организации считали, что народ к монархии не готов, но достаточно жёсткий государственный строй. В целом программа ВСХСОН сводима к трём тезисам: христианизация экономики, христианизация политики, христианизация культуры. Но это было бы не создание теократического государства, а ориентация, направление поисков15.

Мысли эти и само направление поисков были необычны для середины 60-х гг. Тогда большинство людей в СССР, размышлявших о будущем страны, шли по пути марксистского анализа, и поиски выхода тоже были отмечены печатью марксистского мышления16. Члены Союза знали, что православных в стране не много, поэтому главным и единственным направлением работы организации, по словам М.Ю. Садо, было «привлечение к христианской культурной работе организации всех честных людей, с которыми нас (то есть членов ВСХСОН) сводила жизнь»17. ВСХСОН был рассчитан не на пропаганду, а на рост18.

Были созданы обширные библиотеки религиозной, философской, политической литературы, в том числе фонд собственных произведений. Несколько переводчиков систематически обрабатывали иностранные издания. Их размножали машинописью, фотоспособом и конспектированием (имелось 15 пишущих машинок и более 10 фотоаппаратов). Среди распространяемой литературы были книги Н.А. Бердяева, Г. Федотова, А. Керенского, Кларксона, М. Джиласа, мемуары белых генералов и множество подобной литературы. Следует отметить, что почти все члены организации были выходцами из несвязанных с Церковью интеллигентских семей, имели высшее или незаконченное высшее образование и в 1950-е гг. пережили процесс крушения коммунистических идеалов19.

Отличие ВСХСОН от других тайных организаций молодежи 60-х – начала 70-х гг. состояло не только в отказе от марксистской идеологии. Хотя практически эта организация занималась, как и марксистские молодежные кружки, сбором книг, перепечаткой их и переводами с целью взаимного ознакомления, в уставе ВСХСОН было записано, что каждый член этой организации – «не только пропагандист и организатор, но и солдат». ВСХСОН мыслил себя как некий воинствующий орден, который должен быть готов возглавить антикоммунистическое движение в России и насильственную революцию против существующего порядка, если таковая начнется. Это определяло строгую конспиративность ВСХСОН: его члены были разбиты на тройки, и каждый знал лишь второго члена тройки и ее старшего20. Для организации были характерны военная структура и четкая иерархичность, ее члены входили в боевые группы, отделения, взводы. В дальнейшем планировалось создать батальоны и корпуса. Это обеспечивало поддержание высокой дисциплины и облегчало сбор членских взносов, которые составляли 10% от зарплаты21.

Из слов М.Ю. Садо следует, что никакой практической подготовки к вооружённому восстанию организация не вела, а идея вооружённого переворота являлась лишь «символом позиции по отношению к большевикам, как к оккупантам, захватившим власть и удерживающим ее при помощи террора»22. Другой член Союза, Л.И. Бородин, напротив, считал, что ВСХСОН был военизированной организацией, ориентированной на вооруженный захват власти23. На самом деле, и Садо, и Бородин были правы. С одной стороны, в своей программе Союз действительно планировал переворот с помощью армии, причём достаточно детально описанный в документе. С другой стороны, члены ВСХСОН, по их собственному признанию, считали, что эта цель вряд ли будет достигнута на практике.

Несмотря на строгую конспирацию ВСХСОН был раскрыт через год после основания, когда в него входило лишь около десятка членов. Из материалов следствия ВСХСОНовцы узнали, что этому способствовал донос одного из вошедших в Союз члена – Александра Гидони. В КГБ А. Гидони посоветовали продолжать контакты и начали аресты лишь через два года, когда число членов Союза перестало расти24. Руководитель ВСХСОН И.В. Огурцов и его единомышленники были арестованы и их теоретические работы долгое время оставались известными лишь очень узкому кругу лиц25. Рядовые члены организации были осуждены по 70-й статье УК РСФСР («антисоветская агитация и пропаганда»), а руководство ВСХСОН – по 64-й («измена родине»), а точнее – по ее последнему пункту: «заговор с целью захвата власти»26. Несмотря на арест членов и руководителей ВСХСОН, организация официально так и не была распущена.

После фактической ликвидации ВСХСОН русское национальное движение пошло в общем русле диссидентского движения как открытое мирное течение. В отличие от нерусских национальных движений, участники которых постоянно предпринимали попытки организоваться для осуществления своих замыслов преобразования национальной жизни, русское национально-религиозное направление после ликвидации ВСХСОН не предпринимало таких попыток27. Хотя, по словам членов Союза (Л.И. Бородина, И.В. Огурцова, М.Ю. Садо), идеи, которые отстаивала организация, после ареста её членов не прекратили существовать, а получили развитие в обществе.

Большинство зарубежных исследователей считает, что ВСХСОН являлся самым значительным подпольным объединением в СССР после смерти И.В. Сталина, а некоторые даже – первой за всю историю советской власти политической партией, возникшей в подполье. И действительно, например, две наиболее крупные нелегальные группы 1950-х гг. – Трофимова в Ленинграде и Краснопевцева-Генделя в Москве – не превышали 10 человек28. В свою очередь в составе ВСХСОН, к моменту ликвидации органами КГБ, было 26 человек29 (по свидетельству В. Ивойлова – 28 человек30) – это немало для тайной организации в советских условиях. Кроме того, по словам И.В. Огурцова, были люди, формально не являвшиеся членами организации, но считавшие себя таковыми, потому что полностью разделяли взгляды участников Союза31. Другой исследователь, М.В. Шкаровский, утверждает, что Союз к моменту своего разгрома включал, по данным следствия, 60 членов и кандидатов (фактически же, по воспоминаниям участников, около 100 человек)32.

Само руководство ВСХСОН считало свою организацию партией, опираясь на то, что Союз имел детально разработанную программу государственных преобразований. Преобразования, изложенные в программе ВСХСОН, затрагивают все сферы государственной и общественной жизни – духовную, политическую, экономическую, культурную и военную33.

Таким образом, ВСХСОН представлял собой совершенно уникальное явление в политической жизни СССР. В стране существовало множество различных групп, кружков и обществ с похожими идеями, но только ВСХСОН удалось создать организацию с чёткой структурой и детально разработанной программой, близкой по своим характеристикам к политической партии. В условиях жёсткого контроля со стороны государства за инакомыслящими союзу удалось организовать достаточно масштабную деятельность по распространению своих идей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. – М.: Весть, 1992. – 384 с.

  2. Бородин Л.И. «В смутное время нужно делать ставку на идею». Интервью Л. Виноградову. [Эл. ресурс] // ВСХСОН – http://vshson.narod.ru/vsvndsni.html (дата доступа 13.12.2014)

  3. Бородин Л.И. «Считаю себя русистом». Интервью Бондаренко В.Г. [Эл. ресурс] // «Завтра». № 4, 2002. – http://royallib.com/read/den_literaturi_gazeta/gazeta_den_literaturi__68_2002_4.html#163840 (дата доступа 13.12.2014)

  4. Вагин Е.А. Интервью радио «Свобода» [Эл. ресурс] // Радио Свобода. – http://www.svoboda.org/content/article/1793098.html (дата доступа 13.12.2014)

  5. Ивойлов В.Ф. «По белым кудрям дня...» [Эл. ресурс] // ВСХСОН – http://vshson.narod.ru/pbkd.html (дата доступа 13.12.2014)

  6. Огурцов И.В. О Белой Идее и её значении. [Эл. ресурс] // ВСХСОН – http://vshson.narod.ru/obiiez.html (дата доступа 13.12.2014)

  7. Огурцов И.В. «Своё знамя мы сохранили!». Интервью Иванову И.Б. [Эл. ресурс]//Персональная страница Иванова И.Б. – http://izput.narod.ru/ivoszms.html (дата доступа 13.12.2014)

  8. Садо М.Ю. «Церковь спасла нам жизнь». Интервью газете «Вера». [Эл. ресурс] // ВСХСОН – http://vshson.narod.ru/csn.html (дата доступа 13.12.2014)

  9. Щипков А.В. Христианская демократия в России. – М.: Ключ-С, 2004. – 120 с.

  10. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. – М.: Вече, 2010. – 496 с.

1 Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. – М., 1992. – С.357.

2 Щипков А.В. Христианская демократия в России. – М., 2004. – С.15.

3 Вагин Е.А. Интервью радио «Свобода» [Эл. ресурс] // Радио Свобода. – http://www.svoboda.org/content/article/1793098.html (дата доступа: 13.12.2014)

4 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. – М., 2010. – С. 272-273.

5 Там же. – С. 272.

6 Алексеева Л.М. Указ. соч. – С. 357.

7 Огурцов И.В. О Белой Идее и её значении [Эл. ресурс] // ВСХСОН – http://vshson.narod.ru/obiiez.html (дата доступа 13.12.2014)

8 Алексеева Л.М. Указ. соч. – С. 357-358.

9 Щипков А.В. Указ. соч. – С.15.

10 Вагин Е.А. Интервью радио «Свобода» [Эл. ресурс] // Радио Свобода. – http://www.svoboda.org/content/article/1793098.html (дата доступа 13.12.14)

11 Щипков А.В. Указ. соч. – С.15-16.

12 Алексеева Л.М. Указ. соч. – С. 358.

13 Там же.

14 Алексеева Л.М. Указ. соч. – С. 358-359.

15 Бородин Л.И. «Считаю себя русистом». Интервью Бондаренко В.Г. [Эл. ресурс] // «Завтра». № 4, 2002. – http://royallib.com/read/den_literaturi_gazeta/gazeta_den_literaturi__68_2002_4.html#163840 (дата доступа 13.12.14)

16 Алексеева Л.М. Указ. соч. – С. 358.

17 Садо М.Ю. «Церковь спасла нам жизнь». Интервью газете «Вера» [Эл. ресурс] // ВСХСОН – http://vshson.narod.ru/csn.html (дата доступа 13.12.2014)

18 Бородин Л.И. «В смутное время нужно делать ставку на идею». Интервью Виноградову Л. [Эл. ресурс] // ВСХСОН – http://vshson.narod.ru/vsvndsni.html (дата доступа 13.12.2014)

19 Шкаровский М.В. Указ. соч. – С. 273.

20 Алексеева Л.М. Указ. соч. – С. 358.

21 Шкаровский М.В. Указ. соч. – С. 273.

22 Садо М.Ю. «Церковь спасла нам жизнь». Интервью газете «Вера» [Эл. ресурс] // ВСХСОН – http://vshson.narod.ru/csn.html (дата доступа 13.12.2014)

23 Бородин Л.И. «В смутное время нужно делать ставку на идею». Интервью Виноградову Л. [Эл. ресурс] // ВСХСОН – http://vshson.narod.ru/vsvndsni.html (дата доступа 13.12.2014)

24 Алексеева Л.М. Указ. соч. – С. 359.

25 Щипков А.В. Указ. соч. – С.16.

26 Огурцов И.В. «Своё знамя мы сохранили!». Интервью Иванову И.Б. [Эл. ресурс]//Персональная страница Иванова И.Б. – http://izput.narod.ru/ivoszms.html (дата доступа 13.12.2014)

27 Алексеева Л.М. Указ. соч. – С. 360.

28 Шкаровский М.В. Указ. соч. – С. 272-273.

29 Алексеева Л.М. Указ. соч. – С. 357.

30 Ивойлов В.Ф. «По белым кудрям дня...» [Эл. ресурс] // ВСХСОН – http://vshson.narod.ru/pbkd.html (дата доступа 13.12.2014)

31 Огурцов И.В. «Своё знамя мы сохранили!». Интервью Иванову И.Б. [Эл. ресурс]//Персональная страница Иванова И.Б. – http://izput.narod.ru/ivoszms.html (дата доступа 13.12.2014)

32 Шкаровский М.В. Указ. соч. – С. 273.

33 Огурцов И.В. «Своё знамя мы сохранили!». Интервью Иванову И.Б. [Эл. ресурс]//Персональная страница Иванова И.Б. – http://izput.narod.ru/ivoszms.html (дата доступа 13.12.2014)

Просмотров работы: 1159