Малые предприятия играют важную роль в экономике любой страны. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Небольшие фирмы поддерживают конкуренцию, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, а также большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка инновационными товарами, а также более мобильно внедряют научно-технические достижения.Малое предпринимательство в современной экономике стало массовым явлением, обеспечивая решение как экономических, так и социальных проблем.
Открытие малого бизнеса является ответственным шагом для любого предпринимателя. Прежде всего, важно знать, что финансовые возможности малого бизнеса не позволяют допускать ошибок в управлении предприятием, так как данная ситуация может привести к разорению компании. Планирование деятельности малого предприятия существенно отличается от планирования работы крупной компании. Как правило, предприятия малого и среднего бизнеса используют краткосрочное планирование, так как предсказать ситуацию на рынке через несколько лет далеко не всегда представляется возможным. С другой стороны, управление малым предприятием может быть более гибким, так как внедрение бизнес процессов и процедур может занять намного меньше времени.
По статистике, срок существования малого предприятия в России составляет менее двух лет, а до десятилетнего возраста доживает лишь каждое десятое малое предприятие. Эти неутешительные цифры связаны с тем, что предприниматели не учитываютособенности управления малым бизнесом [2].
В условиях ужесточения конкуренции, снижения платежеспособного спроса, ухудшения инвестиционного климата в стране, а также в результате действия целого ряда других факторов, увеличивается числонеэффективных, неплатежеспособных малых предприятий, что подтверждается данными статистики (рисунок 1) [2].
Рисунок 1 – Статистика малого бизнеса в России
В связи с этим актуальным становится вопрос антикризисногоуправления в малом бизнесе.
Антикризисное управление- целостная система взаимосвязанных методов и приёмов управления предприятием, направленная на предупреждение или устранение неблагоприятных для бизнеса кризисных явлений, посредством разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить финансовые затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.В то же время антикризисное управление подразумевает экстренные мероприятия по устранению уже возникшей на предприятии кризисной ситуации [1].
Кризис малого бизнеса может привести к значительному его сужению. Другими словами кризис малого бизнеса приводит к уходу с рынка части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность. Кроме того, малый бизнес в условиях кризиса вынужден сокращать численность работников. Также кризис малого бизнеса вызывает снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал.
Специфика кризисных ситуацийна предприятиях малого бизнеса позволяет выделить наиболее характерные проблемы субъектов малого предпринимательства (таблица 1) [2].
Таблица 1 – Проблемы субъектов малого предпринимательства
Субъекты малого предпринимательства (МП) |
Проблемы, характеризующие кризисные ситуации |
Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг |
отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков |
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий |
снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов |
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги |
снижение спроса на услуги, риск неплатежей |
Субъекты МП, действующие в сфере строительства |
снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции |
Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле |
повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, снижение спроса на продукцию |
Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе |
снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта |
снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности, ликвидация МП |
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу |
снижение объемов заказов, неоплата произведенных работ, повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ |
Субъекты МП, реализующие инвести-ционные проекты, направленные на мо-дернизацию, расширение производства |
отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития |
Все субъекты МП |
административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников |
В основном малый бизнес в условиях кризиса имеет проблемы, которые носятся финансовый характер, а именно:
- отсутствие оборотных средств;
- отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов;
- отсутствие доступа к банковским кредитным услугам;
- риск неплатежей от контрагентов;
- снижение спроса на продукцию;
- снижение нормы прибыли и рентабельности бизнеса[3].
Важным аспектом управления малым бизнесом является знание направления, в котором необходимо развиваться, чётко поставленные перед собой цели, изучение рынка, конкурентов. Это позволяет определить проблемы и вовремя на них адекватно реагировать.
Таким образом, антикризисное управление в малом бизнесе для устранения или минимизации перечисленных проблем предусматривает направления, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 - Антикризисное управление в малом бизнесе.
Рассмотрим каждое из представленных направлений.Внешнее направление предусматривает управление в сфере взаимоотношений малого предприятия с внешней средой.
На первый план в этом направлении выходит поиск альтернативных источников финансирования.Необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства. Источниками финансирования в данном случае кроме кредитов на льготных условиях могут стать гранты и субсидии.
Также важно укреплять отношения с контрагентами. Коммерческие кредиты со стороны поставщиков сырья, комплектующих, товаров и других предприятий-контрагентов являются значимым источником финансирования.
Снижение покупательского спроса – это более сложный вызов для бизнеса, готовиться к которому необходимо заранее, просчитав возможные направления привлечения клиентов: предоставление отсрочек оплаты, системы скидок.
Внутреннее направление антикризисного управления отражает те мероприятия, которые могут быть организованы вэндогенной среде малого предприятия.
К таким мероприятиям относится оптимизация затрат. Необходимо сокращать все затраты, без которых бизнес может обойтись. Обычно самые существенные статьи затрат это: аренда, зарплата персоналу и реклама.
В условиях вынужденного сокращения издержек арендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором, влияющим на себестоимость продукции и услуг малых предприятий. Соответственно мерой, направленной на облегчение доступа к имуществу, а также сокращение издержек малых предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности. Придется договариваться о снижении арендной платы с арендодателем или искать более дешевый вариант [2].
Сокращение выплат по заработной плате также является необходимым шагом для выживания малого бизнеса в условиях кризиса. Уменьшение зарплаты необходимо провести так, чтобы сотрудники восприняли этот шаг менее болезненно, разъяснив им необходимость и обратимость данных мероприятий.
Рекламный бюджет тоже потребует пересмотра, потребуется оптимизация рекламных затрат, стоит сосредоточиться только на самой эффективной рекламе.
Также действенной мерой в кризисных условиях для малых предприятий является снижение нормы прибыли за счет предоставления различных систем скидок в целях привлечения большего числа покупателей или заказчиков.
Таким образом, внешние и внутренние направления антикризисного управления позволят предотвратить или снизить негативное воздействие проблем субъектов малого предпринимательства, характеризующих кризисные ситуации.
Список использованных источников
Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики: [Электронный ресурс] // Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2014 URL: http://www.cfin.ru/management/ antirecessionary.
Литвак Е.Г., Мигин С.В. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес: [Электронный ресурс] // URL: http://www.vechnayamolodost.ru/pages/krizimalbiz64.html
Морковина С.С., Панявина Е.А. Механизм обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства в условиях возникновения кризисных ситуаций в экономике [Текст] / С.С. Морковина, Е.А. Панявина // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – №12. – С. 201-205