СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Толстунова Е.С. 1
1Красноярский филиал МЭСИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время в отечественной и зарубежной психологии большой интерес приобретает проблема социального интеллекта. Это связано с тем, что в условиях постоянно изменяющейся социокультурной действительности встает проблема развития и использования человеческого потенциала, предъявляются более высокие требования к быстрому освоению новых социальных знаний и умений, которые способствуют пониманию и интерпретации не только происходящих социальных изменений, но и собственно поведения, а также поведения других людей. В научной литературе под этими способностями подразумевают «социальный интеллект».

Термин «социальный интеллект» был введен в психологию в 1920 году Э. Торндайком. В отечественной психологии определение социального интеллекта одним из первых было дано Ю.Н. Емельяновым. После этого социальный интеллект получил широкое распространение среди зарубежных (Г. Айзенк, X. Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, Н. Кэнтор, Г. Олпорт, Р. Селман, Р. Стернберг и др.) и отечественных психологов (Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, Е.И. Ишутина, В.Е. Клочко, М.Л. Кубышкина, Н.А. Кудрявцева, В.Н. Куницына, Е.С. Михайлова (Алешина), М.В. Молоканов, А.Л. Южанинова и др.).

Все компоненты социального интеллекта направлены на обеспечение успешности поведения личности в коммуникативном взаимодействии, т. е. на выполнение общей интегральной функции социального интеллекта (1).

Социальный интеллект — сложная общая способность личности, включающая группы специальных способностей (подструктуры), направленная на обеспечение ее адаптивного поведения в коммуникативном взаимодействии. Сложной эта способность является потому, что включает значительное количество способностей, организующих поведение личности, релевантное сложным и контекстным характеристикам ситуации коммуникативного взаимодействия (внутренние и внешние детерминанты сложности). Общей эта способность является потому, что она свойственна всем людям, а кроме того, она тесно связана со всеми характеристиками личности, выступая для них своеобразным общим фактором, включающим их в процесс взаимодействия (внутренние и внешние детерминанты общности). Специальные способности — способности, направленные на решение узких и конкретных задач в ситуациях коммуникативного взаимодействия (например, запоминание лиц, организация пространства взаимодействия и др.). Адаптивное поведение — поведение, позволяющее личности встраиваться в ситуацию взаимодействия и достигать его цели, т. е. с разной степенью эффективности осуществлять процесс взаимодействия. Коммуникативное взаимодействие — форма активности личности в коммуникативном пространстве (2).

Ценности личности в структуре социального интеллекта: социальный интеллект является самостоятельной способностью в структуре свойств и характеристик личности. Однако его включенность в организацию и управление поведением личности в коммуникативном взаимодействии задает его проявлениям определенную социальную ценность, детерминируемую совокупностью нравственных, социально>ценных характеристик, в которую входят мотивы поведения, стратегии, установки и свойства личности. Последние имеют определенный уровень сформированности (зрелости, развития) и через социальный интеллект проявляются в коммуникативном взаимодействии. Таким образом, система ценностей личности является значимым фактором, влияющим на социальный интеллект, на все его подструктуры. Но она также и раскрывается в коммуникативном взаимодействии.

Пространства проявления социального интеллекта: первая и вторая подструктуры являются интрапсихическими. Результаты реализации входящих в них способностей представлены в ментальном пространстве (образ и проект поведения личности в коммуникативном взаимодействии). Третья подструктура — интерпсихическая, поскольку проявляется в процессе реального взаимодействия индивидов при экстериоризации ментальных образований в практику поведения. Однако возможна ситуация, когда весь социальный интеллект, включая все три подструктуры, функционирует в ментальном пространстве личности. В этом случае коммуникативное взаимодействие представляется личности, а не осуществляется реально. Поэтому можно говорить, что пространствами проявления социального интеллекта являются два пространства: коммуникативное и ментальное.

Общие функции, выполняемые социальным интеллектом как целостной системой:

1. Социально-психологическое обеспечение взаимодействия личности с другими людьми в коммуникативном пространстве. 2. Развитие личности через формирование специфического социально-психологического опыта через интериоризацию факторов коммуникативного пространства, влияющих на социальный интеллект (культура, информация, модели и схемы самореализации, стиль и модели поведения участников и др.). 3. Трансляция участникам взаимодействия системы ценностей личности, установок, отношений, оценок. 4. Регуляторно-корректирующая функция, направленная на оптимизацию поведения личности в коммуникативном взаимодействии в соответствии с динамикой этого взаимодействия. 5. Развитие психологических механизмов адаптации личности в социуме через участие в коммуникативном взаимодействии.

В настоящее время понятие «социальный интеллект» и проблема его диагностики привлекает все большее внимание исследователей и практиков. Именно с социальным интеллектом связывают успешность в профессиональной деятельности (прежде всего в деятельности, где немаловажное значение имеет взаимодействие с людьми), социальный интеллект считают одним из компонентов творчества (как способность продвинуть идею). Д.В. Ушаков выделяет ряд характерных структурных особенностей социального интеллекта:

• континуальный характер;

• использование невербальной репрезентации;

• потерю точности социального оценивания при вербализации;

• формирование в процессе имплицитного научения;

• использование «внутреннего опыта» (3).

Настаивая на том, что исследования социального интеллекта должны иметь, прежде всего, прикладной характер и служить основой для работы по развитию социального интеллекта, он выделяет следующие критерии для его описания:

• Когнитивные: социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование.

• Эмоциональные: социальная выразительность, сопереживание, способность к саморегуляции.

• Поведенческие: социальное восприятие, социальное взаимодействие, социальная адаптация (4).

Многочисленные попытки создать тесты диагностики социального интеллекта останавливаются на этапе опросников на социальную осведомленность. Хотя ответа на вопрос, как должен диагностироваться социальный интеллект, до сих пор нет. Должен ли социальный интеллект диагностироваться с помощью опросника, который имеет большие преимущества в плане описания реальных ситуаций жизни испытуемых, либо это должен быть задачный метод, так как все-таки мы имеем дело с интеллектуальным процессом.

Поэтому логично, на наш взгляд, использовать для подобной диагностики подход, в чем-то аналогичный подходу к диагностике мотивационной сферы, где сама ситуация диагностики является контролируемым фактором, что повышает прогностическое значение методики (5).

В социальном интеллекте, однако, присутствует компонент, кардинальным образом

отличающий его от всех других видов интеллекта. Этот возможность обращения к внутреннему опыту. Человек не просто пользуемся прошлым опытом внутренней жизни. Он может мысленно поставить себя на место другого человека и непосредственно испытать его переживания, представить, что он будет желать, от чего страдать и к чему стремиться. Способности же социального интеллекта формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека на основании приобретаемого им личного опыта.

Юношеский возраст – это период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Возрастные границы студенческого периода условны и приходятся примерно на 17–18 – 22–23 года. В юношеском возрасте происходит становление социального интеллекта, который является характеристикой человека, проявляющейся во всех сферах его жизнедеятельности.

Н.Н. Князева провела исследование особенностей социального интеллекта в юношеском возрасте и пришла к следующим выводам:

- В юношеском возрасте хорошо развита способность ориентироваться в понимании последствий поведения, предвосхищать поступки людей.

- Юноши большее значение придают вербальному общению, нежели школьники, они способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками, в разных ситуациях общения.

- У девушек наблюдается тенденция к росту чувствительности к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений в сравнении со школьницами, что позволяет им правильно понимать и оценивать речевую экспрессию. Все же девушки большее значение придают анализу невербальных проявлений, чувствительны к невербальной экспрессии, что усиливает способность понимать (6).

В.Н. Куницына доказала, что чем выше уровень социального интеллекта, тем более развиты саморегуляция, уверенность в себе, способность влиять. Чем ниже уровень социального интеллекта, тем больше в нем представлены застенчивость, рефлексивность, агрессивность и т.п., тем более вероятно, по мнению автора, что человек страдает от одиночества, имеет низкое самоуважение, конфликтен, невротизирован, психически и физически истощаем. Таким образом, замечает

В.Н. Куницына, сильно выраженная рефлексивность не способствует развитию социального интеллекта, а энергетический потенциал оказывается его необходимым условием(7).

Студент, обладающий хорошо развитым социальным интеллектом, способен извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует успешной адаптации при поступлении на работу, поддержанию оптимального психологического климата, проявления большего интереса, смекалки, изобретательности и креативности в будущей профессиональной деятельности и позволяет прогнозировать ее успешность.

Литература:

1.Журавлев, А. Л. и др. (2003) Предмет и структура социальной психологии // Психология XXI века : учебник для вузов / под ред. В. Н. Дружинина. М. : ПЕР СЭ. С. 616.

2.Лунева, О. В. (2010) Социальный интеллект как категория социальной психологии // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 151.

3. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта / Д.В. Ушаков // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования/ под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004.-С. 29.

4.Савенков, А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества / А.И. Савенков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. -Т.2.-№4.-С. 101.

5. Юркевич B.C. Проблема эмоционального интеллекта / B.C. Юркевич // Вестник практической психологии образования. - 2005. -№ 3(4). - Июль - сентябрь. - С.10.

6. Князева, Н.Н. Изучение социального интеллекта у школьников и студентов // Юбилейная международная научно-практич. конф., посвященная 200-летию Д.П. Ознобишина. Самара, 2004

7. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2001.

Просмотров работы: 3434