Одна из важнейших задач современного общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, т.к. он служит важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, к родной улице и городу, формирования в нем чувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.
В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую значимость, т.к. включает любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Патриотизм - (от греч. — соотечественник, — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Под патриотическим воспитанием понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему
В рамкахпатриотического воспитания решаются следующиезадачи:
обогащение представлений о Родине – России; воспитание чувства гордости за ее достижения;
воспитание уважения к разным национальностям и их обычаям;
расширение знаний об истории страны и родного края;
формирование духовно-нравственных отношений к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Используя краеведческий материал можно воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, отечеству, помогает формировать у воспитанников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций за счёт становления ключевых компетенций. Дети дошкольного возраста воспринимают окружающую действительность эмоционально, а значит и патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с ними.
Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу, краю происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях родного края, людях - первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе. Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Эффективным средством воспитания патриотических чувств является правильная организация патриотического уголка в группе ДОО. Содержание патриотического уголка в старшей группе включает следующее:
Традиции (в семье, группе, ДОО).
Информация о городе, улицах.
Символика (мелодия гимна, герб, флаг России, своего края).
Подвиги трудовые, боевые.
Материал о семье.
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. В родительских уголках информация по патриотическому воспитанию может быть представлена в форме периодически сменяемых фотовыставок, консультаций, папок – передвижек, работы детей представлены в выставочных уголках.
Итак, патриотическое воспитание детей является одной из задач работы в дошкольной образовательной организации.
Литература:
Маханёва, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – Сфера, 2009.
2. Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.