ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРОЦЕДУРЫ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРОЦЕДУРЫ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Мусихина А.С. 1, Соколова О.Н. 2
1ФГБОУ ВПО "Алтайский Государственный университет"
2ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Некачественный менеджмент предприятия, отсутствие непосредственного участия или пассивное наблюдение за предприятием со стороны государства ведет к снижению его платежеспособности, финансовой неустойчивости и как следствие приводит к банкротству. В целях восстановления платежеспособности хозяйствующего субъекта и погашения задолженности Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" введена процедура финансового оздоровлении за исключением финансовых организаций.

Государство отчасти регулирует специальными нормами Закона о банкротстве предупреждение банкротства, например, такими, как отзыв лицензии, введение временной администрации и отстранение органов управления должника от исполнения обязанностей, реорганизацию должника, контроль за разработкой и выполнением плана финансового оздоровления и пр. Однако при этом роль региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления сведена к нулю. Их позиция учитывается уполномоченным органом, выступающим в качестве кредитора, только после возбуждения дела о банкротстве.

В отношении не менее значимых в социально-экономическом плане градообразующих организаций и организаций-застройщиков Закон о банкротстве не предусматривает каких-либо специальных мер по предупреждению банкротства. Федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления имеют право непосредственного участия в деле о банкротстве после его возбуждения арбитражным судом.

На этом фоне явное преимущество имеют должники - сельскохозяйственные товаропроизводители, в отношении финансового оздоровления которых издан специальный Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти строится на основе создания федеральной и региональных межведомственных комиссий по финансовому оздоровлению, основной задачей которых является решение вопроса о реструктуризации долгов несостоятельных организаций на досудебной стадии.

Однако работа комиссий ограничивается только реструктуризацией задолженности сельхозпроизводителей, иные меры по предупреждению банкротства не применяются.

Вместе с тем на региональном уровне обеспечение финансового оздоровления предприятий далеко не развито и имеется не во всех субъектах РФ, а также оторвано от управления на федеральном уровне и не имеет взаимосвязи с ним.

Инновационным подходом к обеспечению финансового оздоровления предприятий, на наш взгляд, может стать «воссоздание» ликвидированной в 2004 г. Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), основной деятельностью которой являлся мониторинг несостоятельности должников и обеспечение их финансового оздоровления.

Однако данная мера не является единственным вариантом решения вышеуказанной проблемы, к примеру, одним из возможных вариантов может являться межведомственное регулирование на федеральном уровне, а также на региональном, путем создания комиссий по финансовому оздоровлению организаций, имеющих признаки несостоятельности и обратившихся за государственной помощью. Данные комиссии должны функционировать на постоянной основе, для получения более эффективных результатов.

К основным функциям межведомственных комиссий можно отнести не только реструктуризации задолженности по обязательным платежам и денежным требованиям, но и вопросы мониторинга финансового состояния сектора экономики, в котором функционируют предприятия, разработки методик работы с должниками, в том числе по вопросам реорганизации должников, досудебной санации, содействия достижению соглашения должника и кредиторов о реструктуризации задолженности по иным обязательствам и т.д.

Однако финансовое оздоровление предприятия в процедуре банкротства, также как и в предбанкротном состоянии требует не меньшего внимания. Само по себе финансовое оздоровление как процедура банкротства, применяемая к должнику, выполняет цель восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности, согласно Федеральному закону о "несостоятельности (банкротстве)".

Таким образом, исходя из существа финансового оздоровления, органы управления должника, в том числе его руководитель, продолжают выполнять свои функции, правда с отдельными ограничениями и под контролем административного управляющего. Но даже такие ограничения позволяют учредителям (участникам) должника или собственнику его имущества контролировать деятельность должника и защищать свои интересы в ходе проведения финансового оздоровления. В связи с этим, органы управления предприятием, для того чтобы сделать финансовое оздоровление как процедуру банкротства более эффективной должны увязывать план финансового оздоровления предприятия со стратегией его развития.

Вышеуказанные меры по предотвращению банкротства и обеспечению эффективного финансового оздоровления должны применяться в совокупности, целенаправленно для восстановления платежеспособности предприятия и урегулирования задолженности перед кредиторами.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.02.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

  2. Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".

Просмотров работы: 1022