РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ САЙТА ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ-КОНКУРСА «ИННОВАЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ САЙТА ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ-КОНКУРСА «ИННОВАЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

Скокова И.К. 1, Давлеткиреева Л.З. 1
1ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

На сегодня обсуждение ряда проблем является актуальным вопросом во всех сферах общества. В условиях, когда к определенным областям знаний возникают разногласия, то уже невозможно обойтись без конференций, презентаций, семинаров и т.д. И главной задачей является грамотная организация подобных мероприятий. Очень важно, чтобы эти мероприятия были хорошо продуманы и спланированы.

Конференции позволяют услышать о различных подходах к решению одной задачи. Принять участие в мероприятии можно как очно, так и заочно. С развитием информационных технологий (ИТ) востребованной формой заочных мероприятий стали Интернет-конференции [12].

Одно из таких мероприятий проводится в МГУ имени М.В. Ломоносова – Международная Интернет-конференция-конкурс «Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании» (ИП-технологии). Главной задачей является создание постоянно действующей профессионально-ориентированной ИТ для формирования и развития общедоступной электронной библиотеки лучшей преподавательской практики и инновационных педагогических решений, использующих новые ИТ в образовании [13, 23].

Основным инструментом конкурса является сайт, на котором проходит регистрация участников, прием материалов, оглашение результатов. И для того, чтобы сайт не терял свою функциональность, оставался визитной карточкой и учитывать мнения пользователей конференции-конкурса необходимо контролировать его работу. Для реализации новых требований оформляется техническое задание – технический документ (спецификация), оговаривающий набор требований к системе и утверждённый как заказчиком/пользователем, так и исполнителем/производителем системы.

На разработку технического задания существует ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы». В соответствие с данным ГОСТом техническое задание должно состоять из соответствующих разделов.

Объектом исследования является сайт Интернет-конференции-конкурса «ИП-технологии».

Предметом является процесс поведения Интернет-конференции-конкурса «ИП-технологии».

Целью курсовой работы является модернизация работы сайта Интернет-конференции-конкурса.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. обследование современного состояния проблемы организации и проведения конференций;

  2. тенденция развития Интернет-конференций;

  3. анализ состояния сайта Интернет-конференции-конкурса МГУ имени М.В. Ломоносова;

  4. разработка концепции модернизации сайта;

  5. анализ и обоснование технологии для развития проекта.

Средствами анализа являлись методология ARIS (Cause and Effect Diagram – «Диаграмма Исикавы», eEPC – функциональная диаграмма).

Апробация курсовой работы проходила посредством участия в конференциях различного уровня и написания следующих статей:

  1. Скокова И.К. Актуальность и преимущества проведения Интернет-конференции как одной из форм обмена опытом между образовательными учреждениями /И.К. Скокова, Л.З. Давлеткиреева // Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов Международной научно-практической конференции (23-24 октября2014 года) – в 4-х томах, Том 1.–Кемерово: ООО «ЗапСибНЦ»,2014-196 с.

  2. Скокова И.К. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании: опыт проведения ежегодной одноименной Интернет-конференции-конкурса / И.К. Скокова, Л.З. Давлеткиреева // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Текст] / Сборник избранных трудов IX Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. - М.: ИНТУИТ.РУ, 2014. – 957 с. – С. 573-575 –978-5-9556-0165-6.

  3. Скокова И.К. Актуальность проведения заочных конференций посредством применения веб-технологий для удаленной активизации научной деятельности / И.К. Скокова, Л.З. Давлеткиреева // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции 23-24 октября 2014г. - Т. 4/ под ред. С.Л. Иголкина. – Воронеж: ВЦНТИ, 2014.

  4. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Регион в зеркале научного знания (исследованиях молодых ученых)» (г. Находка).

За участия в конференциях были получены следующие дипломы и сертификаты:

  1. диплом победителя в Международной Интернет-конференции-конкурса «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе IT-2014» с работой по теме «Анализ и обоснование преимуществ и проблем проведения Интернет-конференций»;

  2. сертификат за участие во Всероссийской научно-практической конференции студентов аспирантов и молодых ученых «Регион в зеркале научного знания (исследования молодых ученых)»;

  3. сертификат за участие в Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и производства»;

  4. сертификат за участие во II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты».

  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Современное состояние проблемы организации и проведения конференций

В последнее время в сфере образования произошли значительные изменения учебного процесса. Главным толчком послужило использование средств информационных технологий (ИТ), которые способствуют совершенствованию образовательной системы и обеспечения прогресса общества в целом. Если раньше средства использовались преподавателем как вспомогательные – демонстрация презентаций, контроль предыдущего материала и.д. То сейчас возможности технологий, в том числе Интернет, позволили не только представить учебный материал, но и организовать и принять участие в учебном процессе, как в форме научной деятельности [15].

Научная деятельность является одним из важнейших видов деятельности в совершенствовании учебно-воспитательного процесса на основе фундаментальных и прикладных исследований. Научная информация в обществе может передаваться двумя путями: либо при помощи личных контактов, личного участия ученых или специалистов в процессе передачи информации, либо при помощи научно-технической литературы. Развитию научно-исследовательской работе в России уделяется большое внимание. Для того чтобы охарактеризовать на каком уровне находится страна в секторе «Наука», ежегодно проводятся исследования, анализ по различным параметрам, статистические расчеты и т.д. Необходимую информацию формируют в форме отчета, в котором указываются результаты и программу развития научной деятельности на ближайшее время. Согласно данных Федеральной службы государственной статистики, доклада Министерства образования и науки РФ и индикаторов науки можно охарактеризовать удельный вес России в общем числе публикаций в ведущих научных журналах мира растет ежегодно.

Наряду с основами политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом РФ 11 января 2012 г.) и Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ № 2227-р от 8 декабря 2011 г.), долгосрочный прогноз научно-технологического развития РФ является одним из ключевых элементов системы управления экономическим и научно-технологическим развитием страны. Его главной целью является разработка вариантов долгосрочного научно-технологического развития, на основе которых определяются позиции страны в системе международной научной и технологической кооперации, а также необходимые мероприятия для развития национальной инновационной системы.

Основная стратегическая цель, которую ставит Правительство страны – активизация научной деятельности. В основные направления развития науки и технологий на период до 2030 г. в отчете на первом месте представлены информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Интернет рассматривается как платформа для экономического и инновационного развития. Так соединение возможностей ИКТ и концепции «открытых инноваций» дает наибольший эффект на корпоративном уровне. Ряд исследователей оценивают Интернет как пространство, в котором зарождаются высокотехнологичные формы коллективного интеллекта и относят его к «подрывным инновациям».

В связи с данными положениями стратегии в настоящее время всё более актуальным становится вопрос о проведении конференций с помощью веб-технологий – Интернет-конференций, «которые проводятся на сайте конференции или организации, чаще всего на форуме, в виде коллективного обсуждения». Она становится одной из форм обмена опытом между образовательными учреждениями [14].

Преимуществами мероприятий с применением веб-технологий являются:

  • массовость – влияет на охватывает аудитории независимо от географического положения;

  • доступность – для участия необходим компьютер с выходом в Интернет;

  • экономия финансовых средств и времени – формат Интернет-конференции позволяет добиться существенной экономии, связанных с проведением конференции;

  • формат мероприятия настраивается для решения различных задач: закрытый;

  • формирование целевой аудитории на тематическом крупном портале или тематическом сайте [14].

Первые электронные коллекции научных журналов появились в конце 80-х – начале 90-х гг. К середине 90-х гг. большинство мировых издательств стало публиковать электронные версии своих изданий. В России Интернет-конференции стали проводиться в начале 2000-х годов. Первые Интернет-конференции организовывались государственными органами, а затем и другими структурами (научно-образовательными центрами, учебными заведениями, методическими объединениями и т.д.) [15].

Сегодня в научном мероприятии участвуют большое количество исследователей – от студентов до преподавателей, которые используют средства ИТ. Точкой отсчета в становлении общественной науки о менеджменте стала Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства (1921 г.). Среди российских ученых основными докладчиками были А.А. Богданов, В.М. Бехтерев, О.А. Ерманский, С.Г. Струмилин, А.К. Гастев и другие. После проведения этой конференции стали открываться специализированные институты, лаборатории, опытные станции по научной организации труда [12, 18]. На данный момент к научному обществу можно отнести не только именных ученных, но специалистов в различных областях науки.

Интернет может рассматриваться как средство развития интеллектуального самосознания, которое позволит в дальнейшем раскрыть творческий потенциал человека. Технологии предоставляют совершенно новый уровень общения, позволяют максимально эффективно, оперативно распространять информацию, частично заменяя традиционные формы научного общения.

С ростом информационных технологий справочным пособием скоро станут конференции. Потому что имеется тематика, статьи и список литературы, где можно просмотреть ту или иную информацию [12].

Тенденция развития Интернет-конференции

Научной конференцией называется «форма организации научной деятельности, при которой исследователи (ученые, преподаватели, аспиранты и студенты) представляют и обсуждают свои работы» [2, 12]. Сейчас мы о конференциях слышим повсеместно. Для кого-то она является участием в научном мероприятии, чтобы показать свои идеи, а кто-то считает это способом обмена информации.

Научная конференция у небольшой части студентов является серьезным исследованием каких-либо проблем и после окончания университета. Для таких участников научная конференция является местом для обмена опытом, мыслями, идеями, где можно услышать полезную критику, подсказки по вопросу, научиться отражать мнение других участников. Научный обмен и научные контакты становятся более интенсивными и целенаправленными, а круг единомышленников или людей, работающих в близких областях, – более обозримым. Значительное расширение контактов сопровождается в то же время и определенной условностью этих контактов. Оптимизируя распространение научного знания и научных достижений, Интернет создает новые формы социализации научного сообщества.

Принять участие в конференциях можно как очно, так и заочно. Преимущества очной конференции очевидны – участники имеют возможность личного знакомства друг с другом, общения вне формата конференции. Но, в последние годы, с развитием информационных технологий можно принять участие в форме заочной.

Преимущества заочной конференции состоят в возможности принять участие и опубликовать свой научный доклад вне зависимости от места проведения конференции. «Заочная форма снижает финансовые и временные затраты, дает возможность участвовать в международных научных конференциях без проблемы получения виз или отрыва от работы» [12].

Данный вид конференции открывает большие возможности для работы в различных направлениях, технология их проведения достаточно проста. Однако данная форма имеет свои особенности проведения. Для анализа данной проблемы воспользуемся диаграммой Исикавы, которая является инструментом качества для наглядного представления причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами. По-другому эту диаграмму называют «скелет рыбы».

Целью исследования является качественное проведение Интернет-конференций. Для достижения поставленной цели необходимы следующие основные факторы:

  • программа проведения – какие основные процессы сопровождают мероприятие. Необходимы следующие этапы для организации конференции:

  1. информирование участников – размещается специальное объявление на сайте, или рассылается информационное письмо, которое содержит следующую информацию о предстоящей конференции это вид, тематика, организаторы, основные участники, дата проведения, требования к оформлению, контактная информация;

  2. регистрация – может проходить на сайте конференции или по электронной почте с помощью заявки;

  3. прием материалов – все работы, оформленные по требованиям, должны быть размещены на портал или отправленные на электронную почту в определенный срок;

  4. мероприятие – основной процесс, от которого зависит достижение цели. Оно может проходить дистанционно или с помощью дискуссии;

  5. подведение итогов.

  • Интернет – в данный фактор входит то, с помощью чего мы стремимся к цели это не только сеть Интернет, но и оборудование, программное обеспечение. Средства должны быть подготовлены и настроены;

  • статья – фактор является основным материалом. После мероприятия публикуются материалы, которые имеют определенные индексы, которые зависят от статуса проведения конференции;

  • механизмы – как и какими способами выполняется организация;

  • контроль – основные документы на основании чего будет осуществляться процесс. Для данного процесса относятся такие документы, как приказы и распоряжения, протоколы TCP/IP, ISO 9000;

  • участники – с помощью кого происходит взаимодействие на мероприятии.

Визуальное представление цели, факторов, влияющих на нее отражено на рис. 1 [11].

Рисунок 1 – Диаграмма Исикавы

Для положительной характеристики процесса конференции нам нужен «рычаг», без которого мероприятия бы не состоялось – сайт конференции. Для его эффективной работы должны выполняться требования по функциональности и структуре. Успешное проведение мероприятия в дистанционной форме – это одна из наиболее важных составляющих эффективного Интернет-ресурса, который способствует формированию положительного отзыва от пользователей. Без сайта мы не сможем взаимодействовать с другими участниками: обмениваться тезисами, задавать вопросы, получать необходимую информацию, которая определяет главную тенденцию развития современного общества в науке.

Анализ состояния сайта Международной Интернет-конференции-конкурса МГУ имени М.В. Ломоносова

Сайт конференций является площадкой сбора единомышленников. Преподаватели могут поделиться опытом своим студентам из докладов других участников. Есть возможность, не выходя из дома, получить подробную информацию.

На рис. 2 рассмотрен схематичный план проведения мероприятия, который можно условно разделить на 3 этапа [23]:

  1. Подготовительный этап. Как и любой проект, конференция начинается с идеи. Конференция может быть посвящена какому-либо событию или проблеме, которая актуальна на сегодняшний день. Идея мероприятия должна пройти процедуру принятия решения на коллегиальном органе учреждения – собрании трудового коллектива, заседании у директора, ученом совете и т.д. Решение реализуется в приказе. Данный приказ является юридическим документом о проведении конференции. Где прописаны ответственные лица, форма конференции, тематика, план проведения. Следующей задачей является – оповещение участников мероприятия. Оповестить можно несколькими способами: объявление на сайте конференции, адресные письма, в других – рекламные, коммерческие или информационные письма. Текст предстоящего мероприятия должен содержать нужную информацию (вид конференции, тематика, организаторы, основные участники, дата проведения, требования к оформлению, контактная информация).

Рисунок 2 – Модель EPC. Проведение Интернет-конференции

Также нужно подготовить портал Интернет-конференции, техническое и программное обеспечение. Конференция проходит дистанционно, то должна быть возможность длительного хранения размещенных материалов на веб-сервере. Желающие принять участие, должны пройти процедуру регистрации. Работы должны быть высланы на портал до определенного числа, для того чтобы администратор мог ознакомиться с текстом и по необходимости выслать обратно, для исправления.

  1. Основной этап. На данном этапе проходит сама конференция. Загруженные в информационную базу материалы обрабатывались экспертной группой для их анализа, оценки, рейтингования.

  2. Заключительный этап. После того, как основная часть Интернет-конференции завершилась, нужно узнать мнение у участников, требуется найти и выбрать критерии, чтобы оценить эффективность Интернет-конференции, а также публикация материалов конференции.

Интернет-конференции предоставляют нам большие преимущества для образовательного процесса. Но для эффективного процесса необходима работа программных и технических средств, прежде всего – это «профессионально-ориентированная информационная технология». Она является основным инструментом, дает возможность взаимодействовать между собой участников конференции. Основными требованиями технологий для Интернет-конференции являются информативность, доступность, простота использования, результативность.

В МГУ им. М.В. Ломоносова ежегодно с 2011 года проводится Международная Интернет-конференция-конкурс «Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании» (ИП-технологии). Главной задачей конференции-конкурса является создание постоянно действующей профессионально-ориентированной ИТ для формирования и развития общедоступной электронной библиотеки лучшей преподавательской практики и инновационных педагогических решений, использующих новые информационные технологии в образовании [23].

Целью конкурса является поддержка и стимулирование педагогического творчества вузовских преподавателей и школьных учителей в условиях информатизации общества и системы образования [23].

Инновация (от лат. in – в, novus – новый) означает нововведение, новшество. Инновации в образовании – процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приёмов и средств обучения. Образовательные инновации рассматриваются с различных позиций с учетом специфики проблематики, а также даются различные критерии для характеристики степени инновационности.

Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы быть готовой к любому, даже непредвиденному будущему, и способной адаптироваться к новым ситуациям.

Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом [19].

Согласно проведенному анализу можно выделить следующие наиболее применяемые на практике критерии инновационности: новизна, актуальность, результативность, возможность применения в массовой практике.

Под новизной будем понимать степень оригинальности инновационных подходов, комбинирование известного, представляющего в совокупности новизну.

Актуальность представляет собой соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества, опыт направлен на решение важнейших проблем обучения, воспитания и развития учащихся.

Под результативностью понимается получение качественно новых результатов, практическая ориентированность, наличие положительных отзывов.

Возможность применения в массовой практике является последним, но не менее важным критерием. Инновации, творчески освоенные отдельными преподавателями, после апробации и объективной оценки могут быть рекомендованы и к массовому внедрению [13].

Данные критерии позволяют определить какие работы, представленные на сайте конференции-конкурса могут быть в числе победителей и лауреатов. Основу для педагогического творчества создает знание данных критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций. Четкое представление о их содержании и критериях, владение методикой их применения позволяют как отдельным педагогам, так и руководителям подразделений и учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение [13].

  1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Разработка концепции модернизации сайта

Концепция сайта разрабатывается с учетом анализа и оценки данных. Формирование единого видения проекта, в виде концепции сайта, согласованного с Заказчиком, позволяет разрабатывать и внедрять современные веб-проекты, ориентированные на целевых посетителей ресурса.

Сайт Интернет-конференции-конкурса «ИП-технологии» представляет собой информационную структуру, доступную в сети Интернет под доменным именем http://ip2014.it-edu.ru/. К целевой аудитории сайта можно выделить следующие группы: студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели, научные деятели.

Требования к разграничению доступа

Информация, размещаемая на сайте, является общедоступной.

Пользователей сайта можно разделить на группы в соответствии с правами доступа: организаторы, экспертная комиссия, участники-слушатели, участники-докладчики, администратор, посетитель.

Доступ к личному кабинету должен осуществляться с использованием уникального логина и пароля. Логин и пароль составляются при регистрации на сайт.

Для обеспечения защиты от несанкционированного доступа к административной части при составлении паролей рекомендуется придерживаться правилам (см. приложение А, п 4.1.2).

Требования к функциям (задачам), выполняемым сайтом

ФИО разделить на три отдельных поля.

Добавить следующие раскрывающиеся списки:

1. Ученая степень (доктор, аспирант и т.д.).

2. Должность (преподаватель, учитель и т.д.).

3. Выбор страны (поскольку это международная конференция), с возможностью выбора региона.

4. После выбора региона должен появиться список с вузами, находящимися в выбранном регионе.

Меню сайта должно быть аналогичным меню сайта основной конференции (http://conf.it-edu.ru/).

Для удобства навигации по сайту желательно включить следующие разделы:

  1. организация (подменю: программный комитет, организационный комитет, пресс-релиз, соучредители);

  2. прием работ (подменю: правила приема, требования к работам);

  3. итоги (на странице с итогами конференции должно публиковаться или прикрепляться решение конференции).

На страницу регистрации работ нужно добавить следующие списки:

1. Выбор одной из 5 видов работ:

  • учебник;

  • программа;

  • статья;

  • электронный ресурс;

  • презентация;

  • другое.

2. Выбор одной из трех секций:

  • Теоретические и учебно-методические решения в непрерывном образовании;

  • ИПТ в ИТ-образовании;

  • ИПТ в предметных областях.

После того, как работа будет загружена, везде, где она будет отображаться, необходимо также подгружать информацию о стране (регионе) и ВУЗе, которые вводились при регистрации участника выложившего эту работу.

Для каждого вида работ должны быть сформулированы требования к каждой из них: статья в rtf, презентация и учебники в pdf, электронный ресурс в виде ссылки с ее описанием в pdf, описание программы в pdf.

При просмотре работы дополнительно нужно выводить следующую информацию, указанную при ее регистрации: Вид работы, Статус; Аудитория; Регион; ВУЗ.

Необходимо также добавить кнопку «Задать вопрос автору. Вопрос должен высылаться на электронный адрес автора работы, который он указывал во время регистрации на сайте.

Добавить возможность просмотра работ по годам.

Экспертиза. Каждую работу проверяет эксперт. Выставляя ей соответствующий статус (принята/ не принята). Эксперт после ознакомления с работой пользователя нажимает на кнопку «Экспертиза», после чего появляется соответствующая форма, где он из выпадающего списка выставляет статус работы и, если она не принята, указывает причину. Данные с этой формы должны высылаться автору работы на электронную почту, указанную во время регистрации.

Все ссылки последних загруженных работ на главной странице направляют пользователя на страницу с перечнем работ во всех трех номинациях.

Сертификаты. В личном кабинете каждого участника конференции необходимо добавить возможность отправки сертификата на электронную почту. Должно быть два вида сертификатов: для победителей конференции; для лауреатов.

В сертификатах должны выводиться следующая информация:

  • Фамилия, Имя и Отчество победителя (лауреата) – должны подгружаться из учетной записи;

  • Научная степень, ВУЗ – также подгружаются из базы;

  • Дата;

  • Название конференции;

  • Номинация и Название работы.

Сайт должен быть выполнен на русском и английском языках.

Результатом разработки концепции является подробно составленное, грамотное, правильное техническое задание на модернизацию сайта (приложение А). В нем прописаны технические параметры, дизайн, интерфейс, этапы выполнения работ, что способствует достижению целей, поставленных Заказчиком.

Анализ ИТ-решений для развития проекта

Сейчас формируется развитие применения ИКТ в дистанционных мероприятиях – визуальные (трёхмерные) технологии (3D). Данный формат активно используется в кино, рекламе, СМИ. Но и сфера образования не остается в стороне.

Визуализация открывает новые возможности, как для участников, так и для организаторов конференции. 3D-технологии раскрывают перспективы очного участия. Не выходя из дома, мы попадаем на виртуальную площадку, которая обладает возможностями визуального представления информации к дополненной реальности. Виртуальная наглядность позволяет участникам лучше понять принцип действия, взаимодействовать с другими участниками, в презентационной форме изучить представленный материал. Визуальные эффекты «расширяют границы восприятия – мыслить быстрее, помнить дольше, принимать решения эффективнее» [15, 20].

Таким образом, системы позволяют использовать современные технологии «реальности». Рынок технологических решений предлагает платформы, которые являются инструментом проведения визуальных Интернет-конференций, такие как «Firestorm-Release», «Timvi», «vAcademia».

Одна из таких платформ, которая основана на игровых серверах является «Firestorm-Release». А сервер, который выступает как связующее звено между научно-исследовательскими группами, развиваясь для расширения возможностей исследователей и соединяя удалённые уголки, называется Pax Grid. Во время проведения конференций большое внимание уделяется организации онлайн обсуждения работ, представляемых докладчиками [24].

Платформа «Timvi» это виртуальное 3D-пространство, которое можно использовать для встреч, как офис, как учебный класс, как выставочное пространство. Все возможности смоделированы в формате 3D, с эффектом присутствия. К платформе подключены основные коммуникационные сервисы – видеоконференции, голосовой чат, видеочат, пользователи могут синхронно, одновременно просматривать различный контент – сайты, офисные документы, видео, и могут их скачивать [1].

«vAcademia» это образовательная трехмерная виртуальная среда, в которой можно проводить учебные занятия: лекции, семинары, практики, презентации, тренинги для групп, включающих до нескольких десятков пользователей одновременно. В виртуальном мире обеспечиваются возможности общения учащихся через голосовые и текстовые коммуникации, а преподавателю предоставляется разнообразный учебный инструментарий: интерактивные доски, указки, инструменты рисования, презентации Power Point и др [21].

Научное Web-пространство, где участники могли публиковать и читать информацию, переходит на новую объединённую «реальность», которая предоставит пользователям возможность публиковать, читать, оценивать информацию, используя для этого современные цифровые-коммуникационные технологии. Платформы станут «программным двигателем», который будет способствовать изменениям повышению образовательной среды. Но использование визуальных технологий имеют и обратную сторону – виртуализация общения, общение с аватарами, программами и объектами несуществующей реальности. Согласно исследованиям психологов, которые изучают IT, происходит формирование определённой IT зависимости. По мнению специалистов, это свидетельствует о боязни общения в живую. «Но и существует ещё одно мнение психологов на увлечение чатами это проявление второй натуры подростков, как новый способ самовыражения, удобное средство для реализации естественной потребности в мире новых технологий» [17].

Таблица 1 – Анализ 3D-платформ

Параметры

Firestorm-Release

Timvi

vAcademia

Разработчик

Сервис научных связей и возможностей Pax Grid

Avrorus

Виртуальные пространства

Область применения

Образование, бизнес

Бизнес, образование, страхование, туризм, недвижимость, медицина

Образование

Продолжение табл. 1

Преимущества

  • голосовой чат;

  • демонстрация информации;

  • просмотр материалов;

  • видеоконференция;

  • возможность получения сборников конференций

  • установленная по времени техническая поддержка

  • голосовые возможности как в реальном режиме, а так же использование мимики и жестов;

  • видеоконференция

  • демонстрация информации;

  • видеоинформация;

  • слайд шоу;

  • электронные каталоги;

  • интерактивные информеры для онлайн редактирования;

  • чат с аудиторией

  • голосовой чат;

  • демонстрация информации;

  • видеоконференция

  • оповещение на занятие;

  • использование мимики и жестов;

  • загрузка файлов любого типа;

  • возможность записи занятий;

  • выбор инструментов для преподавания

Недостатки

Ценовой показатель, сервис рассчитан на узкую область знаний (медицина), сложное управление в системе

Ограничение пользователей, удаленная поддержка пользователей

Сложное управление в системе, ограничение числа занятий

Количество пользователей (минимальное) чел.

50

3

2

Цена (минимальная), руб.

28400

350

-

Интернет нашего времени является сложной системой «виртуальных миров», сообществ, групп. В основе большинства «виртуальных платформ» лежит принцип общения. Виртуальные миры – динамичные лаборатории, которые предлагают инструментарий для развития науки Переход от игровой среды позволит студентам повысить интерес к научной студенческой жизни. Участие такого вида Интернет мероприятия является для учащегося переходом на новый уровень игры. Современная среда позволит: вовлечь учащихся в научную и исследовательскую работу, делая процесс изучения интересным и понятным; стимулировать творческую деятельность студента; повысить уровень подготовки выпускников ВУЗов.

Анализ платформ, представленный в табл.1, показал, что каждая из них имеет свои преимущества для определенной области применения. Но широкий функционал возможностей имеет платформа «Timvi», которая объединяет в себя центры обучения, бизнеса и предоставления прочих услуг. Более подробно данная платформа представлена в следующем параграфе.

Обоснование «Timvi»-платформы для развития проекта

В 2013 году компания Avrorus представила платформу Timvi – виртуальный бизнес центр, в котором любая компания может построить себе офис или конференц-зал любого размера и использовать его для встреч с партнерами, клиентами или обучения сотрудников.

Рисунок 3 – Виртуальный мир на платформе Timvi

Данная платформа является универсальной, так как ее можно использовать для общения с друзьями, обучения и для построения собственного бизнеса.

В виртуальном пространстве присутствие сопровождается аватаром – виртуальное, многомерное, персонализированное, личное изображение человека, которым он управляет в 3D пространстве, взаимодействуя с другими пользователями. В программе имеются возможности настройки аватара, представленные на рис. 4 [1].

Рисунок 4 – Настройка аватара

Платформа предлагает свои виртуальные офисы, учебный класс «Ломоносов», кинозал, конференц-зал и выставочное пространство, а также индивидуальный выбор помещений.

  1. Индивидуальный офис (рис. 5) – подходит для проведения переговоров, представления компании. В виртуальном пространстве сохраняется конфиденциальность информации с помощью блокировки двери. Имеются возможности голосового, видео и текстового чатов, применения инструментов для онлайн демонстрации – презентация, документы, аудио, видео, изображение. Подходит для сферы недвижимости, консалтинга, туризма и страхования [1].

Рисунок 5 – Иллюстрация индивидуального офиса

  1. Учебный класс (рис. 6) – 3D класс «Ломоносов» предназначен для проведения любых онлайн-занятий, семинаров, мастер-классов, тренингов. Увлекательный формат занятий в 3D классе заинтересует и раскрепостит студентов, а также обеспечит эффективную двухстороннюю взаимосвязь. Имеются возможности голосового, видео и текстового чатов, применения инструментов для онлайн демонстрации – презентация, документы, аудио, видео, изображение. Подходит для образовательных учреждений, тренинговых центров, репетиторских занятий [1].

Рисунок 6 – Иллюстрация индивидуального офиса

  1. Конференц-зал (рис. 7) – проведение в виртуальном конференц-зале, конференций, семинаров и презентаций с эффектом реального присутствия и участие в них из любой точки мира, что позволяет сократить временные и финансовые затраты на командировки и аренду помещений. Мероприятие обеспечит большее чувство вовлечения, позволит участникам раскрепоститься, а организаторы будут видеть их реакцию, эмоции и жесты, что является важным психологическим преимуществом. Имеются возможности голосового, видео и текстового чатов, применения инструментов для онлайн демонстрации – презентация, документы, аудио, видео, изображение. Подходит для проведения мастер классов, для образовательных учреждений, тренинговых центров, корпоративного обучения [1].

Рисунок 7 – Иллюстрация конференц-зала

  1. Выставочное пространство (рис. 8) – посещение виртуальных выставок картин, фотографий и ценных экспонатов. Обсуждение мероприятий онлайн из любой точки мира. Имеются возможности голосового, видео и текстового чатов, применения инструментов для онлайн демонстрации – презентация, документы, аудио, видео, изображение. Подходит для мероприятий, которые проходят в музеях, галереях, в образовательных учреждениях и т.п. [1].

Рисунок 8 – Иллюстрация выставочного пространства

Благодаря 3D – пространству можно узнать много нового и интересного, а также поучаствовать в уникальных мероприятиях в 3D формате.

Сейчас данное направление не вошло ещё в нашу повседневную жизнь. И трудно представить, что твой образ находится в виртуальном мире. Но может быть это станет толчком в развитии ИКТ в науке, и мы начнем использовать новые возможности для учебного и научного процесса в вузе [11].

Технологии виртуальной реальности, виртуального окружения в ближайшее время будут применяться в образовании так, как мы в повседневной жизни используем телевидение, персональные компьютеры, мобильные телефоны и т. п. Остается надеяться, что Россия в этом направлении будет двигаться, не отставая от других стран.

Заключение

С течением времени информационная ситуация в науке меняется кардинальным образом. Нарастание научных информационных потоков, развитие технологий накопления и передачи информации сформировали потребность научного сообщества в использовании знаний коллег, в обсуждении результатов своего труда через научные коммуникации, которые являются основным механизмом функционирования и развития науки, одним из важнейших средств ее связи с обществом, а также необходимым условием формирования и развития личности ученого. Основу научной коммуникации составляет профессиональное общение ее участников.

Важным средством научных коммуникаций, организующим общение внутри научного сообщества и обмен результатами научно-исследовательской работы, является проведение семинаров, конференций, форумов, заседаний научных обществ. С развитием технологий, Интернет предоставляет новые возможности взаимодействия общества в секторе «Наука» как для исследований, так и для обмена информацией через Интернет-конференции, электронные публикации, разнообразные сайты научной направленности, услуги электронной почты и др.

Интернет-технологии предоставляют совершенно новый уровень общения, позволяют максимально эффективно, оперативно и квалифицированно распространять информацию, обеспечивая информационные потребности специалистов, при этом частично заменяя традиционные формы научного общения.

Применение Интернет-технологий невозможно без создания собственного сайта, отвечающего современным требованиям. Главной целью курсовой работы является модернизация работы сайта Интернет-конференции-конкурса.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. обследовано состояние проблемы, связанное с проведение научных мероприятий с помощью Интернет-технологий;

  2. проанализировано состояние сайта Интернет-конференции-конкурса МГУ им. М.В. Ломоносова;

  3. разработана и обоснована концепция для существующего решения;

  4. проанализированы технологические решения для дальнейшей реализации проекта;

  5. обоснован выбор проектного решения.

Результат выполнения задачи обследование состояния проблемы, связанная с проведением научных мероприятий, выражен в исследовании: понятия «конференция», формы и этапы проведения, влияние развитие технологий на конференции. В работе был проведен анализ факторов, определяющих сущность Интернет-конференций, и построена модель «Диаграмма Исикавы», с применением методологии ARIS.

Результат выполнения задачи анализ состояния сайта Интернет–конференции-конкурса выражен в изучении существующего сайта и его структуры, и в написании технического задания. В работе был проведен анализ этапов Интернет-конкурса и построена модель «eEPC», с применением методологии ARIS.

В рамках рассмотрения дальнейшего развития проекта были изучены новые технологии, применяемые для проведения Интернет мероприятия, и проведен анализ выбранного решения.

Таким образом, все поставленные нами задачи были выполнены.

Во время курсовой работы были написаны и опубликованы несколько статей по рассматриваемой проблеме.

Интернет-технологии становятся важным механизмом развития науки, предоставляя совершенно новый уровень общения, позволяют максимально эффективно, оперативно и квалифицированно распространять информацию, обеспечивая информационные потребности специалистов, при этом частично заменяя традиционные формы научного общения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. 3D Timvi – ваше собственное виртуальное 3D пространство [Электронный ресурс] // Avrorus. URL: http://avrorus.ru/timvi/ (дата обращения: 16.11.2014).

  2. Белините А. Научные конференции: кто, зачем и почему? [Электронный ресурс] // Шпиль: студенческая газета. 2013. URL: http://shpil.info/rus/art/1686.html (дата обращения: 16.11.2014).

  3. ГОСТ 24.103-84 «Автоматизированные системы. Основные положения».

  4. ГОСТ 24.104-85 «Автоматизированные системы. Общие требования».

  5. ГОСТ 34.003-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения».

  6. ГОСТ 34.201-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем».

  7. ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания».

  8. ГОСТ 34.602-89 «Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы».

  9. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

  10. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15271-02 «Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 Процессы жизненного цикла программных средств».

  11. Давлеткиреева Л.З., Скокова И.К. Актуальность и преимущества проведения Интернет-конференции как одной из форм обмена опытом между образовательными учреждениями/ Л.З. Давлеткиреева, И.К. Скокова // Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов Международной научно-практической конференции (23-24 октября 2014 года) – в 4-х томах, Том 1. – Кемерово: ООО «ЗапСибНЦ», 2014 - 196 с. – C. 99-101.

  12. Давлеткиреева Л.З., Скокова И.К. Актуальность проведения заочных конференций посредством применения веб-технологий для удаленной активизации научной деятельности / Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции 23-24 октября 2014г. - Т. 4/ под ред. С.Л. Иголкина. – Воронеж: ВЦНТИ, 2014.

  13. Давлеткиреева Л.З., Скокова И.К. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании: опыт проведения ежегодной одноименной Интернет-конференции-конкурса // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Текст] / Сборник избранных трудов IX Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. - М.: ИНТУИТ.РУ, 2014. – 957 с. – С. 573-575 –978-5-9556-0165-6.

  14. Давлеткиреева Л.З., Сухомлин В.А. Обзор трудов III Международной Интернет-конференции «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе IT-образования –2013» // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Текст] / Сборник избранных трудов VIII Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. - М.: ИНТУИТ.РУ, 2013. – 829 с. – ISBN 978-5-9556-0155-7

  15. Давлеткиреева Л.З., Сухомлин В.А., Андропова Е.В., Иванов Н.Е., Якушин А.В. Интернет-конференция-конкурс как технология сбора лучшей практики и творчества преподавателей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2012. - № 4. - 360 с. – С. 86 - 98.

  16. Давлеткиреева Л.З., Сухомлин В.А., Андропова Е.В., Иванов Н.Е., Якушин А.В. Интернет-конференция-конкурс как технология сбора лучшей практики и творчества преподавателей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2012. - № 4. - 360 с. – С. 86 - 98.

  17. Кувшинов С.В., Усков Г.Н. 3D в образовании: восторженные ожидания и реальные тревоги [Электронный ресурс] // 3D Лига: сайт. – URL: http://www.3dliga.ru/3d-news-3d-in-education.html (дата обращения: 10.11.2014).

  18. Маршев В.И. История управленческой мысли. М.: Инфра-М, 2010. – (Серия: Учебники ЭФ МГУ им. Ломоносова).

  19. Махмутова, М.В., Давлеткиреева, Л.З. Инновационный подход к технологии подготовки ИТ-специалиста в университете [Текст] / Махмутова М.В., Давлеткиреева Л.З. // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 2013. – № 2. – С. 103-116. – Библиогр.: с. 115.

  20. Почтеннов П. Виртуальный эффект [Электронный ресурс] // Российская Газета: Интернет-журн. 08.07.2014. URL: http://www.rg.ru/2014/07/08/kontent.html (дата обращения: 10.11.2014).

  21. Проект №28 «vAcademia» [Электронный ресурс] // Startbase. URL: http://www.startbase.ru/projects/28/view/ (дата обращения: 16.11.2014).

  22. РД 50-34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов».

  23. Сайт «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе IT-образования-2014» [Электронный ресурс]. – URL: http://ip2014.it-edu.ru (дата обращения: 17.10.2014).

  24. Сервис научных связей и возможностей Pax Grid [Электронный ресурс] // Pax Grid. URL: http://www.paxgrid.ru/basic_site/about.php?lang=rus (дата обращения: 16.11.2014).

  25. СМК-СМГТУ-42-09. Система менеджмента качества. Стандарт организации. Курсовой проект (работа): структура, содержание, общие правила выполнения и оформления.

  26. Технологические и организационные особенности проведения Интернет-конференций. URL: http://www.sibdisnet.ru/provedinetkonf.html (дата обращения: 20.09.2014).

  27. Чуксина И.Г. Обучающая технология деловым и научным коммуникациям// Известия БГАРФ: научный журнал. – 2013. – № 2 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: http://bffsa.com/files/editors/Doc/izvestia/24-2013/obrazovatelnye-tehnologii.pdf (дата обращения: 11.12.2014).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

Интернет-конференция-конкурс

«Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании (ИП-технологии)»

Техническое задание

Версия 1.1

(приложение А)

Листов: 19

Магнитогорск

2014

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 4

1МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7

Современное состояние проблемы организации и проведения конференций 7

Тенденция развития Интернет-конференции 10

Анализ состояния сайта Международной Интернет-конференции-конкурса МГУ имени М.В. Ломоносова 13

2АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18

Разработка концепции модернизации сайта 18

Анализ ИТ-решений для развития проекта 21

Обоснование «Timvi»-платформы для развития проекта 24

Заключение 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ А 34

Термины и определения 38

Общие сведения 40

Назначение документа 40

Наименование Исполнителя и Заказчика 40

2.1Основание для модернизации сайта 40

Плановые сроки начала и окончания работ по модернизации сайта 40

Порядок оформления и предъявления результатов работ 40

Назначение и цели модернизации сайта 40

Назначение сайта 40

Цели модернизации сайта 40

Основные цели модернизации сайта 40

Целевая аудитория 40

Требования к сайту 41

Требования к сайту в целом 41

Требования к структуре и функционированию сайта 41

Требования к разграничению доступа 41

Требования к функциям (задачам), выполняемым сайтом 41

Требования к видам обеспечения 52

Требования к информационному обеспечению 52

Требования к хранению данных 52

Требования к языкам программирования 52

Требования к лингвистическому обеспечению 53

Требования к программному обеспечению 53

Требования к аппаратному обеспечению 53

Состав и содержание работ по модернизации сайта 53

Порядок контроля и приемки сайта 53

Виды, состав, объем и методы испытаний 53

Общие требования к приемке сайта 53

Требования к составу и содержанию работ по вводу сайта в эксплуатацию 53

Требования к документированию 54

Источники разработки 54

Дополнительно 54

Термины и определения

Специальные термины, используемые в настоящем ТЗ, приведены в таблице ниже. Прочая техническая терминология понимается в соответствии с действующими стандартами и рекомендациями международных органов, ответственных за вопросы стандартизации в сети Интернет.

Таблица А.1 – Термины и определения по сайту

Термин

Описание

CAPTCHA («Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart»)

Компьютерный тест, используемый для того, чтобы определить, кем является пользователь системы: человеком или компьютером. Основная идея теста: предложить пользователю такую задачу, которую может решить человек, но которую крайне трудно научить решать компьютер. CAPTCHA чаще всего используется для предотвращения автоматических отправок сообщений, регистрации, скачивания файлов, массовых рассылок и т. п.

IP-адрес

Адрес узла в сети, построенной по протоколу IP.

RSS

Формат данных, предназначенный для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами.

World wide web (WWW, web, веб)

Распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернет. Приставка «веб» может использоваться для обозначения объектов, ориентированных на использование в WWW или использующих типичные для WWW технологии (например, веб-интерфейс - интерфейс на базе веб-страниц)

Административная часть сайта

Закрытая от посетителей часть сайта, предназначенная для управления сайтом. Управление осуществляется администратором (техническая поддержка) и редактором сайта (информационная поддержка)

Администратор сайта

Специалист, осуществляющий техническую поддержку сайта.

Альтернативная подпись рисунка

Текстовая подпись, которая появляется на месте рисунка, если в веб-браузере отключены изображения

Блог

Сайт или раздел сайта, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи, актуальные на текущий момент, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху

Веб-браузер (браузер)

Клиентская программа, поставляемая третьими сторонами и позволяющая просматривать содержимое веб-страниц

Веб-интерфейс

Совокупность экранов и элементов управления системы, позволяющих пользователю, осуществляющему доступ к системе через веб-браузер, осуществлять поддержку и управление системой

Продолжение табл. А.1

Веб-сайт (сайт)

Совокупность взаимосвязанных статических и динамических страниц, содержащих текстовые данные, рисунки, видео и другую цифровую информацию, объединенная под одним адресом (доменным именем или IP-адресом) в сети Интернет

Гиперссылка

Активный фрагмент текста или изображения, позволяющий загрузить другую страницу или выполнить определенное действие.

Дизайн веб-сайта

Уникальные для конкретного веб-сайта структура, графическое оформление и способы представления информации

Дизайн-шаблон страниц

Файл, содержащий элементы внешнего оформления страниц сайта, а также набор специальных тегов, используемых системой публикации сайта для вывода информации при создании окончательных страниц

Динамическая страница

Страница сайта, которая при помощи программного кода обрабатывает и выводит информацию из базы данных

Доменное имя

Символьное имя иерархического пространства сети Интернет. Полное имя домена состоит из имён всех доменов, в которые он входит, разделённых точками

Мета-тэг

Элемент разметки веб-страницы. Используется для описания страницы, ключевых слов и других данных.

Наполнение (контент)

Совокупность информационного наполнения веб-сайта. Включает тексты, изображения, файлы и т.п. предназначенные для пользователей сайта.

Общедоступная часть сайта

Основная информационная часть сайта, открытая для посетителей

Редактор (контент-менеджер)

Специалист, осуществляющий информационную поддержку сайта

Резервная копия

Совокупность объектов базы данных, представленная в виде файлов, позволяющая восстановить точную копию структуры исходной базы данных в аналогичной системе управления базами данных

Система управления сайтом (CMS)

Информационная система, позволяющая авторизованным пользователям производить изменения иерархической структуры и информационного наполнения веб-сайта без использования каких-либо дополнительных специальных программных средств

Статическая страница

Страница сайта, которая не обращается к базе данных; вся информация хранится в коде страницы

Хостинг

Услуга по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети Интернет

Элемент наполнения (контента)

Отдельная запись в базе данных, внешнее представление которой зависит от управляющего ей программного модуля (например, в модуле «новостная лента» элементом наполнения является отдельная новость)

Общие сведения Назначение документа

Настоящее Техническое задание определяет требования к сайту Интернету-конференции-конкурса «Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании (ИП-технологии)».

Наименование Исполнителя и Заказчика

Заказчик

Лаборатория открытых ИТ факультета ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, д.т.н., Сухомлин В.А.

Исполнитель

Скокова И.К, студентка 4 курса кафедры Прикладная информатика (ПИ) Института Энергетики и автоматизированных систем МГТУ им. Г.И. Носова

  1.  
    1. Основание для модернизации сайта

Основанием для разработки сайта является Договор №1 от 14 ноября 2014 г. между кафедрой ПИ МГТУ им. Г.И. Носова и факультета ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова

Плановые сроки начала и окончания работ по модернизации сайта

Начало работ: сентябрь 2014 г.

Окончание работ: июль 2015 г.

Содержание и длительность отдельных этапов работ приведены в разделе настоящего ТЗ. Сроки, состав и очередность работ являются ориентировочными и могут изменяться по согласованию с Заказчиком.

Порядок оформления и предъявления результатов работ

Работы по модернизации сайта производятся и принимаются поэтапно.

По окончании каждого из этапов работ, перечисленных в разделе настоящего ТЗ, Исполнитель представляет Заказчику соответствующие результаты, и стороны подписывают Акт сдачи-приемки работ.

Назначение и цели модернизации сайта Назначение сайта

Сайт предназначен:

  • для приема материалов на конкурс;

  • для просмотра представленных материалов;

  • оценки работ экспертной комиссии;

  • предоставление информации и результатов по конференции.

Цели модернизации сайта Основные цели модернизации сайта

Цель сайта – поддержка и стимулирование педагогического творчества вузовских преподавателей и школьных учителей, аккумулирование и пропаганда лучшей педагогической практики в условиях информатизации общества и системы образования.

Целевая аудитория

В целевой аудитории сайта можно выделить следующие группы, которые относятся к научному сообществу: студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели, научные деятели.

Требования к сайту Требования к сайту в целом Требования к структуре и функционированию сайта

Сайт представляет собой информационную структуру, доступную в сети Интернет под доменным именем http://ip2014.it-edu.ru/.

Сайт состоит из взаимосвязанных разделов с четко разделенными функциями.

Дополнительные требования не предъявляются.

Требования к разграничению доступа

Информация, размещаемая на сайте, является общедоступной.

Пользователей сайта можно разделить на группы в соответствии с правами доступа:

  1. Организаторы.

  2. Экспертная комиссия.

  3. Участники-слушатели.

  4. Участники-докладчики.

  5. Администратор.

  6. Посетитель.

Доступ к личному кабинету должен осуществляться с использованием уникального логина и пароля. Логин и пароль составляются при регистрации на сайт.

Для обеспечения защиты от несанкционированного доступа к административной части при составлении паролей рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Длина пароля должна быть не менее 8 символов.

  2. Пароль должен состоять из цифр и латинских букв в разных регистрах; желательно включать в пароль другие символы, имеющиеся на клавиатуре (например, символы / ? ! < > [ ] { } и т.д.).

  3. Пароль не должен являться словарным словом или набором символов, находящихся рядом на клавиатуре. В идеале пароль должен состоять из бессмысленного набора символов.

  4. Все пароли необходимо менять с определенной периодичностью, оптимальный срок - от трех месяцев до года.

Требования к функциям (задачам), выполняемым сайтом

ФИО разделить на три отдельных поля

Добавить следующие раскрывающиеся списки:

  1. ученая степень (доктор, аспирант и т.д.);

  2. должность (преподаватель, учитель и т.д.);

  3. выбор страны (поскольку это международная конференция). Если выбрана РФ, то должен появиться раскрывающийся список с возможностью выбора региона;

  4. после выбора региона должен появиться список с вузами, находящимися в выбранном регионе.

Рисунок A.1 – Форма регистрации

После прохождения регистрации и входа в личный кабинет необходимо чтобы на каждой странице на месте кнопки «Войти» отображалась кнопка «Выйти».

Поместить в шапку сайта на главной странице баннер с ключевыми датами проведения конференции.

После подведения итогов и выбора победителей на сайте нужно опубликовать решение конференции, в котором будут расписаны все итоги: списки победителей и лауреатов, сколько работ было принято (можно это все разгруппировать по номинациям) и т. д.

Желательно, чтобы меню сайта было аналогичным меню сайта основной конференции (http://conf.it-edu.ru/). Можно разместить его с левой стороны и сделать следующие разделы:

  • Организация (подменю: программный комитет, организационный комитет, пресс-релиз, соучредители);

  • Прием работ (подменю: правила приема, требования к работам);

  • Итоги (на странице с итогами конференции должно публиковаться или прикрепляться решение конференции).

Требования к оформлению статей нужно взять с сайта основной конференции (http://conf.it-edu.ru/conference/2013/typography-requirements).

Рисунок A.2 – Форма добавления работ

На страницу регистрации работ нужно добавить следующие раскрывающиеся списки:

  1. Выбор одной из 5 видов работ:

  • Учебник;

  • Программа;

  • Статья;

  • Электронный ресурс;

  • Презентация;

  • Другое.

При выборе «Другое» открывается текстовое поле, куда можно вписать вид работы, или становится активным и доступным для редактирования.

  1. Выбор одной из трех секций:

  • Теоретические и учебно-методические решения в непрерывном образовании;

  • ИПТ в ИТ-образовании;

  • ИПТ в предметных областях.

После того, как работа будет загружена, везде, где она будет отображаться, необходимо также подгружать информацию о стране (регионе) и ВУЗе, которые вводились при регистрации участника выложившего эту работу.

Для каждого вида работ должны быть сформулированы требования к каждой из них и доступны в подменю «Требования к оформлению работ». Статья в rtf, презентация и учебники в pdf, электронный ресурс в виде ссылки с ее описанием в pdf, описание программы в pdf.

Рисунок A.3 – Форма регистрации

При просмотре работы дополнительно нужно выводить следующую информацию, указанную при ее регистрации: Вид работы, Статус; Аудитория; Регион; ВУЗ.

Необходимо также добавить кнопку «Задать вопрос автору», при нажатии на которую открывается форма, где посетитель должен указать свое имя, адрес электронной почты и вопрос.

Вопрос должен высылаться на электронный адрес автора работы, который он указывал во время регистрации на сайте.

Заменить ссылку «Скачать» на кнопку.

Рисунок A.4 – Форма поиска

Убрать картинку с цифрой «1» около надписи «Поиск».

Около названия каждой найденной статьи в списке указывать, к какой секции относится данная работа (в виде цифры или названия) и ее статус.

Во время поиска выдаются работы за 2010-2013 года, в то время как, при просмотре полного списка работ в любой из секций, выдаются работы только за 2013 год. Соответственно, нужно добавить рядом с окном ввода ключевого слова выпадающие списки с возможностью выбора типа работы и года.

Рисунок A.5 – Форма раздела «Теоретические и учебно-методические решения в непрерывном образовании»

В секции «Теоретические и учебно-методические решения в непрерывном образовании» на кнопку просмотра полного списка работ не влезает название этой секции, следовательно, нужно переделать кнопку.

При нажатии на кнопку просмотра полного списка работ желательно, чтобы она не перенаправляла на первую страницу выбранной секции, а, либо выводила все работы на одной странице, либо стоит вообще от нее отказаться. Также можно сделать выпадающий список с возможностью выбора количества отображаемых работ на странице.

Рисунок A.6 – Список работ раздела «Теоретические и учебно-методические решения в непрерывном образовании»

Добавить возможность просмотра работ по годам: можно после выбора номинации попасть на страницу, где будут отображаться года. По умолчанию должен быть выбран год последней проведенной конференции. Далее должны отображаться три работы, занявшие призовые места и кнопка с возможностью просмотра остальных работ, участвовавших в конференции выбранного года. Ниже приведен пример.

Рисунок A.7 – Пример отображения работ раздела «Теоретические и учебно-методические решения в непрерывном образовании»

Также необходимо исправить съехавшую цифру «1» около названия номинации «Теоретические и учебно-методические решения в непрерывном образовании» и уместить само название номинации на одном экране без необходимости пользования прокруткой.

Экспертиза

Каждую работу проверяет эксперт. Выставляя ей соответствующий статус (принята/ не принята). Для этого у экспертов существует специальная кнопка, доступная только им и отображающаяся на странице каждой загруженной работы.

Эксперт после ознакомления с работой пользователя нажимает на кнопку «Экспертиза», после чего появляется соответствующая форма, где он из выпадающего списка (или посредством чекбоксов) выставляет статус работы и, если она не принята, указывает причину. Данные с этой формы должны высылаться автору работы на электронную почту, указанную во время регистрации.

Рисунок A.8 – Перечень работ во всех трех номинациях

Все ссылки последних загруженных работ на главной странице направляют пользователя на страницу с перечнем работ во всех трех номинациях. Необходимо перед этим списком работ поместить надпись «Последние загруженные работы» и сделать ссылки на сами статьи, а не на их перечень – для этого уже есть кнопка «Полный список работ».

Пресс-релиз

Из пресс-релиза лучше удалить информацию о требованиях к работам и прикрепляемым файлам (их нужно будет разместить в соответствующем подменю сайта). Информацию о сроках проведения лучше продублировать в шапку сайта и показывать на всех страницах, информацию о сроках принятия работ и вынесении решения нужно продублировать в подменю «Правила приема».

Сертификаты

В личном кабинете каждого участника конференции необходимо добавить возможность отправки сертификата на электронную почту. Должно быть два вида сертификатов: для победителей конференции; для лауреатов.

В сертификатах должны выводиться:

  • Фамилия, Имя и Отчество победителя (лауреата) – должны подгружаться из учетной записи;

  • Научная степень, ВУЗ – также подгружаются из базы;

  • Дата – выставляется автоматически с сервера

  • Название конференции уже должно содержаться в шаблоне сертификата;

  • Номинация, в которой выдается сертификат, и Название работы должны также подгружаться автоматически из базы.

Все шрифты и положения перечисленных пунктов можно оформить в соответствии с прикрепленным примером.

Рисунок A.9 – Указание счетчика на сайте конференции

На место слова «счетчики» нужно разместить инструмент счетчик, который является незаменимым инструментом для учета посещаемости и аналитики поведения эффективности пользователей на сайте. Существует большое количество счетчиков:

  • LiveInternet;

  • RAMBLER top100;

  • Рейтинг@mail.ru;

  • WarLog.

Рисунок A.10 – Форма раздела «Итоги»

Два раза прописано слово «Итоги». Нужно оставить одно. На странице во время проведения конференции можно написать о сроке подведения результатов. А уже после конференции вывести список результатов.

Заголовок пункта «Организационный комитет», «Соучредители», «Правила приема», «Требования к работам» лучше взять из основного сайта конференции (http://conf.it-edu.ru/).

Рисунок A.11 – Форма раздела «Организационный комитет»

Рисунок A.12 – Форма раздела «Соучредители»

Рисунок A.13 – Форма раздела «Прием работ»

Требования к видам обеспечения Требования к информационному обеспечению Требования к хранению данных

Дополнительные требования не предъявляются.

Требования к языкам программирования

Дополнительные требования не предъявляются.

Требования к лингвистическому обеспечению

Сайт должен быть выполнен на русском и английском языках. Должна быть предусмотрена возможность переключения между русским и английским языками на любой из страниц сайта.

Требования к программному обеспечению

Дополнительные требования не предъявляются.

Требования к аппаратному обеспечению

Дополнительные требования не предъявляются.

Состав и содержание работ по модернизации сайта

Подробное описание этапов работы по созданию сайта приведено в табл. А.2.

Таблица А.2 – Этапы модернизации сайта

Состав и содержание работ

Срок разработки

(в рабочих днях)

Разработка проектной спецификации, календарного плана

3

Создание прототипов экранов

10

Главная страница сайта

10

Разработка экранов различных типов страниц

15

Программирование и доработка необходимых модулей

20

Верстка экранов различных типов страниц

15

Тестирования работоспособности сайта и компонентов

2

 

Общая длительность работ (с учетом резервного срока на отладку и исправление ошибок) и срок окончания проекта

75

Порядок контроля и приемки сайта Виды, состав, объем и методы испытаний

Сдача-приемка выполненных работ должна осуществляться при предъявлении Исполнителем комплектов соответствующих документов и завершаться оформлением акта сдачи-приемки, подписанного Исполнителем и утвержденного Заказчиком.

Испытания сайта проводятся силами Исполнителя.

Общие требования к приемке сайта

Приемка сайта должна проводиться приемочной комиссией, в состав которой должны входить представители Заказчика и Исполнителя, в течение трех рабочих дней после завершения работ. Результаты работы комиссии должны оформляться актом, подписанным членами комиссии и утверждённым Заказчиком.

Требования к составу и содержанию работ по вводу сайта в эксплуатацию

Для создания условий функционирования, при которых гарантируется соответствие создаваемого сайта требованиям настоящего ТЗ и возможность его эффективной работы, в организации Заказчика должен быть проведен определенный комплекс мероприятий.

На хостинг переносится программа (сайт), сверстанный шаблон дизайна и структура и наполнение базы данных. Перенос данных осуществляется в течение трех рабочих дней после подписания акта о завершении работ.

Требования к документированию

Виды, наименование, комплектность и обозначения документов, разрабатываемых на различных стадиях модернизации сайта, должны определяться в соответствии с ГОСТ 34.201-89, РД 50-34.698-90 и согласовываться с Заказчиком.

  • инструкция пользователя;

  • акт завершения работ;

  • акт приемки в опытную эксплуатацию;

  • акт приемки в промышленную эксплуатацию;

  • план-график работ;

  • приказ о составе приемочной комиссии;

  • приказ о проведении работ;

  • программа работ;

  • протокол испытаний;

  • протокол согласования.

  • «Программа и методика испытаний».

Источники разработки
  1. ГОСТ 34.201-89 «Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем»;

  2. ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания»;

  3. ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы»;

  4. ГОСТ 34.603-92 «Виды испытаний автоматизированных систем»;

  5. РД 50-34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов»;

  6. ГОСТ 2.112-70 «ЕСКД. Ведомость держателей подлинников».

Дополнительно

Таблица А.3 – Лист согласования

Составили

Наименование организации, предприятия

Должность исполнителя

Фамилия,

имя, отчество

Подпись

Дата

кафедра ПИ Института Энергетики и автоматизированных систем МГТУ им. Г.И. Носова

студентка 4 курса, группа ФИПИб-11

Скокова Ирина Константиновна

   
         

Согласовано

кафедра ПИ Института Энергетики и автоматизированных систем МГТУ им. Г.И. Носова

доцент кафедры ПИ, к.п.н., доцент

Давлеткиреева Лилия Зайнитдиновна

   
         
Просмотров работы: 4056