НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Мамедова Ч.А. 1, Новикова Л.В. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Народы Северного Кавказа всегда выгодно отличались своими традициями, обычаями и историей. Наиболее яркой чертой, присущей всем этническим группам является гостеприимство. Гость получает самые лучшие угощения, внимание хозяев, полную безопасность и защиту. Однако нужно соблюдать осторожность, чтобы не осквернить священные принципы и предметы в доме каждого народа, будь то осетины, чеченцы, ингуши, дагестанцы, черкесы, карачаевцы или кабардинцы. Познакомиться с историей и традициями народов Северного Кавказа поможет эта статья.

Осетины. Осетины являются потомками древних сарматов, алан и скифов. В наши дни осетины живут на южном и северном склонах центральной части главного Кавказского хребта. Общая численность осетин в настоящее время составляет около 670 000 человек в мире. Хотя территориально части Осетии разделены, единый народ обладает одной культурой, языком и традициями. Более того, разделение подкрепляется еще и административным: Республика Северная Осетия со столицей в городе Владикавказ и Республика Южная Осетия с центром в городе Цхинвал.

Народы северного Кавказа были отделены в 1922 году властями Кремля: Северная Осетия относится к России, а Южная – к Грузии. Около 70 лет осетины не ощущали разницы, ведь жили в единой великой державе СССР. Развал Союза повлек за собой создание двух отдельных государств, а осетины стали не единым народом, а гражданами соседних стран с натянутыми отношениями. Многие семьи оказались разделены государственной границей.

Природа Осетии невероятно богата и разнообразна: цветущие предгорные равнины, знойные степи, ледяные вершины Кавказских гор, стремительные реки и глубокие ущелья. История осетинского народа охватывает периоды расцвета и невероятного влияния, практически полного истребления и достойного возрождения. В 13-14 веках н.э. нашествие татаро-монгол привело к массовой гибели населения, уничтожению хозяйства и краху государства. Некогда великий народ северного Кавказа оказался в изоляции в ущельях гор. Общение поддерживалось лишь с самыми близкими людьми и соседями. Однако в этом есть и свои преимущества, осетины смогли сохранить первозданность своих традиций, религии, культуры и языка. В 18 веке возросшая численность населения, суровость и теснота условий высокогорья продиктовали необходимость вступления в состав России и переселению на предгорные равнины. Поначалу административное подчинение носило формальный характер, а народы северного Кавказа то и дело принимали участие в освободительных восстаниях. Однако осетины добились важных задач: переселились на равнины, установили торговые связи с Россией и обеспечили региону внешнюю безопасность.

Культура и искусство Осетии поистине уникальны. Этот народ подарил миру одного из лучших дирижеров Валерия Гергиева, первую в мире женщину-дирижера Веронику Дударову, балерину Светлану Адырхаеву, династию цирковых артистов Кантемировых, эстрадных исполнителей Акима Салбиева и Феликса Царикати. В областях науки и экономики народ Северного Кавказа численностью не более 700 000 человек также достиг невероятных высот. Григорий Токаги величайший специалист мировой аэродинамики и ракетной техники, Васо Абаев патриарх иранистики и лингвистики, Юрий Кучиев капитал атамохода «Арктика» покорившего Северный полюс первым в мире, и многие другие выдающиеся деятели, оставившие свой след в истории.

Ингуши Третье тысячелетие ингуши проживают в республике Ингушетии, расположившейся в самом сердце Центрального Кавказа. Ингушетия является одной из живописнейших республик Северного Кавказа. Минеральные источники, необыкновенные пейзажи, кристально чистые реки, обширные территории лесов на предгорьях, альпийские пастбища, широкая степь, заснеженный Кавказский Хребет – все это и есть Ингушетия. Ингуши являются атохтонами Кавказа.

Наиболее ранними формами культуры этого народа северного Кавказа является Кобанская культура бронзового века, датируемая 16-4 веками до н.э. Экземпляры изделий из бронзы повествуют о развитой культурной и хозяйственной жизни предков ингушей. Богатейшая история края отражена в замковых комплексах, христианских храмах и языческих святилищах, сторожевых башнях и надземных некрополях, сохранившихся с древности и средневековья. Стремление ингушей к мирной и счастливой жизни нашло отражение в песенном и музыкальном фольклоре народа, сказаниях, легендах, традициях и обычаях. Практически в каждом городе Ингушетии по сей день существуют фольклорные коллективы, хранящие великое наследие.

Основными принципами национальной культуры ингушей является открытость, доброта, душевность, уважение достоинства, как своего, так и чужого. Вековые традиции народа составили некий образ человека, уважительно относящегося к старшим людям, родителям, заботливо и трепетно ухаживающего за младшими, почтительно обращающегося с женщинами, выражающего толерантность и доброжелательность к соседям, другим культурам и традициям. Ярким доказательством этому может служить этикет взаимоотношений ингушей с представителями других народов и друг с другом. Святым долгом для каждого ингуша является уважение стариков и предков. В каждый праздник дома, где живут старики, наполнены гостями. Внуки с особой любовью тянутся к дедам. Женщину в традиции народов Северного Кавказа называют «хранительницей домашнего очага», чувство высокой почтительности к женщине имеется у каждого ингуша. В древние времена просьба женщины ставилась превыше требований чести: самый жестокий поединок мог завершиться, если женщина сняла платок и попросила об этом. Философское отношение к жизни учит ингушей глубоко уважать женщин и ценить их роль в обществе как матерей, несущих образ верности, любви, нравственности, терпимости, миротворчества.

Для ингуша священным лицом является гость, вне зависимости от его вероисповедания и национальности. Обычаи веражал и доттагал (побратимство и дружба соответственно) высоко ценятся в современном обществе. Высшей ценностью считается верность данному слову. Уникальным мероприятием можно назвать «Ловзар» - шуточное сватовство с нескончаемыми шутками и танцами. Чеченцы Чеченцы называют себя «нохчи». Это одна из древнейших народностей мира с самобытной культурой и антропологическим типом. Среди народов Северного Кавказа это самый многочисленный этнос – более 1 млн. человек. По религии, культуре и генотипу чеченцам наиболее близки их соседи ингуши.

Общая историческая судьба, кровное родство, языковая, культурная, территориальная общность этих групп образует единый вайнахский народ. Чеченское общество постоянно впитывало этнические элементы соседских и кочевых народов, что говорит о полиэтническом характере чеченцев. Основным местом проживания чеченцев является Чечня и Ингушетия. Общаются на нахском языке, 74% свободно владеет русским. Стоит заметить, что письменность чеченского народа основывалась на арабском алфавите до 1917 года, до 1938 – на латинском, а затем на русском алфавите.

Традиционными земледельческими культурами для чеченцев являются ячмень, пшеница, овес, просо, рожь, фасоль, лен и др. Довольно рано народ Северного Кавказа начал применять пахотные орудия. В горных регионах большое распространение получило отгонное овцеводство. Крупный рогатый скот использовался как рабочая сила на равнинах, а для езды разводили породистых лошадей. Горные и равнинные районы Чечни быстро наладили торговлю: излишки скота с горных районов менялись на хлеб и другие злаки с равнин. Сукно, изготавливаемое чеченскими женщинами, пользовалось огромной популярностью и в соседних республиках. Строения из камня в горных селениях в большинстве своем были двухэтажными с плоской крышей: на нижнем этаже ночевал скот, а на верхнем было жилое помещение из двух комнат. Большинство селений имело оборонительные башни в 3-5 этажей.

Интерьер чеченского жилища отличался практически полным отсутствием мебели, в комнате стоял лишь сундук, несколько скамеек и низкий столик на трех ножках. Стены были украшены коврами, шкурами и оружием. Циновки покрывали пол. По традиции, зола, очаг и надочажная цепь являются священными. Неуважение к этим элементам могло повлечь кровную месть, и наоборот, если убийца крепко удерживал надочажную цепь он получал права родственника. Упоминание цепи встречаются в клятвах и проклятиях. Старшая женщина в семье считалась хранительницей очага, с помощью которого комната разделялась на женскую и мужскую половины.

Традиционная чеченская одежда имеет много общего с одеждой других народов Северного Кавказа. Мужчины носили рубаху, застегивающуюся спереди на пуговицы. Поверх рубахи надевался бешмет, который подпоясывался поясом с кинжалом. Штаны обычно сужались книзу и всегда заправлялись в ноговицы.

Черкески – праздничная одежда чеченцев, расклешенная книзу, застегивающаяся на металлические пуговицы до пояса. Зимой чеченцы носили бурки и овчинные шубы. Шапка олицетворяет мужское достоинство, поэтому головные уборы шились из дорогих мехов, они высокие и расширяющиеся кверху. Тот, кто сбивал шапку с головы, страдал от кровной мести. Женщины носили рубаху и штаны. Рубаха достигала длины до колен и имела расклешенный покрой и застежку из 1 - 3 пуговиц на груди. Зимней одеждой для женщин был бешмет.

Дагестанцы. Дагестанцы представляют собой название множества народностей, обитающих на территории Дагестана. Всего среди коренных жителей Дагестана можно назвать 14 этносов, к которым относятся арчинцы, даргинцы, лезгины, лакцы, тарабасаны, ногайцы и другие. Приоритетного народа в Республике не существует, но самыми многочисленными являются аварцы. Все народности стараются сохранить свою этническую и языковую самобытность. Самой распространенной религией в Дагестане является ислам. Перепись 2009 года показала, что на 1 квадратный километр приходится 54 жителя, а количество сельчан превышает численность горожан (57,5% и 42,5% соответственно). Дагестан входит в тройку лидеров регионов Российской Федерации по рождаемости. На каждую женщину приходится более 2 детей.

Дагестан по праву считается одним из древнейших центров земледелия и животноводства. Традиции народов Северного Кавказа практически ничем не отличаются. Несущественная разница заметна лишь у тех народов, которые живут на равнине и в горах. Издревле основными источниками деятельности являлись животноводство, которое более распространено в горной местности, и садоводство, земледелие, виноградарство, преобладающее на равнинах. В горах дома строятся теснее, более скученно, здесь крыша одного дома может быть двором другого. Преимущественно в горах располагаются многоэтажные каменные дома, в то время как на равнине 1-2-этажные дома располагаются более свободно. Мастера сукноделия, металлообработки, ювелирного, гончарного, кузнечного ремесла, а также по изготовлению ковров, кожаных изделий и деревянной утвари ценились во все времена народами Северного Кавказа.

Излюбленным повседневным блюдом дагестанцев считается хинкал – отварное в мясном бульоне тесто, с кусочками мяса и различными соусами. На праздники дагестанцы радуют большие семьи пловами и пирогами. Музыкальный фольклор сохранил немало традиций, которые по сей день чтятся во время праздников и гуляний. Любимым танцем дагестанцев является лезгинка, а выбор национальных музыкальных инструментов огромен: гармоника, агач-кумуз, чунгур, зурна, тар, саз, дудка, бубен, свирель. Общедагестанский костюм объединяет черты одежды всех народностей. Мужчины облачаются в рубаху, штаны, черкесску, бешмет, папаху, бурку, войлочную или кожаную обувь. Женщины выбирали такую же обувь, а также штаны, платье-рубаху, покрывала и шубы. Женский головной убор называется чухта. Праздничные наряды богато украшаются орнаментами. Кинжал для дагестанцев является особо почетным оружием и входит в состав национального костюма.

Кабардинцы. Народность кабардинцев образовалась в 13-15 веках, когда опустевшие земли после ухода алан были заняты адыгскими племенами с Северо-Западного Кавказа. В языке, бытовых традициях и обычаях сохраняется много общего между кабардинцами и черкесами (адыгами). Когда Кабарда окончательно сформировалась как политическая община, народ начал развивать такие виды деятельности как отгонное скотоводство, ремесла, земледелие. С 15 века народ Северного Кавказа стал исповедовать ислам, вытеснивший языческие верования и православное христианство.

Семьи кабардинцев преимущественно были большими с патриархальными традициями. В 13-15 веках социальное расслоение повлекло за собой появление князей-пши, которые владели землями и распоряжались имуществом своих крестьян. Князья проводили время в военных набегах, завоевывая территории и захватывая пленных в рабство, которые пользовались большой популярностью в Египте.

Стоит заметить, что в горных ущельях и на склонах сохранились общества, которые называли себя «вольными черкесами» и не подчинялись князьям. Кабардинцам, несмотря на множество междоусобных войн, удалось сохранить историко-культурное наследие, выражавшееся в религиозных верованиях, обычаях ведения хозяйства, социально-этнической основе. Звеном между прошлым и настоящим являются предсказания, приметы, запреты, символика. Старшее поколение обязательно учить детей мудрости, опыту поколений, глубине народных знаний.

Черкесы. Предки современных черкесов назывались «адыгами». Основными занятиями этого народа Северного Кавказа считается отгонное скотоводство, а также разведение лошадей кабардинской породы. Народные ремесла связаны с переработкой продуктов скотоводства, а именно выделкой сукна, изготовлением кожаной обуви и одежды. В южных районах черкесы занимались обработкой дерева, кузнечным ремеслом и изготовлением оружия. Независимые сельские общины имели собственные органы самоуправления и были связаны круговой порукой. Наиболее важными обычаями считаются кровная месть, куначество и гостеприимство. До 18 века большие семьи патриархального устоя насчитывали до 100 человек. Широко были распространены брачные запреты, а свадьба становилась возможной только после уплаты калыма. Множество аулов, датируемых 19 веком, сохранились на территории Черкессии.

Современные народы Северного Кавказа строят квадратные дома с множеством квартир. Национальная одежда не слишком отличалась от других народов, однако роль платка в качестве головного убора женщины была велика. Девочки могли ходить с непокрытой головой или в платке по собственному желанию, молодые девушки и женщины носили «золотую шапочку» из бархата или сукна с вышивкой, поверх нее надевался шелковый платок. Когда женщина становилась матерью, ее волосы должны быть плотно закрыты темным платком и шалью. Платок мог завязываться несколькими способами. Современные черкесы надевают народные костюмы только по праздникам.

Карачаевцы. Карачаевцами называется коренное население Республики Карачай, численность народности достигает 150 000 человек. Предгорная и горная часть населения по-прежнему занимается животноводством. Традиционные кавказские ремесла сохранились и в Карачаеве: выделывание войлока, сукноделие, плетение циновок, вязание и вышивка, обработка шкур, золотое шитье, резьба по камню и дереву. Множество памятников архитектуры отражают историческую значимость региона. Здесь расположено множество боевых башен, склеповых сооружений, домов, построенных по срубной технике. Несмотря на то, что национальная одежда карачаевцев мало отличается от других народов Северного Кавказа, женские костюмы различаются по возрасту и семейному статусу.

Традиционными блюдами карачаевской кухни можно назвать жареное и вареное мясо, вяленую колбасу, кефир и айран, сыры, супы с мясом, пироги с огромным ассортиментом начинок, пресные лепешки. Народы Северного Кавказа очень любят лакомства, а разнообразие сортов халвы считается традиционной сладостью. В современном Карачаеве сохраняются пережитки семейных общин, которые делят общую землю и скот. Традиции народа Северного Кавказа огромное внимание уделяют этикету. Народные праздники всегда сопровождаются играми ряженых, силовыми состязаниями, джигитовкой, конными скачками и песнями. Богатый фольклор карачаевцев включает сказания, песни, пословицы и поговорки, сказки, поверья и рассказы о Насра Ходжа.

Библиографический список

  1. Древняя история Северного Кавказа. Е.И.Крупнов Учеб: Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. - Москва - Издательство АН СССР – 1960, 520 c.

  2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. /Составление и комментарии Ю. А. Белова/ Отв. ред. О. Платонов. Изд. 2-е — М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. — 816 с.

  3. Кабузан В.М. Население Северного Кавказа в XIX – XX вв. - СПб, 1996.

Просмотров работы: 3464