ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ, КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОМАНИЯ – ГЛОБАЛЬНАЯ ПРИЧИНА РАЗВИТИЯ ГИПОДИНАМИИ МОЛОДЕЖИ XXI ВЕКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ, КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОМАНИЯ – ГЛОБАЛЬНАЯ ПРИЧИНА РАЗВИТИЯ ГИПОДИНАМИИ МОЛОДЕЖИ XXI ВЕКА

Королева Д.Е. 1, Новичихина Е.В. 1
1ФГБОУ ВПО «АлтГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время актуальность исследования проблемы интернет-зависимости и компьютерной игромании как основной причины гиподинамии современной молодежи становится все более очевидной в связи с ростом количества интернет-пользователей данной возрастной группы в России и в мире в целом. Предпочитая активной жизни, занятиям спортом, проводя все больше времени за компьютером у молодого человека, студента, начинает развиваться гиподинамия. Большинством стран интернет-зависимость не признана болезнью, но бесспорно то, что феномен психологической зависимости человека от Интернета существует. По статистике: в мире интернет-зависимых в возрасте 18-25 лет в четыре раза больше, чем наркозависимых. И количество молодых людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем. Гиподинамия — недостаточная мышечная деятельность, снижение силы сокращения мышц. Гиподинамия обычно сочетается с общим снижением двигательной активности человека — гипокинезией, которая является следствием малоподвижного образа жизни.

Цель исследования– определить взаимосвязь гиподинамии молодежи с ростом Интернет-зависимости и компьютерной игромании на примере студентов АлтГУ.

Объект исследования – влияние Интернет-зависимости и компьютерной игромании на здоровье человека, в частности на проблему гиподинамии.

Предмет исследования – Интернет-зависимость и компьютерная игромания среди студентов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Алтайский государственный университет”.

Задачи исследования:

  1. Изучить статистические данные по Интернет-зависимости и компьютерной игромании в России;

  2. Выявить взаимосвязь Интернет-зависимости и компьютерной игромании на здоровье человека, в частности к проблеме гиподинамии;

  3. Провести анкетирование студентов АлтГУ с целью выявления количества времени, проводимого студентами в Интернете.

На современном этапе развития общества онлайн-общение и компьютерные игры все больше и больше вытесняют реальное общение молодых людей. Возрастная категория студентов – примерно с 17 до 25 лет. Именно в этот период особо важно правильно выбрать свою жизненную позицию и найти себя в обществе. Но многие студенты предпочитают заменять реальное общение, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, развлечения "общению с компьютером". Не стоит забывать, что студент проводит примерно 8-10 часов сидя за партой в институте, потом опять - таки сидит за учебным столом, компьютером дома от 2-3 часов и более за подготовкой к занятиям и просто "зависает" в Интернете или играет. Что же происходит с организмом человека, который так мало двигается?

При снижении физической активности вначале уменьшается расход энергии, вслед за этим уменьшается кровоснабжение тканей, ухудшается доставка к ним кислорода, замедляется кровоток в капиллярах, возникает кислородное голодание головного мозга, сердца и многих других органов, страдает их питание. Изменяется структура волокон сердечной мышцы, нарушается состояние регуляторных систем организма, в частности гормональной и нервной. При гиподинамии снижается сигнализация, идущая от мышц в центральную нервную систему, а это неблагоприятно отражается на состоянии головного мозга, т. к. мышечная деятельность играет первостепенную роль в поддержании тонуса центральной нервной системы, регуляции кровообращения и обмена веществ.

В современном мире, в связи с развитием использования Интернета, электронных книг, учебников и т.п. современная молодежь все больше и больше времени проводит за компьютером дома, у друзей и даже в общественном транспорте. Причины посещения Интернета у всех разные – от поиска различной информации, общения в социальных сетях до банального – онлайн и компьютерные игры.

Интернет так прочно вошел в нашу жизнь, что cсегодня мы уже не можем представить без него своего существования. Интернет подарил людям возможность получать самые свежие новости, быть в курсе всех важных мировых событий. С появлением Интернета, общение с любым уголком Земли стало доступно так же просто, как разговор с соседом. Общаясь, люди могут не только слышать друг друга, но и видеть. Это стало возможно благодаря такому сетевому средству связи как Skype. Также очень популярны видео-конференции, которые позволили решать важные вопросы, не меняя своего рабочего места и экономя как свои средства, так и время.

Информация, вероятно, самое большое преимущество, которым располагает Интернет. Сеть стала виртуальным кладезем информации. С помощью поисковых систем, таких как Google, Yahoo и Яндекс вы можете найти информацию по любой теме и получить ответ на любой вопрос.

Также Интернет облегчает выбор и покупку необходимых товаров и услуг, а также позволяет экономить на их приобретении. Сегодня множество услуг перебрались в сеть. Среди них: оплата жилищных услуг, поиск работы, покупка билетов на любимые фильмы. Многие услуги могут быть недоступны в автономном режиме или могут оказаться много дороже.

Список преимуществ, которыми располагает Интернет, можно продолжать до бесконечности и возможности компьютерных сетей с каждым годом будут только увеличиваться.

Но не стоит забывать о том, что Интернет привел к появлению различных пагубных явлений, одним из которых является Интернет-зависимость. Зависимость от Интернета возникает по ряду причин и может выражаться в разнообразных формах. Сегодня психологами и исследователями проблем Интернет-зависимости выделяются пять основных видов этой неудержимой тяги к онлайн - погружениям.

  1. Самым распространенным видом интернет-зависимости считается необходимость в беспрерывном общении. Это могут быть форумы, социальные сети и различные чаты.

К данной группе риска зависимых от Интернета относятся люди, испытывающие проблемы в общении. Отсутствие социальных и коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, который заменяет им круг друзей. В большей степени это, конечно относится к людям 15-25 лет, и не только потому, что они выросли в эпоху Интернета. Причина возникновения Интернет-зависимость в этих возрастных периодах – это период гормональной перестройки организма, когда для молодежи становится проблематично общаться, завязывать новые знакомства, налаживать контакты, особенно с противоположным полом.

  1. Вторая причина появления интернет-зависимости является невозможность самовыражения. Молодой неуверенный в себе человек, неспособный отстоять свою точку зрения, испытывающий страх публичных выступлений, боящийся осуждения реального общества, в сети может спокойно высказаться, не боясь неодобрения и непонимания.

  2. Информационная интернет-зависимость(онлайн серфинг), или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети. Навязчивый веб-серфинг предполагает неупорядоченный поиск информации, лишенный всякой цели и смысла. Человек блуждает по сайтам, базам данных, одну за другой читает статьи, заметки, комментарии к ним, бесконечно переходит по ссылка. В итоге это бессмысленное блуждание и непрекращающийся поиск информации приводит к потере продуктивности и информационной перегрузке.

  3. Киберсексуальная зависимость – влечение к посещению порносайтов и занятию в сети киберсексом.

  4. Последний вид интернет-зависимости – игровая зависимость, когда человек подсаживается и не может оторваться от онлайн игр.

По количеству пользователей Интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия и на шестое место в мире. Первое место в мире занимает Китай, где веб-пользователей более 600 млн человек, далее идут США, Япония, Индия и Бразилия.

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного 4-5 октября 2014 г., Интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн человек. Ежедневно выходят в Сеть – 46% населения или 53,6 млн людей в возрасте от 18 и старше. Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%. Годовой прирост Интернет - пользователей составил 9%, а для суточной аудитории данный показатель равен 12%. Результаты опросов не учитывают самую юную часть российской интернет - аудитории. В России ежедневно пользуются интернетом 89% подростков в возрасте 12–17 лет, что вместе с детьми до 12 лет составляет ещё около 10 млн пользователей (рисунок 1).

Рисунок 1. Зависимость интенсивности использования Интернета от возраста в России.

По данным ВЦИОМ на март 2014, среди ежедневно выходящих в Сеть 78% – 18-24-летних и 73% – 25-35-летних Россиян. Зависимость интенсивности использования Интернета от возраста респондентов отмечается во многих исследованиях: чем ниже возраст опрошенных, тем сильнее они вовлечены в Интернет-коммуникацию.

Исследования, проведенных среди российских подростков Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google выявили следующие результаты ( рисунок 2).

Рисунок 2. Частота использования Интернета подростками России.

В ноябре-декабре 2014 года мы провели анкетирование среди студентов Алтайского государственного университета (АГУ), главной целью было выявить как часто современный студент пользуется Интернетом и какова его цель посещения Интернета. Нами было опрошено 600 бакалавров 1-4 курса и студенты-магистры, из них 55% девушек и 45% юношей. Анкета содержала 7 вопросов:

  1. Ваш пол?

  2. Курс обучения?

  3. Как часто Вы пользуетесь Интернетом (ежедневно, 2-3 раза в неделю, несколько раз в месяц, не пользуюсь)

  4. Цель Вашего посещения Интернета?

  5. Какие социальные сети вы посещаете?

  6. Сколько времени вы проводите в Интернете, в том числе в социальных сетях?

  7. Сколько времени вы играете в компьютерные, мобильные игры, включая игры в сети Интернет?

Мы сравнили результаты исследований, проведенных среди российских подростков Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google с результатами исследований, проведенных нами среди студентов Алтайского государственного университета.

Самыми активными участниками нашего анкетирования оказались первокурсники (17-18 лет), их было большинство – 39,67%, 33,33% респондентов были студенты 2 курса, студенты 3 курса – 18,5%, 4 курса – 6% и менее активными оказались магистранты (2,5%) (рисунок 3).

Рисунок 3. Контингент участников анкетирования в АГУ

Анализируя полученные данные, мы выявили, что большинство студентов (98,33%) так же, как и большинство подростков (89%) выходят в Сеть каждый день (рисунок 4).

Рисунок 4. Частота посещения сети Интернет студентами АГУ

А вот цели посещения у подростков России и студентов АГУ немного отличаются (рисунок 5, 6).

Рисунок 5. Цель посещения Интернета подростками России

Рисунок 6. Цель посещения Интернета студентами АГУ

Если большинство подростков пользуются Интернетом для поиска разнообразной интересной информации, то студенты используют его прежде всего для учебы. Общение является одним из популярных способов времяпровождения в Сети. У подростков оно занимает 3 место (41%), а у студентов – 2 место (72, 83%).

Самой популярной социальной сетью среди студентов АГУ оказалась Вконтакте – 94,33%, и это не удивительно, ведь она изначально была ориентирована на молодежь (рисунок 7). На втором месте YouTube – 28, 67%, одноклассники – 15,67%, Twitter – 11,83%, 10,67% студентов посещают Мой мир @mail.ru и лишь 7% – Facebook.

Рисунок 7. Популярность социальных сетей среди студентов АГУ

На вопрос «Сколько времени Вы проводите в Интернете, в том числе в социальных сетях?» 66% студентов ответили, что проводят в Сети более трех часов в день. И только 2 человека (0, 33%) из 600 ответили, что совсем не пользуются Интернетом (рисунок 8).

Рисунок 8. Количество времени, проводимого студентами АГУ в сети Интернет

Игроманов среди студентов оказалось чуть меньше половины – 41% (рисунок 9). Остальные не играют в игры совсем. У российских подростков, по данным исследования Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова онлайн-игры занимают 4 место – 33%.

Рисунок 9. Количество времени, которое студенты тратят играя в компьютерные, мобильные игры, включая игры в сети Интернет

Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают результаты российских исследователей и доказывают, что студенческая молодежь тратит огромное время в Интернете, просиживая часами у компьютера, преследуя разные цели. Российскими исследователями уже доказано, что каждый четвертый пользователь компьютера имеет проблемы со зрением, повреждение сухожилий пястей десниц и запястий, приступы мигрени, шейный и поясничный остеохондроз, гиподинамию. Не стоит забывать, что при гиподинамии снижается сигнализация, идущая от мышц в центральную нервную систему, а это неблагоприятно отражается на состоянии головного мозга, т. к. мышечная деятельность играет первостепенную роль в поддержании тонуса центральной нервной системы, регуляции кровообращения и обмена веществ.

Потому, для профилактики гиподинамии и ее последствий всем кто проводит длительное время за компьютер, в сети Интернет мы можем рекомендовать в первую очередь – элементарную утреннюю гимнастику – комплекс несложных физических упражнений, выполняемых ежедневно утром после сна и после проведения длительного времени за компьютером.

Зарядка помогает активизировать все физиологические процессы организма. Систематически проводимая зарядка повышает общий тонус организма, содействует укреплению здоровья, улучшает деятельность сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, усиливает обмен веществ, укрепляет и развивает мышцы, способствует формированию правильной осанки. У людей, постоянно занимающихся зарядкой, повышается работоспособность, улучшается аппетит, общее самочувствие, сон. К тому же ежедневная зарядка воспитывает полезную для здоровья привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями – злейшему врагу гиподинамии.

Список использованной литературы:

  1. Исследование цифровой компетентности подростков и их родителей — [Электронный ресурс] — http://www.bizhit.ru/index/podrostki_i_internet_2/0-424

  2. Янг, К.С. Диагноз – Интернет-зависимость // Мир Интернет / 2000, №2. http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html

  3. " Дети в интернете: поощрять или ограничивать? " — [Электронный ресурс] —http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114772

  4. Просторы Интернета — [Электронный ресурс] —http://wciom.r.u/index.php?id=459&uid=115018

  5. Интересные факты последствия компьютерных игр — [Электронный ресурс] — http://ribalych.ru/2012/12/17/interesnye-fakty-posledstviya-kompyuternyx-igr/

  6. Утренняя гимнастика — [Электронный ресурс] — http://www.o-med.ru/zaryadka-gimnastika.php

Просмотров работы: 7332