МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ

Жумагалиева Л.У. 1, Искандеров Н.Ф. 1
1Оренбургский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Краеведение и физика? На первый взгляд, нам покажется, что между этими понятиями нет ничего общего, но это только лишь на первый. Исходя из определения физики, мы знаем, что она изучает наиболее общие свойства и законы движения материи. Физика - это одна из самых основных наук о природе; это научная основа современной техники.[1] А под краеведением понимается комплексное изучение природы, населения, хозяйств, истории и культуры какой-либо части страны, природного края, населенных пунктов с их ближайшим окружением. Рассматривая физику как науку, и краеведение как область познания окружающего мира, мы можем сделать вывод, что между ними мало общих черт. Однако, если вести речь о методе преподавания, то между этими понятиями можно найти точки соприкосновения – и получить такое направление как краеведческая деятельность. Краеведение является эффективным средством, позволяющее сформировать те ценности, которые необходимы именно сегодня – патриотизм, духовность, национальное самосознание, эмоционально - ценностное отношение личности ученика к действительности. И именно использование краеведческого материала в процессе преподавания физики в школах позволит эффективно включить учащихся в процесс познания окружающегося мира, сознательного выбора профессии, воспитание бережного отношения к природе и природных ресурсов, создаст предпосылки для познавательной деятельности, устойчивый интерес учащихся к физике, повышении их обучаемости, воспитанности и социальной активности. [2] Содержание краеведческой работы по физике заключается в целенаправленном, систематическом, и определенным образом организованным изучении физических и технических характеристик природных ресурсов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских учреждений в целях использования собранного материала в преподавании физики и других политехнических дисциплин.

Анализ научно-методической литературы, методических пособий, программ изучения курса физики и состояния преподавания физики в современных школах показывают, что краеведческие материалы в процессе обучения очень редко используются. Нами было исследовано большое количество журналов «Физика в школе» за большой промежуток времени, и можно сказать, что особенно большой размах краеведческая работа получила в 50-60-е годы, когда школы стали организовывать массовые экспедиции, производственные экскурсии учащихся по изучению родного края. Довольно часто опубликованные в журналах статьи в своем названии содержали термин «краеведение».[3,4] В последующие годы интерес к материалам краеведческого характера в журнале «Физика в школе» уменьшился. После 60-х годов реже стали наблюдаться статьи с краеведческим названием, но материал краеведческого характера по-прежнему сохранился в журнале. Физические явления и процессы использовались в таких областях, как производство, сельское хозяйство и другие. На смену уже устаревшего раздела «Новости советской науки и техники» приходит новая рубрика «Наука и техника», также содержащая в себе краеведческий материал, но уже в меньшей степени. [5, 6, 7, 8]

Значительный воспитательный заряд несет сама организация краеведческой работы. По физике она часто проводиться в таких направлениях:

- изучение производственного окружения школы, экскурсии на местные предприятия и в научно-исследовательские лаборатории;

- организация краеведческих экспедиций и экскурсий;

- посещение и изучение материалов краеведческих музеев;

- анализ местной литературы и производственно технической информации;

- биографии знаменитых людей, соотечественников, земляков, связанных с физикой.

Активное участие школьников в краеведческих экспедициях и экскурсиях расширяет их общий и политехнический кругозор, способствует воспитанию у учащихся большого патриотического чувства, развивается чувства коллективизма, ответственности, формируются навыки творческой и исследовательской деятельности. [2]

Одна из основных задач преподавания физики в школе – формирование научного мировоззрения. Становление мировоззрения человека происходит с момента его рождения, путем нахождения себя и своего места в мире. Формирование научного мировоззрения – сложный, многосторонний, многозначный процесс. При обучении в школе особенно происходит формирование научного мировоззрения человека. Физика – это один из предметов, имеющих существенное значение при формировании научного мировоззрения. Поэтому именно учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы в конечном итоге, привести к формированию у учащихся диалектико-материалистического миропонимания. Именно эта задача является одной из главных задач работы осуществляемой в школе. Решением данного вопросы могут служить вводные уроки, экскурсии на производство, на совхозные объекты, проведение дополнительных занятий – эти занятия направят учебную, познавательную, и поисковую деятельность учащихся. Ведь целью школьного физического образования является формирование обобщенного научного представления о природе и процессе ее познания т.е формировании научного мировоззрения. [9, 10].

Физика – это научная основа техники, поэтому ей как учебному предмету принадлежит ведущая роль в политехническом обучении. Физика предоставляет большие возможности для ознакомления учащихся с физически принципами главных отраслей производства, с технологией многих процессов и организаций труда. Можно выделить такие отрасли техники, которые содержат в себе закономерности физики, в качестве своей научной базы, как машиностроение [11], транспорт [6], связь [8] и т.д. Это позволяет вооружить учащихся знаниями о физических процессах современного производства, техники и технологии; выработать умения и навыки обращения с приборами управления, источниками энергии, способами преобразования ее и использования; сформировать определенные качества личности – положительное отношение к труду, профессиональной направленности, творческой активности, развитие исследовательских умений. Надлежащее место должен находить материал, позволяющий ознакомить учащихся с предприятиями родного края, заводами, фабриками, людьми, управляющими данной техникой. Положительной стороной данного обучения будет предотвращение отрыва между теорией и практикой.

С наступлением 90-х годов наблюдается новое явление – интеграция научных знаний физики с другими областями, объединение их в единое целое, стирание граней между ними. [12] При изучении краеведческого материала, мы редко можем встретить такие объекты, где наблюдаются чисто физические знания. Например, в сельском хозяйстве – необходимы знания как физики, так и биологии, в производстве Основной целью данного курса стала необходимость развития в процессе изучения физики способностей, позволяющих получать дополнительные сведения из смежных областей знаний. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности учащихся, приводящими к развитию их творческих способностей, связанных с потребностью к самообразованию. [13] В результате возникают научные дисциплины, которые находятся на стыке нескольких наук. Важность интегративного подхода к обучению ни у кого не вызывало сомнения, так оно диктовалось потребностью общества, культуры и всего человечества.

Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении различных предметов и в общественно полезном труде. Современная наука характеризуется все возрастающим взаимным проникновением различных наук. В целях реализации прогрессивного развития промышленности, сельского хозяйства, медицины и т.д. требуется объединение достижений в области физики, математики, биологии химии и других наук. Этот процесс должен находить свое отражение и в преподавании школьных учебных предметов.

Современная физика развивается в тесной связи с математикой. Математические методы широко используются в физике, как для обработки опытного материала, так и для разработки теорий; они дают возможность глубже проникнуть в тайны природы. В свою очередь физика оказывает значительное внимание на развитие математики. Межпредметная связь между школьными курсами физики математики содержит большие возможности в деле повышения научного уровня преподавания каждой их этих дисциплин, поэтому взаимосвязь между ними необходима с самого начала их изучения. [12]

Естественно, что в школьном преподавании также существует тесная взаимосвязь курсов физики и химии. Физика и химия часто взаимно дополняют друг друга, поскольку на уроках по этим предметам одни и те же явления и процессы рассматриваются с разных сторон. Здесь в полную меру проявляются и фактические, и понятийные, и теоретические межпредметные связи. Важнейшие теоретические межпредметные связи физики и химии обусловлены изучением одних и тех же теорий: молекулярно-кинетической и электронной, теории строения атома и др.

Важные формы связи преподавания физики и химии – решение физико-химических или химико-физических задач, проведение комплексных экскурсий, совместных, например, вечеров занимательной физики и химии, организации физико-химических кружков, изготовление наглядных пособий, необходимых для изучения как и физики, так и химии. [14]

Давней и плодотворной является взаимосвязь физики и биологии. Можно назвать немало выдающихся физиков, внесших свой вклад в развитие биологии, и естествоиспытателей, открывших фундаментальные физические законы. Это всемирно известные физики Гельмгольц, врач Майер, ботаник К.А. Тимитязев и др. П.Н. Лебедев, приветствуя К.А. Темирязева в связи с его семидесятилетием, сказал ему : « Мы, физики, считаем Вас физиком!» [1]

Связь физики с биологическими науками расширяется, и возникают такие науки, как биофизика, бионика и др. эти межнаучные связи находят отражение в изучении соответствующих учебных дисциплин.

Осуществление межпредметных связей на уроках физики способствует выполнению таких требований как знание современной научной картины миры, приобретение и применение знаний, полученных в школе и в повседневной жизни.

Чтобы объединить знания учащихся из разных областей - физики, истории науки, географии, биологии – и показать всевозможные проявления в природе, технике, медицине проводят интегрированные уроки[15] , элективные курсы[16, 17], решение задач с физическим содержанием[18, 19] [20]

Программы элективных курсов по физики предназначены для расширения знаний учащихся по предмету. Курсы представляют школьникам возможность познакомиться с физикой природных явлений, окружающих человека, ведь школьная программа по физике, как правило, не углубляется в физическую суть природных явлений. Природа необычайна разнообразна, она поистине неисчерпаема. Изучение физики природных явлений имеет, прежде всего, огромную познавательную ценность. Расширяет знания учащихся по физике, формирует основы естественнонаучной картины мира, и показывает место человека к ней; помогает развитию интересов и способностей к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, активности и самостоятельности. [14].

Связь с литературойна занятиях по физике выражается прежде всего в использовании примеров из художественной и научно-популярный литературы или фольклора, образно описывающих то или иное физическое явление, историческую обстановку, образ ученого и т.п. Например. Проведение совместных уроков физики и литературы, показывающие внутреннюю связь между поэтическим восприятием природы и ее научным описанием, взаимообогащение науки и искусства; демонстрирование поэтичности физики и необходимость знаний ее законов; умение логично и образно выражать свои мысли. [21, 22, 23].

Важнейшей задачей школы является воспитание учащихся. И на разных этапах развития общества она решалась по-разному. Цель современной школы – воспитание человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, неравнодушного, активного, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ, с уважением относящегося к истории родной страны, ее традициям. Организуя процесс обучения учитель должен наряду с сообщением новых знаний и формированием у учащихся умений и навыков учебного труда развивать у них высокие моральные качества (коллективизм, гуманизм, честность, добросовестность); любовь и гордость за свою Родину; гражданственность, активную жизненную позицию; осознание своего долга перед обществом.

Наиболее эффективными будут следующие средства воспитания у учащихся патриотизма, любви и гордости за свою Родину – включение фрагментов о жизни и научных поисках ученых в объяснении учителя при изучении соответствующих тем курса физики; сообщения учащихся на учебных занятиях о жизни и деятельности выдающихся деятелей науки и техники; проведение учебных конференций, посвященных вопросам истории науки и техники; проведение вечером, посвященных юбилейным датам ученых и инженеров; выпуск стенгазет и рекомендация популярных книг, освещающих жизнь ученых и изобретателей.

Примеры жизни и деятельности творцов науки и техники – лишь одно из возможных средств воспитания учащихся, но особенно эффективно воспитание гражданственности и нравственности школьников. [24]

С психологической точки зрения, мы можем заметить, что процесс обучения имеет схожие черты с процессом изучения окружающего мира.

Схема 1

Процесс познания ребенка с исследования малой области окружающего мира с помощью тактильных ощущений. Сначала познается пространство вокруг себя, на расстоянии вытянутой руки. Потом расстояние увеличивается, во внимание включаются сочетания зрительного и слухового аппарата. затем границы познания расширяются, выходя за пределы комнаты, дома, города и т.д. Область изученного пространства непрерывно растет от ближней зоны к дальней. [34]

Используя схему организации познавательного пространства ребенком, мы можем организовать процесс изучения краеведческого материала в физике : явления, связанные именно с личностью человека [25, 26, 27]- процессы, происходящие в ближайшем окружении [14, 28] - процессы, имеющие отношение к населенному пункту личности (производства, сельское хозяйство) [29, 30, 31, ] – малый край человека, область (природные явления) [19, 32, 33, 16], и т.д.

При помощи данного подхода мы можем построить элективный курс по физике «Краеведение для своего региона». Касательно нашей Оренбургской области и г. Оренбурга можно провести краеведческие экскурсии разных отраслей промышленности:

  • Топливная –Газпром добыча Оренбург, Уралнефтегазпром;

  • Химическая – Нефтемаслозавод;

  • Металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия – Завод металлоконструкций, Гидропресс

Активное участие школьников в краеведческих экспедициях и экскурсиях расширяет их общий и политехнический кругозор, способствует воспитанию у учащихся большого гражданского чувства – патриотизма и любви к родному городу. Во время экскурсий учащиеся знакомятся с предприятием, выясняют его историю, узнают о новаторах производства и, что особенно важно с точки зрения физики, о внедрении науки в производство, техническом прогрессе в данной отрасли промышленности и на предприятии. Во время экспедиций у ребят будут развиваться чувства коллективизма, дружбы, ответственности, а также формируют навыки творческой и исследовательской деятельности. Таким образом, уже в процессе организации и проведения краеведческой работы по физике осуществляется нравственное и трудовое воспитание. А также профессиональная ориентация школьников.

Список литературы:

  1. Методика преподавания физики в 6-7 классах средней школы. Под ред.В. П. Орехова и А. В. Усовой. Изд. 3-е, перераб. М., «Просвещение», 1976. 384с.

  2. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике: Из опыта работы. Пособие для учителей/Сост. А. В. Чеботарева.-М.: Просвещение, 1981.-176с.,

  3. Горячев П.П. Гелиотехнические установки//Физика в школе.-1957.-№2.-с.17-21.

  4. Бартош Е.Т. Локомотивостроение в шестой пятилетке//Физика в школе.-1957.-№4.-с.9-28.

  5. Новости советской науки и техники. Применение искусственно-радиоактивных веществ к изучению процессов, происходящих в металлах и сплавах//Физика в школе. - 1953.- №2.- с.15-19.

  6. Новости советской науки и техники. Газогенераторные тепловозы//Физика в школе. - 1953.- №4.- с.13- 17.

  7. Жадин К.П. Релейно-контакторная и электромашинная автоматика//Физика в школе. - 1956.- №3.- с.6 – 16.

  8. Китаев Е. В. Современный уровень техники проводной связи// Физика в школе. – 1954.- №5.-с.6 -18.

  9. Методика преподавания физики в средней школе. Пособие для учителей. П.А.Знаменский. Изд. 2-е, перераб. Ленинград, Просвещение РСФСР, 1954.

  10. О преподавании физики в восьмилетней школе. Под редакцией Л.И. Резникова.-Москва, Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1961.

  11. Чумак А.В. Достижения отечественного сельскохозяйственного машиностроения//Физика в школе.- 1954.-№2.-с.12-21.

  12. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: пособие для учителя/А. В. Усова, В. П. Орехов, С.Е. Каменецкий и др.; Под ред. А. В. Усовой.-4-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1990.-319 с.: ил.- ISBN 5-09-001313-6

  13. Зорин Н.И. Элективный курс «Элементы биофизики»:9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 160 с. – (Мастерская учителя). ISBN 978-5-94665-506-4

  14. Николаева М.В, Кузьмина Р.Ф. Урок по физике и химии в V классе « Тайны маминой кухни»//Физика в школе.-2003.-№6.0с.30-33.

  15. Васильева С.В. Интегрированный урок по теме «Термодинамика биологических систем» в Х классе// Физика в школе. – 2010.-№5.-с.12-18.

  16. Белявская Г.В.Природа и человек(элективный курс)//Физика в школе.- 2008.-№3.-с.46-48.

  17. Извочкина Н.А. Физика и медицины (предпрофильный элективный курс)//Физика в школе.- 2010.-№5.-с.52-61.

  18. Булатов Е.О. Решение задач с биофизическим содержанием//Физика в школе.-2010.-№5.-с.31-33.

  19. Картаева Г.М, Жумадинова Н.Т. Задачи по физике о живой природе//Физика в школе.-2002.-№5.-с.49-51.

  20. Морозова Т.Ю. Межпредметный урок на тему « Атмосферное давление»//Физика в школе.- 2002.-№5.-с.28-30.

  21. Газиева В.К. Шестакова Е.В. Совместный урок физики и литературы «Путешествие в страну «Мир световых явлений»»//Физика в школе.-2000.-№1.-с.30-34.

  22. Елагина А.М. Урок – поэтическое представление «Окно в мир прекрасного»// Физика в школе.-2000.-№1.- с.35-36.

  23. Величко .Н. Физика и лирика//Физика в школе.-2010.-№6.- с. 35-37.

  24. Усова А.В. Шефер О.Р. О воспитании гражданственности и нравственности в процессе обучения физике//Физика в школе.-2003.-№3.-с.24-27.

  25. Малахов А.А. Глаз как оптическая система//Физика в школе.-2010.-№1.-с.38-43.

  26. Куренева Т.В. Механика и анатомия человека//Физика в школе.-2005.-№8.-с.15-20.

  27. Ушакова О.В. Физика человека//Физика в школе.-2005.-№8.-с.20-22.

  28. Данильченко Г.Д. Физика дома и в доме//Физика в школе.-2008.-№3.-с.35-37.

  29. Брынева В.В. Физика сельского хозяйства. Экология//Физика в школе.-2007.-№4.-с.46-48.

  30. Степанов Д.Л. Физика и сельское хозяйство//Физика в школе.-2007.-№4.-с.49-53.

  31. Сакович Л.П. Топливно-энергетический комплекс Сахалинской области//Физика в школе.-2007.-№3.-с.35-37.

  32. Глобальное потепление климата//Физика в школе.-2006.-№6.-с.3-10.

  33. Жорина Л.В. Солнечное излучение и мы. Сквозняк и другие явления//Физика в школе.-2006.-№6.-с.37-41.

  34. Искандеров Н.Ф, Лушкина А.В. Методика организации краеведческого подхода в обучении школьной физике на основе психологии восприятия окружающего мира//Научные проблемы гуманитарных исследований, вып№3, Пятигорск.- 20012.- С.71

Сведения об авторах:

Искандеров Наиль Файзрахманович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, методики преподавания физики и современных образовательных технологий ГФБУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Адрес: 460021 г. Оренбург, проезд Светлый, д.7., кв. 56. Контактный номер 89123407007.

Жумагалиева Лиза Унгарбаевна, студентка «Оренбургского государственного педагогического университета», кафедра общей физики и методики преподавания физики, физико-математического факультета.

Адрес: 461550 Оренбургская обл., Акбулакский район, п. Акбулак, переулок Строителей, д.2., кв. 2. Контактный номер 89058855502.

Просмотров работы: 1565