ПОНЯТИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОНЯТИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Анисова Д.Ю. 1, Перевузник И.С. 1
1Амурский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время идет стремительное развитие цивилизации и экономики, которое неразрывно связано с разделением труда, повышением производительности, неоднородностью сторон, участвующих в процессе обмена, заключении контрактов. Помимо этого возрастает сложность обменов в следствии увеличения количества информации о контрагентах, возрастает и риск заключения сделок, что в свою очередь приводит к постепенному росту уровня трансакционных издержек, размер которых в экономике страны неизбежно влияет на ее экономическое развитие, а потому учет и измерение трансакционных издержек является важным насправлением исследований.

Использование понятия трансакционных издержек для исследования экономических процессов в настоящее время является весьма значимым: его рассмотрение в рамках современной экономической теории, во-первых, предполагает определение границ неоклассических моделей (где трансакционные издержки равны нулю), и, во-вторых, требует включения в анализ таких принципов, как минимизация издержек, равновесие и т.д. На основе постановки вопроса о содержании трансакционных издержек появляется возможность оценить результаты и перспективы их количественной оценки.

Один из способов более глубоко осмыслить проблему трансакционных издержек — сначала рассмотреть значение основополагающего термина трансакция.

В экономическую теорию понятие «трансакция» ввел Дж. Коммонс. По его мнению, «трансакция - не просто не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом, основываясь на предположении о том, что институты обеспечивают распространение воли отдельного субъекта за пределы области его влияния на среду своими действиями, т. е. за рамки его физического контроля, следовательно, оказываются трансакциями в отличие от индивидуально поведения как такового или обмена товарами»1.

Практически аналогичного взгляда придерживаются и отечественные ученые - неоинституционалисты. Например, Шаститко А. считает, что под трансакцией следует понимать деятельность субъекта в форме отчуждения и присвоения прав собственности, свобод, принятых в обществе, которые осуществляются в процессе планирования, контроля за выполнением обещаний, а также адаптации непредвиденным обстоятельствам.

Понятие трансакционных издержек было введено Коузом Р. в 30-е годы 20 века. Коуз Р. определил трансакционные издержки, как издержки функционирования рынка. До этого экономической теорией предполагалось, что рынок бесплатный, что агенты рынка ничего в него не вкладывают, что ценовой механизм обеспечивает координацию, доведение сигналов до агентов рынка абсолютно бесплатно или по таким ценам, которыми можно пренебречь. Коуз противопоставлял трансакционным издержкам, которые он относил только к рынку, так называемые «агентские издержки», которые возникают внутри фирмы, например, издержки оппортунистического поведения.

Следующий этап развития теории трансакционных издержек приходится на 50-е годы 20 века Он связан с целой группой имен, среди которых Алчиан А., Демсец Г., Стиглер Дж., Уильямсон О., Эрроу К. Эти ученые объединили в одну категорию издержки функционирования фирмы и рынка, противопоставив их трансформационным издержкам.

С. Чен (Cheung) подчеркнул, что это «Трансакционные издержки – это издержки, существование которых невозможно себе представить в экономике Робинзона Крузо»2.

В настоящее время трансакционные издержки понимаются подавляющим большинством ученых интегрально, как издержки функционирования системы. Наиболее общее определение трансакционных издержек – это затраты ресурсов для планирования, адаптации и контроля за выполнением взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе3.

Существует множество определений трансакций, но до сих пор исследователи так и не сошлись во мнениях, так, например, О. Уильямсон предлагает следующее определение: Трансакция имеет место тогда, когда товар или услуга пересекает границу смежных технологических процессов. Одна стадия деятельности заканчивается и начинается другая4.

В соответствии с этой интерпретацией, использование данного термина ограничено ситуациями, когда ресурсы действительно перемещаются в физическом смысле «поставки», например, внутри фирм или на рынках. Таким образом, можно отметить, что существуют внутренние и внешние трансакции, или внутрифирменные и рыночные трансакции и рассматривать их, главным образом, как результат разделения труда.

Суть внутрифирменной трансакции описана у Адама Смита в его примере булавочного производства. Он отмечает, что процесс производства булавок разбит на ряд самостоятельных операций: «Один работник вытягивает проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает противоположный конец для насаживания головки...». Из этого примера ясно, что «трансакция» имеет место каждый раз, когда булавочная заготовка переходит из рук в руки внутри фабрики5.

Нужно отметить, что общепринятой классификации трансакционных издержек сегодня не сложилось. Каждый из исследователей обращал внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Например, Стиглер Дж. выделил среди них «информационные издержки»,Уильямсон О. – «издержки оппортунистического поведения», Дженсен М. и Меклинг У. – «издержки мониторинга за поведением агента и издержки его самоограничения», Барцель Й.- «издержки измерения», Милгром П. и Робертс Дж.- «издержки влияния», Хансманн Г. – «издержки коллективного принятия решений», а Далман К. включил в их состав «издержки сбора и переработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта». Остановимся на наиболее признанных в научной общественности классификациях6, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация трансакционных издержек

Коммонс Дж.

1.Трансакция сделки

2. Трансакция управления

3. Трансакция рационирования

Уильямсон О.

По частоте трансакций и по специфичности активов :

1. разовый (или элементарный) обмен на анонимном рынке

2. повторяющийся обмен массовыми товарами

3. повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в специфические активы

4. инвестиции в идиосинкратические (уникальные, эксклюзивные активы)

Менар Кл

1. издержки вычленения, вызванные различной степенью технологической делимости производственных операций;

2. информационные издержки, включающие издержки кодирования стоимости передачи сигнала, издержки расшифровки и издержки по обучению пользованию информационной системой;

3. издержки масштаба, обусловлены существованием систем обезличенного обмена, требующего системы обеспечения соблюдения контрактов;

4. издержки оппортунистического поведения.

Милгром П. и Робертс Дж.

1. издержки, связанные с координацией (издержки определения деталей контракта, издержки определения партнеров, издержки непосредственной координации)

2. мотивационные издержки – связана с издержками, возникающими в процессе выбора (издержки неполноты информации, издержки, связанные с оппортунизмом)

Уоллис Дж. и Норт Д.

по отношению к контрактному процессу:

1. возникающие до обмена;

2. возникающие в процессе обмена;

3. возникающие после обмена

Фуруботна Э. и Рихтера Р.

в зависимости от той сферы, в которой данные издержки возникают:

1. рыночные трансакционные издержки, к которым относятся издержки поиска информации, издержки ведения переговоров и принятия решений, контроля и мониторинга;

2. управленческие трансакционные издержки, возникающие в процессе управления;

3. политические трансакционные издержки, связанные с потитико-правовой средой.

Если рассматривать классификацию, описанную А.Н. Олейником, то он говорит, что разумнее всего привязать классификацию трансакционных издержек к этапам заключения сделки. О. Уильямсон говорит о трансакционных издержках exanteи expost7,т.е. возникающих до и после заключения сделки. Если в качестве этапов заключения сделки выделить следующие: поиск партнера, согласование интересов, оформление сделки, контроль за ее выполнением, то классификацию трансакционных издержек можно представить в виде таблицы 28.

Таблица 2 – Трансакционные издержи до и после заключения сделки

Издержки ex ante (до заключения сделки)

Издержки ex post (после заключения сделки)

Издержки поиска информациивключают затраты на поиск информации о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации

Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение оппортунизма, т. е. уклонения от этих условий

Издержки ведения переговороввключают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки

Издержки спецификации и защиты прав собственности включают расходы на содержание судов, арбитража, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты

Издержки измерения касаются затрат, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка

Издержки защиты от третьих лиц включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, мафии и т.д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки

Издержки заключения контракта отражают затраты на юридическое или нелегальное оформление сделки

 

Нужно сказать, что в экономической литературе присутствует множество классификаций трансакционных издержек, в том числе и у отечественных авторов. Но в большинстве своем они «вписываются» в изложенные выше системы взглядов по этой проблеме.

Едва ли не единственной классификацией, в которой обобщенно представлены все выделенные сегодня виды трансакционных издержек, является классификация Эггертссона Тр. Кроме того, она отличается простотой и осязаемостью, так как построена по принципу аналогии с внешними признаками деятельности, порождающей соответствующие издержки. Согласно Эггертссону Тр., трансакционные издержки это9:

- издержки поиска информации. В рамках данной группы автор выделяет издержки, связанные с поиском приемлемой цены, качественной информации: об имеющихся товарах и услугах; о продавцах и покупателях;

- издержки ведения переговоров. Ведение переговоров ведет к выяснению т.н. «true position», которая в экономическом смысле есть предельная кривая безразличия или предельная изокванта (в случае фирмы);

- издержки заключения контрактов. Это затраты на прогнозирование будущего поведения субъектов, участвующих в контрактах, и оговоренное в них, например, в форме некоего механизма решения споров. Другими словами, в контрактах «резервируется» некая позиция для непредвиденных обстоятельств. Размер этих издержек среди всех остальных наиболее высокий, он составляет порядка 5-10 % от объема сделки при инвестициях в специфические активы;

- издержки мониторинга. Издержки мониторинга возникают после заключения контракта и связаны с отслеживанием исполнения контракта каждым из субъектов, его заключивших;

- издержки на принуждение. Так как каждый субъект стремится действовать в своих интересах, а информация по определению неполна, нередко возникают ситуации неполного или частичного выполнения контракта. И в институциональной среде формируется система, заставляющая партнеров соблюдать условия контракта. Это государственные органы, профессиональные, общественные саморегулируемые организации. В слабом государстве возникает так называемая альтернативная система принуждения – частная – различного рода криминальные структуры. Затраты на принуждение к исполнению контрактов в развитых экономиках для экономических агентов преимущественно невысоки, так как проявляется эффект масштаба;

- издержки на защиту прав собственности. Они возникают как в процессе охраны от правонарушителей – тогда это функция государства, но могут иметь место и при выработке системы действий, связанных с предосторожностью в отношении государства, что наиболее характерно для экономики России (нестабильность в соблюдении принципа приемственности во власти, высокая политизированность экономики, непроработанность законодательной системы, принятие решений на уровне государственных законодательных органов, иногда противоречащих ранее принятым и получившим статус фундаментальных норм и институтов, тенденция к пересмотру формальных норм применительно к изменяющейся рыночной ситуации, наконец, устойчивое недоверие к декларируемым со стороны государственной машины ценностям и т.д.).

Сложность измеримости заявленных свойств, функций, условий использования трансакционных издержек оценивается с позиции эмпирического исследования и может быть обусловлена следующими факторами:

1) отсутствие единого подхода к определению понятия трансакционных издержек, а также их состава;

2) трансакционные и производственные функционально зависимы друг от друга (выбор технологии определяет структуру трансакционных издержек, наличие трансакционных издержек ограничивает альтернативы выбора технологий). При количественной оценке трансакционных издержек следует учитывать тот факт, что граница между трансакционными и производственными издержками размыта.

3) большинство прямых измерений трудоемки и связаны с высокими затратами;

4) значительная доля трансакционных издержек носит альтернативный характер и чтобы их количественно оценить, нужно проанализировать и реализованные, и отвергнутые альтернативы. Но тогда сначала нужно выяснить, какие альтернативы были агентами рассмотрены и отброшены как слишком затратные, а какие были ими просто упущены ввиду ограниченной рациональности.

В экономической литературе существует два подхода к проблеме измерения трансакционных издержек.

Большинство исследователей в рамках неоинституционального направления применяет ординалистский подход, основанный на том, что трансакционные издержки не поддаются прямому измерению, поскольку само понятие трансакционных издержек не имеет однозначной трактовки в современной экономической науке, а на практике имеет значение лишь направления изменения издержек.

Второй подход – кардиналистский − позволяет осуществить прямое количественное измерение затрат на трансакции. Такая оценка была проведена некоторыми зарубежными экономистами – Г. Демсецем, Д. Нортом и Дж. Уоллисом, а также отечественными специалистами – В.Л. Тамбовцевым, В.В. Радаевым, Р.И. Капелюшниковым, В.Е. Кокоревым, Т.П. Скуфьиной. Эти исследователи полагали, что существует только часть трансакционых издержек, которые возможно измерить.

Первую попытку количественной оценки трансакционных издержек предприняли Д. Норт и Дж. Уолл10. Измерение трансакционных издержек представлено с помощью анализа типов отношений и соответствующих им видов деятельности: отношения между отдельными покупателями и продавцами; внутрифирменные отношения; производство услуг фирмами - посредниками различных видов; отношения, связанные с защитой прав собственности.

  1. издержки трансакции для отдельных покупателей и продавцов. Рассмотрим трансакционные издержки, которые возникают при покупке и продаже дома.

Таблица 3 – Трансакционные издержки, возникающие при покупке-продаже дома

Трансакционные издержки со стороны покупателя

Трансакционные издержки со стороны продавца

  • время на осмотр дома (ценность которого определяется через вмененные издержки использования времени);

  • затраты на получение информации о ценах, а также других вариантах покупки дома;

  • инвестиции в репутацию как необходимое условие демонстрации надежности для контрагента (что в теории игр известно как достоверность обещаний);

  • гонорары юристам;

  • нотариальные пошлины;

уплата залога в случае согласия на покупку дома и т. п.

  • наем агента по продаже недвижимости,

  • расходы на рекламу,

  • издержки, связанные с доказательством надежности для контрагента (репутация),

  • время, затрачиваемое на демонстрацию дома потенциальным покупателям,

  • страхование титула собственности.

Вторичные трансакции

Наем юриста, который, в свою очередь, использует услуги охранника, секретаря, ассистента

2) внутрифирменные трансакционные услуги: трансакционные издержки возникают в связи с внутрифирменными отношениями, осуществлением внутрифирменных трансакций. Предлагаются два варианта оценки трансакционных издержек:

- первый способ заключается в рассмотрении сети контрактов как некоторой последовательности в рамках определенной иерархической структуры: между владельцами фирмы (собственниками) и менеджерами, менеджерами и контролерами (надзирателями), контролерами и рабочими. В качестве примера можно рассмотреть компанию Форда, который нанимает бухгалтеров, юристов, секретарей для координации, направления и контроля за своими обменами с управляющими. Управляющие также несут соответствующие издержки, которых не было бы в том случае, если бы Форд производил автомобили для самого себя. Далее, управляющие используют аналогичный набор услуг для осуществления обменов с контролерами и т. д.

Следует отметить, что структура трансакционных издержек изменяется в зависимости от уровня, на котором рассматриваются контракты, так чем выше уровень, тем более значительна доля издержек получения, обработки и предоставления информации. Чем ниже этот уровень, тем выше доля издержек, связанных с контролем выполнения контрактов по найму.

- второй способ предполагает более простую схему: Форд (или акционеры) как бы заключают контракты напрямую с непосредственными производителями автомобилей, то есть теми, кто сам участвует в процессе трансформации ресурсов в продукт. Тогда все расходы, связанные с содержанием людей на промежуточных должностях в иерархии (мастера, инспекторы, контролеры, клерки, менеджеры), составляют ту часть издержек производства, которая не может быть перенесена на непосредственных производителей, а это как раз и является существенной характеристикой трансакционных издержек. Таким образом, все эти промежуточные звенья используются для координации, направления и контроля обменов с теми, кто напрямую обеспечивает предоставление трансформационных услуг. Иногда издержки, связанные с выполнением указанных видов деятельности, определяют как издержки управления или бюрократические издержки.

По мнению Д. Норта и Дж. Уоллиса, вне зависимости от выбора схемы количественной оценки трансакционного сектора внутри фирм, необходимо выполнение двух условий11:

а) выделение профессий, которые напрямую связаны с выполнением трансакционных функций

б) определение величины трансакционных издержек через вычисление заработной платы занятых во внутрифирменном трансакционном секторе.

3) трансакционные отрасли включают следующие группы фирм:

  1. финансы и операции с недвижимостью (обеспечение передачи прав собственности, включая поиск альтернатив, подготовку и осуществление сделок).

  2. банковское дело и страхование (посредничество в осуществлении обменов, зависящих от специфических обстоятельств и требований (неопределенных, асинхронных во времени и не соответствующих по количеству и величине), а также снижение издержек, связанных с безопасностью реализации прав собственности на соответствующие ресурсы).

  3. правовые (юридические) услуги (обеспечение координации, направления и контроля выполнения условий контрактов).

  4. оптовая и розничная торговля включает как трансакционные, так и трансформационные услуги (хранение благ во времени). Однако, следуя предложению Д. Норта и Дж. Уоллиса, услуги оптовой и розничной торговли целесообразнее отнести к трансакционным.

В.Л. Тамбовцев предложил метод определения трансацкионных затрат для российской экономики: Он разделил эти издержки на имеющие производительный, то есть общественно полезный характер, и непроизводительные издержки, приводящие «к потерям в благосостоянии общества»12. Примером производительных издержек являются затраты на спецификацию и защиту прав собственности, а непроизводительные трансакционные издержки делятся на три группы, связанные с: получением доступа к ресурсам и правам собственности на них; с получением права на осуществление хозяйственной деятельности; с поддержанием деловых отношений и применением санкций. Автор предлагат исходные данные для количественной оценки перечисленных видов издержек по предложенной методике получить из опросов предпринимателей и из анализа судебных дел по экономическим преступлениям.

Другой подход к оценке стоимости трансакций в российской экономике, основанный на сочетании макро- и микроэкономических факторов, разработан В.Е. Кокоревым. В соответствии с данным подходом, на макроуровне трансакционные издержки определяются динамикой товарооборота в национальной экономике, на микроуровне – долей накладных расходов фирм по отношению к остальным статьям себестоимости 13.

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время не существует единого подхода к количественной оценке трансакционных издержек, что влечет за собой некую неопределенность на предприятиях при их определении. Каждое предприятия понимает трансакционные издержки по своему, ведь границы фирмы могут определяться по разному. Например, Р. Коуз отмечал, что «Фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с затратами на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или затратами на организацию ее через другую фирму»14.

При оценке трансакционных издержек на уровне отдельного предприятия проблемы возникают при вычленении данных расходов из других. К тому же некоторые трансакционные издержки трудно поддаются количественному измерению, как например, потери вследствие проявлений оппортунистического поведения контрагентов или работников предприятия (уклонение от исполнения обязательств или недобросовестное их выполнение), потери вследствие ухудшения репутации предприятия на рынке в результате действия или бездействия контрагентов, или персонала.

Для количественной оценки трансакционных издержек на уровне отдельного предприятия, эти расходы можно выделить в следующие группы:

  1.  
    1.  
      1.  
        1. расходы на совершенствование технологии и организации производства:

  • стоимость материалов и изделий на осуществление опытов и рационализаторских предложений;

  • оплата труда рабочих, занятых на этих работах, и взносы во внебюджетные фонды;

  • выплата авторских вознаграждений;

  • оплата экспертиз и консультаций по вопросам качества маркетинга, информации, сбыта и снабжения.

Целесообразность отнесения таких затрат в состав трансакционных обусловлено тем, что улучшение качества продукции и ее эксплуатационных характеристик дает возможность заключать сделки на более выгодных условиях, улучшать конкурентные позиции предприятия на рынке, привлекать новых покупателей;

  1. затраты на подтверждение качества — это расходы, связанные с подтверждением соответствия продукции стандартам качества, установленным требованиям действующего законодательства;

3. расходы на обслуживание и управление предприятием:

  • представительские расходы;

  • расходы на служебные командировки;

  • вознаграждение за профессиональные услуги (консультационные, информационные, аудиторские, нотариальные и т.д.);

  • расходы на услуги связи (телефонные, почтовые, интернет-связь и т.д.);

  • плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги.

Целесообразность отнесения этих расходов к трансакционным обусловлено тем, что они обеспечивают осуществление рыночных трансакций в сфере юридического оформления и заключения сделок, поиска информации, поддержание деловых контактов с контрагентами, укрепления конкурентных позиций предприятия;

4. расходы, связанные с реализацией продукции (товаров, работ, услуг):

  • расходы на упаковочные материалы, тару;

  • оплата труда и комиссионные вознаграждения продавцам, торговым агентам и работникам подразделений, обеспечивающих сбыт продукции;

  • расходы на рекламу и исследование рынка сбыта;

  • расходы на предпродажную подготовку товаров (услуг);

  • расходы на содержание основных средств, других материальных необоротных активов, связанных со сбытом продукции, товаров, работ, услуг;

  • расходы на транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции, транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции в соответствии с условиями договора поставки, а также расходы по транспортировке продукции между складами (подразделениями) предприятия;

  • расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

  • другие расходы, связанные со сбытом продукции, товаров, работ, услуг.

Расходы на сбыт входят в трансакционных издержек предприятия в полном составе из-за того, что обеспечивают осуществление рыночных трансакций, связанных с продажей готовой продукции;

5. расходы на исследования и разработки, осуществляемые предприятием, если такие исследования и разработки связанны с использованием нематериальных активов, поскольку последние дают предприятию возможность получать конкурентные преимущества, заключать более выгодные сделки, формировать клиентскую базу;

6. сомнительные и безнадежные долги: отчисления в резерв сомнительных долгов на задолженность за реализованную продукцию и сумма списания текущей дебиторской задолженности, признанной безнадежной. Такие расходы относятся к трансакционным, поскольку неуплата контрагентом по контракту является потерями предприятия, возникающими в результате оппортунистического поведения предприятия;

7. потери от неоперационных и операционных курсовых разниц — расходы по активам и обязательствам операционной и неоперационной деятельности предприятия от изменения курса рубля к иностранной валюте. Включение этих издержек в состав трансакционных определено тем, что предприятие может понести потери вследствие установления невыгодного курса при осуществлении операций с иностранной валютой;

8. недостачи и потери от порчи ценностей: к трансакционным относятся потери вследствие недостатка денежных средств и потери от порчи ценностей, выявленных в процессе заготовки, переработки, хранения и реализации, если на время установления недостачи виновника не обнаружено. Такие расходы связаны с оппортунистическим поведением контрагентов (которые поставляют некачественную продукцию) и работников предприятия (которые отвечают за ее хранение и переработку);

9. финансовые затраты:

  • проценты за кредит;

  • другие финансовые расходы — расходы, связанные с привлечением заемного капитала, в том числе расходы на выпуск, содержание и обращение собственных ценных бумаг, начисление процентов по договорам кредитования (кроме банковских кредитов), финансового лизинга и т.п.

Перечисленные финансовые затраты относят к трансационным, поскольку получение займов является финансовой сделкой, которая требует организационного и юридического обеспечения, сопровождается возникновением трансакционных издержек;

10. расходы, связанные с реализацией финансовых инвестиций, необоротных активов и имущественных комплексов, которые требует организационного и юридического обеспечения, также сопровождается возникновением трансакционных издержек.

11. расходы на исправление брака и выплата штрафов за продажу бракованной продукции относятся к трансакционным издержкам измерения, обусловленными ненадлежащей проверкой качества продукции предприятия, которая подлежит реализации.

Таким образом, рассмотрен достаточно детализированный перечень трансакционных издержек, возникающих на уровне отдельного предприятия, однако, этот перечень не является исчерпывающим, поскольку он включает только официальные расходы, информацию о которых можно получить используя данные бухгалтерской и финансовой отчетностей. На самом же деле спектр трансакционных издержек значительно шире: существуют также неофициальные (скрытые или неявные) издержки, связанные с нелегальным ведением бизнеса, уклонением от законодательства, административными барьерами, недобросовестными контрагентами, нажимом со стороны «третьих лиц» и т.д. Это в значительной мере усложняет процедуру реальной оценки трансакциооных издержек. А потому вопрос измерения, оценки и управления трансакционными издержками на сегодня остается актуальным и требует дальнейших научных исследований и разработок в данном направлении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Асаул, Н.А / Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов инвестиционно - строительного комплекса.СПб.: «Гуманистика», 2004. –С 120.

2 Фуруботн, Э.Г., Рихтер Р. /Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. – С.66

3 Уильямсон О. Указ. соч. С. 55-59.

4 См., например: Капелюшников Р. Указ. соч. С. 29-30.

5 Статья «Измерение трансакционного сектора в американской экономике в 1870—1970 годах».

6 Симонов, А.Ю. /Трансакционные издержки кредитных организаций./ Материалы конференций. [Электронный ресурс] - http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5567-2012-12-20-18-48-07

7 Тамбовцев, В.Л. Расчет потерь общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности [электронный ресурс]. URL: http://www.smb.ru/analitics.html?id=lost. (дата обращения 07.04.2014 г.)

8 Самоволева, С.А. Совершенствование экспертизы инновационных проектов: учет трансакционных издержек [электронный ресурс]. URL: http://riep.ru/lib/getfile.php?t=p&n=88000035 (дата обращения 04.04.2014 г.).

9 Одинцова, М.И. Институциональная экономика. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. — 386 с.

10 Экономическая теория: учебник/С.Ю. Абуздин [и др.]; под ред. М.А. Винокуров-2-е издание - Иркутск: Изд-во ИГЭА,1998. - 480с.

11 Волостнов, И. Трансакционные издержки в деятельности государственных предприятий: виды и средства минимизации/И. Волостнов// Менеджмент в России и зарубежом-2005г.№3.с.70-79.

12 Абзудина, С.Г. Трансакционные издержки в общественном секторе Российской экономики. Проблемы идентификации./С.Г Абзудина//Монография. Интеллектуальные и нематериальные ресурсы-2002г.сб. науч. Тр.с.48-54.

13 Сурова, С. Трансакционные издержки: особенности признания в учетной системе для целей управления/С Сурова//Проблемы теории и практики управления-2006.№10.с.45-53.

14 Коваль, Л. Трансакционные издержки связанные с заключением договора/Л. Коваль//Право и экономика-2005г.№10юс.41-44.

1 Асаул Н.А /Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов инвестиционно-строительного комплекса.СПб.: «Гуманистика», 2004. –С 120.

2 Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. /Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. – С.66

3 Н.А. Асаул. Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов инвестиционно-строительного комплекса.–СПб.: «Гуманистика», 2004. – С. 48-56

4 Там же.

5 Н.А. Асаул. Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов инвестиционно-строительного комплекса.–СПб.: «Гуманистика», 2004. – С.123

6 См. там же

7 Уильямсон О. Указ. соч. С. 55-59.

8 См., например: Капелюшников Р. Указ. соч. С. 29-30.

9 Н.А. Асаул. Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов инвестиционно-строительного комплекса.–СПб.: «Гуманистика», 2004. – С.127.

10Статья «Измерение трансакционного сектора в американской экономике в 1870—1970 годах».

11 Симонов, А.Ю. /Трансакционные издержки кредитных организаций./ Материалы конференций. [Электронный ресурс] - http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5567-2012-12-20-18-48-07

12 Тамбовцев В.Л. Расчет потерь общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности [электронный ресурс]. URL: http://www.smb.ru/analitics.html?id=lost. (дата обращения 07.04.2014 г.)

13 Самоволева С.А. Совершенствование экспертизы инновационных проектов: учет трансакционных издержек [электронный ресурс]. URL: http://riep.ru/lib/getfile.php?t=p&n=88000035 (дата обращения 04.04.2014 г.).

14 Одинцова М.И. Институциональная экономика. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. — 386 с.

Просмотров работы: 13073