Цель исследования. Обосновать существенные группы факторов роста налогового потенциала региона, где создана особая экономическая зона.
Актуальность.
Эффективное управление налоговым потенциалом региона является одним из перспективных направлений развития региональной экономики путем снижения уровня межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Обеспечение последовательного развития налогового потенциала регионов будет способствовать росту их финансовой самостоятельности и повышению уровня социально-экономического развития. Учет всех факторов, влияющих на точный расчет налогового потенциала, служит инструментом достижения данной цели.
Содержание исследования
Исследованы теоретические аспекты изучаемой темы:
проведен анализ существующих подходов к трактовке категории «налоговый потенциал», подходы к классификации;
- раскрыта роль налогового потенциала в практике налогового регулирования.
Налоговый потенциал региона – это максимально возможные налоговые ресурсы общества для удовлетворения социальных потребностей населения, сформированные при минимально допустимых изъятиях части доходов у хозяйствующих субъектов и физических лиц.
2. Систематизированы факторы, влияющие на формирование налогового потенциала региона
Величина налогового потенциала территории зависит от влияния множества факторов – субъективных и объективных.1 К объективным факторам относятся действующее в настоящее время законодательство о налогах и сборах, степень развитости экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика, существующих на данной территории, цен, объем и структура экспорта и импорта и т.д.
К субъективным можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот, отсрочек и др.
Состав факторов по содержательному критерию можно представить следующим образом2:
Экономические факторы: уровень развития экономики, деловой активности, отраслевая структура экономики, инвестиционный климат, уровень занятости населения, уровень инфляции и др.
Факторы налогового администрирования:
- эффективность налогового контроля (количество проверок, выявивших недоимки/общее количество проверок, средняя сумма доначислений недоимки);
- уровень профессиональной подготовки работников налоговых органов (наличие специального образования, повышение квалификации);
- уровень методического обеспечения администрирования.
Правовые факторы: налоговое, бюджетное законодательство, вносимые в них изменения. Налоговое законодательство определяет механизм исчисления налогов и сборов, его элементы. Бюджетное законодательство регулирует распределение налоговых отчислений по уровням бюджетной системы.
Социальные факторы:
- уровень социальной ответственности налогоплательщика;
- состояние налоговой культуры.
Вывод: Учёт факторов осуществляется при понимании, что они тесно взаимодействуют. Однако, общее правило заключается в следующем: главным фактором, влияющим на величину налогового потенциала, является рост налоговых баз за счет увеличения экономического потенциала региона.
Выбраны показатели, связанные с налоговой базой напрямую или косвенно по основным налогам, поступающим в бюджетную систему РФ
Показатели, отражающие налоговые базы |
Виды налогов |
1.Валовой региональный продукт |
все налоги |
2. Прибыль организаций |
налог на прибыль организаций |
3. Фонд начисленной заработной платы |
налог на доходы физических лиц и страховые взносы |
4. Среднесписочная численность занятых в экономике |
все налоги |
5. Среднедушевые денежные доходы населения |
НДФЛ, налог на имущество физических лиц, земельный, транспортный налоги и косвенно все сборы, связанные с оплатой товаров, работ и услуг, в том числе включаемые в себестоимость продукции |
6. Оборот розничной торговли |
НДС, акцизы и косвенно все налоги, поступающие от розничной торговли. |
7. Основные фонды |
налог на имущество организаций и косвенно все сборы, уплачиваемые организациями. |
8. Кадастровая стоимость земельных участков |
земельный налог. |
9. Количество транспортных средств в регионе |
транспортный налог. |
10. Инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц |
налог на имущество физических лиц. |
Из рассматриваемых показателей наибольшее влияние на налоговый потенциал, обусловленное сложившейся структурой налоговых поступлений, оказывают численность занятых, ВРП, заработная плата, доходы населения, оборот розничной торговли3.
Обобщены основные факторы, влияющие на рост налогового потенциала региона особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) на примере ОЭЗ «Липецк».
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» создана в соответствии с Постановлением № №782 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории Грязинского района Липецкой области. Общая площадь территории особой экономической зоны — 1024 га. Срок действия-49 лет. Государственные инвестиции: запланированные - 17 789 млн. руб.; осуществленные – 7 533,58 млн. руб. По итогам 2013 зарегистрировано 32 компании-резидентов ОЭЗ.
Полностью освоить территорию планируется до 2016 года, к тому времени в ОЭЗ будет работать предположительно около 50 предприятий.
Приоритетные направления развития:
производство энергетического оборудования;
производство элементов и систем альтернативной энергетики;
производство машин, оборудования, автокомпонентов;
производство бытовой техники;
производство медицинского оборудования;
производство строительных материалов;
производство био и наноматериалов.
Кластеры ОЭЗ:
производство готовых металлических изделий;
производство машин, оборудования и автокомпонентов;
производство строительных материалов.
Предварительные итоги деятельности ОЭЗ «Липецк» в 2013 году:
Совокупный объем заявленных инвестиций - более 100 млрд. рублей.
Создано более 2500 квалифицированных рабочих мест.
Объем произведенной продукции превысил 20 млрд рублей.
Объем перечисленных предприятиями резидентов ОЭЗ «Липецк» налоговых и таможенных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды составил более 2,3 млрд. рублей.
Факторами, влияющими на рост налогового потенциала в длительной перспективе для ОЭЗ «Липецк», являются:
Рост объемов производства;
Экспортно-ориентированная деятельность;
Инвестиционная деятельность;
Развитие инфраструктуры (транспортные потоки, жильё, торговля).
Планируется, что к 2020 году значительно вырастет количество резидентов и участников ОЭЗ федерального и регионального уровней (с 86 предприятий в 2013 году – до 244).
Изучены налоговые льготы, предоставляемые федеральным и региональным законодательством4:
№ п/п |
Категория налогоплательщика |
Налоговая ставка налога на имущество организаций |
Налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет |
Налоговая ставка по транспортному налогу |
Льготные ставки по аренде земельных участков |
1. |
Резиденты особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» |
0 процентов – сроком на десять лет |
0 процентов - сроком на пять летс момента получения прибыли; 5 процентов – сроком на пять лет; 13,5 процентов – на срок действия ОЭЗ |
0 рублей - сроком на десять лет |
не более 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка в год |
2. |
Организация, признаваемая управляющей компанией федеральной ОЭЗ «Липецк» |
0 процентов - сроком на десять лет |
|||
3. |
Участники особых экономических зон регионального уровня |
0 процентов - сроком на семь лет |
13,5 процента - сроком на пять лет, а в случае выпуска экпортоориентированной и (или) импортозамещающей продукции сроком на семь лет |
0 рублей сроком на десять лет |
от 0,01 процента до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка в год |
4. |
Организации, осуществляющие функции администрации особых экономических зон регионального уровня |
0 процентов - на срок действия особой экономической зоны регионального уровня |
|||
5. |
Организации, осуществляющие инвестиции в строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ |
0 процентов - сроком на семь лет |
13,5 процента - сроком на пять лет |
||
6. |
Резиденты индустриальных парков |
0 процентов - сроком на семь лет |
13,5 процента - сроком на пять лет |
0 процентов - в течение пяти лет |
|
7. |
Управляющие компании индустриальных парков |
1,1 процента - сроком на пять лет |
13,5 процента - сроком на пять лет |
||
8. |
Организации - победители конкурса инвестиционных проектов |
0 процентов - на фактический срок окупаемости инвестиционного проекта |
13,5 процента - на фактический срок окупаемости инвестиционного проекта |
||
9. |
Организации, реализующие инновационные проекты, включенные в областной реестр инновационных проектов |
0 процентов - сроком на пять лет |
13,5 процента - на фактический срок реализации инновационного проект |
||
10. |
Организации-сельхозтоваро-производители, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 346.2 НК РФ и имеющие поголовье маточного стада не менее 300 голов(коров и или свиней) |
1,1 процента |
0 процентов |
Примечание: в исследовании по каждому виду льгот дано правовое обоснование со ссылкой на нормативно-правовой акт
Выполнен анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Липецкой области в 2007-2013 гг.
Таблица. Налоговые поступления в консолидированный бюджет Липецкой области в 2007-2013 гг.
Года |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Налоговые поступления (млн.руб.) |
24870,6 |
30502,6 |
23262,5 |
26794,1 |
30004,4 |
31666,1 |
33100,0 |
Цепные темпы роста, % |
100,0 |
122,65 |
76,26 |
115,18 |
111,98 |
105,54 |
104,53 |
Средний темп роста составил 104,88%
Как видно из таблицы, до 2009 года налоговые поступления росли. Снижение поступлений в 2009 году связано со сложной экономической обстановкой в связи с финансовым кризисом и со снижением ставки по налогу на прибыль с 24% до 20%. Начиная с 2010 года, заметно проявляется тенденция роста налоговых поступлений. Можно сделать вывод, что выпадающие доходы от введенных налоговых преференций не сильно влияют на налоговые поступления, ну а в долгосрочной перспективе окажут только положительный эффект.
Список использованной литературы
Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изм. от 30.01.2014)
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 года №782 "О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа"
Закон Липецкой области от 29 мая 2008 года №151-ОЗ"О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет"
Закон Липецкой области от 27 ноября 2003 года №80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области"
Закон Липецкой области от 25 ноября 2002 года №20-ОЗ"О транспортном налоге в Липецкой области"
Прокопенко Р.А. Понятие и роль налогового потенциала в экономическом развитии региона / Научный журнал «Современные наукоемкие технологии», 2007, №12
Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений// "Налоги и налогообложение", 2008, №7
Шогенов А.А. Методические аспекты расчета налогового потенциала региона // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2011, №4 (28)
Сысоева Е.Ф., Мельник Е.Н. Комплексный подход к оценке эффективности налоговой политики в регионах// "Международный бухгалтерский учет", 2012, №31
Инвестиционный меморандум липецкой области на 2014 год
www.nalog.ru – Официальный сайт ФНС
http://www.russez.ru/ - Сайт особых экономических зон
1Шогенов А.А. Методические аспекты расчета налогового потенциала региона // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2011. - № 4 (28)
2 Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений//"Налоги и налогообложение", 2008, N 7
3Е.Ф.Сысоева, Е.Н.Мельник. Комплексный подход к оценке эффективности налоговой политики в регионах// "Международный бухгалтерский учет", 2012, N 31
4Инвестиционный меморандум липецкой области на 2014 год
8