На сегодняшний день во всех ВУЗах для оценки учебных и внеучебных достижений студентов существуют различные системы оценки, позволяющие достаточно объективно оценить качество образовательного процесса.
Оценка достижений студента активно влияет на характер сознательной организации самостоятельной работы, стимулирует познавательную активность, а также обеспечивает индивидуальный подход в обучении. Одними из главных преимуществ систем учета достижений являются их общедоступность и возможность своевременного информирования студентов, преподавателей, ответственных за учебный процесс на кафедрах и факультетах.
Целью автоматизированной системы учета достижений является объективная оценка степени участия студента в учебной, научно-исследовательской, досуговой деятельности образовательного учреждения посредством выявления всех необходимых критериев и параметров активности.
В итоге такая интерактивная система представляет собой базу электронных документов, подтверждающих личные достижения каждого студента. За каждое достижение начисляется определенное количество баллов, которые накапливаясь, формируются в рейтинг, выступающий показателем активности по итогам семестра/учебного года/всего периода обучения в различных сферах деятельности.
Методики оценки достижений студентов ВУЗа
В настоящее время отсутствует единая методика оценки активности студентов. Каждый ВУЗ создает собственную с учетом актуальных для него аспектов. Существующие методики можно разделить на несколько групп с похожими математическими моделями.
Первая методика: при подсчете общей оценки достижений студента предусмотрен учет баллов, набранных студентом в течение учебного семестра, как за учебу, так и за внеучебные мероприятия. Научно-исследовательские мероприятия рассчитываются отдельно от иных (спортивные, культурно-массовые и др.)[15].
Вторая методика: общий балл за семестр высчитывается как сумма среднего балла по результатам промежуточного контроля, баллов, начисленных за успешную и регулярную учебную работу, баллов за внеучебную деятельность и штрафные санкции за нарушение Устава университета[9].
Третья методика: В данной группе методик по многочисленным критериям выставляется оценка специальной экспертной комиссией по каждой работе отдельно. Методика подразумевает только научные работы[8].
Четвертая методика: не имеет определенной формулы для подсчета рейтинга внеучебной активности студента, поэтому баллы, поставленные по определенным критериям, просто суммируются. В основном методики отличаются критериями и балльной шкалой оценивания[10,12].
Пятая методика: предполагает интегральный рейтинг студента, который представляет собой сумму академического и внеучебного рейтингов, при этом каждое слагаемое умножается на свой весовой коэффициент[13].
Шестая методика: рейтинг за каждый вид внеучебной деятельности высчитывается по достаточно гибкой методологии оценивания. Вся внеучебная деятельность была разделена на два блока: научно-исследовательская работа и иная (спорт, творчество и т.д.), которые рассчитываются по отдельным формулам[5].
Для определения положительных и отрицательных аспектов рассмотренных выше методик был проведен их анализ. Для более точного сравнения были выбраны учреждения из каждой группы методик.
Анализ различных методологий и алгоритмов оценки, применяемых современными ВУЗами, показал, что на сегодняшний день имеются существенные различия в принципах подсчета рейтинга достижений. Оценка не всегда объективна и охватывает не все аспекты активности студента. Существует необходимость создания унифицированной системы, которая бы совмещала в себе все наиболее важные критерии и факторы, и могла бы послужить основой для создания интерактивных систем, отражающих реальную картину успеваемости ВУЗа. На данный момент наиболее объективной системой учета внеучебных достижений студентов является методика №6, так как она является самой гибкой и учитывает большинство параметров.
Кроме математической модели, были рассмотрены реализации систем предоставленных выше методик. Реализации оценивались по следующим критериям:
содержание сайта (возможность сортировки данных; полнота предоставленной информации, не менее 90% материала по заданной тематике),
дизайн (наличие оригинального оформления; стилистика связана с тематикой системы; удобная навигация; стандартизация интерфейса, т.е. близость к интуитивно-понятному интерфейсу; неперегруженность ссылками, баннерами),
сервисы (ограничение прав доступа; обратная связь позволяет пользователю сообщить о неполадках или выразить свое мнение о системе),
технические характеристики (отсутствие «мертвых ссылок»; быстрая загрузка страниц; статистка посещения страниц необходима для отслеживания непопулярных, чтобы их исключить).
Были проанализированы различные системы, и основным их недостатком стали:
отсутствие обратной связи и статистки,
сложная навигация из-за большого количества пунктов меню.
Практически во всех реализациях отсутствовали «мертвые ссылки», а выдаваемая информация касалась заданного запроса.
В результате анализа по критериям были выбраны наиболее удовлетворяющие системы: реализация МТУСИ (по 2 методике), основной недостаток которой перегрузка страниц информацией, и ВИВТ (по 1 методике), в которой отсутствовала обратная связь и статистика.
Использованная литература
Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе. – 2000. – 7 с.
Колосовский С. М.Современные средства контроля успеваемости студентов. – Минск, 2010. – 45 с.
Митрофанова К.А., Ивачев П.В., Кузьмин К.В. Использование электронных технологий учета достижений в управлении качеством образования.-Екатеринбург, 2014.
Рочев К. В., Моданов А. В. Индексно-рейтинговая система сравнительной оценки деятельности и стимулирования студентов вуза // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № 01. 2013.
Трофимов И.Е. Методы, алгоритмы и программное обеспечение для оценки внеучебной деятельности студентов вуза. – Кемерово, 2014. – 89 с.
bibliofond.ru
campus-online.ru
kiel.ru
mtuci.ru
nstu.ru
sciyouth.ru
sibsutis.ru
surgpu.ru
uu.kventz.ru
vivt.ru