ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Шишкина А.А. 1, Фролова Л.А. 1
1МГТУ им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Познавательные упиверсальиые учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска,

исследования и совокупность операций по обработке, систематизации,

обобщению и использованию полученной информации.

Учебно-информационные умения обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся, в том числе и моделирование, и умение работать с текстом как источником информации.

Примером задачи на моделирование может являться звуковой анализ слов. Первоклассники, ориентируясь на модель слова, дают его качественную характеристику. Для решения этой задачи учащийся должен знать все действия, необходимые для решения и их последовательность:

1) определить количество звуков в слове;

2) установить их последовательность;

3) проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, глухой согласный, звонкий согласный);

4) обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью.

В начале обучения все эти действия выступают как предметные, а в будущем у учащихся появится возможность осваивать способ моделирования на различном материале, в том числе и на разных предметах.

Освоение первых шагов способа моделирования представлено в заданиях, через которые учащиеся осваивают особенности моделирования, а именно:

преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Моделирование включено в учебную деятельность как одно из действий, которое должно быть сформировано к концу начальной школы.

Успешно освоить способ моделирования помогут следующие задания: кодирование/замещение (использование знаков и символов как

условных заместителей реальных объектов и предметов); декодирование/считывание информации; умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы),

отражающие пространственное расположение предметов или отношения

между предметами или их частями для решения задач;

умение строить схемы, модели и т. п.

В моделировании выделяется несколько этапов:

предварительный анализ объекта;

перевод объекта на знаково-символический язык;

построение модели;

работа с моделью;

соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с объектом) .

Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами, которые согласно психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом усвоения.

Однако во многих задачах перевод текста на язык графики является только началом анализа, а для решения требуется дальнейшая работа со схемами. Именно здесь возникает необходимость формирования у учащихся умения работать с моделями, преобразовывать их. При этом необходимо иметь в виду, что уровень графической подготовки при построении модели и работе с ней (согласно психологическим исследованиям) определяется главным образом не степенью владения учеником техникой выполнения графического изображения, а тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям образно-знаковых моделей, насколько подвижно его мышление.

Уметь составить схему, значит уметь: разделить объект на части;

располагать части в определенной последовательности;

определять связь между частями;

оформлять графическое изображение.

При создании различного типа моделей очень важно определить, какая информация должна быть включена в модель (звуки, слова, жанр, тема и др.), какие средства (символы, знаки) будут употребляться для каждой выделенной составляющей текста, какие из них должны иметь одинаковую символику (звуки — «квадратики», слова — «прямоугольники»), а какие-различную (твердый согласный — синий цвет, мягкий — зеленый, сказка-«круг», стихотворение — «треугольник»).

В 1 классе начинают работу с введения знаков и символов как условных «заместителей» реальных объектов и предметов: квадрат белого цвета - обозначение звука, квадрат красного цвета — обозначение гласного звука, квадрат синего цвета — обозначение твердого согласного звука, квадрат зеленого цвета- обозначение мягкого согласного звука.

Чтобы сделать разнообразной работу с готовой моделью или по её созданию, можно использовать следующие приёмы:

подобрать из готовых карточек соответствующий объекту символ (деление на слоги, ударная позиция, обозначение жанра, темы текста);

«расшифровать» модель (дать характеристику слову, предложению, тексту);

найти ошибку в данной модели, в порядке следования или расположении моделей;

придумать символ, обозначающий один из элементов создаваемой модели (как обозначить новое слово в предложении);

дополнить моделируемый ряд;

выбрать соответствующую данному объекту модель из нескольких представленных схем;

составить модель по ходу рассказа учителя.

Одним из важнейших общеучебных умений, формируемых на этапе

начального образования, является умение работать с текстом как источником

информации.

Это действие представляет собой ряд умений: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения

в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, официально-делового стилей и др.

Умение структурировать информацию является частью умения работать с текстом, которое включают достаточно большой набор операций.

Для формирования и развития умения учащихся структурировать информацию, учитель должен научить их анализировать отдельные сюжетные линии, выделять существенные моменты и главные ключевые слова, находить причинно-следственные связи между ними и осуществлять последовательное объединение всех этапов события.

В начале учебного года начинается формирование данного умения с помощью методики «Построение последовательности событий на основе сюжетных картинок». К концу — деятельность строится на основе деформированных текстов, состоящих из 4 — 6 предложений, в которых учащимся необходимо восстановить последовательность предложений.

Кроме того, обучение составлению рассказов по одной картинке или серии сюжетных картинок способствует развитию связной речи у детей младшего школьного возраста. Рассматривание картинок развивает внимание ребенка. Составляя рассказ по картинкам, ребенок развивает мышление, когда пытается понять их содержание, причинно-следственные,пространственно-временные, логические связи.

После того, как учащиеся начнут читать, вводится работа по восстановлению небольших текстов. Начинаем с 3 — 4 предложений. При совместной работе под руководством учителя количество предложений может доходить до 7 — 8.

Формы работы самые разнообразные: фронтальная с использованием интерактивных средств, работа в паре (на начальном этапе), в группах, когда учащиеся в совместной деятельности создают тексты.

В заключение хотелось бы отметить, что период обучения грамоте является одним из самых трудных этапов, т.к. дети получают первые сведения о родном языке, литературе, получают практические навыки. В этот период необходимо использовать разнообразные виды работ, которые нацелены на общее развитие школьника. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.

Асмолов. — М.: Просвещение, 2011

2. Битянова, М.Р. Какой линейкой мерить УУД / М.Р. Битянова // Начальная

школа. - 2012. — №3.

3. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение. Уроки слушания. Методическое

пособие / Л. А. Ефросинина. — «Вентана-Граф», 2011.

4. Климанова, Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся:

примеры формирования / Л.Ф. Климанова // Управление начальной

школой. — 2010. — № 10.

5. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А.

Кузнецов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.

2008. — № 2. http://www.in-exp.ru

6. Русский язык: обучение грамоте (обучение письму). 1 класс: система

уроков по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой /авт.-сост.

И.Г.Смирнова, С.В.Николаева. — Волгоград: Учитель, 2012. — 355с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./М-во образования и

науки РФ. — М.:Просвещение, 2011. — 33с.

Просмотров работы: 3083