«Журналист должен быть честным, беспристрастным и смелым при сборе, изложении и комментировании информации»
Кодекс этических норм общества профессиональных журналистов
С самого начала своего существования мировая (и российская) журналистика стала не только надежным источником информации регионального и мирового масштаба, но и средством воздействия на целые слои общества. Многие известные личности использовали прессу в качестве способа выражения своих политических (и иных) взглядов. В первой четверти XIX века в Российской Империи вовсю действовали подпольные печатные издания. «Для пропаганды освободительных идей декабристы использовали не только вольные общества и рукописную литературу, но и подцензурную печать. Устав Союза благоденствия предписывал всем членам активное участие в легальных периодических изданиях». В США, ко времени окончания войны за независимость на первый план в стране выдвинулся вопрос об организации власти. Принятые 2 марта 1773 года «Статьи конфедерации» были недостаточны для этого, прежде всего потому, что неясен был вопрос о власти, ее разделении и централизации одновременно. Перед созывом конституционного конвента в Филадельфии 25 мая 1787 года периодическая печать открыла широкую дискуссию, в которой приняли участие лидеры страны Дж. Адамс, Т. Джефферсон, А. Гамильтон. Эта тема активно освещалась в газетах и журналах. За одобрение конституции высказались «Пенсилваниа газетт», «Бостон газетт», «Ньюпорт мэгэзин», «Коннектикут курант», «Мэриленд газетт», «Нью-Хэмпшир газетт» и другие издания. Джин Шарп, автор книги «От диктатуры к демократии», выделяет СМИ как средство выражения тех или иных политических убеждений, а позднее – как оружие в информационной войне.
В общем плане пропаганда означает распространение идей, учений, взглядов, и происходит это слово от латинского «propagare» — распространять. Г. Л. Смирнов предлагает следующее определение: «Пропаганда есть целенаправленное, дифференцированное доведение идей и знаний различного уровня и в разной форме до тех или иных слоев населения». Однако данная дефиниция не раскрывает специфические черты этого явления. Ведь в принципе любая информация, циркулирующая по каналам массового общения, является доведением идей и знаний до тех или иных слоев населения. Этой цели служит, например, и художественный кинофильм, и театральный спектакль, и беседа политинформатора.
Журналист, по сути, является проводником между источником информации и зрителем/читателем/слушателем. Тем не менее, существует такое понятие как «человеческий фактор». Порой просто невозможно освещать то или иное событие объективно. К примеру, локальный конфликт. Выражая симпатию одной стороне конфликта, и недоброжелательно относясь к другой, довольно трудно создать материал, в котором будут учтены все особенности. Чаще всего СМИ, будь то газета или радио, занимает определенную (политическую, экономическую и т.д) позицию и пишет обо всем лишь с одной стороны. Газета, придерживающаяся официальной позиции (позиции государства), не станет писать хорошо о том, что хоть как-то связано с оппозицией власти. Если, конечно, она не следует базовым законам журналистики (служить источником информации).
Как известно, информационная война между США и Россией идет уже не одно десятилетие, и, конечно же, это должным образом отражается в СМИ этих стран. Нельзя однозначно сказать, какая из сторон ведет себя правильнее. Метод пропаганды используют и США и Россия, ведь без него нельзя обойтись в сложившейся конфликтной ситуации. Сегодня в информационном поле огромное внимание уделено ситуации, сложившейся на Украине. Здесь, опять же, представлены две точки зрения: «западная» и «пророссийская». В Америке все СМИ яростно утверждают, что наша страна действует вопреки законам, правилам и самое главное - граждане США охотно в это верят. Давайте не будем игнорировать тот факт, что сами США не раз вмешивались в конфликты других государств, выступая миротворцем, и делавшие это якобы для разрешения проблем. Список стран, где Америка приложила свою «руку» можно перечислять бесконечно. При этом, наша страна, вмешавшись в критическую ситуацию на Украине, защищая россиян, проживающих там, была провозглашена агрессором. В случае с нашей страной дела обстоят немного иначе, СМИ вещают информацию, используя эмоциональную подачу, при этом еще и однобоко. В России большинство телеканалов - государственные, и, как правило, в каком ракурсе они освещают информацию, зависит от того, кому принадлежат. То есть, каков вывод? СМИ, получающие деньги из госбюджета, распространяют государственную точку зрения. Так и в ситуации с Украиной. Слова, произнесенные Путиным, будут находить подтверждение в однотипных видео, транслируемых всеми телеканалами. Здесь было бы вполне логично обратить внимание на пропаганду и в Украинских СМИ. Они не дают полной картины происходящих событий, многие информационные ресурсы тяготеют к сенсациям. Их пропаганда сводится к антироссийской.
Простейший пример : катастрофа Boeing 777 в Донецкой области. Со стороны американских и украинских СМИ, а также ряда СМИ Европы («CNN», «Интер» и т.д.) это выглядит так: российские военные нанесли ракетный удар по пассажирскому самолету Boeing 777, который упал в районе Донецка. По словам российских СМИ («АиФ», «ВГТРК», «Russia Today») это не российские, а украинские военные сбили Боинг, и теперь всячески стараются снять с себя подозрения.
Аудитория телеканалов, газет, журналов, радиостанция - все эти люди фактически лишены доступа к правдивой и объективной информации, т.к. ,ввиду нынешней обстановки в мире, пропаганда в СМИ особенно актуальна. В США, в России, в странах Евросоюза – каждая страна будет освещать то или иное событие со своей точки зрения. И с этим, увы, ничего нельзя поделать. По крайней мере, сейчас.
Список использованной литературы
История русской журналистики XVIII-XIX веков под ред. Западова А.В. М.,1973.
Смирнов Г. Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. М., 1971. С. 345.
Скуленко М.И. Журналистика и пропаганда Киев,1987.
Михайлов С.А.Журналистика Соединенных Штатов Америки СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004 г.