ЖАНРЫ МИРОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЖАНРЫ МИРОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Фоменко А.К. 1
1Башкирский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ЖАНР (франц. genre) (в искусстве), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.

Еще в давние времена были созданы действующие и поныне способы, или роды, литературного изображения: эпический, лирический и драматический, определившие пути разрешения тех задач, которые ставились и ставятся человечеством перед литературой. Эпический способ был основан на художественном воспроизведении внешнего по отношению к писателю мира. Лирический — на непосредственном выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни. Драматический способ органически сочетал возможности двух первых: характеры самых различных действующих лиц выступают в пьесе в непосредственном лирическом самовыявлении.

Разобравшись с понятием литературного жанра, перейдём теперь к жанрам в журналистике, которые имеют много общего с литературными, но отличаются и своей спецификой.

Важно помнить, что в «чистом» виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга – это явление называется диффузией. На «стыке» жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.

Разные ученые различают разные же способы разделения журналистских жанров. Самый распространенный способ классификации жанров предусматривает их деление на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Но встречаются и другие способы. Например, исследователь Лев Кройчик разделяет тексты на:

  • Оперативно-новостные — все виды заметок.

  • Оперативно-исследовательские — отчет, репортаж, интервью.

  • Исследовательско-новостные – комментарий, рецензия.

  • Исследовательские — статья, письмо.

  • Исследовательско-образные — фельетон, эссе.

Жанр по Кройчику — особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. По-другому к рассмотрению этого вопроса подходит Семён Гуревич. Он даёт определение самого понятия «жанр», признавая его как устойчивые особенности содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Соответственно, разнится и типология разделения жанров. По Гуревичу все жанры делятся на:

  • Жанры новостной информации

  • Диалогические жанры

  • Ситуативно-аналитические жанры

  • Эпистолярные жанры

  • Художественно-публицистические жанры

  • Сатирические жанры

Новостной жанр является не только основой журналистской профессии, но и – как бы это ни казалось удивительным, на первый взгляд, – необходимой составляющей большинства других современных видов деятельности. Навыки, приобретенные в процессе работы с новостями, помогают фактически по-иному – по-новому – взглянуть на окружающий мир и на себя в этом мире. Для человека, профессионально – то есть, уверенно, содержательно и ответственно – владеющего новостным инструментарием, характерно редкое и очень ценное сочетание двух противоречивых состояний. С одной стороны, «новостной человек» обладает высокой технологичностью, то есть умением производить продукты не в творческом или ремесленном, а в производственном режиме: в достаточном количестве и высокого качества. В то же время, «новостники» обладают особым, недоступным «обычным» людям чутьем ко всему новому, современному. Именно журналисты, работающие в новостном жанре, первыми узнают о наиболее интересных событиях в различных сферах человеческой деятельности и природы, первыми «проверяют это новое на себе», формируя личное представление о незнакомом предмете, и помогают продвижению новаций в обществе. А для этого им необходимо владеть удивительной способностью – находить новое, значимое и интересное даже там, где его по всем правилам обычной жизни быть не должно!

Интервью, диалог и беседа образуют следующую группу – диалогических жанровпублицистики. У них общее назначение и специфический предмет отображения – с помощью этих жанров журналисты сообщают не только о событиях, но и о мнениях людей об этих событиях. А различаются они количеством участников, их ролью и методами получения информации.

В следующую обширную группу ситуативно-аналитических жанров публицистики входят комментарий, корреспонденция, статья и обозрение. У них общее назначение: анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах жизни общества. Эти ситуации различаются не только своим характером (политическая, экономическая, военная или психологическая), но и своим масштабом, они могут быть связаны с обширным или ограниченным регионом, затрагивать жизнь крупных общественных групп или даже частную жизнь граждан. Каждая из них охватывает комплекс различных фактов, воздействующих друг на друга, изменяющих ситуацию и способствующих возникновению различных актуальных проблем – вопросов, требующих скорейшего разрешения.

Эпистолярный жанр - это жанр литературного произведения, который характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки. Не стоит путать эпистолярный жанр и дневниковые записи, так как первый характеризуется обязательным наличием адресата и получателя письма, а для второго это совсем не характерно.

В жанрах художественной публицистики определяющим является наличие образа, а анализ и сообщение фактов играют подчиненную роль, имеют второстепенное значение. Функция художественной публицистики - в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские произведения этого вида есть результат художественной организации фактического документального материала.

Сатирическими жанрами литературы принято считать жанры, в которых главное – породить смех у читателя.Сатирические произведение обычно принято разделять на три части:

Иронические• Собственно сатирические• Саркастические

Жанры в Интернет – журналистике

Интернет-журналистика — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце ХХ века с развитием и распространением Интернета.

Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации.

Интернет-издания могут иметь официальный статус СМИ, могут не иметь его. Работающий на интернет-издание журналист (интернет-журналист), как правило, не сталкивается со многими атрибутами традиционной журналистики — специализированной аппаратурой для телесъёмки и звукозаписи, полиграфией.

Важным является правовой аспект деятельности журналиста в Интернете. Фактически, журналист несёт ответственность за опубликованную информацию, но на практике это не всегда так.

Широкую популярность приобрела индивидуализация журналистики. Это новое явление, получившее свое распространение в журналистике. Любая личность выступает как производитель и распространитель информации без контроля и каких-либо ограничений извне. Стала развиваться и завоёвывать популярность блогосфера; общественность, пресса и научные круги задались вопросом, могут ли блоги вытеснить «традиционные СМИ». К настоящему времени многие приходят к выводу, что профессиональная журналистика и блогосфера (которую иногда называют «индивидуальной» или «гражданской» журналистикой) дополняют друг друга, так как преимущества одной восполняют недостатки другой, и наоборот.

Возможно, блог можно расценить как очередную ступень в эволюции журналистики, одними из признаков которой являются децентрализация СМИ, стремление к интерактивности, переход от монолога к диалогу и т. д.

По некоторым прогнозам, в ближайшее время все журналисты будут делиться на три категории:

• на тех, кто вообще не работает в Интернете; • на пассивных пользователей, рассматривающих Интернет только как «входной канал», как источник информации, которую они дальше обрабатывают в рамках традиционных печатных, теле- и радиотехнологий; • на web-журналистов, использующих Интернет как «выходной канал», распространяя свой информационный продукт во Всемирной сети.

Интернет-журналистика имеет свои особенности. Прежде всего, это журналистика малых (по объему) форм. Трудно представить себе человека, который будет читать онлайн-сочинение большее, чем 8-10 тыс. знаков. Особенно на повременном dial-up соединении. Кроме этого, желательно, чтобы материал был разбит на короткие конкретные блоки с подзаголовками и использовались доступные средства выделения (полужирный, курсив, подчеркивание, маркированные списки), которые «оживляют» текст и могут усилить наиболее значимые моменты. Следует помнить, что вы пишете не текст, а гипертекст.

Важной особенностью интернет-журналистики является и ее интерактивность, т.е. возможность оперативно вступать в диалог с заинтересованным читателем при помощи форумов или гостевой книги, которыми оснащены многие виртуальные издания. При достижении взаимопонимания с радиацией, через «обратную связь» интересная статья может стать началом цикла или даже постоянной рубрики.

Список использованной литертуры

  1. Ушаков Д. Н. Большой энциклопедический словарь. – М.: 1979. – с. 65.

  2. Кройчик Л. Е. Основы творческой деятельности журналиста: Система журналистских жанров. Глава 5 – М.: 2000. – с. 153-157.

  3. Кройчик Л. Е. Основы творческой деятельности журналиста: Система журналистских жанров. Глава 5 – М.: 2000. – с. 153-157.

  4. Сафронов В. К. Интернет-журналистика. – Спб.: Мысль, 2012. – 45 с.

Просмотров работы: 4062