МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Гайнуллина И.Р. 1, Абрамовских Н.В. 2
1Сургутский государственный педагогический университет
2Сургутский государственный педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Обновление содержания образования, организация различных типов и видов образовательных учреждений, новых форм дошкольного образования, введение новой нормативно-правовой базы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятие федеральных государственных образовательных стандартов, обновленные СанПиНы, новое законодательство по финансовому обеспечению деятельности дошкольных образовательных учреждений и многих других регламентирующих документов, подчеркивают необходимость повышения профессионального уровня педагога. Сегодня нужен воспитатель с высоким уровнем профессионализма, компетентный, свободно владеющий своей профессией, готовый к постоянному профессиональному росту, поскольку педагог должен обладать не только знаниями и опытом в определенной области, но и необходимым набором профессиональных компетенций. Таких как, способность формулировать проблемы, разрабатывать средства ее решения, проводить рефлексию результатов, осуществлять построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности, участие педагога в инновационной деятельности. Всем этим требованиям, на наш взгляд, отвечает проектная деятельность. Поскольку в ее основу положена идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат который можно получить при решении той или иной практической или теоретической проблемы. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность, а значит на самоорганизацию и саморазвитие.[3]

Однако проведенный анализ проектов создаваемых педагогами и анкетирование среди воспитателей ДОО, позволило выявить следующие проблемы:

- низкая мотивация воспитателей на проектную деятельность;

- недостаточный уровень знания педагогами основ проектной деятельности и владения умениями разработки проектов;

- недостаточное использование педагогами развивающего потенциала метода проектов;

- отсутствие системы в организации проектной деятельности: отсутствие единых подходов к организации проектной деятельности в ОО, нерациональный охват проектной деятельностью педагогов.

Это обусловлено отсутствием у многих воспитателей опыта создания проектов, знаний их видов, структуре и этапах проведения, либо наблюдается некий формализм, неумение или нежелание использовать в работе инновационные, современные технологии.

В связи с этим возникает необходимость создания в ДОО действенной и эффективной системы методического сопровождения проектной деятельности направленной на развитие компетенций в организации проектной деятельности воспитателя.

В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической работы.

Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Понятие «сопровождение» используется по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей.

В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые. [4]

М. Р. Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына).

Можно сделать вывод, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия, а его сущностными признаками являются помощь в принятии решений, взаимодействие.

Методическое сопровождение деятельности педагога будем рассматривать как целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности, т.е. как управленческую технологию организации сотрудничества субъектов образования.

Понимание сопровождения как управленческой технологии позволяет решить проблему организационно-методической деятельности в обучении педагогов.

Анализ теории и психологии управления (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. Ю. Кричевский, А. И. Китов, В. Д. Шадриков, М. Марков) позволил уточнить компонентный состав (структуру) и содержание методического сопровождения: диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический.

В методическом блоке выделяется три модуля:

  • информационно-методический,

  • организационно-методический

  • и практический (опытно-внедренческий).

Организационно - методический модуль направлен на организацию и проведение системы различных методических мероприятий по обучению педагогов проектной деятельности: семинаров (проблемно-целевых, научно-методических, проектировочных и др.), «круглых столов», стажировок, тематического индивидуального и коллективного консультирования.[5]

К принципам сопровождения относятся:

  • ответственность субъекта за выбор решения (тот, кто сопровождает, имеет только совещательные права);

  • приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность и системность сопровождения;

  • индивидуальный подход, приоритетность самостоятельного обучения востребованность результатов обучения в практической деятельности.

Ценность методического сопровождения проектной деятельности педагога заключается в многообразии функций, которое оно выполняет: обучающая, консультационная, диагностическая, информационная, психотерапевтическая и другие.

Содержанием методического сопровождения является оказание помощи и поддержки педагогам в педагогической деятельности, в нашем случае проектной.

Программу методического сопровождения проектной деятельности рассмотрим через последовательную реализацию следующих шагов:

  • диагностики сути проблемы;

  • информационного поиска методов для ее решения;

  • обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;

  • оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.

В качестве способов и средств организации проектной деятельности могут использоваться: современные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционное обучение, игра, диалог, фокус-группы, тьюторство, командообразование и другие. [3]

Кроме того, к формам методического сопровождения педагогов относятся:

  • организация методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, семинары, педагогические советы). Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т.д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т. д.).;

  • создание организационных (работа ресурсного кабинета или информационного центра) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д.;

  • оказание методической поддержки (тьюторство) для педагогов, ведущих свою проектную деятельность;

  • информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению своего опыта, в том числе и выставление проектов на получение грантовой поддержки в сфере образования.

Организация методического сопровождения проектной деятельности педагога - это управляемый, развивающий и развивающийся продолжительный процесс, результатом которого становится педагог достаточного уровня квалификации и компетентности. Рост профессиональной компетентности педагога, в нашем случае, будет во многом способствовать грамотной организации им проектной деятельности и обеспечит ее внедрение в педагогический процесс.

Список используемой литературы.

  1. Атемаскина, Ю.В., Богославец, Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие/ Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. - 112 с.

  2. Афонькина Ю.А., Сербукович З.Ф. Настольная книга старшего воспитателя/ авт.-сост. Ю.А. Афонькина, З.Ф.Сербукович. – Волгоград: Учитель, 2014.-153 с.

  3. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М: Айрис-пресс, 2009. - 208 с.

  4. Вострухина Т.Н. Методическое сопровождение роста профессиональной компетентности педагогов в дошкольном образовательном учреждении. http://www.rusnauka.com/4_SND_2013/Pedagogica/3_127044.doc.htm, дата обращения 14.12. 2014 г.

  5. Решетников В.Г. Организационно - методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образовании. http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-metodicheskoe-soprovozhdenie-i-metodicheskaya-podderzhka-deyatelnosti-pedagogov-v-usloviyah-modernizatsii, дата обращения 14.12.2014 г.

Просмотров работы: 5721